|
Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»
Учебное пособие
Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.
Практикум
Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии
(занятия 1,2)
Вопросы:
- Понятие криминологии.
- Предмет и метод криминологии.
- Система криминологии.
- Криминология и другие науки.
- Задачи криминологии на современном этапе.
- Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
- Антропологические концепции причин преступности.
- Социологические концепции причин преступного поведения.
- Структурно-функциональный анализ в криминологии.
- Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.
Задания:
- Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
- Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
- Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
- Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
- Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
- Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
- Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
- Охарактеризуйте методы криминологии.
- Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
- Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
- Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
- Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
- Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
- В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
- Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
- Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
- Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
- Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
- Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
- Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
- Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.
Тема 3. Преступность
(занятие 3)
Вопросы:
- Понятие преступности.
- Количественные признаки преступности.
- Качественные признаки преступности.
- Латентная преступность.
- География преступности.
- Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.
Задания:
- Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
- Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
- Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
- Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
- Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
- Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
- В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
- Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
- Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
- Что такое коэффициент преступности?
- Что такое динамика преступности?
- Что понимается под структурой преступности (преступников)?
- Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
- Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
- Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
- В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
- Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
- Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
- Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?
Темы 4,5. Личность преступника и механизм преступного поведения
(занятия 4,5)
Вопросы:
- Понятие личности преступника. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
- Характеристика личности преступника.
- Классификация преступников.
- Типология преступников.
- Механизм преступного поведения.
Задания:
- Что такое личность?
- Поддается ли личность изменению? Можно ли изучить и понять внутренний мир другого человека?
- Древние философы заметили, что человек существо особенное: думает он одно, говорит другое, а делает что-то третье. Верно ли это наблюдение? Возможно ли при этом понять человека, оказывать воздействие на его личность?
- Что такое личность преступника? В чем специфика личности преступника?
- Можно ли в настоящее время говорить об условности данного понятия?
- Что понимается под общественной опасностью личности преступника? В чем она может проявляться? В чем отличие личности преступника от личности непреступника?
- Для чего необходимо знание о личности преступника?
- Методики и достижения каких наук необходимо использовать при изучении личности преступника?
- Для чего личность преступника изучается на предварительном следствии?
- Изучается ли личность преступника в ходе судебного заседания? Обоснуйте свой ответ:
есть ли в этом необходимость;
возможно ли изучить личность в условиях судебного заседания;
каким образом суд может реализовать сведения о личности преступника.
- В ходе предварительного следствия было установлено, что обвиняемый Фролов Виктор Тимофеевич пользуется уважением в преступном мире и имеет кличку «Витя опасный». Как эта информация может быть использована в ходе следствия и суда? Как она может быть отражена в материалах уголовного дела?
- Что понимается под криминологической характеристикой личности преступника?
- Что понимается под социально - демографической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
- Что понимается под социально-ролевой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
- Что понимается под нравственно-психологической характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
- Что понимается под уголовно-правовой характеристикой личности преступника? Охарактеризуйте личность среднестатистического преступника в РФ в современный период времени с данных позиций.
- При анализе нижеприведенных примеров определите, все ли признаки, характеризующие личность преступника, нашли в них отражение.
Пример 1. Иванов, 50 лет, холост, образование основное общее, трудоспособен, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим за совершение краж и грабежей. Провел 20 лет в местах лишения свободы.
Пример 2. Сидоров, 45 лет, образование 4 класса, в прошлом недолго работал шофером, но за нарушения был лишен водительских прав. Разведен. Где находятся бывшая жена и дочь, не знает. Судим 4 раза за кражи. Освободившись из исправительного учреждения, на работу не устроился. Жил попрошайничеством и за счет случайных заработков (собирал и сдавал стеклотару). Жилья не имел. Заразился сифилисом. Алкоголик. Последнее преступление – кража колбасы и сыра из магазина. Назначенные наказания ни разу не превышали 3 лет.
- Что понимается под классификацией преступников? Каковы виды классификаций личности преступника и каково их практическое значение?
- Что понимается под типологией преступников? Применяются ли типологии преступников в практической деятельности?
- Какие типы преступников Вы знаете?
- Что понимается под формированием личности преступника?
- Может ли высокая тревожность личности быть прирожденной? Может ли это порождать неизбежность отклоняющегося поведения?
- Перечислите различные отрицательные качества личности, которые, по Вашему мнению, могут обусловить совершение преступления.
- Прочтите описание преступного поведения. Проанализируйте личность Крестова. Какие криминогенные качества лежали в основе совершенных им преступлений? Крестову нравится видеть страдания других. Ему это очень приятно. Даже когда он вспоминает о чем-то таком, у него улучшается настроение. А уж когда он сам бьет кого-то – «это настоящая жизнь»! Ему нравится угрожать, видеть, что человек его боится. Перед тем как избить, он наслаждается видом паники. Иногда у избитых он забирает вещи или деньги – право сильного. Но это не главное. Главное совсем в другом.
- Что такое механизм преступного поведения?
- Раскройте содержание мотивации преступления, как первого звена механизма преступного поведения.
- Какую роль играет конкретная жизненная ситуации в механизме преступного поведения?
- Раскройте содержание планирования и совершения преступления как звеньев механизма преступного поведения.
- Обоснованно ли выделение посткриминального поведения преступника как этапа механизма преступного поведения?
- Для чего нужно изучать механизм преступного поведения?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|