Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды криминологического прогнозирования





По видам можно разделить криминологические прогнозы:

- преступности,

- личности преступника,

- факторов преступности (например, криминогенных явлений в экономике),

- последствий преступности (например, числа жертв автотранспортных преступлений),

- мер борьбы с преступностью (например, изменений в уголовном законодательстве).

В настоящее время в зависимости выделяются три основных вида криминологического прогнозирования: прогнозирование развития науки криминологии, прогнозирование преступности и прогнозирование индивидуального преступного поведения.

Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования (с определением конкретных показателей) ее состояния в целом и отдельных ее видов: первичной и рецидивной; преступности взрослых и несовершеннолетних; мужчин и женщин; отдельных групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах и административно-территориальных образованиях, на различных объектах и в отраслях народного хозяйства и т.п.

Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т. Д



Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.

Одним из видов планирования являютсякомплексныепланы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.



Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым.

По временипланирование бываеттекущим и перспективным.

Перспективное планирование рассчитано на длительный срок.

Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.

Некоторые авторы предлагают и другую классификацию планирования:

- комплексно - территориальное;

- комплексно - отраслевое;

- функционально - ведомственное.

Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства(министерства, комитеты).

милиции и т. д.);

24 вопрос. Понятие, предмет и задачи виктимологии.

Криминологическая виктимология – отрасль криминологии, общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву преступления.

Наряду с общеприменимым в криминологии термином «жертва» криминологическая виктимология оперирует обозначающим непосредственную жертву преступления термином «потерпевший».

Задачи виктимологии – изучении личности пострадавших от преступления, их межличностных связей с преступником до, во время и после свершения преступления.

Предмет изучения виктимологии – лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред, в том числе и преступники; их поведение, связанное с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления; ситуации, в которых произошло причинение вреда и т. д.



Криминологическая виктимология изучает:

1) социальные, психологические, правовые, нравственные и иные характеристики жертв преступлений – для того чтобы выяснить, почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим;

2) отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего) – чтобы ответить на вопрос, в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника;

3) ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления – чтобы ответить на вопрос, как в этих ситуациях во взаимодействии с поведением преступника криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы (потерпевшего);

4) посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего) – чтобы ответить на вопрос, что он предпринимает для восстановления своего права, прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда, препятствует или способствует им в установлении истины. Сюда относится и система мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности как потенциальных жертв, так и реальных потерпевших;

5) пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда, и в первую очередь физической реабилитации жертвы (потерпевшего). Виктимология изучает различные проблемы, связанные с причинением вреда. Прежде всего она обращается к личностным качествам и поведению жертв, в большей или меньшей степени детерминирующим преступные действия причинителей вреда, к ситуациям, чреватым опасностью причинения насилия.

25 вопрос . Понятие и виды жертвы преступления.

 

Жертва преступления определяется и как любое лицо (социальную группу, институт, общность), которому причинен вред или повреждения другим лицом, которое ощущает себя потерпевшим, сообщает об этом публично, нормативно верифицировано как потерпевший и, следовательно, имеет право на получение помощи от государственных, общественных или частных служб.

Классификация потерпевших (жертв преступлений):

  1. по содержанию субъективной стороны - жертва умышленной или неосторожной преступности.
  2. по направленности преступного посягательства - жертвы преступлений однородного объекта (против жизни и здоровья, общественной безопасности, государственной власти) и определенных видов преступлений (убийств, краж, мошенничества).
  3. по характеру причиненного вреда - материальный, моральный и физический.
  4. по видам взаимоотношений с преступником: случайные, заранее определенные, заранее не определенные.
  5. по роли жертвы - жертвы нейтральные, соучастники, провокаторы.
  6. по характеру поведения потерпевших: активные (их поведение спровоцировало преступление), интенсивные (их действие положительно но все равно привело к преступлению), пассивные (не оказавшие сопротивления).
  7. по психологическим критериям - лица с выраженными нравственно-психологическими особенностями; лица с отклонениями в психике; жертвы-симулянты.
  8. биофизические характеристики - пол, возраст, состояние в момент совершения преступления.
  9. по уровню виктимизации: потенциальные (в отношении которых реального причинения вреда еще не произошло); реальные (уже понесшие ущерб); латентные (реальные, но по тем или иным причинам оставшиеся вне официального учета).

Виктимизация - это процесс превращения лица в жертву преступления.

 

 

26 вопрос . Понятие и виды виктимности.

Криминологическая виктимность – повышенная способность лица в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств становиться объектом для преступных посягательств.

Количественные признаки виктимности:

1) объем – выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физическим и юридическим лицам; число потерпевших от этих преступлений на определенной территории за определенный период;

2) уровень – общее число учтенных преступлений, повлекших причинение вреда физическим и юридическим лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также случаев причинения вреда преступлениями на определенной территории за определенный период. Характер виктимности определяется тем, каково количество потерпевших от наиболее опасных преступлений в структуре виктимности, а также тем, какова характеристика личностей тех, в отношении которых совершают преступления.

Виды криминологической виктимности:

1) индивидуальная – это потенциальная, а также реализованная повышенная способность лица стать жертвой преступного посягательства при условии, что объективно этого можно было бы избежать. Индивидуальная виктимность складывается из личностного и ситуационного компонентов, причем качественная характеристика первого находится в системной зависимости от второго. Индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, возникшее в результате его взаимодействия с внешними факторами и заключающееся в возможности реализации (или нереализации) качеств, ему присущих, в ходе совершения в отношении него преступления. Эта уязвимость зависит от субъективных и объективных предрасположений и выступает как неспособность противостоять преступнику;

2) массовая- люди, обладающие аналогичными, сходными или различными морально-психологическими, биофизическими и социальными качествами, определяющими степень уязвимости от преступлений, составляют массу, в которой отдельное лицо с его индивидуальной виктимностью выступает лишь как элемент совокупности. Массовая виктимность в зависимости от реализации определенных личностных и ситуативных факторов выражается в различных видах:

  1. групповая – виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности;
  2. объектно-видовая – виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений;
  3. субъектно-видовая – виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников.

Массовая виктимность выражается в совокупности всех жертв и актов причинения вреда преступлениями физическим лицам на определенной территории в определенный период времени и общих для населения и отдельных его групп потенций уязвимости, реализующихся в массе разнохарактерных индивидуальных виктимных проявлений, в различной степени детерминирующих совершение преступлений и причинение вреда

27 вопрос . Понятие и виды виктимизации.

Виктимизация - это процесс превращения лица в жертву преступления.

Структура виктимизации на индивидуальном уровне (конкретное преступление) включает элементы:

Субъект индивидуальной виктимизации - это всегда физическое лицо, непосредственная жертва преступления (потерпевший).

Субъект массовой виктимизации - это множество, совокупность жертв - субъектов индивидуальной виктимизации.

Объект виктимизации - это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения (блага, ценности), которые в результате виктимизации подверглись социально нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективную сторону виктимизациисоставляют элементы ситуации: место, время, способ причинения вреда, поведение потерпевшего в виде провокации, содействия, противодействия виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его «вклад» в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации.

В зависимости от уровня социального взаимодействия преступности и виктимности, его продолжительности и объектно-субъектных связей обычно выделяются следующие виды виктимизации:первичная, вторичная и третичная.

При этом под первичной виктимизацией понимается причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления.

Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к жертве социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органов социального контроля, посредников и персонала, работающего с жертвами. Стереотипная предубежденность в отношении "виновности" жертвы, грубое, невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы "греховности" жертвы, ее запятнаности совершением преступления, унижение ее чести и достоинства составляют перечень типичных форм вторичной виктимизации, содействующих отчуждению жертвы, ее десоциализации.

Немецкими исследователями выделяется такжетретичная виктимизация жертвы преступления, представляющая собой использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях и в целях проводимой уголовной политики .

 

28 вопрос. Виктимологическая профилактика.

Термин "виктимология" и производные от него "виктимность", "виктимизация", "виктимологическая профилактика" происходят от латинского victima (жертва) и греческогоlogos (учение), что означает учение о жертве. Применительно к теории и практике предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного поведения значимы личностные качества людей, которые затем становятся жертвами преступления.

Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и не быть, а начавшееся – окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также те ситуации, которые предшествовали или. сопровождали момент причинения ущерба.

Виктимологическая профилактика – одно из направлений предупреждения преступности, далеко не в полной мере реализованное в нашем обществе. Это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Субъектами виктимологической профилактики выступают те же государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, кто осуществляет традиционную профилактику с той лишь разницей, что могут создаваться, организовываться, выделяться сугубо специализированные органы, подразделения, группы, общественные и частные организации, которые на профессиональной основе обеспечивают работу с жертвами преступлений в плане их защиты от преступных посягательств. Примером такого рода субъектов можно назвать органы социальной защиты населения.

Разумеется, виктимологическая профилактика не решает всех проблем. Однако в общем ряду с традиционной и вместе с ней она существенно повышает уровень предупреждения преступлений, делает в целом предупредительную деятельность логически завершенной. Пренебрегать возможностями виктимологической профилактики, а тем более игнорировать их, означает вести борьбу с преступностью полумерами.

Успешное осуществление виктимологической профилактики зависит от многих факторов, в первую очередь организационного и тактического характера.

Достаточно простым представляется выявление лиц, повышенная виктимность которых связана, например, с их профессией, родом деятельности (кассиры, инкассаторы, материально ответственные лица, работники правоохранительных органов, предприниматели, не пользующиеся услугами охранных предприятий). Поэтому, проводя общепрофилактические мероприятия, следует в обязательном порядке предусмотреть как меры их общесоциальной защиты, так и индивидуальные меры информационного, воспитательного и технического свойства, включая персональную охрану в случае необходимости.

Гораздо труднее обстоит дело при выявлении лиц, повышенная виктимность которых обусловлена их поведением.

Мероприятия виктимологической профилактики могут быть различными и сведены в две основные группы. К первой группе относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда. Сюда могут быть включены:

а) изготовление и распространение специальных памяток – предостережений о том, как уберечься от преступника, не стать жертвой преступления;

б) извещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на данной территории фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников и о том, как следует поступать гражданам в случае встречи с преступниками или при нахождении в криминальной ситуации;

в) оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от возможного проникновения в дом (квартиру) нежеланных гостей;

г) проверка и принятие мер по надлежащему освещению улиц, скверов, подъездов домов, распространению предостерегающих надписей, приближению постов и милицейских нарядов к местам, удобным для совершения преступлений;

д) проведение целенаправленных бесед с родителями, работниками детских учреждений, педагогами, школьниками, учащимися других учебных заведений о том, как следует вести себя и что делать в случае встречи с преступником или подозрительными лицами.

е) организация стоянок автомототранспорта, маркировка автомобильных стекол и ценных вещей, проведение бесед с владельцами автомототранспорта об их поведении и информировании милиции о случаях краж и угонов автомототранспорта или попытках совершения такого рода преступлений;

ж) проведение бесед с пожилыми людьми и инвалидами, а также проведение собраний, совещаний, занятий с кассирами, продавцами, инкассаторами, работниками медицинских и других учреждений, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывают повышенный интерес преступников.

29 вопрос . Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет на определенной территории за взятый промежуток времени.

Не могут быть субъектами преступлений несовершеннолетние лица, если по смыслу состава преступления ответственность за его нарушение может нести лишь лицо, достигшее 18 лет(воинские, должностные и некоторые другие преступления – специальный субъект).

Под влиянием семейной среды у детей складываются определенные взгляды и привычки, формируются потребности и способы их удовлетворения.

Сейчас наблюдается тенденция к снижению авторитета родителей, обусловленная их неправильным поведением.

В формировании личности подростка активно должна участвовать школа. Однако в период обучения школьникам не прививаются необходимые навыки самооценки своего поведения, не закрепляются у них установки против антиобщественных влияний и неблагоприятных жизненных ситуаций; не налаживаются правильные взаимоотношения между педагогами и учениками, в результате чего ученики замыкаются в себе, а затем попадают под влияние нежелательной среды. Школа не занимается вопросами внешкольной работы, организацией досуга детей. Слаба связь школы с семьями подростков, особенно с теми, которые числятся неблагополучными.

Сложным стало трудоустройство молодых людей, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора. Это привело к тому, что ныне молодежь составляет основную часть армии безработных.

К условиям, способствующим преступности несовершеннолетних, можно также отнести: безнадзорность, безнаказанность, недостатки и упущения в работе правоохранительных органов по организации предупреждения и пресечения правонарушений среди подростков, серьезные проблемы в правовом воспитании несовершеннолетних, высокую латентность преступлений, совершаемых этими лицами.

Ранняя профилактика включает в себя деятельность органов народного образования, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, направленную на устранение неблагоприятных условий в воспитании подростков и корректировку их допре-ступного поведения.

Вся профилактическая работа должна сводиться к одной цели – прививать учащимся и другим несовершеннолетним необходимые нравственные понятия, развивать навыки для решения сложных жизненных ситуаций, учить правильно реагировать на отрицательное давление со стороны других лиц, вовлекающих подростков в различные правонарушения, прививать уважение к закону.

В основном кражи.

в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:

  • преобладание «детских» мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
  • ситуативность мотивов;
  • деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.

 

30 вопрос . Особенности личности несовершеннолетних преступников.

 

Структура личности преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника – возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.

Возрастное изменение личности не является причиной и не увязывается однозначно с динамикой основных жизненных отношений. Сохранность основных жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием событий, обстоятельств и т. д. Кроме хронологического возраста, различают возраст психологический, педагогический и физический, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Вообще, так называемого «среднестатистического возраста» реально не существует. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы:

  • 14–15 лет – подростково-малолетняя группа;
  • 16–17 лет – несовершеннолетние.

Среди несовершеннолетних преступников преобладают лица мужского пола. Это объясняется прежде всего различием гендерных социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.

С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более двух третей несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого восьмого – десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники. Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. Для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью (как населения в целом, так и несовершеннолетних) и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном его составляют ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в два-три раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время, согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения. Ее основные признаки:

  • преобладание «детских» мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
  • ситуативность мотивов;
  • деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.

Переходный возраст.

31 вопрос .Причины и условия преступности несовершеннолетних.

Причины и условия преступности несовершеннолетних. Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, сущности и способов решения основных противоречий.

Сложилось устойчивое мнение о том, что главными причинами преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста являются резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Их уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

  • преобладание «детских» мотивов – совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;
  • ситуативность мотивов;
  • деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса – сокращение рабочих мест, что привело к уменьшению возможностей для трудоустройства подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

В ряду специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества выделяется и катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Условия в семье, пораждают причины.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура.

Преступность несовершеннолетних имеет высокую латентность. Некоторые исследования показывают, что еще до первого осуждения подростки успевают совершить несколько преступлений. Это создает атмосферу безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость наказания – важнейшее средство предупреждения преступного поведения.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важную роль в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика – система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

 

32 вопрос .Предупреждение преступности несовершеннолетних.

 

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Особое место в этой системе отводится органам внутренних дел, представляющих подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел выполняют основной объем работы в области предупреждения преступлений несовершеннолетних, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов. Комиссии по делам несовершеннолетних. Гос органы, так и родители, психологи, школа, общественные организации.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по таким направлениям, как:

  • ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  • воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  • непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  • воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Большое значение придается предупредительному воздействию на личность несовершеннолетнего, т. е. индивидуальной профилактике. В отношении несовершеннолетних профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Успех в данном случае зависит от своевременной постановки «диагноза», обнаружения указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую его среду. Основными элементами системы предупредительного воздействия являются:

  1. тщательное изучение несовершеннолетних, способных совершить преступления;
  2. определение основных мер и мероприятий, опираясь на которые на практике можно было бы добиться поставленных целей;
  3. выработка рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

органы, занимающиеся профилактикой преступности несовершеннолетних, выполняют следующие функции:

  • выявляют несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
  • изучают личность этих подростков;
  • определяют и устраняют источники отрицательного влияния на них;
  • исследуют возможности создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений;
  • осуществляют контроль за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни;
  • периодически анализируют полученные результаты и вносят соответствующие коррективы в свою работу.

Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений, из числа:

  • подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих спиртные напитки, наркотики, не занятых учебой и общественно полезным трудом);
  • несовершеннолетних, группирующихся на антиобщественной основе;
  • вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;
  • осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора: освобожденных из воспитательных колоний.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, тяготеющего к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.