Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотнесение содержания с названием произведений





Великие сказочники мира

 

 

Обобщение по разделу «Не меркнет в столетиях строка»

Тема: Великие сказочники мира

Цели:

1. Подвести итоги работы по разделу.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Развивать умение отстаивать свою точку зрения.

4.Воспитывать коммуникабельность, умение работать коллективно.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение. 4 класс» (часть 1) авторы

В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова;

портреты писателей, тесты (по вариантам), карточки с заданиями,

презентация.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок.

На нем подведем мы работы итог.

- Как вы думаете, итог какой работы мы сегодня подведем?

 

II.​ Мотивация учебной деятельности

 

В мире много сказок -

грустных и смешных.

И прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

 

III. Проверка домашнего задания

Учащиеся выполняют тесты (по вариантам)

Вариант 1

Кто из сказочных героев говорит эти слова? Укажи стрелками

А. – Буду служить тебе славно, а) поп



Усердно и очень исправно.

 

Б. – Кто скорее из нас обежит около моря б) Балда

Тот и бери себе полный оброк.

 

В. - А где мне найти такого в) бесёнок

Служителя не слишком дорогого?

 

Кто авторы этих сказок? Укажи стрелками

А. – «Сказка о попе и о работнике его Балде» а) Х.К. Андерсен

Б. – «Серая Шейка» б) А. Пушкин

В. – «Ромашка» в) Д. Мамин-Сибиряк

 

К каким видам сказок относятся данные произведения? Укажите стрелками

А. « Лесной гном» а) сказки о животных

Б. - «Сказка о попе и о работнике его Балде» б) волшебные сказки

В. - «Серая Шейка» в) бытовые сказки

 

4. Из какой сказки эти герои? Соедини стрелками с правильными ответами

- Хорош-ш! Ну уж хорош! а) Солнечный Луч

Что, боиш-шься теперь? Боишься?)

 

- Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе? а) «Лесной гном»

- Ну, этому горю легко помочь.

 

5. Найди народные и литературные сказки. Укажи стрелками

А. «Сказка о попе и о работнике его Балде» а) народные

 

Б. «Серая шейка» б) литературны

Какие черты характера Лисы проявились в её речи? Обведи буквы с правильными ответами



 

- Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду. Я не спесива.

 

А. Льстивость

Б. Доброжелательность

В. Хитрость

 

В какой сказке высмеиваются жадность и трусость? Обведи буквы с правильным ответом

 

А. «Ромашка»

 

Б. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Впишите пропущенные слова в названиях произведений

 

«____________________ гном» С. Лагерлёф

 

«____________________ Шейка» Д. Мамина-Сибирянка

 

«____________________ Луч в ноябре» Ц. Топелиуса

 

Найди фамилии писателей - сказочников. Обведи буквы с правильными ответами

 

А. Ф. Тютчев

 

Б. А. Пушкин

 

В. Х.К. Андерсон

 

Г. С. Есенин

 

Д. Братья Гримм

 

Вариант 2

 

1. Какие качества характера проявили герои «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина? Укажи стрелками

 

А. Балда а) жадность

б) находчивость

Б. Поп в) трудолюбие

г) трусость

2. Из какой сказки этот герой? Обведи буквы с правильным ответам

 

На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост.

 

А. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкин

 

Б. «Лесной гном» С. Лагерлёф

 

3. Действует ли волшебная сила в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? Обведи буквы с правильными ответами

 

А. Да

 

Б. Нет

 

4. В какой сказке живет калека - дочь, у которой одно крыло сломано? Запиши название сказки

___________________________________________________________

 

От чего погибли жаворонок и ромашка - герои сказки «Ромашка» Х.К. Андерсена? Обведи буквы с правильными ответами



 

А. От жажды

 

Б. От честности людей.

 

6. Кто из сказочных героев говорит эти слова? Укажи стрелками

 

А. – Им-то хорошо, вон как весело шагают! а) ромашка

 

Б. – Ах, чем бы мне утешить его! б) Нильс

 

7. В каких сказках живут эти герои? Укажи стрелками

 

А. Нильс а) «Серая шейка»

 

Б. Бесёнок б) «Лесной гном»

 

В. Старичок охотник в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

8. Какая сказка имеет печальную концовку? Обведи букву с правильным ответом

 

А. «Серая шейка» Д. Мамина-Сибирянка

 

Б. «Ромашка» Х.К. Андерсена

 

В. «Слнечный Луч в ноябре» Цакариус Топелиус

 

9. Как лесной гном проучил жестокого мальчика Нильса? Обведи буквы с правильными ответами

 

А. Поселил его на необитаемом острове.

 

Б. Превратил в маленького человека.

IV. Речевая разминка

— Прочтите предложения с различной интонацией и логическим ударе​нием на разных словах.

Сегодня у нас необычный урок?

• Сегодня у нас необычный урок,

• Сегодня у нас необычный урок!

• Сегодня у нас необычный урок?!

V. Введение в тему

— Как вы думаете, почему у нас урок необычный?

 

VI. Сообщение темы и цели урока

 

- Мы заканчиваем путешествие по разделу «Не меркнет в столе​тиях строка». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме, который прой​дет в необычной форме. Я приглашаю вас принять участие в конкурсной программе. Какую цель поставим перед собой?

 

VII. Подготовка к конкурсной программе

 

- Сегодня будут соревноваться три команды. Во всех конкурсах за правильный ответ вы можете заработать по 1 баллу. Если ответ неправильный, то ответить может другая команда, но время на обдумывание не дается. Выигрывает команда, набравшая наиболь​шее количество баллов. Какие нас ждут конкурсы? (Названия конкурсов написаны на доске.)

 

Составление эпиграфа к уроку

Угадай автора

Чье это?

Вид сказки

5) Дальше, дальше...

Писатели

 

Физкультминутка для глаз

Глазки закрыли, глазки открыли,

Вверх посмотрели, вниз опустили,

В сторону влево, в сторону вправо –

Дружно возьмёмся за новое дело.

 

VIII. Конкурсная программа

Составление эпиграфа к уроку

- Составьте и прочитайте предложение, чтобы оно стало эпиграфом к нашему уроку. (Учащиеся составляют из слов предложение).

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”

А.С. Пушкин

Конкурс «Угадай автора». (На доске портреты писателей под номерами.)

 

№ 1 — А.С. Пушкин;

№ 2 — С. Лагерлёф;

№ 3 — Ц. Топелиуса;

№ 4 — Д. Н. Мамин - Сибиряк;

№ 5 — X. К. Андерсена.

- На доске — портреты писателей, с творчеством которых мы познакомились в данном разделе. Я буду читать о них сведения. Вы должны поднять карточку с цифрой, под номером которой находится портрет данно​го писателя.

1. Жена этого писателя умерла рано. Осталась дочка Аленушка. Он лю​бил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для нее сказки. Кто из писателей сочинял «Аленушкины сказки»?

(№4 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)

2. Она первая женщина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской. Она написала книгу для чтения по географии Швеции, которая всем нам полюбилась. О ком идет речь?

(№2 О Сельме Лагерлеф)

3. Мальчиком он приносил афишу домой и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою историю с тем же на названием, что было на афише. В своем театре он был и актером, и музыкантом, и художником, и певцом. Впоследствии он стал знаменитым датским сказоч​ником. Кто это?

(№5 Ханс Кристиан Андерсен)

4. Весь мир знает этого замечательного поэта-сказочника. Его произве​дения переведены практически на все языки мира. Их читают и взрослые, и дети. Ему принадлежат слова: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». О ком идет речь?

(№1 Об Александре Пушкине)

5. Он — знаменитый финский сказочник и лауреат Нобелевской премии. С детства увлекался народным творчеством, любил стихи шведских и фин​ских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов писал сказки, пьесы, стихи. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чтение». Их вышло во​семь. О ком идет речь?

(№3 О Цакариасе Топелиусе)

Конкурс «Чье это?»

- Я буду читать отрывки из произведений. Ваша задача — опреде​лить автора и название произведения. Карточкой с цифрой показать, под каким номером его портрет.

Соотнесение содержания с названием произведений

1. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

2. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»

3. Х.К. Андерсен «Ромашка»

4. Х.К. Андерсен «Штопольная игла»

5. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

6. С. Лагерлёф « Лесной гном» (глава из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

 

Цитаты из произведений (читает учитель):

(каждая команда отвечает по очереди)

1. – Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала она. – Там вода не замёрзнет целую зиму. (Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»)

2. И каждый раз, когда он вспоминает своё путешествие на землю в пасмурный осенний день, он начинает сиять так, как будто наступило лето. И в этом нет ничего удивительного: если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело. (Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»)

3. Не гонялся бы ты поп за дешевизной. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике Балде»)

4. – Видно, морская болезнь меня не берёт,- подумала она.- Хорошо иметь стальной желудок и притом никогда не забывать, что ты выше простого смертного. (Х.К. Андерсен «Штопольная игла»)

5. Но тут вдруг кто-то отвесил такую затрещину, что сетка выпала у него из рук, а сам он кубарем откатился в угол. (С. Лагерлёф «Лесной гном» (глава из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

6.Жаворонок пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело – тяжело было у бедной птички на сердце – она была в плену! (Х.К. Андерсен «Ромашка»)

- О ком идёт речь, т. е. вписать главного героя

1. «Её (Серую Шейку) больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой».

(Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»)

2. Живет он (Балда) в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых...

(А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. «Желтое сердечко её (ромашки) и в самом деле сияло, как золотое, а осле​-пительно белые лепестки отливали серебром».

(X. К. Андерсен «Ромашка»)

4. «Он понял, что гном заколдовал его и что маленький человечек, который смотрел на него из зеркала, — это он сам, (Нильс Хольгерсон».

(С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)

5. «Тяжелые, черные тучи затянули все небо, и только в одном месте оставалась щелочка, через которую он (Солнечный Луч) смог проскользнуть к самому Солнцу».

(Ц. Топелиус.)

Конкурс «Вид сказки»

- Я буду называть фамилию автора и название сказки. Ваша задача — определить, какая это сказка: о животных, бытовая, волшебная. Выберите ответ. Поднимите карточку с нужной цифрой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.