Сделай Сам Свою Работу на 5

Вещественные, эпиграфические, нумизматические источники.





Вещественные источники – вещи изготовленные людьми или приспособленные ими для своих нужд: поселения со всеми постройками; одежда; оружие; хозяйственные сооружения (дороги, мосты, каналы); религиозные постройки (культовые); погребальные комплексы. Наибольшее значение вещественные исторические источники имеют для периода Древности, Античности и Средних веков. ЭПИГРАФИКА – это надписи сделанные на твердом материале (камень, металл, стекло, дерево). Специфика содержания: строительные надписи (построен в, ремонт, заложен); повествовательные; Законодательного характера (Законы Хаммурапи, Законы 12-ти таблиц); надгробные надписи, списки (надписи содержащие списки), надписи социально-экономического содержания. Надписи изучают в комплексе с вещью на которой она сделана. Надпись обычно соответствует времени создания памятника, учитывается место создания (история места) – надписи играют огромную роль в местной истории. Трудности в эпиграфики – трудность прочтения: графика письма (сокращения, условные знаки); плохая сохранность (пробелы, часть надписи); специфика (местный диалект); краткость объема. НУМИЗМАТИКА – изучают материал, надпись, изображение. Вопрос подлинности: химический состав, соответствие норме примесей, кто сделал, с какой целью; датировка; степень сохранности; анализ в комплексе; информативность. Данные по экономике (торговля, денежное обращение, финансовое положение государства). Данные по политике (изображение правителя, надписи): официальная идеология государства; религиозная информация (изображение богов); развитие искусства.



 

5.ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, УСТНЫЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ и др. Этнографические источники – все данные о прошлом человечества, полученные в результате этнографических исследований. Описание быта и культуры народа. Описание предметов быта, одежда, украшения, постройки, обряды, традиции, верования, песни, предания, легенды, мифы. Ретроспективный метод исследования. Устные источники – это устно переданная информация. Рассказы очевидцев, рассказы построенные на слухах, фольклор (песни, предания, легенды, сказки, былины, анекдоты, частушки). Лингвистические источники. Древние языки. Изучение происхождения слова (этимология). Перевод источников; анализ текста; изменение языка (временные изменения, реформы). Помогает в датировке текста (изменение написания букв, употребление слов). Художественно-изобразительные источники (фрески, мозаики, миниатюры, иконы, скульптура, памятники архитектуры) – дают понятие о развитии культуры и искусства. Увидеть как выглядели исторические деятели (портреты, скульптура). Изучение материальной культуры прошлого (быт, одежда, оружие). При анализе художественно-изобразительных источников нужно сначала установить подлинность памятника, время и место создания, автора, стиль изображения (особенности), цель создания: по чьему заказу? Что изображено? Подвергалось ли переделке или реставрации (с какой целью?). Примеры: Давид «Клятва в зале для игры в мяч»; «Смерть Марата». Серов «Ленин на 2-ом съезде Советов». Герасимов «Портреты героев Первой конной армии».



 

6. ФОНО-, ФОТО- и КИНОДОКУМЕНТЫ. Фонодокументы появляются в конце 19 – начале 20 века. Данные о культуре определенного периода. Заседания и выступления политических деятелей. Центральный государственный архив фонодокументов. Фото- и кинодокументы появляются с конца 19 – начала 20 века. Луи Дагерр 1839г. Братья Люмьер. Этот вид источников дает наиболее наглядное представление об исторических событиях и деятелях. Основные проблемы: подлинность? Кто изображен? Что изображено? Когда и кем снят? Идея фильма? События. Личное отношение автора. Вносились ли изменения?

 

Источниковедческий анализ (историческая критика) состоит из двух частей: определение подлинности источника (внешняя или текстологическая критика) и выяснение достоверности содержащихся в нём сведений (внутренняя, или собственно историческая критика). Источниковедческий анализ разных видов источников имеет свои особенности (например, акты исследуются при помощи формулярного анализа, разработанного дипломатикой; документальные источники исследуются иначе, чем повествовательные, и т. п.). Определение подлинности складывается из решения трёх задач: установление текста, интерпретация источника и изучение его происхождения. Установление текста производится по методике, разработанной текстологией, и включает: прочтение и осмысление текста, выявление позднейших приписок и вставок (интерполяции), определение отношения к оригиналу; если не подлинник, то восстановление истории текста и первоначального авторского оригинала и т. п. Интерпретация источника состоит в уяснении, что именно сообщается в нём о конкретных фактах, событиях и явлениях, в истолковании прямого и иносказательного значения текста, расшифровке специфических выражений, метафор, намёков. Изучение происхождения источника заключается в установлении имени автора (атрибуция), времени, места и условий возникновения источника. Дата и место могут быть определены приблизительно, по косвенным признакам методами палеографии, метрологии, дипломатики и др. Только совпадение всех косвенных признаков позволяет считать задачу решенной. Атрибуция по косвенным признакам (содержание, язык, стиль, почерк) всегда ненадёжна и должна считаться рабочей гипотезой до её документального подтверждения. В итоге первой части исследования историк может сделать выводы о подлинности или подложности источника. Однако некоторые задачи могут оставаться нерешенными (атрибуция, место и условия возникновения). Методы дальнейшего анализа зависят от характера информации, содержащейся в источнике. Документальные источники (законодательные памятники, акты и др.) в целом не нуждаются в доказательстве достоверности. Однако в них могут содержаться отдельные части повествовательного характера (преамбулы, исторические введения), которые должны подвергаться внутренней критике. Установив подлинность документального источника, исследователь раскрывает его классовое и политическое содержание, изучает конкретные условия и историю возникновения, его место в общественной жизни, извлекает из документа сведения, попавшие в него независимо от воли составителя.



Выяснение достоверности повествовательных источников (летописи, мемуары, публицистика и т. д.) складывается из трёх задач: выяснение условий, в которых возникла информация; раскрытие классовых и политических интересов автора; проверка конкретных известий. Если источник является сообщением участника или живого свидетеля событий, то выясняется обстановка, в которой он находился при наблюдении, и возможности, которыми он располагал для воспроизведения исторической действительности. Если автор сообщает известия о событии, очевидцем которого он не был, то устанавливаются источники заимствования, степень полноты и точности их передачи. Изучение всей совокупности источников, использованных в повествовательном сочинении, проливает свет на его достоверность. Классовые и политические позиции автора, его личные симпатии и антипатии влияют на объективность свидетельства. Тенденциозность источника может проявляться открыто или завуалировано (общий тон, характеристики, умолчания об известных фактах и т. п.). При проверке конкретных известий источника пользуются методами логическо-смыслового анализа и сопоставления. Важно выяснить, нет ли в анализируемом сочинении внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников, установить их причины. Совпадение фактов в разных источниках, возникших независимо друг от друга, свидетельствует о достоверности; совпадение же во всех деталях предполагает заимствование. В итоге второй части анализа исследователь сможет признать показания источника достоверными, вероятными или отвергнуть их. Исследовав все необходимые источники, историк приступает к источниковедческому синтезу (синтетической критике). В процессе синтеза обобщаются полученные ранее данные, источники сопоставляются по степени их достоверности и полноты, выясняется генеалогическая связь между ними. Установив всю сумму фактов, относящихся к теме исследования, историк определяет недостающие звенья, которые может реконструировать с помощью научной гипотезы.

 

8. Документальные письменные источники.

-док-ты фиксирующие правовые отношения между 2-мя и более контрагентами. В их качестве могут выступать физич и юридич лица гос-ва. Документальные источники еще

Называются актами. Документальные отличаются от законодательных-не устанавливают законодательства-они не должны нарушать законодательства-подяиняются. Док источники точные. Классификация док-ых источ: -по источнику права на котором основан док-т (публично-правовые акты связанные с публичной властью:гос-во, церковь, феодал; частно-правовые док-ты, отношения между частными лицами; публично-частные акты: фиксированные отношения частных лиц с публичной властью), - по тематическому принципу: договор между гос-вом и правителями; договорно-законодательная( жалованная грамота, уставная грамота); распорядительные лдок-ты(распоряжения собственностью); сделки (купля-продажа, мена, аренда); удостоверительные док-ты(паспорт, права); рекомендации и хар-ки; инструкции; прошения, заявления, жалобы; делопроизводственные (доклады, записки, протоколы); учетная документация(перепись населения); документы судебного хар-ра. Анализ: подлинность; где когда и кем создан; условия возникновения док-та; структура; как должен выглядеть -1 часть: начальный протокол(обозначение лица от котор исходит док-т), 2 часть: основная ( преамбула, изложение обстоятельств дела, распоряжение по существу дела, сведения об удостоверяемых знаках док-та) 3 часть: конечный протокол (заключение, место время выдачи док-та) 4 часть: удостоверяющая часть.

 

9. Нарративные письменные источники: научная и художественная литература, док-ты личного происхождения.

Научные произведения, трактаты-сочинения по областям науки, поэтические трактаты, философские трактаты, богословские и религиозные. Научные произведения писались по сферам: с\х земледелие, математика, астрономия, физика, естествознание, сочинения по медицине, военное дело, архитектура, логика, этика, музыка. Определенная информация об авторе, его взглядах. Худ лит-ра-продукт творчества какого-либо автора, могут быть исторические события и вымышленные. Изучение мировоззрения автора, духовный мир людей, общества, народа того периода, которому посвящено произведение. Отражает чувства, события. Лит-ра делится на прозу и поэзию, жанры, содержание. Эпический- эпос, роман, рассказ, очерк. Лирический- стихи, песни. Романтический-трагедия, комедия, драма. Худ лит-ра-светская, духовная, дневники, мемуары. Эпистолярные источники-эпистоле (письмо), эссе (исповеди). Док-ты личного происхождения: трудности-нет системы хранения док-тов личного происхождения; мемуары –повествование о прошлом основанное на личном опыте и собственной памяти автора, возникает в период нового времени, делится на 2 группы-автобиографии, о событиях.

 

10. Нарративные писм ист: историческое повествование, биографии, агнографии.

Биография-описание жизни. Специфика биографии: истор процесс по жизни конкретной личности, роль личности в истории, представление людей о какой-либо истор личности. Плутарх-сравнительное жизнеописание, Светоний-жизнь 12 цезарей. Агнографии-жития святых (агнос-святой, граф-пишу). Появляется после принятия христ-ва в зап европе и византии 4-5в. Могли посвящаться вымышленным людям и событиям. Отражает повседневную жизнь народа. Мало информации о экономике, судопроизв, судебной сфере. С 11века появляются жития русских святых-Бориса и Глеба.

 

11. Публицистика как исторический источник.

Поблицистика-мемуары(источники субъективные, явл-ся недостоверными, со слов кого-либо), эссе (изложение автора в произвольной форме какой-либо проблемы), исповедь(философское произвед подтверждающее уникальность человеческой личности). Публицистика и публ произвед-вид историч источн возникающий в общественной сфере призванный выражать мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. Публицистика-какая-либо проблема рассчитанная на отдельного читатателя. Развитие публ в древней руси и россии: зарождается фрагментами, появл-ся в 15-17вв. Источники: первая пол16в-спор вокруг еретических учений. Период публицистики 19в споры зап славянофилов, публицистика народнического движения. Проэкт конституции составленной декабристами. 20в прорыв, публицистика полититическая, хоз-ые и бытовые вопросы, нелегальная лит-ра. В 20в публ. Произведения сливаются с перидич печатью. Сформировались публ-ие жанры: памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо для общего обсуждения.

 

12. периодическая печать и статистика как историч источник.

Пер печать-многоплановый историч источник: законодательные акты, письма, объявления, интервью, хроника событий. Осн функция-периодич печать должна воздействовать на общественное сознание и человека. Направленность: политические проблемы, сословия, людей опред профессий, по возрастным группам. Разновидности пер печати- газеты журналы 19в, издания научных обществ(универы), бюллетени, дайджество(издание материалов из др изданий). Анализ-долговременность издания, тираж, частные или официальные издания, редактором и издателем, кто является кто финансирует, общая направленность т.е чьи интересы выражает. Статистика: массовые данные кот характеризуют количественные закономерности жизни общества. Осн ф-я статистики-обратная связь в системе упарвления и выработки управленческих решений. Преобладает гос стаистика во всех странах для выявления динамики изменений в какой-либо сферах. Статистика появл в 19в, формируется система сбора статический данных, были губернские отчеты, земская статистика. В 20в становится основным метод сбора статических данных –перепись населения, первая перепись в 1897г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.