Соотнесение содержания с названием произведений
Великие сказочники мира
Обобщение по разделу «Не меркнет в столетиях строка»
Тема: Великие сказочники мира
Цели:
1. Подвести итоги работы по разделу.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Развивать умение отстаивать свою точку зрения.
4.Воспитывать коммуникабельность, умение работать коллективно.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 4 класс» (часть 1) авторы
В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова;
портреты писателей, тесты (по вариантам), карточки с заданиями,
презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок.
На нем подведем мы работы итог.
- Как вы думаете, итог какой работы мы сегодня подведем?
II. Мотивация учебной деятельности
В мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
III. Проверка домашнего задания
Учащиеся выполняют тесты (по вариантам)
Вариант 1
Кто из сказочных героев говорит эти слова? Укажи стрелками
А. – Буду служить тебе славно, а) поп
Усердно и очень исправно.
Б. – Кто скорее из нас обежит около моря б) Балда
Тот и бери себе полный оброк.
В. - А где мне найти такого в) бесёнок
Служителя не слишком дорогого?
Кто авторы этих сказок? Укажи стрелками
А. – «Сказка о попе и о работнике его Балде» а) Х.К. Андерсен
Б. – «Серая Шейка» б) А. Пушкин
В. – «Ромашка» в) Д. Мамин-Сибиряк
К каким видам сказок относятся данные произведения? Укажите стрелками
А. « Лесной гном» а) сказки о животных
Б. - «Сказка о попе и о работнике его Балде» б) волшебные сказки
В. - «Серая Шейка» в) бытовые сказки
4. Из какой сказки эти герои? Соедини стрелками с правильными ответами
- Хорош-ш! Ну уж хорош! а) Солнечный Луч
Что, боиш-шься теперь? Боишься?)
- Не могу ли я чем-нибудь помочь тебе? а) «Лесной гном»
- Ну, этому горю легко помочь.
5. Найди народные и литературные сказки. Укажи стрелками
А. «Сказка о попе и о работнике его Балде» а) народные
Б. «Серая шейка» б) литературны
Какие черты характера Лисы проявились в её речи? Обведи буквы с правильными ответами
- Соскучилась я по тебе, уточка… Выходи сюда, а не хочешь, так я и сама к тебе приду. Я не спесива.
А. Льстивость
Б. Доброжелательность
В. Хитрость
В какой сказке высмеиваются жадность и трусость? Обведи буквы с правильным ответом
А. «Ромашка»
Б. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Впишите пропущенные слова в названиях произведений
«____________________ гном» С. Лагерлёф
«____________________ Шейка» Д. Мамина-Сибирянка
«____________________ Луч в ноябре» Ц. Топелиуса
Найди фамилии писателей - сказочников. Обведи буквы с правильными ответами
А. Ф. Тютчев
Б. А. Пушкин
В. Х.К. Андерсон
Г. С. Есенин
Д. Братья Гримм
Вариант 2
1. Какие качества характера проявили герои «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина? Укажи стрелками
А. Балда а) жадность
б) находчивость
Б. Поп в) трудолюбие
г) трусость
2. Из какой сказки этот герой? Обведи буквы с правильным ответам
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост.
А. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкин
Б. «Лесной гном» С. Лагерлёф
3. Действует ли волшебная сила в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? Обведи буквы с правильными ответами
А. Да
Б. Нет
4. В какой сказке живет калека - дочь, у которой одно крыло сломано? Запиши название сказки
___________________________________________________________
От чего погибли жаворонок и ромашка - герои сказки «Ромашка» Х.К. Андерсена? Обведи буквы с правильными ответами
А. От жажды
Б. От честности людей.
6. Кто из сказочных героев говорит эти слова? Укажи стрелками
А. – Им-то хорошо, вон как весело шагают! а) ромашка
Б. – Ах, чем бы мне утешить его! б) Нильс
7. В каких сказках живут эти герои? Укажи стрелками
А. Нильс а) «Серая шейка»
Б. Бесёнок б) «Лесной гном»
В. Старичок охотник в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
8. Какая сказка имеет печальную концовку? Обведи букву с правильным ответом
А. «Серая шейка» Д. Мамина-Сибирянка
Б. «Ромашка» Х.К. Андерсена
В. «Слнечный Луч в ноябре» Цакариус Топелиус
9. Как лесной гном проучил жестокого мальчика Нильса? Обведи буквы с правильными ответами
А. Поселил его на необитаемом острове.
Б. Превратил в маленького человека.
IV. Речевая разминка
— Прочтите предложения с различной интонацией и логическим ударением на разных словах.
• Сегодня у нас необычный урок?
• Сегодня у нас необычный урок,
• Сегодня у нас необычный урок!
• Сегодня у нас необычный урок?!
V. Введение в тему
— Как вы думаете, почему у нас урок необычный?
VI. Сообщение темы и цели урока
- Мы заканчиваем путешествие по разделу «Не меркнет в столетиях строка». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме, который пройдет в необычной форме. Я приглашаю вас принять участие в конкурсной программе. Какую цель поставим перед собой?
VII. Подготовка к конкурсной программе
- Сегодня будут соревноваться три команды. Во всех конкурсах за правильный ответ вы можете заработать по 1 баллу. Если ответ неправильный, то ответить может другая команда, но время на обдумывание не дается. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Какие нас ждут конкурсы? (Названия конкурсов написаны на доске.)
Составление эпиграфа к уроку
Угадай автора
Чье это?
Вид сказки
5) Дальше, дальше...
Писатели
Физкультминутка для глаз
Глазки закрыли, глазки открыли,
Вверх посмотрели, вниз опустили,
В сторону влево, в сторону вправо –
Дружно возьмёмся за новое дело.
VIII. Конкурсная программа
Составление эпиграфа к уроку
- Составьте и прочитайте предложение, чтобы оно стало эпиграфом к нашему уроку. (Учащиеся составляют из слов предложение).
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”
А.С. Пушкин
Конкурс «Угадай автора». (На доске портреты писателей под номерами.)
№ 1 — А.С. Пушкин;
№ 2 — С. Лагерлёф;
№ 3 — Ц. Топелиуса;
№ 4 — Д. Н. Мамин - Сибиряк;
№ 5 — X. К. Андерсена.
- На доске — портреты писателей, с творчеством которых мы познакомились в данном разделе. Я буду читать о них сведения. Вы должны поднять карточку с цифрой, под номером которой находится портрет данного писателя.
1. Жена этого писателя умерла рано. Осталась дочка Аленушка. Он любил ее всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. Особенно любил сочинять для нее сказки. Кто из писателей сочинял «Аленушкины сказки»?
(№4 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк)
2. Она первая женщина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской. Она написала книгу для чтения по географии Швеции, которая всем нам полюбилась. О ком идет речь?
(№2 О Сельме Лагерлеф)
3. Мальчиком он приносил афишу домой и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою историю с тем же на названием, что было на афише. В своем театре он был и актером, и музыкантом, и художником, и певцом. Впоследствии он стал знаменитым датским сказочником. Кто это?
(№5 Ханс Кристиан Андерсен)
4. Весь мир знает этого замечательного поэта-сказочника. Его произведения переведены практически на все языки мира. Их читают и взрослые, и дети. Ему принадлежат слова: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». О ком идет речь?
(№1 Об Александре Пушкине)
5. Он — знаменитый финский сказочник и лауреат Нобелевской премии. С детства увлекался народным творчеством, любил стихи шведских и финских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов писал сказки, пьесы, стихи. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чтение». Их вышло восемь. О ком идет речь?
(№3 О Цакариасе Топелиусе)
Конкурс «Чье это?»
- Я буду читать отрывки из произведений. Ваша задача — определить автора и название произведения. Карточкой с цифрой показать, под каким номером его портрет.
Соотнесение содержания с названием произведений
1. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
2. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»
3. Х.К. Андерсен «Ромашка»
4. Х.К. Андерсен «Штопольная игла»
5. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»
6. С. Лагерлёф « Лесной гном» (глава из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
Цитаты из произведений (читает учитель):
(каждая команда отвечает по очереди)
1. – Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, - советовала она. – Там вода не замёрзнет целую зиму. (Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка»)
2. И каждый раз, когда он вспоминает своё путешествие на землю в пасмурный осенний день, он начинает сиять так, как будто наступило лето. И в этом нет ничего удивительного: если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело. (Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»)
3. Не гонялся бы ты поп за дешевизной. (А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике Балде»)
4. – Видно, морская болезнь меня не берёт,- подумала она.- Хорошо иметь стальной желудок и притом никогда не забывать, что ты выше простого смертного. (Х.К. Андерсен «Штопольная игла»)
5. Но тут вдруг кто-то отвесил такую затрещину, что сетка выпала у него из рук, а сам он кубарем откатился в угол. (С. Лагерлёф «Лесной гном» (глава из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
6.Жаворонок пел о просторе неба, о свежей зелени полей, о том, как хорошо и привольно было летать на свободе! Тяжело – тяжело было у бедной птички на сердце – она была в плену! (Х.К. Андерсен «Ромашка»)
- О ком идёт речь, т. е. вписать главного героя
1. «Её (Серую Шейку) больше всего огорчал перелет журавлей, потому что они так жалобно курлыкали, точно звали ее с собой».
(Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»)
2. Живет он (Балда) в поповском доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых...
(А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. «Желтое сердечко её (ромашки) и в самом деле сияло, как золотое, а осле-пительно белые лепестки отливали серебром».
(X. К. Андерсен «Ромашка»)
4. «Он понял, что гном заколдовал его и что маленький человечек, который смотрел на него из зеркала, — это он сам, (Нильс Хольгерсон».
(С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)
5. «Тяжелые, черные тучи затянули все небо, и только в одном месте оставалась щелочка, через которую он (Солнечный Луч) смог проскользнуть к самому Солнцу».
(Ц. Топелиус.)
Конкурс «Вид сказки»
- Я буду называть фамилию автора и название сказки. Ваша задача — определить, какая это сказка: о животных, бытовая, волшебная. Выберите ответ. Поднимите карточку с нужной цифрой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|