Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование научного мировоззрения учащихся.





Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности

1. Формирование научного мировоззрения учащихся.

2. Формирование нравственной культуры школьников.

3. Развитие эстетической культуры детей в педагогическом процессе школы.

4. Формирование гражданской культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

 

 

Формирование научного мировоззрения учащихся.

Организация и осуществление интеллектуального развития школьников в условиях современного учебно-воспитательного учреждения преследует в отношении каждого ученика главную цельформирование творчески мыслящей личности.

Отсюда важнейшие задачи умственного воспитания учащихся формулируются следующим образом:

– развитие интеллектуальной культуры личности современного школьника, познавательных мотивов его деятельности;

– формирование навыков мыслительной деятельности учащихся и, в целом, их диалектического мышления;

– совершенствование у школьников навыков рациональной организации учебного труда;

– формирование у учащихся научного мировоззрения.



На современном этапе ведущими факторами интеллектуального развития учащихся выступают следующие факторы: а) окружающая среда; б) средства массовой информации; в) достижения науки и техники; г) произведения различных видов искусства.

В условиях современного образовательно-воспитательного учреждения выделяются два основных пути развития интеллектуальной культуры учащихся: 1– систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения; 2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственное воспитание связано с формированием научного мировоззрения учащихся. Значительную роль при этом играют мировоззренческие умения, к которым относят умение обобщать конкретные факты и делать мировоззренческие выводы; умение раскрывать содержание мировоззренческих идей, оценивать с позиции диалектики природные и социальные явления; умение защищать и обосновывать свою точку зрения, опровергать несостоятельные позиции собеседника.

Однако, прежде всего, необходимо обратиться к трактовке самого понятия «мировоззрение». Этот термин возник в конце ХVIII в. и стал впервые использоваться представителями немецкой классической философии.



В педагогике мировоззрение следует понимать как специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).

Качественная характеристика взглядов и убеждений человека может быть различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом людей в истории развития человечества можно выделить следующие виды мировоззрения:

· мифологическое – фантастические представления людей о мире в силу отсутствия объективных знаний о явлениях природы;

· религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;

· обыденное (житейское) – духовный опыт; здравый смысл; стихийные, эмпирические и не всегда систематизированные представления человека о мире;

· научное – теоретическое осмысление причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, ибо именно различные науки служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.



Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. Анализируя определения мировоззрения, сделанные учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключить, что сущность мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти элементы целесообразно представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

 

Структура мировоззрения

 

Объективный компонент Субъективный компонент

(знания) (взгляды, убеждения, идеалы)

 

Знания – система научных истин, связанных с осмыслением и пониманием сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания способствовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляды – суждения, субъективный вывод человека, связанный с объяснением природных и общественных явлений и выражающий его отношение к этим явлениям.

Убеждения – совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, определяющих твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это уверенность человека в правильности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал (греч. – идея, понятие, представление) – это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в различных жизненных сферах; то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным стремлением.

Академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом автор рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как развитую человеческую способность творческого осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.

Просветительная – научное мировоззрение делает для человека понятным явления природы и общества, вооружает его методами познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – принятые человеком взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение является исходной позицией в практической деятельности людей.

Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

– изложение материала на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа;

– обеспечение научного истолкования всех изучаемых явлений, процессов, их причинно-следственных связей;

– побуждение учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, формирование эмоционального заинтересованного отношения учащихся к изучаемым фактам.

– тесная связь обучения с жизнью; вовлечение школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) придание обучению общественной направленности (раскрытие социально-идеологической основы общества, осмысление тенденций демократического развития общества.

в) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала (раскрытие генезиса и сложных путей развития истины в науке, осознание закономерностей эволюции природных явлений и общественно-экономических изменений).

г) развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий (факультативов, конференций, кружков, диспутов и т.д.).

д) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

е) влияние личности учителя (авторитет педагога, демонстрация им собственных мировоззренческих позиций, основанных на правильном понимании закономерностей развития природы и общества, являются примером для учащихся).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.