СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
П Р О Г Р А М М А
КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Составители: канд.филос.наук, доц. М.Н.Майор,
Канд.филос.наук, доц. Е.И.Сидорова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
подготовки аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки»
№ п/п
| Наименование темы
| В том числе
| Лекции
| Семинары
|
| Понятие науки. Структура и функции научного знания.
|
|
|
| Наука как предмет философского анализа.
|
|
|
| Мифология и наука. Проблема возникновения научного знания.
|
|
|
| Идея природы в древнегреческой науке. Эволюция космогонических и космологических представлений.
|
|
|
| Формирование программ познания в древнегреческой науке. Пифагорейская школа.
|
|
|
| Атомистическая программа познания Демокрита.
|
|
|
| Обоснование умозрительной программы познания Платоном.
|
|
|
| Механистическая картина мира и синтетическая программа познания Аристотеля.
|
|
|
| Вера и разум. Соотношение религиозного и научного знания в Средние века.
|
|
|
| Номиналистическая и реалистическая программы познания средневековой схоластики.
|
|
|
| Соотношение научного и религиозного знания в философии Ф.Аквинского.
|
|
|
| Культурологические предпосылки формирования науки Нового времени.
|
|
|
| Гелиоцентрическая модель Коперника. Законы Кеплера. Механика Г.Галилея.
|
|
|
| Физические принципы И.Ньютона.
|
|
|
| Предпосылки возникновения экспериментального метода. Ф.Бэкон.
|
|
|
| Рационалистическая программа научного познания Р.Декарта.
|
|
|
| Научные открытия и методологические парадигмы познания в естествознании XIX века.
|
|
|
| Развитие научного знания в ХХ в. Взаимосвязь естественнонаучного и технического знания. Наука и техника.
|
|
|
| Формирование науки как профессиональной деятельности. Дисциплинарно организованная наука.
|
|
|
| Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
|
|
|
| Логика и методология науки. Проблема языка науки.
|
|
|
| Эмпирическое познание: чувственный опыт и наблюдение; эксперимент и его виды. Понятие научного факта и проблема его описания.
|
|
|
| Роль приборов в научном и техническом познании. Модели и их роль в познании.
|
|
|
| Теоретическое познание: понятие научной гипотезы и проблема ее обоснования. Структура, принципы построения и функции научной теории.
|
|
|
| Соотношение опыта и теории в познании. Проблема истинности познания. Верификация, фальсификация и проверяемость теории. Научное предсказание.
|
|
|
| Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
|
|
|
| Научная картина мира. Основные этапы исторического становления научной картины мира.
|
|
|
| Современные модели развития научного знания (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд).
|
|
|
| Личность ученого: научное творчество.
|
|
|
| Логика научного открытия. Проблемные ситуации и их роль в науке.
|
|
|
| Научные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
|
|
|
| Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Социальные и научные ценности. Сциентизм и антисциентизм.
|
|
|
| Этические проблемы науки ХХI века.
|
|
|
| Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
|
|
|
| Наука как социальный институт.
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Понятие науки. Специфические особенности научного знания. Проблема дифференциации науки и других форм познавательной деятельности. Научное познание и обыденное познание. Наука и искусство как два способа познания мира. Псевдонаука и околонаучная деятельность. Характерные черты научного знания.
Структура научного знания: основные элементы науки, эмпирический и теоретический уровни научного познания, основания науки, классификация наук. Функции науки (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая сфера культуры. Социальные формы организации науки. Наука как часть культуры. Соотношение науки, культуры и цивилизации. Традиционные и техногенные типы цивилизаций. Наука в культуре современной цивилизации. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Предмет и задачи истории науки. Основные модели развития истории науки.
Соотношение философии и науки. Наука как предмет философского анализа. Эволюция подходов к анализу науки. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
I
Проблема начала науки. Культурно-исторические предпосылки возникновения научного знания. Мифология и наука. Основные особенности мифологического мышления. Космологические и космогонические мифы. Прикладная наука ранних цивилизаций Востока. Преднаука и наука в собственном смысле слова.
II
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Особенности древнегреческой науки. Натурфилософские представления древних греков. Формирование программ познания в древнегреческой науке.
Пифагорейская школа. Разработка математического аппарата и превращение математики в теоретическую науку. Построение негеоцентрических моделей планетарного движения. Начало дедуктивного обоснования знания. Рационализм и мистика в пифагорейской философии.
Атомистическая программа познания Демокрита. Учение Демокрита об атомах и их свойствах. Устройство мира и принцип причинности. Представления Демокрита о душе и познании мира.
Обоснование умозрительной программы познания Платоном. Платоновская теория идей. Мир идей и мир вещей. Теория познания у Платона. Три типа знания: совершенно достоверное, близкое к достоверному и мнимое знание. Припоминание как основной метод познания. Политическая утопия Платона.
Механистическая картина мира и синтетическая программа познания Аристотеля. Разработка основных категорий познания. Учение о материи и форме. Представления Аристотеля о движении и его причинах. Виды причинной связи в природе. Теория познания и ее основные положения. Разработка Аристотелем индуктивных и дедуктивных методов познания.
III
Развитие науки в Средние века. Научное и религиозное знание. Господство христианского мировоззрения в европейском обществе. Вера в Бога как универсальный способ видения мира. Патристика и ее основные особенности. Символический характер средневековой науки. Проблема соотношения веры и разума.
Схоластика и схоластическая система образования Развитие логических норм научного мышления в средневековых университетах. Университетская и «ремесленная» наука Средневековья. Формирование корпоративных организаций ученых в университетах Европы.
Номиналистическая и реалистическая программы познания средневековой схоластики. Проблема универсалий и ее различные решения. Номиналисты и их учение о двойственной истине. Связь реализма с учением Платона об идеях.
Проблема соотношения научного и религиозного знания в философии Ф.Аквинского. Принцип гармонии веры и разума. Доказательства бытия Бога в философии Фомы. Томизм и неотомизм как официальная философия католической церкви.
Развитие технических знаний и технологии в Средневековой Европе. Понятия «натуральная магия», «алхимия», «астрология». Западная и восточная средневековая наука.
IY
Культурологические предпосылки формирования науки Нового времени. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: Оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам.
Н.Коперник и первая научная революция. Гелиоцентрическая модель мира Н.Коперника. Значение законов И.Кеплера для формирования основ теоретической астрономии.
Вторая научная революция: Г.Галилей и И.Ньютон. Проблемы методологии научного познания в творчестве Г.Галилея. Механика Г.Галилея: опыт, мыслительный эксперимент и научная теория.
Физические принципы И.Ньютона. Программа познания, сформулированная И.Ньютоном. Основные положения механистической картины мира. Механистическая картина мира и метафизический способ мышления.
Предпосылки возникновения экспериментального метода познания. Ф.Бэкон – родоначальник опытной науки Нового времени. Программа «великого восстановления наук» Ф.Бэкона. Разработка методов индуктивной систематизации опытного знания. Ф.Бэкон как основатель линии эмпиризма в европейской философии.
Рационалистическая программа научного познания Р.Декарта. Принцип «универсального сомнения разума». Разработка Р.Декартом дедуктивного метода познания. Метод Декарта и его основные правила. Р.Декарт как основатель линии рационализма в европейской философии.
Научные открытия и методологические парадигмы познания в естествознании XIX века. Зарождение эволюционных идей в европейской науке: Ч.Лайель, Ж.-Б.Ламарк, Ж.Кювье. Открытие клетки (М.Шлейден и Т.Шванн) и формирование клеточной теории строения организмов. Открытие закона сохранения и превращения энергии (Ю.Майер, Д.Джоуль, Э.Ленц). Теория эволюции Ч.Дарвина. Крах механистической картины мира и замена ее электромагнитной картиной мира.
Открытия Дж.Томсона, М.Планка, Э.Резерфорда и Н.Бора. Специальная и общая теория относительности А.Эйнштейна. Создание квантовой механики (Луи де Бройль, В.Гейзенберг и др.). Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре.
Y
Основные исторические этапы развития науки: доклассический этап (зарождающаяся наука); классический этап (17-19 вв.); неклассический этап (первая половина 20 в.); постнеклассический этап (вторая половина 20 – начало 21 в.). Критерии выделения основных этапов в истории науки.
YI
Формирование науки как профессиональной деятельности. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научное сообщество и его уровни. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Дисциплинарность и междисциплинарность. Передний край науки и дисциплинарно организованная наука. Эволюция способов трансляции научных знаний.
Технологические применения науки. Формирование технических наук. Основные исторические этапы становления технических наук. Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Взаимосвязь естественнонаучного и технического знания; наука и техника. Развитие науки и техники в XX веке.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Проблема языка науки. Особенности естественных и искусственных языков науки. Роль научной терминологии. Общая методологическая характеристика процесса научного познания. Логика и методология науки. Многообразие методов познания. Особенности методологии технических наук.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.
Структура эмпирического знания. Чувственный опыт и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эксперимент и его виды. Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Сравнение, аналогия, измерение.
Понятие научного факта и проблема его описания. Виды научного описания. Проблема теоретической нагруженности факта. Роль приборов в научном и техническом познании. Модели и их роль в познании. Классификация моделей.
Структура теоретического знания. Понятие научной гипотезы и проблема ее обоснования. Структура и принципы построения научной теории. Функции научной теории. Построение теории как процесс решения задач. Математизация и компьютеризация теоретического знания.
Соотношение опыта и теории в научном познании. Эмпиризм и рационализм. Проблема теоретической нагруженности опыта и эмпирической нагруженности теории. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках.
Проблема истины в научном познании. Трудности классической теории истины. Верификация, фальсификация и проверяемость теории. Научное предсказание.
Основания науки. Структура оснований. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
Идеалы и нормы научного исследования. Личность ученого; научное творчество и ценностные ориентации.
Научная картина мира, ее структура и функции. Основные исторические этапы становления научной картины мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|