Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления






 

2. Динамика показателей налоговой преступности в России в период с 1990 по настоящее время

 

Налоговые преступления, будучи частью экономических преступлений, представляют значительную общественную опасность, так как посягают на общественные отношения в сфере производства, распределения и перераспределения продуктов труда и иных материальных благ, создают угрозу для формирования государственного бюджета и реализации социальной политики государства. Кроме того, поскольку значительная часть скрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики, уклонение от уплаты налогов способствует росту организованной преступности, что, несомненно, повышает общественную опасность рассматриваемых преступлений.

Полагаем, что совершенно прав И.И. Кучеров, который отмечает, что состояние и характер преступлений в сфере налогообложения таковы, что уже следует говорить о налоговой преступности. Под ней он понимает возникающее в определенных условиях в финансовой сфере общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременностью их уплаты.



По нашему мнению, налоговая преступность представляет собой относительно массовое, социально-негативное явление, состоящее из совокупности налоговых преступлений, посягающих на охраняемые уголовным законом финансовые интересы государства в части формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов от сбора налогов и страховых взносов с физических и юридических лиц.

Применительно к налоговой преступности, являющейся объектом нашего исследования, справедливы утверждения о том, что анализ основных закономерностей и тенденций в ее динамике затруднен, по меньшей мере, по трем причинам: 1) неполный учет правонарушений; 2) несопоставимость данных за различные периоды из-за изменений в законодательстве и практике его применения; 3) существование латентных (скрытых правонарушений). Вместе с тем учет этих факторов позволяет достаточно точно оценивать данные о действительном состоянии преступности в сфере налогообложения и прогнозировать ее изменения.



Криминологическая ситуация за 1993-1999 годы в этой сфере выглядит следующим образом. В России за 1993 год нарушения порядка уплаты налога на прибыль были выявлены у 438 тысяч налогоплательщиков, НДС – у 407 тысяч, акцизов – у 2 тысяч, дополнительно начислено 448 млрд. рублей. Разыскано около 1 тысячи налогоплательщиков, не зарегистрированных в налоговых органах. К административной ответственности привлечено 703 тысячи человек, в правоохранительные органы направлено более 31 тысячи материалов. По фактам нарушения налогового законодательства возбуждено 1242 уголовных дела по которым осуждено 127 человек, при этом по фактам уклонения от подачи декларации о доходах – 34 уголовных дела, сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения – 791, противодействия или неисполнения требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов – 417. По 1221 материалу вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, в основном в результате перевода фактически уголовно-наказуемых деяний в разряд административных правонарушений в силу их «'малозначительности»'.

В 1994 г. в основном подтвердился прогноз специалистов Департамента налоговой полиции РФ о том, что количество выявленных налоговых правонарушений и преступлений возрастет в 3-4 раза по сравнению с показателями 1993 года. В 1994 году за административно-наказуемые нарушения налогового законодательства к ответственности были привлечены 891 тысяча человек. Нарушителем налогового законодательства в среднем являлось каждое четвертое юридическое лицо и каждое двенадцатое физическое лицо. Сумма наложенных на них штрафов составила 52,1 млрд. рублей, а общая сумма, предъявленная к взысканию, составила около 20 процентов от всего объема налоговых поступлений в бюджет. Фактически каждый пятый рубль взимался принудительно. Органами налоговой полиции выявлено около 12 тысяч лиц, не вставших на налоговый учет. В правоохранительные и судебные органы направлено более 63 тысяч материалов. В отношении злостных нарушителей налогового законодательства возбуждено 3126 уголовных дел, в том числе по фактам уклонения от подачи декларации о доходах – 78 уголовных дел, сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения – 2544, противодействия или неисполнения требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов – 504.



В 1995 году различные нарушения налогового законодательства обнаружены в 1,3 млн. организаций и у 489 тысяч физических лиц, в бюджет дополнительно начислено 7.3 трлн. рублей. Выявлено более 15 тысяч хозяйствующих субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на учет в налоговых органах, наложено более 2.5 тысячи административных арестов на имущество недоимщиков. К административной ответственности привлечено 904 тысячи человек, направлено в правоохранительные органы 100 тысяч материалов. По фактам нарушения налогового законодательства возбуждено 5670 уголовных дел, осуждено всего 432 человека. При этом на уклонение от подачи декларации о доходах пришлось 332 уголовных дела, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения – 4230, противодействия или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов – 1108.

В 1996 году налоговыми органами проверено более 830 тысяч предприятий, при этом на 522 тысячах из них выявлены нарушения налогового законодательства. По результатам проверок дополнительно начислено платежей на сумму 14,3 трлн. рублей. В результате проведения совместных мероприятий налоговых органов и органов налогового контроля выявлено 4,5 тысячи юридических лиц и 881 тысяча физических лиц, уклонявшихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов. К административной ответственности за налоговые правонарушения привлечено более 950 тысяч человек, в правоохранительные органы направлено 166 тысяч материалов. В отношении злостных нарушителей налогового законодательства возбуждено 5540 уголовных дел, из них по фактам уклонения от подачи декларации о доходах – 453, сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения – 3923, противодействия или неисполнения требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов – 1155.

В 1997 году выявлено 21 тысяча нарушений налогового законодательства, ущерб от которых в виде неуплаченных налогов составил почти 7 трлн. рублей (неденоминированных). Причем каждое третье нарушение в крупных и особо крупных размерах. В производстве органов налоговой полиции находилось 4185 3705 уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения налогового законодательства. При этом на уклонение от уплаты налогов с граждан приходилось 764 уголовных дела (в особо крупном размере – 415), а на уклонение от уплаты налогов с организаций – 2941. Из них по фактам неоднократного совершения налоговых преступлений возбуждено 191 уголовное дело.

В 1998 году зарегистрировано нарушений налогового законодательства –18633, в том числе в крупном и особо крупном размере – 7552. За этот период возбуждено 3953 уголовное дело. Освобождено от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст.198 УК РФ 309 человек. В 1999 г. по фактам налоговых преступлений было возбуждено 6131 уголовное дело.

Таким образом, показатели налоговой преступности отличаются устойчивыми негативными тенденциями (за последние шесть лет число зарегистрированных налоговых преступлений возросло более чем в сорок раз). Большинство прогнозов, касающихся изменения состояния налоговых преступлений, предсказывают их увеличение до 15-20 тысяч в год. Уже на протяжении ряда лет массовое уклонение от налогообложения расценивается отечественными специалистами как основная угроза экономической безопасности страны.

Анализируя качественные показатели, прежде всего структуру налоговой преступности за последние шесть лет, можно проследить увеличение удельного веса уклонения от уплаты налогов с организаций (сокрытий доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения). При этом более половины преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Это обстоятельство указывает на значительно возросшее число крупных собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет. В 1997 г. доля преступлений, совершаемых неоднократно, впервые составила за год более 5 процентов, что свидетельствует о специальном рецидиве, характеризующем степень корыстной направленности налоговых преступников и высокую устойчивость самой налоговой преступности.

В том, что касается территориальной распространенности налоговой преступности, то следует отметить, что в 1999 году наивысшие ее показатели отмечались в Центральном регионе, где было зарегистрировано 614 налоговых преступлений, Сибирском – 613, Северо-Кавказском – 605 и Уральском – 544. В других регионах соответствующие значения оказались ниже, в Северном и Северо-Западном выявлено 325 преступлений в сфере налогообложения, Поволжском и Волго-Вятском – 424, Дальневосточном – 293, Центрально-Черноземном – 262.

Следует отметить, что по оценкам некоторых экспертов, выявленное количество налоговых преступлений составляет не более 5-10% от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства. Аналитики ФСНП России считают, что девять из десяти налоговых преступников уходят от ответственности, а это соответствует 40-50 тысячам преступлений в год.

С 1998 года по 2001 год число налоговых преступлений неуклонно росло, так, если в 1998 году было зарегистрировано 4085 преступлений, то в 2001 году их число составило уже 23316 преступлений, что в 5,7 раз больше по сравнению с 1998 годом. В 2002 году наблюдается сокращение числа зарегистрированных до 12 838 деяний, что почти в два раза меньше по сравнению с 2001 годом. В 2003 было зарегистрировано всего 3 506 налоговых преступлений. То есть, фактически, по количеству зарегистрированных преступлений в 2003 году, Россия приблизилась к показателям 1998 года. С 2004 года по 2007 год тенденция роста налоговых преступлений продолжилась, но с 2008 г. наблюдается снижение числа налоговых преступлений. Так, если в 2004 году их число составило 7 996 преступлений, то 2005 году – уже 11 561 (что на 44,6% больше по сравнению с 2004 годом), в 2006 – 13 913 (что на 74% больше по сравнению с 2004 годом, и на 20,3% больше по сравнению с 2005 годом), в 2007 г. – 14 779, но в 2008 г. количество налоговых преступлений снизилось до 11 579, по сравнению с предыдущими годами.[1]

Доля налоговых преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности в первые годы после принятия УК РФ 1996 года была относительно невелика. Так, в 1998 году удельный вес налоговых преступлений в общем числе преступлений в сфере экономической деятельности составил 5,1 %, в 1999 – 10,4 %. Но уже с 2000 года обнаруживается увеличение удельного веса налоговых преступлений в общей массе зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности. Так, в 2000 он составил 14,7 %, в 2001 – 14 %, в 2002 – 9%. Некоторое снижение обнаруживается лишь в 2002 году – 9 %, и в 2003 – 2,9 %. С 2005 по 2008 год, несмотря на то, что число налоговых преступлений неуклонно росло, их доля в общей массе зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности оставалась относительно стабильной. Так, 2005 году их удельный вес составил 13,4 %, в 2006 – 13 %, в 2007 – 15,1, а в 2008 – 12,4%.

По мнению автора, существенных позитивных изменений в криминологической ситуации относительно налоговых преступлений в ближайшее время ожидать не стоит. Но это обусловлено, не только криминогенными факторами, на рост числа налоговых преступлений существенное влияние оказывают и факторы позитивного порядка, в частности, рост экономических показателей (рост экономики) как в целом по стране, так и в регионах. Увеличение количества зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, увеличение объемов финансирования экономики, внутреннего валового продукта оказывает неизбежное влияние на увеличение количества налоговых преступлений и сумм ущерба, причиняемого государству от налоговых преступлений. В этой связи, рост налоговой преступности не может однозначно оцениваться, как негативный криминологический феномен.

 


Изучение проблемы высокой степени латентности налоговых преступлений, выявление причин высокой степени латентности и пути повышения эффективности выявления и регистрации фактов преступных нарушений налогового законодательства

 

Как бы то ни было, высокий уровень латентности налоговых преступлений представляется очевидным. По нашему мнению, о реальных масштабах налоговой преступности в той или иной мере могут свидетельствовать:

- значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

- очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами ;

- скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

- рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование ''черного нала'' в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);

- обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная уплата);

- снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

В ходе исследования нами изучался вопрос о причинах высокой латентности этих преступлений. В этих целях анализировались материалы о налоговых нарушениях, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, прекращенные уголовные дела, использовались методики определения латентных преступлений.

Несомненно, что на высокий уровень латентности преступлений в области налогообложения влияет несовершенство действующей системы налогового контроля. Оно обусловлено в первую очередь недостатками организационного, информационного и материального обеспечения органов Государственной налоговой службы. К сожалению, во многих регионах прокурорскими проверками были вскрыты случаи отсутствия должного учета заявлений и сообщений о налоговых преступлениях. Допускаются волокита при рассмотрении материалов проверок, необоснованный возврат их в ГНИ, нарушение сроков, предусмотренных ст.109 УПК РФ, незаконные отказы в возбуждении уголовных дел. Интересны формулировки, чаще других, встречающиеся при отказе в возбуждении уголовных дел: некомпетентность бухгалтера, недостаточно глубокие знания руководителем и бухгалтером налогового законодательства, неумышленная неуплата налогов и другие, дающие все основания судить о наличии различного рода злоупотреблений.

Затрудняет выявление и раскрываемость налоговых преступлений изобретательность налоговых преступников, тщательная маскировка ими своих незаконных действий, наличие большого промежутка времени (от 1 года и более) между моментом совершения и выявления налогового преступления. К причинам латентности налоговых преступлений 57% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов, относят и недостаточное участие населения в борьбе с уклонением от уплаты налогов, несмотря на то, что закон предусмотрел материальное стимулирование лиц, сообщающих об известных им фактам налоговых преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей, но крайне редко предпринимают какие либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому. Еще реже сообщают о фактах уклонения от уплаты налогов соседи, знакомые и родственники виновных лиц. Низкую активность населения в оказании помощи правоохранительным органам, борющимся с налоговыми преступлениями в какой-то степени можно объяснить тем, что в настоящий момент общественное мнение не порицает лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, а относится к ним терпимо или даже сочувственно, объясняя их поведение неоправданно высоким уровнем налогообложения. К тому же, в нашей стране налогоплательщики не видят, на что тратятся средства, отчисляемые ими в качестве налогов. Подобная неинформированность населения имеет своим следствием падение авторитета государства в лице его властных структур, рост правового нигилизма, порождает сомнения в справедливости, целесообразности и действенности законов, оправдывает налоговые преступления в глазах основной массы населения. В то же время 75% опрошенных нами сотрудников правоохранительных органов считают, что отрицательно влияет на заинтересованность граждан в деле выявления и раскрытия налоговых преступлений физическая и моральная незащищенность свидетелей от мести нарушителей налогового законодательства. В первую очередь, это касается, конечно, организованных форм уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Анализ перечисленных причин, по которым неплательщикам налогов удается избежать привлечения к уголовной ответственности, позволяет предложить пути повышения эффективности выявления и регистрации фактов преступных нарушений налогового законодательства. В первую очередь, действенную помощь в этом, по мнению 19% опрошенных сотрудников правоохранительных органов, могут оказать граждане. Для этого необходимо активное разъяснение населению налоговой политики государства, а также положений уголовного закона по борьбе с уклонением от налогообложения. Разделяя позицию тех ученых, которые считают, что призывы к населению сотрудничать мало эффективны, если они не трансформированы в конкретные условия и механизмы такого сотрудничества, мы считаем, что следовало бы продумать более доступный для граждан порядок сообщений о ставших им известными преступлениях и виновных лицах, а также механизм более эффективного морального и материального стимулирования социально-правовой активности населения. По такому пути развивается практика ряда зарубежных стран. В частности, в Нью-Йорке разработана система учета анонимных звонков. Любой гражданин может набрать определенный номер телефона и сообщить все, что ему известно, не называя своего имени. Полиция в таких случаях присваивает ему кодовое имя, и если информация оказалась полезной, он получает вознаграждение. Возможно, появление в отечественных городах подобного ''телефона доверия'' способствовало бы снижению уровня естественной латентности налоговых преступлений.

Помимо этого 77% респондентов указали на необходимость обеспечения надежной защищенности свидетелей от мести преступников и их друзей. Возможно, есть смысл обратиться к опыту зарубежных стран. Например, в США с 1982 года действует ''Закон о защите жертв и свидетелей преступлений'', в соответствии с которым за применение угрозы или физической силы в отношении свидетеля, а также за попытку совершить такие действия предусмотрен штраф до 250 000 долларов или тюремное заключение на срок до 10 лет. Кроме того, 12 октября 1984 года Конгрессом США был принят другой специальный законодательный акт – ''Закон об усилении безопасности свидетеля'', в соответствии с которым правоохранительным органам предоставлены более широкие права по защите свидетельствовавшего от мести. Полагаем, что совершенствование российского законодательства в этой части способствовало бы снижению латентной преступности, а создание на федеральном уровне действенного, опирающегося на солидную материальную базу и состоящего из высококлассных профессионалов механизма защиты свидетелей и потерпевших позволило бы, на наш взгляд, укрепить веру граждан в неприкосновенность своих законных прав и интересов и понизить уровень социальной напряженности в обществе. Безусловно, положительно отразится на уровне выявления и раскрываемости налоговых преступлений укрепление материально-технической базы и материальное стимулирование сотрудников ГНС и налоговой полиции.

Широко в нашей стране представлена и деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций, не отчитывающихся о своей финансово-хозяйственной деятельности. Из 31 тыс. лиц и организаций, не сдававших отчетность в налоговые органы в 1999 году и разысканных только федеральными органами налоговой полиции, около 8 тыс. проводили финансово-хозяйственную деятельность, получали доходы и не платили налоги. Представляют определенный интерес некоторые данные, полученные в ходе проверки, проведенной Счетной палатой. Так, в соответствии с ними, практически каждый третий налогоплательщик (35-40% от всех прошедших государственную регистрацию) нарушает налоговое законодательство, скрывает свои доходы и имущество. И только примерно 10-15% относительно честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги. В частности, оказалось, что из 120 тыс. налогоплательщиков-юридических лиц, состоящих на налоговом учете в госналогинспекции Московской области, более чем 49 тыс. не представляют в районные и городские налоговые инспекции налоговую отчетность (а это свыше 40%), более 10 тыс. налогоплательщиков (около 9%) представляют отчетность, в соответствии с которой они якобы вообще не осуществляют никакой финансово-хозяйственной деятельности. Между тем практика налогового контроля свидетельствует об обратном – налицо прямое укрывательство своей деятельности и, следовательно, налогов.

Примерно такие же данные были обнародованы органами внутренних дел и налоговой полиции, а также налоговыми органами других регионов. Так, в Новосибирской области в 1998 году было выявлено 1683 налогоплательщика, которые в течение длительного времени не представляли в налоговые органы соответствующей отчетности или представляли ''нулевые балансы''. В результате проведенных выездных документальных проверок было доначислено в бюджеты всех уровней около 35 млн. деноминированных рублей, или в среднем по 20 тыс. рублей на одно предприятие. В Мурманской области насчитывается 7,4 тыс. организаций, поставленных на налоговый учет и не представляющих бухгалтерскую отчетность, что составляет 44% от общего числа предприятий и организаций, включенных в государственный реестр.

Широкое распространение получило лжепредпринимательство – создание предпринимательских организаций без намерения осуществлять уставную деятельность с целью получения ссуд, кредитов или снижения налогообложения (освобождения от него полностью). В 1998 году Федеральными органами налоговой полиции выявлено 125 фактов лжепредпринимательства. Часто предприятия с целью ухода от налогообложения прибегают и к самоликвидации. Так УФСНП по г. Санкт-Петербургу в ходе расследования уголовного дела по ст. 162-2 ч.2 УК РСФСР установило, что фирма ''Вараш'', получившая в качестве предоплаты за товары более 200 млн. рублей от различных коммерческих структур, а также ТОО ''Экстросервис'', получившее кредит в Балтийском банке в размере 300 млн. рублей, отконвертировали указанные средства, переправили их за границу по подложному договору и прекратили свою деятельность.

Наметилась тенденция доведения отдельных предприятий до состояния банкротства, в том числе и с целью уклонения от налогообложения (преднамеренное банкротство). Довольно распространенной стала практика прекращения хозяйственной деятельности предприятий-нарушителей, за которыми остается задолженность по различным видам налогов (фиктивное банкротство).

Результаты анализа, проведенного Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и дополненного в процессе данного исследования, свидетельствуют, что в зависимости от форм собственности организаций налоговые преступления распределяются следующим образом:

- 53% совершены в сфере частной собственности;

- 34%- в сфере смешанной российской собственности без иностранного участия;

- 5%- в сфере государственной собственности;

- 5%- в сфере собственности общественных организаций;

- 2%- в сфере совместной собственности с иностранным участием;

- менее 1%- в сфере иностранной собственности.

В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования:

- 70% налоговых правонарушений совершены в акционерных обществах и обществах (товариществах) с ограниченной ответственностью;

- 13%- в государственных предприятиях;

- 4%- в индивидуальных (семейных), частных предприятиях;

- 13%-в других предприятиях, в том числе:

- производственные кооперативы, колхозы, совхозы и фермерские хозяйства-23,8%;

- предприятия общественных объединений –17,8%;

- муниципальные предприятия- 17,6%;

- арендные предприятия-13%.

Анализ материалов деятельности налоговой полиции за последние шесть лет позволяет сделать вывод о том, что в области нарушений налогового законодательства существует целый ряд устойчивых криминогенных зон. В частности, в этот период повсеместно отмечалось использование банковской сферы в целях уклонения от уплаты налогов, которое нередко было сопряжено с хищениями и мошенническими операциями по завладению крупными денежными средствами, незаконным получением и использованием кредитов, куплей-продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки. Если сгруппировать все, связанные с банковской деятельностью, нарушения налогового законодательства, то их можно разделить на три вида:

1) сокрытие (занижение) доходов или иных объектов налогообложения банков, допускаемые банковскими учреждениями;

2) прямое или косвенное пособничество банков недобросовестным клиентам в совершении незаконных финансово-хозяйственных операций и сокрытии доходов (прибыли) от налогообложения;

3) должностные злоупотребления руководителей банков, совершаемые из корыстных побуждений в интересах личного обогащения (данные деяния наносят вред не только финансовым интересам бюджета, но и самим банкам).

Чрезвычайно часто нарушается налоговое законодательство и при совершении операций с валютой и денежной наличностью. Наиболее характерными нарушениями в данной сфере являются: незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках; реализация товаров и услуг за наличную валюту без разрешения Центробанка России; неотнесение курсовой разницы по дебиторской задолженности в валюте на прибыль; занижение прибыли путем неправильной разноски по счетам; необложение налогом на прибыль полученных доходов от курсовой разницы валютных средств, не являющихся вкладом в уставной фонд предприятия.

Угрожающие масштабы получил внебанковский оборот наличных денежных средств. Основная масса «черного нала» оседала в незарегистрированных в налоговых органах или скрывающих свою деятельность предпринимательских структурах, действующих в сфере мелкооптового и розничного товарооборота, торгово-закупочного посредничества, «челночного»' бизнеса и т. п. На конец 1994-начало 1995 г.г. пришелся пик деятельности фирм, специализирующихся на обналичивании денежных средств предприятий.

В 1996 г. весьма распространенным стал следующий способ уклонения от уплаты налогов: юридическое лицо заключает договор с ''предпринимателем-индивидуалом'', на счет последнего перечисляются деньги. Он снимает эту сумму со счета наличными и передает ее за определенный процент фирме. Это типичный уход от налогообложения при помощи ''обналички''. Деньги в тех же целях могут перечисляться и на личный счет гражданина.

Лидером по количеству налоговых правонарушений и преступлений в последние годы стала сфера производства, разлива и реализации алкогольной продукции, которую по криминогенности можно сравнить только с нефтебизнесом и внешнеэкономической деятельностью. Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликероводочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды. В качестве наглядного примера подобного рода противоправных деяний можно привести уголовное дело, возбужденное сотрудниками налоговой полиции г. Москвы в отношении руководителей ООО ''Шанс'', которое торговало контрабандным спиртом. Акцизные марки на бутылки наклеивали сами работники этого ООО. Никакой официальной документации естественно не велось. Однако по обнаруженным записям ''черной'' бухгалтерии было установлено, что дневной оборот составлял от 50 до 300 млн. рублей. При обыске было изъято свыше 1,24 млрд. рублей, 1000 долларов, контрабандного спиртного на сумму примерно 250 тыс. долларов.

По данным ФСНП России, основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или «'теневая»' часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.

Как отдельную криминогенную зону можно выделить сферу строительства и операции с недвижимостью. В ходе проверок предприятий, занимающихся производством строительных материалов и конструкций, органы ГНИ, и налоговой полиции выявляют чаще всего следующие нарушения налогового законодательства:

- отсутствие у юридического лица лицензии на производство строительных материалов, изделий и конструкций (СМИК);

- осуществление организациями не указанных в лицензии видов строительной деятельности;

- реализация строительных материалов физическими лицами по ценам значительно ниже рыночных (например, реализация стройматериалов своим работникам либо в строительных войсковых частях);

- сокрытие объектов налогообложения путем реализации СМИК в порядке взаиморасчетов (бартер);

- занижение выручки за СМИК, отгруженные, но не оплаченные, что приводит к занижению прибыли;

- завышение стоимости сырья, материалов, списанных на производство СМИК;

- неправомерное использование льготы по налогу на прибыль, предусмотренной для предприятия по производству строительных материалов с малой численностью работников и др.

Исследование показало, что к числу сфер хозяйственной деятельности с достаточно высокой криминогенностью следует отнести и сферу строительства и реализации квартир. Основными правонарушениями здесь выступают:

- невключение в состав совокупного дохода работников предприятий для исчисления подоходного налога сумм материальных благ (квартир), передаваемых предприятием по себестоимости;

- неправомерное использование статуса малого предприятия, с целью получения налоговых льгот;

- непостановка квартир, являющихся собственностью предприятия, на баланс при наличии регистрационных удостоверений бюро технической инвентаризации (БТИ) о переходе квартир в собственность этого предприятия;

- умышленное искажение (уничтожение) первичных документов с целью завышения цены на приобретения или стоимости реализации квартир.

Анализ налоговой преступности на протяжении ряда лет свидетельствует о высокой системности данного явления – тенденции налоговых преступлений взаимосвязаны, а часто и взаимообусловлены изменениями других экономических посягательств (например, уклонение от уплаты налогов часто связано с дачей и получением взяток, нарушением правил о валютных операциях, контрабандой, преступлениями в сфере таможенного регулирования). Кроме того, в криминологическом плане налоговая преступность тесно связана с преступностью организованной. По мнению специалистов, уклонение от уплаты налогов приобретает в крупных промышленных городах организованный и координируемый характер.

Постоянной сферой основных интересов криминальных структур является наиболее прибыльный бизнес, связанный с быстрым оборотом капитала, обращением наличных денежных средств (банки, торгово-закупочная деятельность, производство и реализация винно-водочной продукции, автомобили и автосервис, сферы с ослабленным налоговым контролем - игорный и шоу-бизнес, туризм, экспортно-импортные операции и др. По данным правоохранительных органов Московской области, уже сейчас 40 преступных группировок объединены в 9 криминальных сообществ, контролирующих различные сферы экономики Подмосковья. Ими созданы или находятся под их ''опекой'' 246 акционерных обществ, 614 товариществ, более 40 совместных предприятий. По информации УФСНП по Волгоградской области действует 213 организованных преступных групп, имеющих в своей собственности коммерческие предприятия в сфере торговли, игорном и шоу-бизнесе. УФСНП по Тюменской области имеет сведения, что в г. Тюмени и области функционируют семь основных преступных группировок, руководители которых состоят учредителями в десятках коммерческих фирм и держат под контролем еще большее количество коммерческих структур. УФСНП по Свердловской области были получены данные о нарушении валютного и налогового законодательства ''Уральского торгового дома'' и ''Финансовой промышленной компании'', которые тесно связаны с организованными преступными группировками области. На свои лицевые счета в Германии, Венгрии, странах Бенилюкса руководители указанных фирм перечислили около 2 млн. долларов США и 9 млн. бельгийских франков. УФСНП по Томской области отмечает, что для легализации ''теневого'' капитала отдельными криминальными и полукриминальными структурами скупаются акции наиболее доходных предприятий. Организованные преступные группировки приобретают предприятия, инвестируют незаконно добытые денежные средства в жилищное строительство.

В плане легализации преступных доходов большой интерес для криминальных структур представляют финансовые компании, привлекающие наличные денежные средства граждан. Учитывая, что многие такие компании создали разветвленные системы сбора и ''переброски'' наличных денежных средств из региона в регион, они могут служить удобным инструментом ''отмывания'' и обналичивания преступно нажитых средств. Деятельность этих финансовых компаний связана, как правило, с внебанковским оборотом денежных средств, мошенничеством в отношении граждан, а также с уклонением от уплаты налогов в бюджет.

Следует сделать вывод, что организованная преступность оказывает самое негативное влияние на процесс налогообложения, истощая поборами налогоплательщика и зачастую ставя его перед выбором – уплатить налоги государству и разориться, либо уклониться от уплаты налогов и продолжать хозяйственную деятельность.

Состояние преступности в сфере экономики и налогообложения в значительной степени обусловливается и заметным ростом коррупции как системы отношений, основанных на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам, связанной с получением благ и преимуществ. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов использования бюджетных средств, лицензирования, выделения крупных кредитов и льгот, готовятся и принимаются в обход установленного порядка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.