Причины и механизм преступного поведения (от 21.09.2012)
Экономический
Противоречивость экономический отношений: несбалансированность хоз. механизма, недостатки эконом. политики, пробелы в системе распределительных отношений.
Ядром этого комплекса явл-ся безработица.
Также к причинам можно отнести банкротство предприятий, сущ-е фирм-однодневок, нехватка отечественных товаров, огромный разрыв в уровне жизни людей.
Политический
Конфликт политических интересов.
Социальный
Соц. отн-я сущ-т на 2-х уровнях:
макроуровень (отн-я человека с об-вом и гос-вом в целом, в т.ч. его производственные отношения) – наиболее уязвимыми вл-сяя нац-е отношения и отн-я равенства.
Соц-я несправдливость – первоисточник конфликтов и прест-ти.
Чем ниже ур-нь культуры, воспитанности и обр-ти прест-ков, тем грубее по хар-ру и примитивнее по мотивации соверш-е ими прест-е.
Чем выше образ-й ур-нь,тем изощреннее способ сов-я прест-я.
микроуровень опр-ся соц-м сущ-м человека, его межличностными отн-ми в семье и отн-ми, кот-е случайно возникают на почве конкретной ситуации, когда сталкиваются различные интересы людей.
2 источника конфликтов – семья и школа.
Нравственно-психологический
Отсутствие моральных ценностей, аморальное разложение людей.
Правовой причинный комплекс прест-ти представляет собой недостатки в политике гос-ва, кот-е опр-т основное напр-е противодействия прест-ти (криминализация, декриминализация, пенализация, депенализация).
Условия, способствующие сов-ю прест-я:
· бродяжничество
· проституция
· алкоголизм
· наркотизм
· игромания
Прест-ть сама может порождать новый антиобщественный акт = самодетерминация прест-ти.
Формы самодетерминации прест-ти:
· 1 удачно сов-е нераскрытое прест-е порождает другое
· сов-е вспомогательных прест-й, кот-е неизменно влекут основные
· связь с орг. прест-ю
· связана с психологией нас-я - безнормативность
Личность преступника (от 14.09.2012)
Для этой темы посмотреть про известных преступников (доклад).
Личность преступника – одна из центральных проблем всех наук криминального профиля.
Личность преступника – сов-ть психологических, соц-но-значимых негативных св-в человека, развившихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.
Криминологическое изучение личности преступника осущ-ся для выявления и оценки тех св-в и черт, кот-е порождают прест-е поведение, в целях профилактики такого поведения.
Единство 3-х криминолог-х проблем: личность прест-ка – причины и условия прест-ти – механизм прест-го повед-я.
Причины необх-ти учета внешних факторов:
· криминогенные черты личности форм-ся под воздействием факторов окруж-й среды
· сов-ю прест-я способствуют, а в некот-х случаях и провоцируют, ситуационные обст-ва
Изучение прест-ка строится на правовой основе, т.е. в отн-нии только тех лиц, кот-е признаны судом таковыми. Т.о. исслед-е личности прест-ка имеет временной интервал – с момента возбуждения уг. дела до момента отбытия наказания.
Этапы исслед-я личности прест-ка:
1) формир-е личности прест-ка и факторов, влияющих на этот процесс
2) личность исследуется в ее взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией до и во время сов-я прест-я
3) исслед-е личности прест-ка в процессе осущ-я правосудия в связи с сов-ным им прест-м
4) личность прест-ка в период отбывания наказания
5) исслед-ся личность лица в период адаптациии к новым условиям после освобождения от наказания в связи с возм-ю сов-я им нового прест-я
Основные черты прест-ка:
а) пол
б) возраст
в) соц. положение
г) образование
д) трудоспособность
е) здоровье
Криминогенность аномалий обуславливается формами патологических изменений личности, кот-е могут временными либо имеющими необратимый хар-р.
Личность:
· хар-р, темперамент, ос-ти мышлени и другие псих. особ-ти
· соц-е и псих. аспекты пола, возраста и состония здоровья
· нравственные ос-ти и ценностно-ориентационные позиции
· навыки, умения, знания
· соц-е и псих-е аспекты жизненного опыта
· представл-е себе, отн-е к себе и я-концепция
· представл-е об окр. мире и отн-е к нему
Одной из коренных проблем личности престка явл-ся соотн-е соц-го и биолог.
Классификация типологий прест-ков – устойчивая группировка исследуемых объектов по изх отдельным признакам и построение данной иерархии на жестких критериях, каждый из кот-х имеет четко фиксированное место.
Классификация типологий прест-в:
1) социологический:
а) пол
б) возраст
в) ур-нь обр-я
г) ур-нь мат. обесп-ти
д) соц-е положение
е) наличие семьи
ж) соц-е происхождение
з) род занятий
и) спец-ть
к) место жит-ва
2) правовой:
а) хар-р и степень обществ-й опасности сов-го деяния
б) прест-е сов-ся впервые или повторно
в) сов-ся в группе или в одиночку
г) длит-ть прест-й деят-ти
д) объект прест-го посяг-ва
е) форма вины
3) по мотивам сов-х прест-й:
а) корыстный
б) престижный
в) игровой
г) насильственный
д) сексуальный
4) по хар-ру прест. направ-ти:
а) корыстный
б) насильственный
в) корыстно-насильственный
г) универсальный
5) по степени обществ-й опасности:
а) абсолютно опасные (серийные убийства, наемные либо сексуального хар-ра, акты терроризма)
б) особо опасные (сов-т убийства, как правило, в конфликттной ситуации либо длит-е время сов-т корыстные прест-я)
в) опасные (сов-т прест-я против личности, против общ-го порядка, кроме убийств)
г) представляющие незначит-ю опасность (сов-т прест-я неумышленно)
На формир-е личности прест-ка оказывает влияние социализаця (первичная – до совершеннолетия; промежуточная – 17-18 лет и 23-25 лет)
Основы виктимологии (от 15.09.2012)
Учение о жертвах прест-й – часть более широкого учения о жертвах не только прест-й, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн.
Жертва прест-я более широкое понятие, чем потерпевший.
Жертвы прест-й – лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, или существ-е ущемление их основных прав в рез-те действий или бездействия, нарушающих действующие нац. уг. законы.
Цели виктимологии:
· понимание природы и причин прест-го поведения
· опред-е ущерба
· профилактика прест-й
Виктимность – предрасположен-ть отд-х людей стать жертвой прест-я; неспособность об-ва и гос-ва защитить своих гр-н.
Социально-демографические критерии: пол, возраст, образ-е.
Прест-к – потерпевший входит в состав системы прест-к – ситуация.
Ситуации, предшеств-е прест-ю можно разделить на несколько групп, исходя из повед-я потерпевшего:
· действия потерп-х имеют провоцирующий хар-р и сод-т повод к сов-ю прест-я
· действия потерпевшего имеют неосторожный хар-р, создавая благоприятные условия для сов-я прест-я
· действия потерпевших правомерны, но вызывают противоправное поведение прест-ка
· действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности
Психолог-я предрасполож-ть стать жертвой прест-я означает наличие таких личностных черт как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражит-ть, склонность к авантюрным поступкам.
Есть две категории предрасполож-ти:
· в силу индивид-х личных особ-й
· в силу групповой принадлеж-ти
Провокация – действия потерпевшего, создающие опасность для его жизни, которыми он надеется ликвидировать, рассчитывая на, что провоцируемое лицо в сиду своего соц. полож-я и св-в хар-ра либо недостаточной физ. силы не посмеет ответить ему насилием.
Сущ-т также осознанная и неосознанная провокация.
Причины и механизм преступного поведения (от 21.09.2012)
Механизм преступного поведения – связь и взаимодействие внешних факторов объективной действ-ти и внутренних псих. процессов и состояний. Детерминирующих решение сов-ть прест-е, направляющих и контролирующих это решение.
Криминогенная мотивация – внутренняя причина прест-го повед-я – побудительный элемент к сов-ю рест-я.
В нее входят:
· потребность
· интересы
· ценностные ориентации
· установки
· эмоции
· мотивы
· цели
Функциональная роль ее стостоит в том, что она непосредственно порождает прест-е.
Мотивационная борьба – процесс столкновения полярных побудительных сил.
Потребность – недостаток, лишение, нужда, кот-е испытываются прест-ком и побуждающие его к действию.
Интерес – актуализированная потребность, т.е. оцененная прест-ком как существенная и подлежаща удовлетворению.
Ценностная ориентация – сознательное или несознательное располежение прест-ком имеющихся у него ценностей в опред-й шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении.
Установка – относительно ессознательная готовность следовать опр-м образом (антиобщественная)
Эмоции – субъективное переживание лицом отношений в окружающей его среде, происходящее в его организме и психике.
Мотив – внутреннее убеждение.
Цель – мысленное представление рез-то деят-ти.
Внутренние условия прест-го поведения – внутренноличностная, анатомическая психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной ситуации (рост, физ. сила, темперамент, эмоциональная стабильность либо неустойчивость, половая потенция, конформизм – устойчивые элементы; изменчивые состояния - аффект).
Взаимодействие между негативными условиями и позитивными условиями образуют второй элемент механизма прест-го повед-я.
Внешняя причина – криминогенная ситуация – относительно длительно состояние отношений по меньшей мере между 2-мя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общ-м отношениям.
Объект криминогенной ситации – ценности:
· общие – из-за них вообще возникают жизненные или кримногенные ситуации
· концентрирующиеся ценности – ценности, вокруг которых аккумулируются криминогенные ситуации
· предельные ценности – ценности, из-за которых сов-ся прест-я
Методы ситуаций – способы, при помощи кот-х субъекты управляют друг другом (активно-негативные, активно-позитивные, пассивные)
Стадии криминогенной ситуации:
1) по субъективному основанию:
а) опр-е восприятия ситуации как криминогенной
б) выбор стратегии поведения
в) выбор деяния в рамках общей стратегии взаимодействия
2) по объективному основанию:
а) обр-е жизненной ситуации (проблемная, стрессовая, фрустрационная, конфликтная, стихийная)
б) перерастание жизненной ситуации в криминогенную вследствие обр-я такого типа отношений, которе угрожают в любой момент разреш-ся прест-м
в) исход криминогенной ситуации в прест-е
Т.о. элементом причинного механизма явл-ся взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.
Внешние условия – социальная микросреда, кот-я оказывает влияние на скорость протекания соц.-псих. процессов и на хар-р межличностных отношений.
Виды внеш. условий:
· технические (связаны с несовершенством ср-в профилактики)
· организационно-правовые (связаны с недостатком реализации права)
· организационно-управленческие недостатки в деят-ти субъектов профилактики
· материально-вещная среда (условия, в кот-х сущ-т лицо)
Взаимодействие между позитивными и негативными внешними условиями – один из механизмов прест-го поведения.
Причины и условия формирования криминогенной ситуации:
1) внутренние причины – криминологически значимая информация, усваиваемая человеком:
а) данные об агрессивно насильственных типах поведения
б) сведения о корыстной направленности жизнедеят-ти человека
в) информация о навыках небрежного и легкомысленного поведени
г) данные об аномально сексуальных стереотипах поведения, примтивизме в отношениях между полами, циничном отношении к лицам противоположного пола и небрежности в половом общении
д) сведения о политически прест-х видах поведения
2) внутренние условия:
а) генотип
б) жизненный опыт
3) внешние причины – жизненная ситуация как относительно длительно состояние взаимодействия человека с другими лицами, группами, соц. институтами в процессе его жизнедеят-ти, в рез-те кот-го воспринимаетс и усваивается криминологическая информация:
криминологическое сознание (в рез-те общения с криминогенными группами, если они пользуютс авторитетом у лица,, интересы привлекательны не только в общении, но и в деят-ти, доставляют удовлетворение и имеет метсто эффективное достижение целей совместной деят-ти, то лицо усваивает криминальный жизненный опыт вместе с обычаями, стереотипами и традициями прест-го мира)
Сод-е внешней причины заключается в получении криминологически важной информации из:
· семьи
· школы
· трудовой коллекив
· неформальные досуговые группы
· сфера исполнения уг. наказаний
4) внешние условия – макросреда – воздействие на эффективность функционирования воспитателей и групп соц. институтов с воспитуемым на результ-ть воспитания со стороны об-ва
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|