Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ?





Тони Бьюзен

Учебник быстрого чтения

главы 6 -10(теория)

 

Книга предлагает эффективную программу,

позволяющую значительно активизировать

работу и взаимодействие глаз и головного мозга

в процессе чтения литературы.

 

Содержание :

 

ГЛАВА 6

Указка для управления глазами — новый метод быстрого и широкоохватного чтения

 

ГЛАВА 7

Вперед, к супербыстрому чтению: Зал славы быстрого чтения

ГЛАВА 8

Метауказывание — путь к чтению на уровне "фотографической памяти"

 

ГЛАВА 9

Развитие продвинутых навыков скольжения и сканирования

ГЛАВА 10

Ваш релятивистский ум. Повышение скорости чтения благодаря новому методу тренинга с метрономом
ГЛАВА 6

Указка для управления глазами — новый метод быстрого и широкоохватного чтения

В сфере мышления первый шаг часто оказывается самым трудным. Последующие шаги все более легкие. Чем больше вы учитесь, тем легче вам учиться дальше.

ВВЕДЕНИЕ

В этой главеговорится о том, что глаза при чтении нуждаются в "указке", о том,как лучше всего пользоваться та кой "указкой". Этот метод уменьшает отскакивания и



регрессии, повышает скорость чтения и понимание прочитанного, позволяет увеличить количество слов, усваиваемых в расчете н одну приостановку, и является гораздо более удобным для глаз.

КТО ПРАВ - РЕБЕНОК ИЛИ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ.

Когда малыш начинает учиться читать, какое физическое действие он делает одним из первых?

Малыш ставит на печатную страницу палец. Мы немедля велим ребенку убрать палец, поскольку знаем, что такой метод замедляет его продвижение к цели. Почему ребенок в первую очередь делает именно это? Для обеспечения сфокусированности и концентрации. Поступаем ли мы в таком случае правильно, когда велим ему убрать палец? Ведь, рассуждая логически, если бы палец в самом деле замедлял чтение, куда правильнее было бы попросить малыша двигать его быстрее, поддерживая сфокусированность и концентрацию!

Давайте рассмотрим проблему глубже, задав себе несколько дополнительных вопросов.

Пользуетесь ли вы иногда указательным пальцем, мизинцем, карандашом, ручкой или другой разновидностью визуального указателя, когда:



1) ищете номер в телефонной книге

2) ищете значение слова в словаре

3) ищете информацию в энциклопедии или справочнике

4) складываете столбец чисел

5) концентрируетесь на том месте, которое собираетесь законспектировать

6) показываете кому-либо то место в тексте, на которое хотите обратить его внимание

7) просто читаете

Большинство людей ответят утвердительно, по крайней мере, на половину этих вопросов, а многие — на все, за исключением последнего.

Не является ли в высшей степени странным, что мы пользуемся указателем почти в каждой ситуации, кроме обычного чтения, где нас явным образом проинструктировали не делать того, к чему мы испытывали естественную склонность.

По существу данное предубеждение укоренилось настолько глубоко, что, если бы вы зашли в кабинет одного из руководителей фирмы и увидели его читающим книгу и одновременно водящим по ней пальцем, то ваше мнение об уровне директорского интеллекта резко снизилось бы!

Так где же истина в данном вопросе? Как лучше читать — с указкой или без?

Установим это с помощью эксперимента.

Эксперимент

Этот эксперимент состоит из двух частей, и лучше всего проводить его с партнером.

Сначала вы усаживаетесь лицом друг к другу на расстоянии 60 см, причем руки у вас скрещены на груди, а головы неподвижны.

Пусть теперь один из вас вообразит идеальную окружность диаметром около 45 см. Она должна находиться на расстоянии 30 см перед глазами. Человек, представивший этот круг, медленно обводит его контур глазами, а второй партнер очень внимательно всматривается в первого, чтобы точно проследить, как действуют его глаза.



У того участника эксперимента, который вообразил окружность, должно быть ощущение, что он двигает глазами точно по периметру окружности.



Рис. 6а. Фигура, обозначающая движение глаза, который перемещается вдоль контура окружности без посторонней помощи

 

Рис. 6б. Фигура, показывающая движение глаза, который обходит контур окружности с помощью "указки"


На этой стадии не следует обмениваться информацией о том, что конкретно каждый из вас видит или испытывает.

Затем нужно поменяться ролями, чтобы теперь уже второй участник представил себе окружность и обвел ее взглядом, в то время как первый следил бы за движениями его глаз. По окончании эксперимента обменяйтесь сведениями о том, что каждый из вас обоих видел по движению глаз партнера и что вы чувствовали сами, когда отслеживали воображаемую окружность.

Почти всегда в первой части эксперимента получится фигура, форма которой весьма далека от окружности! Она будет похожа на изломанный многоугольник, показанный на рис. 6а. Большинство людей сочтут данное упражнение трудным.

Во второй части этого эксперимента вы с партнером усаживаетесь точно так же. На сей раз один из участников помогает другому, очерчивая указательным пальцем правильный круг. Тот, кому ранее не удавалось отследить воображаемую окружность, теперь прекрасно следует за пальцем своего партнера вдоль всего контура, фиксируя про себя, что испытывают его глаза, когда движутся вслед за пальцем. Тот участник, который служит "указкой", как и прежде, внимательно наблюдает за движением глаз партнера. Затем роли участников снова меняются, а по окончании эксперимента они обсуждают собственные ощущения и рассказывают о своих наблюдениях за глазами партнера.

При проведении эксперимента не водите пальцем слишком быстро, не делайте несколько кругов и не пытайтесь загипнотизировать своего партнера!

Во второй части этого несложного опыта большинство участников придут к выводу, что глаза плавно следуют за "указкой" и делать это гораздо удобнее, нежели в первом случае (см. рис. 6б).

Это происходит потому, что человеческий глаз запрограммирован так, чтобы следовать за движущимся объектом, поскольку именно движение, происходящее в окружающей среде, содержит основную информацию.

Таким образом, похоже на то, что ребенок был прав в своих действиях, равно как и вы были правы всякий раз, когда использовали указатель с целью помочь себе при любой форме поиска информации. Как показал только что описанный эксперимент, глаза при следовании за указателем гораздо меньше устают и действуют более эффективно.

КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УКАЗАТЕЛЕМ?

Поскольку человеческие глаза запрограммированы следить за указателем, постольку вы, надо полагать, уже пользовались в детстве пальцем как указателем при чтении и, скорее всего, на протяжении жизни в различных ситуациях при чтении или поиске информации уже, по всей видимости, применяли указку, то вам будет легко заново овладеть этим навыком.

Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой, карандашом, восточно-азиатской палочкой для еды или вязальной спицей. Такая указка не будет заслонять текст.

По этой причине не следует пользоваться для данной цели ладонью или пальцем (разве что ничего другого под рукой нет), поскольку и палец, и особенно ладонь слишком толсты и будут мешать вам видеть.

Для достижения наилучшего эффекта попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте ее по мере чтения. Не пытайтесь скакать указкой, охватывая идеальные группы слов, которые подлежат усвоению за одну приостановку, — если будете плавно двигать указку вдоль строки, ваш мозг при чтении сам даст глазам указание, где они должны приостанавливаться.


Рис. 7. Иллюстрация, показывающая правильное расположение указки при ее использовании для чтения

Тут возникает важный вопрос: надо ли двигать указку вдоль всей строки?

Ответ на него можно найти во всеобщем убеждении, что те, кто читает быстро, читают "вдоль середины страницы". Это положение часто интерпретируется неверно: будто бы глаза в данном случае продвигаются по центру страницы вдоль прямой вертикальной линии. Дело обстоит вовсе не так. На самом деле глаза при чтении двигаются вниз вдоль средней части страницы.

Это происходит потому, что глаза могут видеть за раз от пяти до шести слов, вследствие чего они могут без труда приостанавливаться далеко после начала и задолго перед концом каждой строки, тем самым улавливая информацию, которая лежит "в стороне" (см. рис. 7).

Таким образом, указка минимизирует объем работы, которую должны проделывать глаза, поддерживает сфокусированность мозга и обеспечивает постоянный рост скорости чтения, сохраняя в то же время высокую степень понимания.

Восстановление этого навыка занимает не больше часа. Раздел "План действий" в конце данной главы содержит рекомендации по поводу чтения с указкой.

Приведенная ниже самопроверка позволит вам сочетать ранее приобретенные знания о движении глаз с теми сведениями насчет управления своими глазами с помощью указки, о которых вы только что узнали. Прежде, чем перейти непосредственно к самопроверке, рекомендуется в течение двух минут поупражняться с указкой на материале, который вы уже ранее прочитали в данной книге.

РЕЗЮМЕ

1. Естественный инстинкт ребенка использовать при чтении указку является правильным.

2. Наилучшими указками служат тонкие ручки или карандаши,

вязальные спицы или даже восточно-азиатские палочки для еды.

3. Указка должна плавно двигаться под строкой.

4. Нужно управлять глазами с помощью указки только при дви­жении вниз по средней части страницы.

5. Указка обеспечивает повышение скорости, улучшает кон­центрацию и понимание текста, а также снижает утомляе­мость глаз.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Используйте лучшую из имеющихся у вас на данный мо­мент указок, продолжая в то же время искать идеальную.

2. Прочтите данную главу повторно, пользуясь при этом указ­кой.

3. Используйте указку при чтении газет и журналов, которые обычно покупаете.

4. Время от времени "подгоняйте" себя с помощью указки, чи­тая чуть быстрее, чем вам удобно. Это будет постепенно ук­реплять "мышцу" скорости чтения и степени понимания так же, как постепенный рост нагрузок при физических упраж­нениях увеличивает мышечную силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь вы перешли из разряда нормальных "быстрых чи­тателей" в разряд тех, кто читает по-настоящему быстро.

В следующей главе мы сломаем очередные барьеры, про­демонстрировав вам продвинутые способы применения указ­ки и введя тем самым в мир супербыстрого чтения.


ГЛАВА 7

Вперед, к супербыстрому чтению: Зал славы быстрого чтения

Великие деятели искусства, мыслители, ученые и даже некоторые президенты читали в темпе свыше 1000 слов в минуту. Вы тоже так сможете.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 7 познакомит вас с некоторыми извеликих суперчитателей в истории и их достижениями в этой сфере; она объяснит, какрасширить поле своего бокового или периферического зрения, а также раскроеттайны, которые лежат в основе "мозгового чтения".

ГИГАНТЫ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.