Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика основных криминологических направлений и школ





Вопросы к экзамену по курсу «Криминология»

 

  1. Понятие криминологии. Ее предмет, система, задачи. Место криминологии в системе наук..
  2. Методология и методика криминологических исследований.
  3. Общая характеристика основных криминологических направлений и школ.
  4. Характеристика основных теорий биологического направления.
  5. Характеристика основных теорий социологического направления.
  6. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений. Развитие научных представлений о преступности.
  7. Измерение преступности, ее показатели.
  8. Понятие латентной преступности и ее значение в криминологи­ческих исследованиях.
  9. Современное состояние и структура преступности в России.
  10. Причины преступности: сущность, понятие, классификация.
  11. Условия, способствующие действию причин преступности.
  12. Характеристика современного состояния причин преступности в России.
  13. Понятие и структура личности преступника.
  14. Особенности генезиса личности преступника.
  15. Классификация преступников и типология их личности.
  16. Соотношение социального и биологического в личности преступника и преступном поведении.
  17. Понятие и основные элементы (причины и условия) механизма конкретного преступления.
  18. Характеристика основных элементов социальной среды, формирующих особенности личности преступника.
  19. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления.
  20. Виктимологический аспект конкретного преступления.
  21. Понятие, значение и методы криминологических исследований.
  22. Организация и этапы криминологических исследований.
  23. Понятие, цели, методы криминологического прогнозирования. Виды криминологических прогнозов.
  24. Понятие и задачи криминологического планирования. Виды программ.
  25. Предупреждения преступности. Понятие, задачи, принципы.
  26. Классификация мер предупреждения преступности.
  27. Правовые основы предупреждения преступности. Субъекты предупредительной деятельности.
  28. Понятие и криминологическая характеристика преступлений против собственности.
  29. Причины и условия совершения преступлений против собственности.
  30. Предупреждение преступлений против собственности.
  31. Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.
  32. Современные факторы совершения преступлений в сфере экономической деятельности.
  33. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.
  34. Понятие и основные криминологические характеристики насильственных преступлений и хулиганства
  35. Характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство
  36. Особенности причин и условий совершения насильственных преступлений и хулиганства.
  37. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства
  38. Понятие и криминологические особенности преступлений против общественной безопасности
  39. Криминологическая характеристика терроризма.
  40. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
  41. Понятие должностной преступности.
  42. Криминологическая характеристика коррупционных преступлений.
  43. Особенности преступности несовершеннолетних. Причины и условия ее появления.
  44. Характеристика личности несовершеннолетних преступников.
  45. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних.
  46. Понятие и криминологическая характеристика женской преступности.
  47. Детерминанты женской преступности.
  48. Особенности мер предупреждения женской преступности.
  49. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности.
  50. Особенности личности профессионального преступника и рецидивиста.
  51. Причины возникновения рецидивной и профессиональной преступности и меры их предупреждения.
  52. Криминологическое понятие организованной преступности. (крайне закрытые общности с четко структуированными обрядами. Много для них недопустимо.мини социум. Государство в государстве имеет свои источники. Японская мафия/русская мафия. Имеют финансовые фонды чтобы оплачивать образование детей и их товарищей. Если сравнивать с преступниками не входящими в данную группу то разница колоссальная/сицилийская мафия)
  53. Условия, способствующие существованию организованной преступности.
  54. Характеристика мер предупреждения организованной преступности.

 







Понятие криминологии. Ее предмет, система, задачи. Место криминологии в системе наук

 

Криминология происходит от латинского слова “crimen”-преступление и греческого “logos”-учение

 

Цели:

1. Теоретическая – познание закономерностей преступности и выработка на этой основе научных теорий и концепций, гипотез

2. Практическая- выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью

3. Перспективная- создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности

4. Ближайшая- осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью

 

Задачи:

1. Изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние,уровень, структуру и динамику преступности

2. Социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними

3. Изучение личности преступника

4. Выявление механизма совершения конкретного преступления

5. Классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника

6. Определение основных направлений и мер предупреждения личности

 

Функции:

1. Описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного материала

2. Выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей

3. Выявление путей возможного развития явления или процесса

 

Система:

Общая и особенная часть.

 

 

Методология и методика криминологических исследований

 

 

Метод криминологии – совокупность приемов и способов, используемых для отыскания, сбора, анализа, оценки и применения информации о преступности в целом и отдельных ее компонентах, о личности преступника с целью создания эффективных мер борьбы с преступностью и предупреждения преступлений.

Методы изучения криминологии:

1) наблюдение – непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2) эксперимент – проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3) опрос – метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях.

Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4) анализ документальных источников информации криминологического исследования – необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5) моделирование – способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

 

 

Общая характеристика основных криминологических направлений и школ

 

Демокрит. Впервые выводит причины преступных пороков. Мерой предупреждения -воспитание, потому что неправильное поведение- результат незнания правильного.

Угроза наказания вспомогательная рольà не всегда удерживает от соблазна грешить.

 

Протагор. наказание осуществляется во имя будущего, чтобы ни наказываемый, ни посторонний человек, которому известно о применении наказания не совершал преступления.

 

Платон. Первым указывает на личностно-мотивационную природу нарушения норм. В основе нарушений лежит: Гнев/ревность/страсть к наслаждению.

 

Аристотель. Причины преступности:

1) бедность

2) необоснованные привилегии 1м соц слоям без права….

3) Национальные противоречия (разноплеменность население)

Он осуждает культ богатства

 

Древний Рим.

 

Цицерон. неизбежность наказания.

Надежно но безнаказанно- одна из сильнейших побудительных причин в совершении преступления.

 

Средневековье отличается особой жестокостью наказания преступников. Господство теологическое учение. Влияние дьявола бла бла бла.

 

Томас Мор. 1477-1579

Место где все идеально- утопия. Возродил идею предупреждения преступности.

, основными преступности Англии того времени: 1) имущественное неравенство 2) частная собственность 3) золото

Противник смертной казни. Он предложил за имущ-е преступление назначать работы исправительного характера.

 

Период просвещения:

Шарль Луи Монтескье. 1689

“о духе законов” – о факторах преступности, о главенстве предупреждения преступности, о высокой роли различных соц институтов. Закладывает основы теории факторов. à

Кетлер. Система наказания- крайне важный индикатор уровня одичания общества. Наказание, основанное на жестокости вызывает не страх, а состояние дикости.

 

Чезарре Беккария (классическая школа) 1738-1794

 

Представители классических теорий все внимание уделяли сугубо уголовному наказанию. Обделена была личность преступника и объективные соц факторы.

 

Антропологическое направление:

 

Эволюционная теория видов Чарльз Дарвин.

Учения о естественном отборе были использованы для изучения развития общества.

Ученый перенес революционную теорию в область исследования преступности.

Чезарре Ломброзо.

При благоприятных факторах- наклонности могут и не реализоваться.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.