Сделай Сам Свою Работу на 5

И усеченной себестоимости





 

Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемых технологий, ассортимента продукции
и т. п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия.

Учет по полной себестоимости.В себестоимость продукции включают все затраты предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата основных производственных рабочих.

Калькулирование полной себестоимости является традиционным для отечественного учета.

К прямым затратам, которые сразу можно отнести на соответствующий носитель, относятся прямые материальные затраты и прямые материальные затраты на оплату труда.

При исчислении полной себестоимости в нее включаются косвенные расходы, к которым относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. В конце отчетного периода такие расходы включаются в себестоимость конкретного вида продукции пропорционально определенной базе распределения.



Достоинства:

– видна полная себестоимость продукции;

– соответствие сложившимся в России традициям и требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению.

Недостатки:

– невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к характеру поведения затрат в зависимости от объема (постоянные затраты рассматриваются в учете как переменные);

– утрата объектами калькуляции индивидуальности вследствие использования общих баз распределения;

– включение в себестоимость продукции затрат, не связанных непосредственно с ее производством; в итоге – искажение рентабельности отдельных видов продукции (зависит от выбора метода распределения постоянных затрат).

Учет по производственной себестоимости. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в себестоимость продукции должны быть включены лишь производственные затраты. Управленческие и коммерческие расходы в калькуляции производственной себестоимости участвовать не могут. Приказ Минфина РФ от 27.03.96 г. № 31 «О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности организаций и указаниях по их заполнению в 1996 г.» предоставил всем организациям право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость.



На сегодняшний день п. 20 указаний Минфина РФ № 31 для организаций любых видов деятельности в учетной политике разрешает принятие порядка списания общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 90 «Продажи». Этот шаг сделан в направлении дальнейшей гармонизации отечественного учета с международными бухгалтерскими стандартами. Независимо от выбранных предприятием методов калькулирования,
в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности общехозяйственные расходы никогда не участвуют в калькулировании и
в оценке запасов, а общей суммой относятся на финансовые результаты предприятия.

Достоинства:

– видна производственная себестоимость продукции;

– соответствие сложившимся в России требованиям нормативных актов по финансовому учету и налогообложению.

Недостатки:

– невозможность проведения анализа, контроля и планирования затрат вследствие невнимания к характеру поведения затрат в зависимости от объема (постоянные затраты рассматриваются в учете как переменные);

– утрата объектами калькуляции индивидуальности вследствие использования общих баз распределения.



Учет по усеченной себестоимости.В управленческом учете этот метод является одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость.

Наиболее популярной модификацией учета затрат по усеченной себестоимости является «директ-костинг», суть которой состоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат, т. е. лишь переменные затраты распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть затрат (постоянные затраты) собирают на отдельных счетах, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т. е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным затратам оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.

На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Отсюда и название системы – Direct-Costing-System (система учета прямых затрат).

Позднее «директ-костинг» трансформировался в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии.

Таким образом, принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования производственной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании производственной себестоимости они участвуют в расчетах. Калькулирование себестоимости по переменным затратам – это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из себестоимости продукции.

Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации.

Метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и для принятия оперативных управленческих решений.

Использование системы «директ-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода система построения отчета о доходах содержит два финансовых показателя: маржинальную прибыль и прибыль от продажи продукции.

Маржинальная прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции, рассчитанной по переменным издержкам. После вычитания из маржинальной прибыли постоянных затрат формируется прибыль от продажи продукции.

Достоинства:

– финансовый результат по всему предприятию и по отдельным видам продукции не зависит от выбора места распределения постоянных затрат;

– возможность сравнения себестоимости различных периодов только в части релевантных затрат; в результате – изменение структуры предприятия, связанные с этим нерелевантные, неподконтрольные затраты не влияют на результат сравнения;

– учет характера поведения затрат в зависимости от объема;

– вследствие учета характера поведения затрат в зависимости от объема возможны анализ причин отклонений; оценка минимального критического объема производства; оценка риска; планирование затрат и результатов; оптимизация объемов производства; оптимизация структуры выпуска; ценообразование в коротком периоде; контроль выявления причинно-следственных связей, т. е. «рычагов управления» затратами; относительная простота (нет необходимости распределения постоянных затрат на продукцию и центры затрат).

Недостатки:

– отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимый согласно законодательству;

– заниженная себестоимость запасов;

– затруднено разделение постоянных и переменных затрат (в долгосрочном периоде все затраты становятся переменными).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.