|
Место криминологии в системе юридических наук.
Понятие, предмет и метод в криминологии.
Понятие.
Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.
Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. В последнем случае речь идет об одном из наиболее сложных социальных явлений.
Криминология изучает преступность, виды преступности, индивидуальное преступное поведение, преступления; их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации
по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и усло
вий криминальных явлений.
В настоящее время преобладающим является взгляд на криминологию как общетеоретическую науку о преступности, с выводами которой должны считаться прежде всего специалисты области других наук, ранее называвшихся науками «криминального цикла», а позднее — «криминологического цикла» (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, оперативно-розыскного права, криминалистики, криминальной психологии и т. п.)
Предмет: 1.ПРЕСТУПНОСТЬ (сущность и ее закономерности). Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т.п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.
2. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления.
Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней. Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности преступника "имеет формальный оттенок"(Стручков Н.А.Проблема личности преступника Л.,1983,с.49). Поэтому юридический критерий должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или отдельные антисоциальные черты. Данное положение относится не только к злостному, но и к, так называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут встать на преступный путь То есть в предмет рассматриваемой отрасли научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому воздействию. В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.
3. ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ - представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие. Наряду с собственно причинами преступности предметом криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон). Причинное объяснение, неизменно актуальное для криминологических исследований, опирается в первую очередь на понятия причин и условий преступности. Однако криминологов интересуют и другие виды детерминации этого социально-негативного явления: корреляция, системно-структурная связь и т.д. Различные по источникам, содержанию, механизму действия и другим признакам детерминанты преступности изучаются в криминологии применительно: а) ко всей совокупности преступлений; б) к их отдельным видам (группам, категориям); в) к индивидуальным актам преступного поведения.
4. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ или иначе называемая - ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ. Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими. По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант. Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам. Все рассмотренные основные элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений; проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы, связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.
Метод.
Методика криминологических исследований — это система конкретных способов, приёмов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования её развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности[3].
В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы:
· Статистические методы, с помощью которых исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей[4]
· Анкетный метод, который позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода — в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.
· Метод интервью, который позволяет при определённых условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Применяется для углублённого изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.
· Метод тестирования, который применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий: для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.
· Социометрия, с помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношении, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.)
· Документальный метод, предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документации: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.).
· Наблюдение, представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.
· Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений.
· Эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.).
Место криминологии в системе юридических наук.
За рубежом криминология тяготеет к различным блокам научных дисциплин. Например, в США и Великобритании ее считают частью социологической науки — социологией преступности. В Италии, Франции, отчасти в Германии ее относят к естественным наукам. В России криминология «отпочковалась» от науки уголовного права и впоследствии обрела межпредметные отношения с криминалистикой, уголовным процессом, прокурорским надзором, некоторыми отраслями российского права. Рассмотрение вопроса о месте криминологии в системе юридических наук можно показать путем сопоставления ее с уголовным правом. Для этого следует сравнить интерпретацию вопросов предмета криминологии под углом зрения криминологии и уголовного права. В уголовном праве преступление рассматривается как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. В криминологии преступность рассматривается как специфическое социальное явление, проявляющееся в наиболее вредных для человека и общества видах по ведения. Если в уголовном праве преступник прежде всего представляет собой формализованную группу индивидуальных свойств и качеств, учитываемых при квалификации и индивидуализации наказания, то в криминологии — это совокупность социально-психологических свойств человека, способствующих совершению преступления. Предупреждение преступности с позиции уголовного права представляет собой применение наказания и иных предусмотренных уголовным законом мер воздействия, в то время как криминология трактует предупреждение преступности как специфический вид социального управления, имеющий целью удержать преступность на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин. Однако не надо противопоставлять эти две науки и тем более отрывать криминологию от уголовного права. Подобный «развод» приведет к ослаблению обеих наук. Некоторые ученые (Я. И. Гилинский, Д. А. Шестаков и др.) считают криминологию социологией преступности. Они утверждают, что при рассмотрении преступности как разновидности социальных девиаций соотношение наук, ее изучающих, в принципе должно быть следующим: социология — социология девиантности (девиантология) — социология преступности (криминология). В таком подходе происходит подмена понятий. Понятие преступности заменяется понятием девиации, и соответственно криминология называется социологией преступности. В итоге подмена криминологии социологией преступности (кстати, последняя имеет самостоятельный статус в социологической науке) приводит к растворению преступности в массе различных видов девиантности, дезориентирует специализированные органы борьбы с преступностью и в конечном счете ведет к ослаблению такой борьбы. Криминология связана не только с юридическими, но и другими науками. Речь идет главным образом о статистике (в особенности правовой, демографической и экономической), психологии, социологии, социальной психологии, педагогике. По существу, криминологическая наука обогащалась за счет знаний, полученных вышеперечисленными науками, адаптируя их с учетом своих целей и задач. Какой же вывод можно сделать о положении криминологии в системе наук? Во-первых, криминология не поглощается ни одной из вышеперечисленных наук. Это означает, что она не может быть частью какой-либо науки. Во-вторых, криминология не является и мультидисциплинарной наукой, так как «заимствования» от других наук трансформировались в сугубо криминологические категории. Таким образом, криминологии в системе наук принадлежит самостоятельное место.
3.Разграничение криминологии и науки уголовного права по предмету исследования.
С момента воссоздания отечественной криминологии она выступила в качестве самостоятельной науки. Об этом, хотя и с известной долей осторожности, сказал И. И. Карпец во введении к первому учебнику криминологии, изданному в СССР. Он писал, что криминология, не поглощая все другие отрасли уголовно-правовых наук, “ограничена строгими пределами, поэтому и предложения, вносимые в результате проведения криминологических исследований, не всеобъемлющи, а нуждаются в дальнейшей разработке и детализации, связанной с полным использованием данных тех наук и областей знания, в сферу которых “вторгается” криминология”.
Уголовное право регулирует общественные отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства от преступных посягательств (А.В. Наумов).
В научной и учебной литературе выделяют следующие основные виды отношений, регулируемые уголовным правом:
- Охранительные уголовно-правовые отношения, складывающиеся в связи с совершением преступления. У субъектов этого отношения (лицо, совершившее преступление, и государство) возникают определенные права и обязанности. Предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания.
- Общепредупредительные уголовно-правовые отношения - регулируют поведение членов общества и связаны с удержанием лиц от совершения преступления под страхом наказания, содержащегося в уголовно-правовых нормах.
- Регулятивные уголовно-правовые отношения - складываются на основе уголовно-правовых норм, которые наделяют граждан правами на причинение вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям при наличии определенных обстоятельств (необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск и т. д.) и признают такое поведение правомерным и социально полезным.
Криминология исследует:
– преступность как социальное явление;
– преступление как индивидуальная форма преступности;
– причины и условия преступности, конкретных преступлений;
– личность преступника;
– меры предупреждения преступности и профилактика отдельных преступлений.
4. Методы криминологического исследования. Методика криминологических исследований.
Исходя из конкретных задач научного криминологического исследования, помимо использования имеющейся в отчетности правоохранительных органов статистической информации, применяются специальные методы сбора информации. Поскольку эта информация подлежит в конечном итоге обязательной статистической обработке, предпочтение отдается методам программированного сбора информации (наблюдение, изучение документов, опрос соответствующих лиц). Определенное место в криминологических исследованиях занимают также социометрия и эксперимент.
Наблюдение – это непосредственное восприятие самим исследователем и прямая регистрация им фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Очевидно, что приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень и способ фиксации) интересующих его факторов, их признаков и характеристик. Однако, непосредственное восприятие дает такую богатую по разнообразию и содержанию информацию, что в процессе наблюдения эта программа может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных, с точки зрения целей исследования, обстоятельств. В богатстве картины наблюдаемого объекта, в возможности выявления неожиданного – основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования.
Но далеко не все события и факты, интересующие исследователя, поддаются наблюдению, а само наблюдение требует значительных затрат времени и потому затруднительно для получения информации о большом числе объектов. Кроме того, на результаты наблюдения могут оказать отрицательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также личностные качества наблюдателя, его, возможно, неосознанное желание увидеть заранее заложенные в программу исследования стороны и качества объекта, в то время как более существенными могут оказаться совсем иные, не предполагавшиеся ранее его характеристики. В этом – определенные недостатки наблюдения как метода криминологического исследования, накладывающие ограничения на практику его применения.
Изучение документов – распространенный и наиболее надежный метод криминологического исследования.
В документах фиксируются факты, которые, как правило, уже проверены и потому заслуживают доверия исследователя. Наиболее значимые для криминологического исследования документы содержатся в материалах расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, в личных делах осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. В этих же целях могут использоваться и другие документы о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Для того, чтобы вести изучение документов целеустремленно, а впоследствии иметь возможность статистической обработки полученной информации, эта работа заранее программируется. Составляется вопросник, по которому и ведется фиксация интересующих исследователя фактов, извлекаемых из содержания документов. Однако, указанные выше документы не рассчитаны на будущий интерес криминолога. В них, как правило, содержится только часть необходимой ему информации. В этом обстоятельстве – ограниченность изучения документов как метода криминологического исследования.
Опрос как метод криминологического исследования имеет по форме две разновидности: очный опрос-интервью и заочный опрос-анкетирование. И в том, и в другом случае опрос, исходя из конкретной цели исследования, заранее программируется. Составляются вопросник, карточка, анкета, которые после заполнения подвергаются статистической обработке.
Интервью проводится в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются в документе (карточке, справке) интересующие исследователя факты и характеристики. Результативность интервью, получение в ходе его достоверной информации во многом зависят от опыта и искусства исследователя.
В связи с этим рекомендуется соблюдать следующие основные методические требования проведения интервью. Вначале важно установить с опрашиваемым психологический контакт, снять напряженность, естественную при беседе с незнакомым человеком, добиться готовности дать правдивые ответы. В продолжение этой линии на адаптацию первые вопросы следует задавать об очевидном, о том, о чем скрывать опрашиваемому нет никакого смысла. Затем осуществляется переход к главному для исследователя. При этом вопросы комбинируются таким образом, чтобы некоторые из них перепроверяли правдивость ответов на ранее заданные. В конце интервью важно снова снять напряжение опрашиваемого, побудить его дополнительно высказаться в произвольной форме по теме беседы. Здесь могут быть обнаружены новые факты, новые характеристики изучаемого явления, не предусмотренные программой интервью, но существенные для целей исследования.
Нетрудно заметить, что в некоторых элементах интервью приближается к непосредственному наблюдению. Только при наблюдении исследователь занимает пассивную позицию, а при интервью играет активную роль в получении информации от опрашиваемого. Сходство этих методов криминологического исследования порождает в определенной степени и общность их недостатков, ограничивающих возможности применения. Тем не менее интервью – важный и распространенный на практике метод криминологических исследований.
Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.
Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.
Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню).
Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).
Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).
При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.
Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.
В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»).
Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.
Эксперимент на математической модели нашел применение главным образом в научных исследованиях. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и вероятности индивидуального преступного поведения, которые будут рассмотрены в девятой главе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|