Сделай Сам Свою Работу на 5

Восстановление и развитие государственного экологического мониторинга





ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ ТРЕБУЮТ РЕШЕНИЯ

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

представителей неправительственных экологических организаций

I. ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

 

Экологическое состояние России неблагополучно. Даже по официальным заниженным оценкам около половины россиян проживают при превышении ПДК загрязнителей. Огромны не учитываемые официальным мониторингом и статистикой масштабы загрязнения воздуха, воды, почв, нелегального использования природных ресурсов, утраты биоразнообразия.

На протяжении последних 20 лет в России возобладал анти-экологический подход в общегосударственной политике, основанный, с одной стороны, на получении быстрой прибыли ценой привлечении инвестиций за счет снижения природоохранных требований, за счет коммерческой эксплуатации природных ресурсов в ущерб сохранения жизнеобеспечивающих функций живой природы, с другой стороны – на выстраивании жесткой бюрократической вертикали, минимизирующей участие гражданского общества и органов муниципального уровня в решении экологических проблем, ведущий к обострению социальных проблем и снижающий качество жизни значительной части населения.



 

Исходя из такого подхода, планомерно изменена система власти (разделение страны на «округа», назначение губернаторов и др.), ослаблен гражданский контроль деятельности власти, целенаправленно ослаблено природоохранное и ресурсное законодательство, ограничен государственный экологический контроль и мониторинг, сокращены удельные расходы на охрану окружающей среды, запутано государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов, глушится гражданская активность по защите конституционных экологических прав граждан.

 

Ухудшению экологической ситуации способствует сырьевая направленность экономики, сращивание власти – капитала – криминала (ведущее, в том числе, к ослаблению государственного управления и умалению роли закона), моральная деградация общества (меркантилизм, коррупция, стяжательство, жестокость по отношению к животным), ограничение возможностей местного самоуправления.



 

Приоритеты получения прибыли, пренебрежение природоохранным законодательством, игнорирование законных экологических требований местными и федеральными органами и связанными с ними бизнес-структурами, приводят к участившимся случаям открытого стихийного протеста населения против реализации инфраструктурных, сырьевых и других хозяйственных проектов.

 

Понимание, что такая деэкологизация государства и общества становится опасной и для экономики, и для социальной стабильности, в последние годы начинает осознаваться властью, на что указывают некоторые «экологические» решения Совета безопасности РФ, Государственного Совета, поручения Президента и решения Правительства, например, принятие «Экологической доктрины» и объявление «года охраны окружающей среды»). Однако, стиль принятия решений в области природопользования и охраны природы - без обсуждения и учета экологических интересов населения, с пренебрежением к мнению квалифицированных независимых экспертов, со ставкой на силовой путь решения конфликтных ситуаций, – чреват ростом противостояния общества и власти и усугублением экологических проблем страны.

 

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИИ

 

Политическая поддержка решения экологических проблем: переход к экологически-ориентированным принципам государственного управления

· Комплексность решения экологических, экономических, социальных проблем; обязательность разработки комплексных схем использования природных ресурсов в территориальных программах социально-экономического развития;



· сбалансированность государственного регулирования частной предпринимательской инициативы с защитой экологических прав граждан;

· включение экологической безопасности в качестве важнейшего компонента в систему национальной безопасности;

· сохранение качества окружающей среды как важного фактора обеспечения здоровья населения; выявление и сокращение экологически зависимой заболеваемости и смертности;

· неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и оборачиваемость (вторичное использование) невозобновляемых природных ресурсов, как основа экологически устойчивого развития страны;

· восстановление / поддержание качества окружающей среды по принципу «загрязнитель – платит»;

· ликвидация накопленного экологического ущерба (частично - с привлечением Вооруженных сил);

· сохранение живой природы и поддержание нормального функционирования природных экосистем как основы благоприятной и устойчивой среды – необходимого условия развития экономики, поддержания экологической безопасности и повышения качества жизни населения;

· обеспечение участия гражданского общества в принятии экологически значимых решений; восстановление фактически уничтоженного права граждан на региональный и всероссийский референдум по экологическим проблемам;

· презумпция потенциальной экологической опасности внедрения новых технологий (принцип предосторожности);

· развитие системы государственных стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

· гармонизация законодательства РФ в области охраны окружающей среды и норм международного права;

· ремонт природоохранного и ресурсного законодательства 2000 - 2013 гг. с позиций укрепления роли государства, местного самоуправления и гражданского общества;

· присоединение России к Орхусской Конвенции, к Конвенции ООН против коррупции в полном объеме, ратификация Боннской конвенции по сохранению мигрирующих видов, Картахенского протокола по биоразнообразию, более активное участие России в международных усилиях по сохранению Антарктики, Арктики и против изменений климата.

 

Восстановление самостоятельного федерального ведомства по охране окружающей среды, не связанного с использованием природных ресурсов

 

Восстановление системы государственной экологической экспертизы для всех потенциально экологически опасных проектов

· Возврат к определению экологической экспертизы в трактовке закона до 2006 г. («Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы»);

· проведение оценки воздействия (ОВОС) проектов горнодобывающих производств до выдачи лицензий на недропользование;

· включение в объекты экологической экспертизы лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, проектов освоения лесов арендаторами лесных участков;

· при расширении и модернизации объектов проведение экологической экспертизы всего объекта в целом, а не только тех частей, которые добавляются или изменяются.

 

Укрепление государственного и общественного экологического контроля и надзора

· Укрепление и развитие системы государственного экологического контроля;

· демонополизация экологической надзорной деятельности, создание независимой от исполнительной власти системы контрольных служб;

· развитие общественного экологического контроля / инспекций;

· развитие муниципального экологического контроля; воссоздание муниципальной экологической полиции;

· обеспечение неотвратимости наказания за экологические правонарушения;

· ужесточение наказаний за финансирование проектов и объектов, не прошедших требуемую по закону экологическую экспертизу.

 

Восстановление и развитие государственного экологического мониторинга

· Охват системами автоматического и дистанционного (лазерного, локационного, космического) мониторинга физических и химических загрязнений всех крупных городов и промышленных предприятий;

· расширение спектра контролируемых на регулярной основе химических и физических загрязнений;

· формирование интегрированной системы мониторинга всего биологического разнообразия (не только редких видов) и природных экосистем, а также мониторинга биологических (рыбных, охотничьих, лесных) ресурсов;

· включение в экомониторинг показателей эколого-зависимой заболеваемости и состояния жизнеобеспечивающих экосистем, выявление зон экологического неблагополучия и бедствия;

· инвентаризация экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения;

· развитие муниципального и общественного экологического мониторинга.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.