|
Метод проектов на уроках истории.
В своей работе автор применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.
Основой для деятельности послужил конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей страны” (одним из соучредителей которого была редакция газеты “Первое сентября”), проводившийся в 1999-2000 годах общественной организацией “Исторический конкурс”. Работа над проектом проводилась в январе-марте 2004 года. Выбор темы определялся следующими факторами:
- рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
- исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
- возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
- события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
- разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
- работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Цели и задачи проекта:
- создать целостное представление об истории России XX века;
- выяснить связи между историей семьи и историей страны;
- повысить интерес к изучению истории;
- вызвать чувство гордости за своих предков;
- формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:
№
| Этап
| Содержание
| 1.
| Информационный
| Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
| 2.
| Плановый
| Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
| 3.
| Поисковый
| Сбор и анализ информации, работа с источниками
| 4.
| Обобщающий
| Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
| 5.
| Этап представления и защиты проекта.
| Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
| 6.
| Аналитический.
| Рефлексия.
| Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
Одиннадцатиклассники представили двадцать пять проектов под общим названием “XX век в истории России и моей семьи”. Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из двадцати пяти проектов десять освещали время Перестройки, пять – годы брежневского “застоя”, пять – годы Великой отечественной войны, пять – весь XX век. Показателен тот факт, что только пять проектов, так или иначе, затрагивали весь ХХ век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода.
У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако, даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т. д.
Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Даже учитель истории открывала для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету; как встретились ссыльная ленинградская немка и бурятский парень; как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти и многое другое.
“Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно считать полноценной.
Еще великий русский историк В.О. Ключевский писал: “Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. узнаем себя”. Так начинает свою работу Роза М. Далее она обосновывает тему своего исследования: “Показательна в этом плане судьба моего родственника Алексеева Николая Константиновича. Я остановилась на его личности по той причине, что такие события ХХ века, как раскулачивание, коллективизация, Великая Отечественная война отразились на его жизни”. Коля Э. в заключение пишет: “Мои предки – сильные люди. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали быть сильными и посвящать порывы души своей отчизне. В результате своей работы я много узнал о близких и родных мне людях. Поистине я могу гордиться ими. Все они были истинными патриотами своей страны. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в жизнь своей страны”.
При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:
- изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
- они лучше узнали историческую эпоху “изнутри”;
- в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальностью;
- работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
- многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
Некоторые проекты оказались настолько интересными, что их материалы были опубликованы в улусной газете “Дабаан”, т.е. результат действительно получился практическим. Ряд ученических проектов был представлен на I Улусной конференции работников образования “Современный урок: проблемы, поиск, идеи” и получил высокую оценку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|