Сделай Сам Свою Работу на 5

Раскрыть методику изучения имени прилагательного.





I Содержание и последовательность работы по классам:

1 класс: подготовительные упр-я, учатся ставить вопросы к словам.

2 класс: наблюдение над лексическим значением прилаг.; учатся ставить вопросы, знак-ся с термином, выясняют, для чего нужны прилаг..

3 класс:

А) повторение (вопросы, значение, для чего служит в речи)

Б) Изменение по родам (вопросы, окончания)

В) изменение по числам.

4 класс:

А) повторение (вопросы, значение, для чего служит в речи, изменение по родам и по числам)

Б) склонение прилаг.

В) правописание падежных окончаний прилаг. М. р. и ср. р.. Сравнение падежей (Им. и В., Р., Д, и П.)

Г) правописание падежных окончаний прилаг. Ж. р.. Сравнение падежей.

Д) склонение во мн. ч..

II Работа по формир-ю понятия «имя прилагательное».

Методика изучения прилаг. Обусловлена прежде всего их эвристическими особ-стями. Прилаг. Обозначает признак предмета. Сущность смыслового значения прилаг. Требует рассматривать его в связи с сущ.. Грамматические признаки прилаг. (род, число, падеж, также зависят от сущ.. Распознавание прилаг. Среди др. частей речи представляет определ-ую трудность для мл. шк-ков; особенно затрудняют прилаг., лексическое значение к-ых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Уч-ся нередко относят к прилаг. Сущ. доброта храбрость, т. е. сущ., обозначающие кач-ва.



Дети наблюдают над лексико-грамматическим значением прилаг. (обозначают признаки предметов), над разнообразием признаков, называемых именами прилаг., под ф-циональным углом зрения, обучаются ставить к прилаг. вопросы. Особое внимание обращ-ся на выработку у уч-ся умения отличать названия признаков предметов от названий предметов и действий. Уч-ся предлагается назвать предметы, нарисованные на картинках, указать, какие они. Эти конкретные св-ва предметов затем следует отнести к более общим значениям.

Огурец -- ? – зелёный, длинный

Лимон -- ? – жёлтый, кислый и т. д.

Зелёный, жёлтый – цвет

Кислый – вкус

Длинный – форма и т. д.

Затем, направляя мысль уч-ся по пути ещё большего абстрагирования, указать, что и цвет предметов и их вкус, их размер, их форма, их мат-л – всё это признаки предметов, к-ыми они отлич-ся друг от друга. У каждого предмета может быть несколько разных признаков. Уч-ся должны понять роль прилаг. в речи: для уточнения значения сущ., для придания речи точности, выразительности, образности (сладкий сон). Полезно предложить составить текст с прилаг. и тот же текст без прилаг.. Большое место при изучении прилаг. занимают творч. Работы (описания). Широко примен-ся наглядность.



III Работа над грамматическими категориями прилагательного. Формирование понятия «род», «число», «падеж» прилагательных.

Категории рода и числа у прилаг. не имеют того самост. Значения, к-е свойственно сущ., и явл-ся только выразителями связи прилаг. с сущ.. Ср-вом выражения связи явл-ся окончание. В процессе наблюдений уч-ся приходят к выводу, что прилаг. в ед. ч. измен-ся по родам (в отличие от сущ.), род прилаг. зависит от рода сущ., с к-ым оно связано. Отличают окончания пилаг. в м., ж. и ср. родах, убеждаются, что во мн. ч. прилаг. по родам не измен-ся. На формир-е умения писать родовые окончания пригаг. Оказывает владение алгоритмом. Навык правописания окончания и точное употребление прилаг. в речи формир-ся при проведении сравнения окончаний прилаг. разных родов и падежей.

Окончания же прилагательных можно узнать по вопросу, к-ый ставится от сущ. (ночь – какую? – тёмную). Исключение составляют Им. и В. падежи м. р. ед. ч. (окончания –ый (-ий)). Падеж прилаг. узнаётся по падежу сущ., а окончание пилаг. узнаётся по окончанию вопроса, в к-ом гласные наход-ся в сильной позиции.

IV Работа по обогащению речи уч-ся именами прилагательными.

Формирование понятия «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи уч-ся. Уч-ся приходят к выводу: прилаг. делают речь более полной, точной и яркой, т. к. характеризуют предмет с разных точек зрения.



В процессе работы над морфемным составом прилаг. учитель сообщает, что суффикс –н- указывает на мат-л, из к-ого сделан предмет (медный таз); -еньк- даёт уменьшительно-ласкательное знач..

В это время удел-ся большое внимание прилаг. с прямым и косв-ым значением. Дети упражняются в использовании прилаг. при работе над словосочетаниями, предложениями, при подготовке изложений и сочинений. По возможности идёт работа над формами прилаг., различающихся в рус. И бел. Языках, над прилаг., не совпадающими в рус. И бел. Языках по морфемному составу.

 

 

37Раскрыть сущность грамматического разбора, охарактеризовать его виды и приёмы проведения. Это упражнения кот по своему хар-ру явл-ся аналитическим. По содержанию бывают: либо фонетический, либо морфологический, либо синтаксический. По объему- полным или частичным По форме- устным или письменным Фонетический(звукобуквенный) заключается в выделении из слов звуков, букв, установление характера звуков(гласнн, сгл, ударн, безуд, звонк, глух, тверд, мягк) Сюда же относится деление на слоги для преноса. Морфологический разбор выражается в указании какой частью речи явл-ся слово, в каких формах оно употреблено(разбор по частям речи) Морфемный разбор (по составу слова) ставит целью установить морфемный состав слова, предполагает выделение в «прозрачных» словах корня, суф, пристав,оконч, основ и доказательство правильности разбора. Синтаксический разбор (разбор по членам предложения) при полном разборе подлежат разбору не только изученные явления или их признаки, но и другие, ранее изученные. При частичном подлежат разбору только что изученные или изучаемые явления и их признаки. В 1,2 кл чаще используются устная форма разбора, в3,4- письменная. На каждом уроке должен быть один из разборов. Устный удобнее, но письменный важен при обобщении, повторении как учета, как форма самостоятельной работы. 38 Особенности работы по усвоению непроверяемых написаний в корне слова. В программе для каждого класса даётся список слов написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Подобные слова усваиваются попутно с изучением грамматических и орфографических тем, но можно изучать в алфавитном порядке, по тематическим группам, можно по графическому и тематическому признаку. Учитель учит запоминать написание словарных слов и намечает такие этапы работы: 1 внимательно прочитайте слово про себя и вслух 2 скажите, что оно обозначает 3 прочитайте слово по слогам и запишите его 4 поставьте ударении, подчеркните орфограмму 5 проверьте по словарю или сверьтесь с доской правильно ли вы его записали. 6 подберите несколько родственных слов, словосочетаний, составьте предложение, вспомните фразеологизмы (устно или письменно одно по выбору )для каждого словарного слова делается карточка Структура урока: 1 повторение ранее изученных слов 2 изучение нового словарного слова 39 сформировать значение и задачи уроков чтения в нач школе. Уроки чтения в нач школе- важнейшее средство осуществления воспитательно образовательных задач. Произведения включённые в программу рассказывают детям о жизни, природе, человеке, его чувствах и делах. Огромное значение книги для развития речи детей. Чтение в школе является не только предметом изучения, но и средством обучения всем предметам учебного плана. Поэтому первоочередная задача уроков чтения состоит в образовании у детей навыка правильного, познавательного, беглого и выразительного чтения и умения работать с книгой. В каком бы классе не читалось произведение, остаётся в силе положение согласно которому литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на все стороны человеческой личности.(значимость уроков чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные, воспитательные задачи). Вся работа на уроках должна быть одновременно процессом познания, воспитания и развития. Основные задачи уроков чтения: 1. совершенствование навыков правильного сознательного, беглого и выразительного чтения 2. формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней 3. расширение и углубление знаний уч-ся об окружающем мире. Формирование мировоззрения 4. формирование личностных качеств ребёнка 5. развитие речи и мышления 6. формирование литероведческих представлений     40 охарактеризовать качества полноценного чтения. Навык чтении проходит 3 этапа форирования: Аналитический Синтетический Этап автоматизации Аналитический период обучения грамоте, слогобуквенный анализ, чтение по слогам. Синтетический- чтение целыми словами, восприятие слова и прознесение совпадает с осознанием Автоматизация- это когда прцесс чтения всё менее осознаётся уч-ся, на первый план выдвигается осознание текста Отмечаются 4 качества полноценного чтения: 1. правильность чтения- это чтение без искажений, правильно передаётся слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропуска и перестановки слов в предложении 2. беглость чтения- характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Темп чтения растёт постепенно и находится в определённой взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана. 3. сознательность чтения- обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной напрвлености произведения, его образов и роли художественных средств. Это заисит у наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий 4. выразительность чтения- как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи ср-ва с помощью кот можно точно в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенное в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим явл понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а так же собственное отношение уч-ся к событиям, о которых рассказывается. 41 Сформировать приёмы работы над правильностью и сознательностью чтения. правильность чтения- это чтение без искажений, правильно передаётся слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропуска и перестановки слов в предложении сознательность чтения- обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной напрвлености произведения, его образов и роли художественных средств. Это заисит у наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий Правильность чтения без искажений без ошибок. Дети чаще искажают те слова, смысл которых они не понимают(т е слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением) В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: 1. выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено 2. предварительное послоговое прочитывание слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав 3. создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, чёткая формулировка вопросов и заданий 4. предварительное чтение текста про себя 5. систематический контроль учителя за чтением уч-ся 6. методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера Ошибки исправляются следующим образом: 1. ошибки в окончании слову читель исправляет сам не прерывая чтения учеников 2. ошибки искажающие смысл предложения исправляют путём повторного прочитывания или вопросы к прочитанному 3. ошибки кот не исказили смысла учитель отмечает после чтения; к исправлению ошибок с исправлением орфоэпических норм привлекаются другие ученики учитель замечает и фиксирует все ошибки, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста. При этом практикуются следующие виды упражнений: 1. аудирвание- прослушивание чтения учителя 2. чтение за диктором 3. чтение в паре 4. пересказ с опорой на текст 5. многократное чтение 6. убыстрение темпа чтения 7. переход на незнакомый текст 8. чтение с отрывом взгляда от текста Эффективные резервы обучению чтению 1. частота упр 2. жжужащее чтение 3. междурочные пятиминутки чтения 4. чтение перед сном 5. режим щадящего чтения 6. развитие оперативной памяти 7. коллективные комплексные упр     42 Сформировать приёмы работы над беглостью чтения. беглость чтения- характеризуется определённым количеством слов, произносимых в минуту. Темп чтения растёт постепенно и находится в определённой взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана. Выделяют 5 этапов развития техники речи: 1. начальный (0-10 сл в мин) 2. развитие кратковременной памяти (10-50) 3. совершенствование внимания и расширение поля чтения (50-80) 4. уверенное чтение адаптированных текстов (80-120) 5. беглое чтение любых текстов(белее 120) При этом практикуются следующие виды упражнений: 9. аудирвание- прослушивание чтения учителя 10. чтение за диктором 11. чтение в паре 12. пересказ с опорой на текст 13. многократное чтение 14. убыстрение темпа чтения 15. переход на незнакомый текст 16. чтение с отрывом взгляда от текста многократность чтения может быть организована в таком порядке: 1 раз медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов 2 повторное прочтение без учителя 3 плавное слитное чтение слогов 4 чтение в темпе разговорной речи 5-7 предложение перечитывается с поочерёдной перестановкой логического ударения 8-10 темп чтения доводится до скороговорки Беглость- не является сама целью, но поскольку от неё зависят другие качества чтения надо добиватся нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. Развитию беглости способствуют прежде всего заинтепесованность уч-ся в чтении, желание и потребность читать книги. На развитие темпа чтении положительн влияние оказывает хар-р заданий кот выполняет уч-ся, работая над текстом. Задания должны побуждать перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке, чтобы выполняя различ виды заданий, почти все уч-ся втечении урока читали вслух. Эффективные резервы обучению чтению 8. частота упр 9. жжужащее чтение 10. междурочные пятиминутки чтения 11. чтение перед сном 12. режим щадящего чтения 13. развитие оперативной памяти 14. коллективные комплексные упр   43 Сформировать приёмы работы над выразительностью чтения. выразительность чтения- как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи ср-ва с помощью кот можно точно в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства, вложенное в произведение. При обучении выразительному чтению ведущим явл понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а так же собственное отношение уч-ся к событиям, о которых рассказывается.   44 изложить процесс работы над художественным произведением в нач кл 1. первый этап. Первичный синтез. Основные задачи: ознакомление уч-ся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Выяснение эмоционального воздействия произведения 2. анализ. Задачи и содержание работы: установление причинно следственных связей в развитии сюжэта; выяснение мотивов проведения действующих лиц и их ведущих черт(почему так поступили как это характеризует), раскрытие композиции произведения(завязка, кульминация, развязка), анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов произведения героев(что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты) 3. вторичный синтез. Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц; сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности поизведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства( что узнали нового, чему учит поизведение)   45 изложить подготовку детей к восприятию художественного произведения Задачи подг работы: 1. расширить представления уч-ся о явлениях и событиях изображённых в произведении, сообщить новые сведенья и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста 2. познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как к человеку, его творчеству 3. подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения 4. раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоения содержания будет затруднено Некоторые виды работ кот используются при подготовке детей к восприятию: · рассматривание книги · свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях · беседа · рассказ учителя · рассматривание картин ирисунков · демонстрация фильмов · прослушивание музыкальных произведений · викторина по книгам или произведениям автора · обсуждение этической ситуации, анологичной той кот описана лит произведении виды работ: 1. экскурсия. Во время экскурсии сообщаются сведенья без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводятся в речь уч-ся новые слова и выражения 2. демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления кот невозможно увидеть в натуре, используется при введении в тему. После просмотра проводится беседа. В качестве информации могут выступать картины, предметные рисунки, иллюстрации 3. слушанье музыки- перед чтением произведений о природе, исторических произведений, стихов 4. рассказ учителя(в комплексе с беседой) можно познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать портрет, выставку книг. Сначала даются эпизодические сведенья, затем идёт целостное восприятие 5. беседа- предполагает различные вопросы; одни вопросы трбуют одинаковых ответов, другие- различные, третьи-рассчитаны на сообразительность. Естественным заключением подготовительной беседы явл сообщение о теме произведения. Если дети имеют достаточно представлений по теме ответы можно давать в виде свободных высказываний.   46 Охарактеризовать виды подготовительных работ Задачи подг работы: 5. расширить представления уч-ся о явлениях и событиях изображённых в произведении, сообщить новые сведенья и тем самым обеспечить сознательное восприятие текста 6. познакомить с жизнью писателя, вызвать интерес к писателю как к человеку, его творчеству 7. подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения 8. раскрыть лексическое значение слов, без понимания смысла которых усвоения содержания будет затруднено Некоторые виды работ кот используются при подготовке детей к восприятию: · рассматривание книги · свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях · беседа · рассказ учителя · рассматривание картин ирисунков · демонстрация фильмов · прослушивание музыкальных произведений · викторина по книгам или произведениям автора · обсуждение этической ситуации, анологичной той кот описана лит произведении виды работ: 6. экскурсия. Во время экскурсии сообщаются сведенья без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводятся в речь уч-ся новые слова и выражения 7. демонстрация фильмов позволяет наблюдать те явления кот невозможно увидеть в натуре, используется при введении в тему. После просмотра проводится беседа. В качестве информации могут выступать картины, предметные рисунки, иллюстрации 8. слушанье музыки- перед чтением произведений о природе, исторических произведений, стихов 9. рассказ учителя(в комплексе с беседой) можно познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать портрет, выставку книг. Сначала даются эпизодические сведенья, затем идёт целостное восприятие 10. беседа- предполагает различные вопросы; одни вопросы трбуют одинаковых ответов, другие- различные, третьи-рассчитаны на сообразительность. Естественным заключением подготовительной беседы явл сообщение о теме произведения. Если дети имеют достаточно представлений по теме ответы можно давать в виде свободных высказываний.     47 Изложить особенности чтения текста первичного осмысления его содержания. Основные задачи: ознакомление уч-ся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Выяснение эмоционального воздействия произведения Первичное восприятие- это чтение художественного произведения полностью либо учителем либо сам уч-ся, либо вслух подготовленными детьми. Лирическое произведение можно читать на фоне музыки, что усиливает эмоциональность восприятия. Сказку учитель должен рассказывать, а стих читать наизусть. При чтении лирических стихов полезно использовать приём разночтения(чтения дважды, каждый раз с иной интонацией с целью сопоставления). Можно использовать комбинированный способ чтении учитель-ученик. Наиболее трудные места читает учитель. Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная работа, направленная на выявление эмоционального отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего смысла.   48 охарактеризовать анализ содержания и худ особенности текста. Проводится после повторного прочтения(по назначению, цепочкой, самотоятельное, жжужащее, комбинорованое) Существует несколько подходов к анализу произведения: 1. стилистический (языковой) 2. проблемный 3. анализ развития действия 4. анализ художественных образов анализ художественных образов имеет следующую последовательность: 1. идёт работ над характером героя с опорой на сюжет, героя характеризует речь, ремарки автора 2. рассматриваются взаимоотношения героев 3. рассматривание роли пейзажа 4. выявляется идея произведения 5. выявляется личное отношение читателя к герою, описанному анализ образа героя (или приёмы работы над характеристикой персонажа): · учитель называет качество героя, дети приводят пример · детям самостоятельно предлагается назвать качества, хар-р героя · сопоставляются герои одного произведения или разных · учитель сам характеризует отношение автора к грою, а дети подтверждают с помощью текста · уч-ся расшифровывают авторские слова, выражение лица, интонации · проводится эксперимент. Исключаются слова, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше оценить авторское отношение · дети сами придумывают ремарки В процессе анализа используются следующ виды работы с текстом: * беседа * выборочное чтение * постановка вопросов самими уч-ся * иллюстрирование текста * составление плана произведения Выборочное чтение- это чтение части текста в соответствии с заданием, используется на всех этапах работы над текстом Постановка вопросов самими уч-ся – этому необходимо научить. Сознательность постановки вопросов формируется в прццессе анализа учителем вопросов. Детей обучают самой технике постановки вопроса по тексту Беседа- может быть по фактическому содержанию что, где, когда, выясняющие различ связи, ведущие к оценкам и обобщениям, напрвленая на установление ассоциаций с опытом детей. 49 Охарактиризовать виды работы с текстом в прцессе анализа произведения. Существует несколько подходов к анализу произведения: 5. стилистический (языковой) 6. проблемный 7. анализ развития действия 8. анализ художественных образов анализ художественных образов имеет следующую последовательность: 6. идёт работ над характером героя с опорой на сюжет, героя характеризует речь, ремарки автора 7. рассматриваются взаимоотношения героев 8. рассматривание роли пейзажа 9. выявляется идея произведения 10. выявляется личное отношение читателя к герою, описанному анализ образа героя (или приёмы работы над характеристикой персонажа): · учитель называет качество героя, дети приводят пример · детям самостоятельно предлагается назвать качества, хар-р героя · сопоставляются герои одного произведения или разных · учитель сам характеризует отношение автора к грою, а дети подтверждают с помощью текста · уч-ся расшифровывают авторские слова, выражение лица, интонации · проводится эксперимент. Исключаются слова, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше оценить авторское отношение · дети сами придумывают ремарки В процессе анализа используются следующ виды работы с текстом: * беседа * выборочное чтение * постановка вопросов самими уч-ся * иллюстрирование текста * составление плана произведения Выборочное чтение- это чтение части текста в соответствии с заданием, используется на всех этапах работы над текстом Постановка вопросов самими уч-ся – этому необходимо научить. Сознательность постановки вопросов формируется в прццессе анализа учителем вопросов. Детей обучают самой технике постановки вопроса по тексту Беседа- может быть по фактическому содержанию что, где, когда, выясняющие различ связи, ведущие к оценкам и обобщениям, напрвленая на установление ассоциаций с опытом детей.     50 раскрыть работу по обучению детей составлению плана и пересказу прочитанного. Работа подготавливающая детей к составлению плана: установление соответствия заголовков содержанию маленьких тектов, дети могут дать свой заголовок, выборочное чтение. Начальные упр: даётся несколько иллюстраций к произведению в нарушенной последовательности. Составить картинки по порядку, дав название картинкам дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами. Обсуждение вопросов о кол-ве картин уже есть деление произведения на части. Затем детей обучают составлять план на основе выявления последовательности событий, такой план назыв логическим. Пересказ: Виды пересказа: 1. подробный, близкий к тексту 2. выборочный(пересказ эпизода по вопросу учителя, по картинке, пересказ отрывка) 3. творческий(пересказ с изменением лица рассказчика, пересказот лица одного из персонажей, пересказ с творческим дополнением. Порядок составления логического плана: 1. подумайте на ско-ко частей можно разделить текст 2. о чём будем говорить в первой части, второй, третьей 3. найти и зачитать всё, что относится к 1 части. Подумать, как можно озаглавить эту часть 4. аналогично другие части Подробные пересказы используют чаще других, благодаря своим достоинствам, тк служат средством закрепления в памяти деталей языковых средств. не все произведения можно пересказывать: небольшие по объёму, лирические стихи. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где ясный сюжет, затем включаются элементы описания и рассуждения. Сжатый пересказ- это краткий пересказ. Этому нужно учить. Можно отвечать на вопросы, подобранные так, чтобы ответы дали сжатый пересказ. Можно исходить из плана: 1. определяется главная мысль рассказа 2. составляется план 3. обсуждается, что важно сказать по каждлму пункту плана 4. передаётся содержание каждого пункта плана 2-3 предложениями. Выборочный- это воспроизведение эпизода одно сюжетной линии или рассказа о герое.   51 охарактеризовать виды работы с текстом на этапе вторичного синтеза вторичный синтез. Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц; сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности поизведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства( что узнали нового, чему учит поизведение) Пересказ: Виды пересказа: 4. подробный, близкий к тексту 5. выборочный(пересказ эпизода по вопросу учителя, по картинке, пересказ отрывка) 6. творческий(пересказ с изменением лица рассказчика, пересказот лица одного из персонажей, пересказ с творческим дополнением. Порядок составления логического плана: 5. подумайте на ско-ко частей можно разделить текст 6. о чём будем говорить в первой части, второй, третьей 7. найти и зачитать всё, что относится к 1 части. Подумать, как можно озаглавить эту часть 8. аналогично другие части Подробные пересказы используют чаще других, благодаря своим достоинствам, тк служат средством закрепления в памяти деталей языковых средств. не все произведения можно пересказывать: небольшие по объёму, лирические стихи. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где ясный сюжет, затем включаются элементы описания и рассуждения. Сжатый пересказ- это краткий пересказ. Этому нужно учить. Можно отвечать на вопросы, подобранные так, чтобы ответы дали сжатый пересказ. Можно исходить из плана: 5. определяется главная мысль рассказа 6. составляется план 7. обсуждается, что важно сказать по каждлму пункту плана 8. передаётся содержание каждого пункта плана 2-3 предложениями. Выборочный- это воспроизведение эпизода одно сюжетной линии или рассказа о герое. Иллюстрирование- приём творческой работы уч-ся. Иллюстрации берутся готовые, заранее подобранные, или создаются самими детьми. Используются приёмы устного(словесного )рисования Иллюстрирование применяется с различными целями: как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу, оно может сопутствовать какому-либо виду работы или быть самостоятельным. Предлагается нарисовать словесную или графическую картину(дома), наиболее понравившуюся в отрывке текста и подобрать к ней слова автора(написать или прочитать их). Применяется в 2 вариантах: словесном или графическом. Графическое чаще выполняется дома, а в классе зачитываются отрывки к этим картинкам. Работу эту следует начинать с анализа иллюстраций и картин. Рассматривать иллюстрации следует перед чтением, по ходу, по окончанию чтения. Словесному рисованию следует обучить. Для этого используется определённый порядок работы. Более сложным видом графического рисования является экранизация текста. Это творческая работа сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определённой последовательности, соответствующие развитию сюжета. Диафильм- это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которыхсоответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжается титрами. Экранизация- это коллективная работа в процессе выполнения которой уч-ся сообща определяют кадры, подбирают потписи к ним и музыку. Драматизация- является интересным видом синтетической работы. Она состоит п передаче событий повествования в драматической форме. Музыкальное иллюстрирование- помогает глубже и тоньше понять настроение произведения. После прочтения можно подбирать муз иллюстрации.   52 изложить методику чтения рассказа. · Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении при чтении рассказа применяются все основные виды и приёмы работы, рассмотренные в теме работы над худ произведением. (рассматривание книги · свободные высказывания детей, основанные на их собственных впечатлениях · беседа · рассказ учителя · рассматривание картин ирисунков · демонстрация фильмов · прослушивание музыкальных произведений · викторина по книгам или произведениям автора · обсуждение этической ситуации, аналогичной той кот описана, лит произведении 1. первичное восприятие рассказа может, осуществляется путём чтения детьми текста рассказа про себя или путём прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого задания. 2. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социальной и психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы 3. в заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа. Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающие чтение.   53 раскрыть методику работы над басней. Методика чтения басен. Басня — одна из форм эпического жанра. или вид эпической поэзии, появилась задолго донашей эры, Внимание к басне и школе обусловлено рядом ее достоинств 1. Каждая басня — метко нарисованная сценка ииз жизни, поэтому включает в себя большие возможности для нравственного воспитания 2. в басне, как правило, присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит 3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, мет-кость, народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся. 4. Размер басни обычно не превышает 20—30 строк, но по со содержанию это — пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой 5 образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и своей яркостью Методика работы над басней обусловлена ее спецификойкаквида художественного произведения. Учитываются такие существен­ные признаки басни, как наличие люрп^и ^нравоучения) и аллего­рии (иносказания). Действующими липами в баснях являются люди иди животные. Стихотворная форма не является обязательной (на< пример, басни Л.Н. Толстого написаны в прозе). Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразным считается начинать работу нал басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует вы­яснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под дей­ствующими лицами басни?) и» наконец, рассматривается мораль. Если главная мысль и мораль басни просты и доступны млад­шим школьникам уже после первого чтения, то более целесообраз­но сразу же после первичного восприятия басни, без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова ос­новная мысль басни? Не прибегая к анализу текста, учащиеся выс­казываются относительно ее главной мысли, после чего им задастся второй вопрос: «Какова мораль басни?»» После этого дети сами чи­тают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов. Если сущность морали сложна для учащихся (например, в басне И.А, Крылова «Ворона и Лисица*»), то при первом чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение. Дальнейшая работа включает следующие компоненты: анализ произведения, выяснение глав­ной мысли, раскрытие аллегории, анализ морали. При анализе басни используются те же приемы работы с тек­стом, что и при чтении рассказов. Но особое место нанимает работа над выразительными средствами языка, выполнение заданий твор­ческого характера, чтение в лицах.  

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.