ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С.
Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания
М.: ТЦ Сфера, 2007.
В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведенный иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.
Пособие предназначено логопедам, воспитателям и родителям, работающим с детьми, имеющими речевую патологию.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ............................................................................................................ 9
ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.................................................................. 9
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.................................................................................. 10
Пропедевтический этап........................................................................................................ 11
Особенности работы с неговорящими детьми............................................................ 11
Развитие понимания речи у неговорящих детей......................................................... 12
Активизация речевого подражания............................................................................... 13
Формирование первых форм слов................................................................................. 15
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных................................................................................................... 17
Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи 17
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ................................................................................................... 19
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ........................................................................................................ 19
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 20
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................... 24
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 27
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 29
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................................................................................................. 33
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................................................................................................. 36
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ........................................................... 39
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................................................................................................. 42
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.................................................... 44
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 47
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ (В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 49
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА............................................................................................ 50
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ................................................. 52
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ.................................................. 53
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.......................................... 54
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 56
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ................................................................................... 58
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ................................................................................... 60
СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ (ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ)........................................................................... 62
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 64
Приложение............................................................................................................................... 71
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ.............................................. 71
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.
♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.
♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).
♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).
♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).
В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:
— звукоподражания;
— двухсложные слова из открытых слогов;
— трехсложные слова из открытых слогов;
— односложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;
— трехсложные слова с закрытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;
— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;
— двухсложные слова с двумя стечениями;
— трехсложные слова с двумя стечениями;
— четырехсложные слова из открытых слогов;
— пятисложные слова из открытых слогов;
— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).
Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.
Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».
В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.
Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.
Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|