Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступности





1. Понятие и система мер предупреждения преступности

2. Объект предупреждения преступности

3. Субъекты предупреждения преступности

4. Деятельность судов по предупреждению преступности

5. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности

6. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности

7. Деятельность негосударственных формирований по предупреждению преступности

Предупреждение преступности представляет собой деятельность, которая имеет своей целью не допустить совершения преступлений, как путем устранения их причин, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности. В юридической литературе часто можно встретить наряду с термином «предупреждение преступности» термин «профилактика преступности». По мнению подавляющего большинства ученых данные термины равнозначны. Деятельность по предотвращению преступности представляет собой определенную систему, состоящую:

1. Меры предупреждения преступности – представляют собой механизм профилактического воздействия, т.е. приемы и способы, которые используются в процессе осуществления данной деятельности



2. Объекты воздействия, которые включают в себя негативные социальные явления и процессы, а также социальные группы и отдельных лиц, которые в процессе своей жизнедеятельности эти явления и процессы реализуют и воспроизводят

3. Субъекты предупреждения преступности представляют собой органы, учреждения, общественные объединения и формирования, а также отдельных граждан, которые осуществляют эту деятельность

Меры предупреждения преступности.

В криминологии в зависимости от целевого назначения меры предупреждения преступности подразделяются:

1. Общие меры предупреждения преступности – направлены прежде всего на реализацию задач обще-социального характера, которые являются выражением в повседневной деятельности многих социальных институтов, главной функцией которых является разрешение экономических, политических, управленческих и других задач, не связанных непосредственно с обеспечением и поддержанием правопорядка в обществе. Предупредительное воздействие обще-социальных мер состоит в улучшении условий жизнедеятельности людей и в снятии (снижении) социальной напряженности в обществе, в локализации и нейтрализации негативных фоновых явлений (алкоголизм, наркомания и т.д.) и в создании необходимых предпосылок для успешной реализации мер, непосредственно воздействующих на преступность. Данные меры составляют содержание обще-социальной политики борьбы с преступностью, которой принадлежит доминирующая роль. Поскольку обще-социальные меры предупреждения воздействуют на преступность не прямо, а опосредованно, реализация этих мер и профилактический эффект наступает через довольно длительный промежуток времени, то их необходимо дополнять специальными мерами предупреждения преступности, кроме того, вышеуказанная мера обладает низкой эффективностью при воздействии на некоторые виды преступности.



2. Специальные меры предупреждения преступности. Данные меры хотя и не решают стратегических задач противодействия преступности, однако являются более оперативными, непосредственно воздействуют на преступность и ее причины, в связи с чем быстрее дают видимый профилактический эффект. В связи с тем, что применение данных мер регламентируется определенными отраслями законодательства, выделяются следующие виды специальных мер:

А) уголовно-правовые меры

Б) уголовно-процессуальные меры

В) уголовно исполнительные меры

Г) специально-криминологические меры

Первые три вида мер обладают определенными особенностями:

- в первую очередь воздействуют именно на преступность

- применяются в основном правоохранительными органами



- их реализация сопряжена с уголовной ответственностью

Специально-криминологические меры характеризуются следующими особенностями:

- они воздействуют в первую очередь на причины и условия преступности.

- применяются к более широкому кругу субъектов

- они связаны с реализацией иных мер правового принуждения

- данные меры выражаются не только в принуждении, но и в оказании правонарушителям необходимой помощи, а также в осуществлении воспитательного воздействия на него

 

Первые три вида мер, основанных на вышеуказанных отраслях законодательства, именуются уголовной политикой, а вторая группа мер, содержание которых не всегда регулируются правовыми нормами, именуется криминологической политикой.

Объект предупреждения преступности.

Под объектом предупреждения преступности понимается широкий круг социальных явлений, которые порождают преступность как свое закономерное следствие или создают благоприятные условия для зарождения этих причин или их реализации. К объекту предупреждения преступности в этой связи относят:

1. негативные социальные явления и процессы в материальной и духовной сфере жизни общества, которые выступают в качестве причин, условий или факторов преступности

2. негативные, с точки зрения общественной безопасности, места концентрации лиц с преступным или социально-отклоняющимся поведением, которые способствуют воспроизводству и формированию негативных взаимоотношений между людьми

3. преступные, криминогенные, антиобщественные и другие социальные группы, которые в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят детерминанты преступности

4. лица, совершившие преступления, а также лица с допреступными формами социально-отклоняющегося поведения, поскольку именно такое поведение при определенных условиях может перерасти в преступное.

Субъекты предупреждения преступности.

В качестве субъектов предупредительной деятельности выступают государственные и негосударственные организации, социальные группы и отдельные граждане, которые осуществляют деятельность по реализации мер предупреждения преступности. Субъекты предупредительной деятельности отличаются друг от друга по характеру выполняемых функций, содержание которых во многом определяется спецификой объекта предупредительного воздействия. В этой связи все субъекты можно подразделить:

1. субъекты общего предупреждения преступности, деятельность которых направлена на осуществление экономической, организаторской, культурно-воспитательной и других направлений в социальной политике. К данной категории субъектов можно отнести:

а) органы государственного и муниципального управления

б) органы, осуществляющие культурно-воспитательные функции

в) органы, осуществляющие экономическое (хозяйственное) управления

г) органы и организации, осуществляющие учебные функции

д) органы, осуществляющие медицинские функции

е) общественные объединения и организации

Функция предупреждения преступности осуществляется данными субъектами в процессе реализации их обще-социальных (основных) функций

2. субъекты специального предупреждения преступности, ведущей функцией которых является обеспечение правопорядка, а предупреждение преступности осуществляется ими как составная часть своей основной функции.

Исходя из различной роли предупреждения преступности, в деятельности вышеуказанных субъектов последние можно подразделить на три группы:

А) специальные субъекты, которые осуществляют профилактику преступлений наряду со своей основной деятельностью (напр., органы прокуратуры)

Б) специальные субъекты, которые обеспечивают правопорядок путем выполнения нескольких функций, одной из которых является профилактика преступлений. (напр., комиссия по делам несовершеннолетних)

В) специальные субъекты, для которых поддержание правопорядка обеспечивается путем предупреждения преступлений (отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних)

Деятельность судов по предупреждению преступности.

Судебная власть, осуществляя конституционное, уголовное, гражданское и административное судопроизводство, способствует тем самым предупреждению преступности. Особая роль в осуществлении профилактической деятельности принадлежит судам административно-территориальных образований, а также мировым судьям. Это обусловлено тем, что именно данные суды рассматривают подавляющее большинство уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Участие данных судов в предупреждении преступлений вытекает из задач уголовного судопроизводства, которые закреплены в действующем законодательстве и УПК РФ. В деятельности суда можно выделить следующие основные направления по предупреждению преступности:

1. правовое и нравственное воздействие на участников судебного процесса, а также иных граждан, присутствующих при судебном разбирательстве – это является основной формой предупреждения. Как правило, судебный процесс осуществляется гласно и детальный анализ особенностей совершенного лицом общественно-опасного деяния, а также установление виновности может быть достигнуто только в результате полного и всестороннего рассмотрения уголовного дела. Сам ход судебного разбирательства оказывает существенное воздействие на правосознание подсудимого и других граждан. Частная превенция (предупреждение совершения новых преступлений со стороны подсудимого) ограничена, т.к. судебное разбирательство осуществляется в течение непродолжительного срока времени, но, тем не менее, детальный анализ содеянного и виновности лица оказывает существенное воздействие на подсудимого. Этому также способствует деятельность защиты и обвинения сторон. Не последнюю роль в этом может сыграть общественный обвинитель. Общее предупреждение осуществляется посредством воздействия на иных участников процесса. В процессе судебного разбирательства суд выясняет условия жизни подсудимого, его поведение до совершения преступления, характер совершенного преступления и его общественную опасность. Причины и условия, способствующие совершению преступления, а также другие обстоятельства, выяснение которых необходимо для правильного решения вопроса о наказании. Логическим завершением данного действия является вынесение обоснованного и справедливого приговора

2. выяснение судом причин и условий совершения преступления в процессе судебного следствия – данная деятельность является обязательной, т.к. входит в содержание предмета доказывания по любому уголовному делу. На практике воздействие суда в этом случает осуществляется в форме вынесения частного определения в адрес физических и юридических лиц об устранении обстоятельств, выступающих в качестве причин и условий. Определение носит открытый и гласный характер, что предполагает возможность их анализа через СМИ, а также мер по устранению данных замечаний. Закон обязывает принять меры по частному определению в течении определенного срока, хотя и не предусматривает никакой ответственности за их невыполнение.

3. Деятельность по координации судом своей работы с другими правоохранительными органами. Т.к. деятельность суда является завершающей стадией процесса раскрытия и расследования преступления, то необходимо координация деятельности суда с правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, ведь именно от качественной работы этих органов зависит эффективность и конечный результат рассмотрения уголовных дел в процессе судебного разбирательства. Анализ практики показывает, что наиболее распространенными формами координации являются межведомственные и координационные совещания, методические советы и другие организационные мероприятия, направленные на обеспечение согласованности, реализацию совместных усилий гос. органов и учреждений, а также негосударственных объединений, осуществляющих различные функции по противодействию с преступностью. Именно на таких совещаниях осуществляется деятельность по выработке согласованных мер борьбы с преступностью, обсуждаются проекты местных нормативных актов, направленных на усиление борьбы с преступностью, а также основные положения региональных программ борьбы с преступностью.

4. Участие судов в правовой пропаганде среди населения. Следует отметить важное значение информационной связи судов со СМИ, которые играют большую роль в механизме формирования правового сознания населения и способны эффективно содействовать решению задач в предупреждении преступления. В этой связи суды должны давать СМИ информацию не только о конкретных уголовных делах, рассмотренных ими, но и о преступности в целом, а также о тех социальных явлениях негативного характера, которые уже проявили себя или только зарождаются. Кроме того в СМИ должна отражаться информация о последствиях раскрытия и судебного разбирательства по делам, которые имеют большой общественный резонанс. К сожалению, следует отметить, что данное направление практически не используется судами в последнее время.

Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности.

Среди государственных органов, осуществляющих деятельность по ПП, органы прокуратуры занимают особое место. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст.1 закона «о прокуратуре РФ» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Профилактическое значение имеют следующие виды деятельности прокуратуры:

1. Осуществление прокурорского надзора. Осуществляя функции высшего надзора за соблюдением действующего законодательства, прокуратура таким образом выявляет различного рода правонарушения, которые в последующем могут перерасти в преступления. Поскольку не мало число законов и подзаконных нормативно-правовых актов направлено на предупреждение преступлений, то прокуратура осуществляет надзор и за их исполнением правоохранительными органами и иными субъектами профилактической деятельности.

2. Участие прокуратуры в рассмотрении судебных дел. Прокурор в процессе судебного разбирательства выполняет функции государственного обвинения, который защищает интересы государства и в то же время обеспечивает защиту законных прав и интересов всех лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор, являясь участников судебного следствия наделен правом задавать вопросы по существу рассматриваемого уголовного дела, чем способствует выявлению обстоятельств, указывающих на характер и степень общественной опасности совершенного преступления, виновность лица его совершившего, а также причин и условий, породивших данное преступление и способствующих его совершению. Не менее важное значение имеет обвинительная речь прокурора, которой дается правовая оценка всех обстоятельств, выявленных в процессе судебного разбирательства. Профилактическое значение ее заключается не только в анализе причин совершения преступления, но и в ее воспитательном воздействии, которое она оказывает на подсудимого, иных лиц участвующих в процессе, а также на остальных присутствующих.

3. Рассмотрение и поступивших в прокуратуру заявление жалоб и обращений. Важное значение по предупреждению преступлений имеет рассмотрение и разрешение вышеуказанных обращений (ст. 10 закона «о прокуратуре РФ»). Закон требует от прокуроров чтобы по любому обращению была проведена соответствующая проверка и в случае установления факта нарушения закона, гос и мун органами, учреждениями или должностными лицами прокурор должен опротестовать противоречащие законно правовые акты, либо обратиться в суд с требованием о признании их недействительными. Ответ должен быть всегда мотивированным и предоставленным в установленным законном срок

4. Координация деятельности субъектов предупреждения преступности. В соответствии со ст.8 закона «о прокуратуре РФ» именно на прокуратуру возложена обязанность по координации деятельности борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, ФСБ, органов таможенной и налоговой службы, а также других правоохранительных . Можно выделить следующие формы координации:

А) проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов

Б) обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью

В) Проведение совместных мероприятий по выявлению пресечению и предупреждению преступлений

Г) издание совместных приказов, указаний и тому подобных документов

Д) выпуск совместных бюллетеней и других информационных изданий

Е) разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности

 

5. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Все прокуроры имеют право законодательной инициативы. Генеральный прокурор не обладает правом законодательной инициативы, однако он может инициировать иных субъектов.

6. Работники прокуратуры способствуют предупреждению преступлений посредством правовой пропаганды среди населения.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступности.

Министерство внутренних дел РФ выполняет основную деятельность по предупреждению преступности и иных правонарушений. Закон РФ о полиции. В системе МВД РФ можно выделить 3 группы субъектов предупреждения преступности:

1. Субъекты общего предупреждения преступности для которых основной задачей является создание необходимых материально-организационных условий деятельности ОВД в целом.

2. Субъекты специального предупреждения, для которых предупреждение преступности является одним из основных, но не доминирующих видов деятельности.

А) Следственный департамент МВД – деяельность по предупреждению преступности осуществляется в процессе расследования конкретных уголовных дел, когда устанавливается наличия в содеянном признаков конкретного состава преступления, виновность лица его совершившего, а также выявляется причины и условия совершения преступления (доказывание). Предупредительное значение этого заключается в том, что суд в последствии может дать правильную правовую оценку содеянного и назначить справедливый вид и размер наказаний. В случае выявления причин и условий совершения преступлений дознаватель или следователь обязан вынести представление о принятии мер к их устранению.

Б) главное управление уголовного розыска. Задачи предупреждения преступности осуществляется в процессе решения иных задач, являющихся основными – выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц их совершающих, - осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия или суда, либо уклоняющихся от наказания, - розыск безвести пропавших лиц. Профилактическое значение имеет следующая деятельность в процессе выявления и раскрытия преступлений осуществляется деятельность по пресечению предварительной преступной деятельности и склонение лиц к добровольному отказу. Кроме того выявляются причины и условия совершения конкретных преступлений и осуществляется деятельность по их устранению. Также осуществляется работа с лицами, состоящими на оперативном учете.

3. Органы специального предупреждения, для которых профилактика преступления и иных правонарушений является основным и доминирующим видом деятельности – отделы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Основные направления деятельности данной структуры:

- осуществление профилактической деятлеьности среди несовершеннолетних правонарушителей

- принятие мер к пресечению правонарушений и иных антиобщественных проступков несовершеннолетних, а также выявление родителей и лиц их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

- учет и осуществление учетно-профилактических мероприятий в отношении отдельной категории несовершеннолетних

Деятельность негосударственных формирований.

В настоящее время в качестве субъектов профилактики выступают:

1) Негосударственные предприятия, учреждения или организации: частные охранные и детективные агентства, а также службы безопасности

2) Различного рода объединения, задачей которых является реализации воспитательных, мировоззренческих и иных потребностей населения

3) Структуры родоплеменной организации общества

4) Отдельные граждане

Особенности участия вышеуказанных структур заключаются в том, что государство уже не делегирует им, как правило, часть своих полномочий, а их деятельность основывается на сложившемся распределении государственных и негосударственных задач в предупреждении преступности. Деятельность негосударственных субъектов в настоящее время направлена на предупреждение преступлений определенного рода, однако в ряде случаев может осуществляться и индивидуальная практика (напр., помощь в трудоустройстве). Воспитательное воздействие в большинстве случаев осуществляется посредством реализации мировоззренческих, психотерапевтических и компенсаторных функций.

 

Криминологическое прогнозирование и планирование

1. Понятие, сущность и виды криминологического прогнозирования

2. Понятие, сущность и виды криминологического планирования

Под криминологическим прогнозированием понимается систематическое получение информации о будущем состоянии криминологической обстановки на основе использования научных методов и процедур. Криминологическая обстановка включает в себя:

1. Преступность, как предмет криминологического прогнозирования, изучается с точки зрения закономерности ее развития, соотношения регистрируемой и латентной ее частей, а также динамики количественных параметров и качественных характеристик. (выяснение в каком направлении будет развиваться преступность: увеличиваться или снижаться)

2. детерминанты преступности, включая ее причинный комплекс и более отдаленные факторы, которые анализируются и прогнозируются с позиции системного подхода, в том числе в аспекте «самовоспроизводящего эффекта» преступности

3. изменение личности преступника, т.е. личностный криминогенный потенциал. Данный элемент включает в себя состояние и динамику развития (изменения) совокупности лиц, совершающих преступления (имеется в виду преобладание тех или иных типов личности). Развитие криминалитета, его социального, политического и экономического влияния.

4. виктимогенный потенциал – включает в себя выделение прогнозируемых групп риска и изучение типичной реакции потерпевших на совершение преступлений, что оказывает непосредственное воздействие на мотивацию преступной деятельности, изменение структуры психологических механизмов самозащиты правонарушителей

5. основные направления и формы реагирования государства и общества на преступные проявления в обозримом будущем, что необходимо для определения наиболее вероятных стратегий воздействия на преступность, а также создание и осуществление проектов, обеспечение государственного контроля над ней, включая систему социальной профилактики.

Криминологическое прогнозирование представляет собой разновидность социального предвидения, а точнее научного предвидения в сфере борьбы с преступностью. Конкретными объектами предвидения в сфере криминологии могут выступать:

1. Развитие преступности в целом, а также ее отдельных видов и групп с учетом изменяющейся конкретной исторической ситуации

2. Наиболее вероятные варианты развития криминогенной ситуации в мире, стране или отдельном регионе с учетом влияния определенных причин, условий и факторов

3. Ожидаемый социальный образ наиболее опасного преступника с выделением отельных типов в зависимости от направленности криминальной деятельности и степени влияния на криминогенные процессы

4. Социальный портрет жертвы преступления и установление группы риска

5. Основные направления развития науки криминологии, т.е. прежде всего с точки зрения определения наиболее перспективной исследовательской проблематики

В зависимости от тех или иных особенностей выделяются следующие виды криминологического прогнозирования:

1) В зависимости от роли прогнозов в решении задач по борьбе с преступностью:

А) оперативное прогнозирование – используются в повседневной деятельности для решения текущих вопросов

Б) тактическое прогнозирование – применяется для определения целей и задач реализации криминологической политики на уровне административно-территориальных образований и субъектов федерации

В) стратегическое прогнозирование – осуществляется, как правило, в масштабах отдельного государства

2) По признаку длительности прогноза:

А) краткосрочное прогнозирование (до 1 года)

Б) среднесрочное (от 1 до 5 лет)

В) долгосрочное прогнозирование (от 5 до 10 лет)

Г) дальнесрочное прогнозирование (от 10 до 15 лет)

3) Исходя из предназначенности прогноза:

А) частный прогноз, когда рассматривается возможность возникновения конкретной криминогенной ситуации и возможные пути ее разрешения

Б) специальное прогнозирование, в процессе которого осуществляется предвидение изменений отдельных видов преступности

В) общее прогнозирование, когда предвидение направлено на осознание возможных изменений преступности в целом и, соответственно, изменения деятельности государства в этой сфере

Кроме вышеуказанных классификаций выделяют также:

1) Поисковое прогнозирование – изменение криминологической обстановки путем условного продолжения в будущее уже существующих тенденций без учета воздействия на криминогенную обстановку планируемых к реализации планов, программ и решений, которые способны видоизменить вероятностный прогноз

2) Нормативный прогноз представляет собой прогнозирование желаемых состояний криминологической обстановки и изменения отдельных негативных явлений на основе заранее определенных целей и нахождения наиболее эффективных путей их достижения в определенный момент будущего, т.е. прогнозируется состояние криминогенной обстановки с учетом применения наиболее эффективных средств и способов воздействия на него

В процессе криминологического прогнозирования используются следующие методы:

1) Документальный метод. Его сущность заключается в составлении прогноза на основе изучении имеющихся официальных статистических материалов. Проблема заключается в том, что официальные статистические данные не отражают истинного положения вещей в связи с чем необходимо учитывать латентную преступность, определение которой связанно с наличием определенных трудностей

2) Метод опроса, который способствует получению информации, требуемой для решения многих социальных задач, в том числе и в сфере криминологической политики. Особое значение имеет опрос компетентных специалистов, к которым можно отнести ученых, занимающихся проблемами преступности, а также сотрудников правоохранительных органов. В последнем случае можно говорить о так называемом экспертном методе

3) Эксперимент является перспективным методом криминологического прогнозирования. Характеризуется возможностью получения прогностической информации посредством моделирования тех или иных обстоятельств. Как правило, он направлен на поиск наиболее удачных организационных форм и решений в процессе реализации профилактической деятельности и применения уголовно-правовых норм

4) Метод экстраполяции. Сущность его заключается «в продолжении» в будущее тех тенденций развития, которые установлены в процессе анализа прошлого и настоящего.

Планирование.

На основании имеющихся прогнозов об изменении криминологической ситуации осуществляется планирование деятельности по предупреждению преступности. Это необходимо для того, чтобы предусмотреть достаточное ресурсное и научное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений в зависимости от изменений преступности в целом или отдельных ее видов, личности преступников, особенностей потерпевших, а также детерминант, изменение которых прогнозируется. В зависимости от особенностей, присущих планированию, выделяются следующие виды:

1) В зависимости от промежутка времени, на которое осуществляется планирование:

А) краткосрочное

Б) среднесрочное (от 1 до 5 лет) на уровне регионов

В) долгосрочное – на уровне государства

2) В зависимости от масштабности криминологического планирования:

А) локальное (на уровне района, города либо деятельность отдельного ведомства)

Б) региональное (отдельный субъект федерации)

В) глобальное планирование (в масштабе государства или содружества государств)

3) В зависимости от целей и привлекаемых сил и средств:

А) отраслевое планирование (отдельные органы)

Б) комплексное планирование

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.