Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Кафедра криминалистики

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

КРИМИНАЛИСТИКА

 

Направление подготовки: судебная экспертиза

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Форма обучения: очная

Москва - 2012


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины….....……………………………………….3

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП..………………………………4

3. Структура и содержание учебной дисциплины.………………………….......5

 

Тематический план для очной формы обучения………………………...5

 

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)………..………………7

 

3.2. Лекции для очной формы обучения.…………………………………13

3.3. Практические и лабораторные занятия для очной формы

обучения….................................................................................................16

3.4. Самостоятельная работа студента ……..………………….................21

4. Образовательные технологии……………………………………………………..22



Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и контроля самостоятельной работы студентов……………………………. 22

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины....................... 31

7. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………..33

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины………….37

1. Цели освоения учебной дисциплины

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: экспертной, экспертно-консультационной, технико-криминалистической, информационной, научно-исследовательской, профилактической.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент: производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях; экспертно-консультационная деятельность; производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности; исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования; участия в качестве специалиста в других процессуальных действиях; участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях; участие в организации и ведении экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем; обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения; обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз; выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.



Помимо общих профессиональных задач, в процессе изучения дисциплины «Криминалистика» студент должен:

знать: объект, предмет, методы криминалистики; классификацию следов преступления, основные технико-криминалистические средства и методы их собирания и исследования; тактику производства следственных действий; формы и методы организации раскрытия, расследования и профилактики преступлений; методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений;



уметь: толковать различные юридические факты, правоприменительную и правоохранительную практику; применять технико-криминалистические средства и методы; правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению при проведении предварительных исследований и судебных экспертиз; анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста); объяснить суть и значение криминалистической методики расследования преступлений отдельного вида (группы); выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

владеть: навыкамиприменения при осмотре места происшествия технико-криминалистических средств и методов поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования следов и вещественных доказательств; способностью участия в качестве специалиста при производстве следственных и иных процессуальных действий; навыками ведения экспертно-криминалистических учетов, организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем; консультирования субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, возможностям применения криминалистических средств и методов при установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения; навыками анализа и обобщения экспертной практики при установлении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки предложений, направленных на их устранение.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине):

Изучение курса «Криминалистика» направлено на формирование следующих общекультур-

ных и профессиональных компетенций:

- способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

-способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

- способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

- способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

- способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

- способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

- способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).

Профессиональные компетенции:

в области экспертной деятельности:

- способность использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);

- способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

- способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

- способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4).

в области технико-криминалистической деятельности:

- способность применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов - вещественных доказательств (ПК-6);

- способность участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях (ПК-7);

в области информационной деятельности:

- способность вести учеты системы криминалистической регистрации, использовать справочно-информационные фонды, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);

в области организационно-управленческой деятельности:

- способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);

- способностью выявлять, распространять и внедрять передовой опыт использования научно-технических методов и средств в правоприменительной практике (ПК-14);

- способность обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);

- способность консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18).

Специализация "Экономические экспертизы":

- способность применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-4.1).

- способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-4.2);

- способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве (ПСК-4.3).

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Криминалистика» относится к базовому циклу ООП.

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: объяснить назначение уголовного судопроизводства, раскрыть суть его принципов; определить понятие преступления, раскрыть его объективную и субъективную стороны; перечислить логические приемы познания применительно к деятельности эксперта и специалиста, обозначить понятие и виды доказательств; описать процессуальный порядок предварительного расследования и судебного следствия.

в области понимания: раскрыть суть процесса доказывания, объяснить специфику собирания, проверки и оценки доказательств; разграничивать объективную и субъективную стороны преступления; уяснить систему законодательства и особенности функционирования правоохранительных органов Российской Федерации.

в области умения, навыка: разграничить функции участников уголовного судопроизводства; дать оценку полученным доказательствам; обозначить общие условия предварительного расследования, процессуальные требования производства следственных действий и участия в них специалиста и эксперта.

Содержание дисциплины «Криминалистика» основывается на содержании таких предшествующих дисциплин, как «Логика», «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Уголовный процесс» и создает основу для освоения таких дисциплин как «Теория судебной экспертизы», «Судебная фотография и видеозапись», «Трасология и трасологическая экспертиза».

3. Структура и содержание учебной дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для очной формы обучения(общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц,

216 часов, включая 36 час. на экзамен)

  № п/п Раздел (тема) учебной дисциплины Семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии   Формы текущего контроля  
Лекции Практические занятия Лабораторные работы   СРС        
1. Теоретические и методологические основы криминалистики Криминалистика: история развития, предмет и система.   Криминалистическая идентификация и диагностика.                       Работа в малых группах. Тестирование
2. Криминалистическая техника Общие положения криминалистической техники.   Криминалистическая фотография, звуко- и видеозапись.   Габитоскопия.   Трасология.   Криминалистическое исследование оружия.   Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий. Криминалистическое исследование запаховых следов.   Криминалистическое исследование документов. Криминалистическое исследование письма и письменной речи.   Фоноскопия.   Криминалистическая регистрация.                                                                         Работа в парах. Работа в малых группах. Займи позицию. Дискуссия. Публичное выступление. Карусель. Аквариум. Тестирование. Решение практических задач. Экзаменационный зачет.
3. Криминалистическая тактика Криминалистическая тактика: основные понятия и система. Общие положения тактики производства отдельных следственных действий.   Криминалистические версии и планирование расследования преступлений.   Тактика осмотра и освидетельствования.   Тактика обыска и выемки.   Тактика следственного эксперимента.   Тактика допроса и очной ставки.   Тактика проверки показаний на месте.   Тактика предъявления для опознания.   Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами и экспертно-криминалистическими подразделениями.                                                                     Работа в малых группах. Броуновское движение. Мозговой штурм. Ролевые (деловые) игры. Дерево решений. Тестирование. Решение практических задач. Составление и анализ протоколов следственных действий и заключений экспертов.
4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений Общие положения криминалистической методики расследования преступлений.   Структура и содержание частной методики расследования. Основы методики расследования преступлений против личности.   Основы методики расследования преступлений против собственности.   Основы методики расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.   Основы методики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.   Основы методики расследования преступлений в сфере компьютерной информации.                                             Работа в малых группах. Публичное выступление. Ролевая (деловая) игра. Большой круг. Дерево решений. Карусель. Тестирование. Составление и анализ протоколов следственных действий по заданной фабуле. Сдача экзамена.
  ВСЕГО:  
                   

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

 

Тема 1. Предмет, методы и система криминалистики

Объект изучения криминалистики. Предмет криминалистики: закономерности механизма преступления; закономерности возникновения, собирания и использования криминалистически значимой информации.

Задачи криминалистики как науки: разработка понятийного аппарата, системы общих и частных теорий; средств, приемов и методик. Криминалистические теории и учения. Прикладные задачи криминалистики в деле борьбы с преступностью.

Методология криминалистики. Значение диалектической логики, общенаучных категорий и методов познания, данных естественных и общественных наук, положений уголовного и уголовно-процессуального права в ее формировании.

Общая характеристика криминалистических методов познания. Функции криминалистических теорий и учений. Соотношение научных методов и практических рекомендаций.

Система науки криминалистики, ее место в системе юридических наук. Использование криминалистических познаний при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел.

 

Тема 2. История развития криминалистики

Возникновение криминалистики как прикладной отрасли знаний: первые научные методы регистрации и идентификации преступников, роль российских ученых-криминалистов в формировании судебной фотографии, криминалистического исследования документов и других отраслей криминалистической техники.

Основные этапы развития криминалистики: первые отечественные ученые-криминалисты, их вклад в становление современных представлений о природе криминалистики, в теоретические и прикладные исследования, проводимые в экспертных и других научных учреждениях страны.

Развитие научных взглядов на криминалистику как самостоятельную отрасль знаний.

Современное состояние науки криминалистики и перспективы ее развития в России и за рубежом.

 

Тема 3. Криминалистическая идентификация и диагностика

Понятия криминалистической идентификации. Понятие криминалистической диагностики. Общенаучные предпосылки криминалистической идентификации и диагностики.

Объекты (их идентификационные признаки), задачи, субъекты криминалистической идентификации. Формы и виды криминалистической идентификации. Процесс идентификации и этапы идентификационного исследования.

Объекты, задачи, субъекты криминалистической диагностики. Виды диагностических исследований. Этапы диагностического исследования.

Методологическое значение теории криминалистической идентификации и теории криминалистической диагностики для разработки научных и прикладных проблем криминалистической техники, тактики и методики расследования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.