ТЕМА «ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН. ЗНАЧЕНИЕ ОЭЗ ДЛЯ ГЧП»
1. Понятие особых экономических зон
Особая экономическая зона согласно действующему законодательству, представляет собой определяемую Правительством РФ часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, включающий в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах.
Уникальность формируемых в ОЭЗ условий заключается в том, что за счет средств бюджетов всех уровней проводятся работы по созданию инженерной, транспортной, социальной, инновационной и административной инфраструктуры.
В настоящее время на территории РФ образованы следующие ОЭЗ:
две — промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область),
четыре — технико-внедренческого типа (на территории Москвы — Зеленоградский АО, Дубна, Томской области, Санкт-Петербург),
семь — туристско-рекреационных ОЭЗ (в Иркутской и Калининградской областях, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Алтай и Республике Бурятия);
две аэропортовых ОЭЗ: в Красноярске — (аэропорт «Емельянове») и Ульяновске (аэропорт «Ульяновск-Восточный»)
одна морская ОЭЗ — в Хабаровском крае (порт Советская Гавань).
Создание специальных (особых) экономических зон как отдельно выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях широко используется в мировой практике. С учетом положительного международного опыта (в мире активно развивается более 3000 таких зон) особые экономические зоны (ОЭЗ) в России рассматриваются как один из новых, перспективных инструментов по привлечению инвестиций, диверсификации экономики и ее перевода на инновационный путь развития.
Процесс создания и функционирования ОЭЗ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Согласно указанному закону под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
— развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;
— производство новых видов продукции;
— развитие транспортной инфраструктуры;
— развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
Главными конкурентными преимуществами ОЭЗ являются создание за счет бюджетных средств инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры, льготный таможенный и налоговый режимы, а также дружественная среда администрирования бизнеса.
В соответствии с законодательством в Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов:
промышленно- производственные,
технико-внедренческие,
туристско-рекреационные
портовые.
За прошедший с момента выхода Федерального закона период проведена значительная работа по созданию ОЭЗ в нашей стране:
— сформирована законодательная и нормативная правовая база, регулирующая процессы создания и развития ОЭЗ;
— оформлены земельно-имущественные отношения на территориях, включенных в границы ОЭЗ;
— сформирована система управления ОЭЗ, учитывающая интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и частных инвесторов;
— организовано строительство инженерной, транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры в границах ОЭЗ и на прилегающих к ним территориях;
— идет привлечение в ОЭЗ российских и иностранных компаний (резидентов), вложение частных инвестиций, создание новых рабочих мест, выпуск высокотехнологичной, инновационной и научно-технической продукции.
В настоящее время более 100 правовых актов регулируют отношения в сфере деятельности по созданию и развитию ОЭЗ. Наряду с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» действует 13 региональных законов, более 20 постановлений Правительства Российской Федерации, более 40 приказов и иных правовых актов разных министерств и ведомств. Сейчас уже можно сказать, что в целом нормативная правовая база в данной сфере практически сформирована. Однако она, конечно же, будет совершенствоваться в зависимости от результатов развития ОЭЗ в ближайшие годы.
Проведен важнейший блок работы в области оформления земельно-имущественных отношений. Выбраны территории, установлены границы ОЭЗ, проведена инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости, выполнены землеустроительные работы и кадастровый учет, оформлены права на землю и объекты недвижимости.
Создана и эффективно функционирует система управления ОЭЗ. Активное участие в управлении ОЭЗ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления гарантирует заинтересованность регионов в развитии данного проекта. После реформирования в конце 2009 г. система управления ОЭЗ включает в себя:
1) министерство экономического развития Российской Федерации — как главный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и формирующий законодательную базу этого процесса;
2) наблюдательные советы ОЭЗ — как совещательные органы, определяющие стратегию развития каждой ОЭЗ, в них входят представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, резидентов ОЭЗ, а также общественных организаций и объединений;
3) открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (100% собственности уставного капитала принадлежит Российской Федерации) — как главную управляющую компанию в сфере проектирования и строительства за счет государственных средств объектов инфраструктуры ОЭЗ.
На территории каждого региона, где созданы ОЭЗ, сформированы филиалы или дочерние общества ОАО «Особые экономические зоны», а также назначены уполномоченные подразделения и уполномоченные лица в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, отвечающие за создание и развитие ОЭЗ на данной территории.
2. Процедуры создания ОЭЗ
Процедура создания ОЭЗ в нашей стране непростая и включает в себя несколько этапов. На первом этапе заинтересованный в создании у себя особой экономической зоны субъект Российской Федерации совместно с органом местного самоуправления, на территории которого планируется ее создать, подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание ОЭЗ с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. При этом указанная заявка должна быть надлежащим образом оформлена и содержать установленный перечень обязательных документов.
В связи с тем, что законом установлен исключительно конкурсный порядок отбора заявок на создание ОЭЗ, на следующем этапе уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти (в настоящее время это Министерство экономического развития Российской Федерации) организует и проводит соответствующий конкурс заявок. При этом конкурсы проводятся отдельно по разным типам ОЭЗ.
Здесь следует отметить, что на практике установленная законом схема «заявка от субъекта РФ на создание ОЭЗ» — «организация и проведение Минэкономразвития России конкурса по отбору заявок на создание ОЭЗ» не всегда работает. Скорее происходит наоборот: министерство объявляет конкурс, а субъекты Российской Федерации готовят и направляют свои заявки на участие в нем. Это связано с тем, что:
— во-первых, министерству сложно организовывать конкурсы при поступлении каждой заявки от регионов, поэтому оно, можно так сказать, «накапливает» заявки на создание ОЭЗ одного типа;
— во-вторых, сами регионы без гарантии организации и проведения соответствующего конкурса не стремятся готовить полноценную заявку на создание ОЭЗ, так как это очень серьезный и дорогостоящий документ, более того, при непроведении конкурса затраченные на подготовку заявки бюджетные средства могут быть признаны проверяющими органами как неэффективно использованные (заявка подготовлена — конкурс не состоялся);
— в-третьих, принятие решения о создании ОЭЗ автоматически требует дополнительных бюджетных средств на строительство инфраструктуры, которых в последнее время не хватает, министерство старается организовывать конкурс на создание новых ОЭЗ только в случае гарантированного выделения этих средств из федерального бюджета.
Именно поэтому в последнее время субъекты Российской Федерации все чаще направляют в Минэкономразвития России не полноценные заявки, а письма о намерениях создать у себя ту или иную особую экономическую зону и готовности участвовать в конкурсе на ее создание.
На третьем этапе созданная приказом Минэкономразвития России конкурсная комиссия осуществляет оценку и отбор заявок на создание ОЭЗ, определяет победителей и объявляет результаты конкурса на создание ОЭЗ данного типа. В период проведения конкурса членами конкурсной комиссии проводится большая работа по оценке достоверности заявки и эффективности создания ОЭЗ в конкретном регионе. К работе комиссии привлекаются многочисленные эксперты, которые дают соответствующие заключения и рекомендации.
Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» установлено, что решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Поэтому на следующем этапе по результатам конкурса Минэкономразвития России готовит проект такого постановления, согласует его с заинтересованными министерствами и ведомствами и направляет на подпись председателю Правительства Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации о создании на территории субъекта Российской Федерации ОЭЗ соответствующего типа фиксируется решение о создании ОЭЗ, определяются ее границы, разрешенные виды деятельности и максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резидентам ОЭЗ.
В постановлении Правительства Российской Федерации дается также поручение Министерству экономического развития Российской Федерации о заключении с субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления соглашения о создании ОЭЗ соответствующего типа (далее — Соглашение о создании ОЭЗ). Таким образом, выход постановления Правительства Российской Федерации о создании в субъекте Российской Федерации ОЭЗ соответствующего типа является главным этапом всей процедуры ее создания, а дату выхода этого постановления можно считать днем создания ОЭЗ.
После принятия принципиального решения Правительства Российской Федерации о создании ОЭЗ начинают формироваться необходимые механизмы, инструменты, органы управления и готовиться документы, важнейшим из которых является Соглашение о создании ОЭЗ. Это очень сложный и важный документ, в котором устанавливаются:
1) объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета;
2) план обустройства и соответствующего материально- технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
3) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
4) размеры принадлежащих Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры ОЭЗ;
5) порядок эксплуатации, содержания и капитального ремонта объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
6) порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры ОЭЗ, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования ОЭЗ;
7) обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ;
8) порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ;
9) обязательства субъекта Российской Федерации и муниципального образования по делегированию соответствующему федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования;
10) иные условия, предусмотренные Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
На практике из всего вышеперечисленного и установленного законом перечня главными документами при развертывании работ по строительству ОЭЗ являются план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории, а также перечень объектов инфраструктуры, предполагаемых к строительству на территории ОЭЗ. Это основополагающие документы, в которых утверждаются конкретные мероприятия, конкретные объекты, планы графики и сроки их строительства по годам.
В этих же документах утверждается распределение объемов и сроков финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета. В связи с тем, что на их разработку и согласование требуется значительное время, указанные документы утверждаются сторонами (федеральным центром, регионом и муниципалитетом) несколько позже, в виде дополнительного соглашения к главному Соглашению о создании ОЭЗ.
При подготовке Соглашения о создании ОЭЗ бывает не совсем понятна установленная законом необходимость разработки «комплекса мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны». Как правило, план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории по сути и являются планом развития ОЭЗ, поэтому во избежание двусмысленности трактовок и дублирования разрабатываемых документов целесообразно подкорректировать федеральный закон в этой части.
Важнейшим этапом создания ОЭЗ является формирование ее органов управления. Как уже было сказано, разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ возлагается на Министерство экономического развития Российской Федерации. Однако большую работу в области управления конкретной зоной выполняет ее наблюдательный совет.
Такие советы создаются в каждой ОЭЗ. В соответствии с законом в функции наблюдательных советов входят координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, контроль за выполнением соглашений о создании ОЭЗ, контроль за расходованием средств, выделяемых на обустройство территории, а также рассмотрение и утверждение планов развития зон и контроль за их реализацией.
В состав наблюдательных советов ОЭЗ входят представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти; резидентов, научно-исследовательских, образовательных, общественных и иных организаций. В состав советов также включаются представители крупнейших общественных организаций бизнеса, таких как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей и др.
В реальной жизни наблюдательные советы ОЭЗ играют чрезвычайно важную роль. На заседаниях советов рассматриваются практически все значимые вопросы по развитию ОЭЗ: от проектов, планов и финансирования до одобрения потенциальных резидентов ОЭЗ. Очень важно, что в данных советах присутствуют представители регионов, которые могут не только реально оценивать состояние развития ОЭЗ на своей территории, но и оказывать ей поддержку, помогать решать возникающие проблемы на своем уровне.
При Минэкономразвития России создаются также экспертные (для технико-внедренческих ОЭЗ) и консультативные (для остальных ОЭЗ) советы. В их состав включают помимо чиновников представителей той или иной отрасли (науки, промышленности, туризма). Главной задачей этих советов является экспертиза и оценка бизнес-планов, подготовленных потенциальными резидентами, а также выдача рекомендаций по приему в резиденты ОЭЗ заявляемых компаний.
После подписания соглашения ОАО «Особые экономические зоны» создает на территории ОЭЗ свое подразделение (филиал или дочернее общество), которое начинает заниматься всеми конкретными вопросами проектирования и строительства объектов инженерной, социальной, инновационной, энергетической и иной инфраструктуры. При этом этапы строительства инфраструктуры ОЭЗ схожи с этапами развития любого девелоперского проекта.
На первом этапе определяются границы территории, проводятся землеустроительные работы, формируются земельные участки, осуществляется их кадастровый учет и регистрация прав. На следующем этапе разрабатывается и утверждается планировочная документация (проект планировки территории), рассчитываются все инженерные и социальные нагрузки. При этом сразу выделяют территории, предназначенные для строительства объектов резидентов ОЭЗ, и участки для строительства объектов инфраструктуры.
На третьем этапе разрабатывается проектная документация на инженерную, энергетическую, социальную и иную инфраструктуру, проводятся конкурсы, определяются подрядчики, осуществляется строительство этих объектов в соответствии с утвержденными графиками и бюджетами, а также ввод указанных объектов в эксплуатации. По завершению строительства ОАО «Особые экономические зоны» или организации регионов и муниципалитетов (в зависимости от источника финансирования) регистрируют права на данные объекты и начинают осуществлять их эксплуатацию.
Параллельно строительству объектов инфраструктуры ведется и строительство объектов резидентов ОЭЗ. Резиденты готовят свои бизнес-планы, получают земельные участки, оформляют права на них, проектируют, строят и эксплуатируют объекты недвижимости (заводы, инновационные центры, лаборатории, туристические объекты и т. д.). Часть резидентов арендует построенные помещения у ОАО «Особые экономические зоны» и размещают свой бизнес в них.
Компании, получив статус резидентов ОЭЗ, приступают к реализации своих бизнес-планов, начинают выпускать заявленную продукцию, оказывать услуги. При этом инвестируют средства, создают новые рабочие места, платят налоги. Начинается активное развитие нового территориального промышленного, инновационного или туристического кластера.
Приблизительно так выглядит процедура создания и развития ОЭЗ в каждом регионе. Конечно же, вышеописанная схема — это очень упрощенный алгоритм. В действительности на каждом этапе выполняется большое количество мероприятий, преодолеваются различные трудности и проблемы, решаются возникающие задачи. Но все это происходит в русле общей идеологии: государство на территориях ОЭЗ создает благоприятные условия для развития приоритетных направлений бизнеса, а бизнес привлекает инвестиции, развивает новые направления экономики, создает рабочие места и платит налоги.
Таким образом, ОЭЗ являются наглядным примером государственно-частного партнерства, новым, перспективным инструментом решения стоящих перед страной задач по привлечению инвестиций, диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития.
3. Характеристика и деятельность разных типов ОЭЗ
По состоянию на 1 февраля 2010 г. решениями Правительства Российской Федерации было создано 15 ОЭЗ: две — промышленно-производственного типа (Республика Татарстан и Липецкая область), четыре — технико-внедренческого типа (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская и Томская области), семь — туристско-рекреационного типа (Республика Алтай и Республика Бурятия, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Иркутская и Калининградская области), две — портового типа (Ульяновская область — аэропортовая зона, Хабаровский край — морская портовая зона).
ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОЭЗ
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в российской Федерации» под промышленно- производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. В настоящее время промышленно-производственные зоны (ППЗ) созданы и функционируют в Республике Татарстан и Липецкой области. На начало 2010 г. в ППЗ зарегистрировано 26 резидентов. Их объем инвестиций составил около 20 млрд руб., создано более 6000 рабочих мест, выпущено продукции на сумму свыше 18 млрд руб. Промышленно-производственные ОЭЗ находятся на этапе своего активного развития.
Промышленно-производственная зона «Алабуга» (Республика Татарстан)
Основными направлениями деятельности в ППЗ «Алабуга» являются производство автомобилей, химическая и нефтехимическая промышленность, производство строительных материалов.
Площадь ППЗ «Алабуга» составляет 1998 га. В настоящее время здесь создана вся необходимая инженерная, транспортная, энергетическая и иная инфраструктура, позволяющая резидентам осуществлять свою деятельность на территории ОЭЗ. В 2008 г. был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс Г1ПЗ «Алабуга», включающий в себя административно-деловой центр с выставочным центром площадью 11 ООО м2, объекты таможенной инфраструктуры, контрольно-пропускные пункты, открытую контейнерную площадку общей площадью 45 ООО м2, а также сети газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и канализации.
На территории этой ОЭЗ функционируют железнодорожная ветка длиной 5 км и контейнерная площадка на 1500 сорокафутовых контейнеров, построена сеть автомобильных дорог длиной свыше 30 км. Завершена реконструкция участка автомобильная дорога «Волга», прилегающая к территории ОЭЗ.
Планируется, что общие затраты на создание объектов инфраструктуры ППЗ «Алабуга» составят 29 млрд руб. (14 млрд руб. — из федерального бюджета, 15 млрд руб. — из регионального бюджета).
Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ППЗ «Алабуга» должно составить более 90 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов более 27000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций должен составить 135 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — 1,8 трлн руб.
На начало 2010 г. в ППЗ «Алабуга» зарегистрировано 9 резидентов, в том числе компании с участием иностранного капитала из Японии, Дании, Германии, Франции и др. Резиденты ППЗ «Алабуга» создали около 5000 рабочих мест, осуществили инвестиций в размере, превышающем 11 млрд руб., и выпустили продукции на сумму 15 млрд руб.
ООО «СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА» на территории этой зоны осуществляет производство коммерческих автомобилей (микроавтобусы) и автомобильных запчастей, ЗАО «Северстальавто- ИСУЗУ», являющееся совместным российско-японским предприятием, производит грузовые автомобили ИСУЗУ. Согласно бизнес-планам резидентов этой ОЭЗ, уже к 2012 г. они должны будут ежегодно производить продукции на 40 млрд руб. и обеспечивать налоговые поступления в объеме свыше 8 млрд руб. в год.
Промышленно-производственная зона «Липецк» (Липецкая область)
Основными направлениями деятельности ППЗ «Липецк» являются машиностроение, металлообработка, производство строительных материалов, бытовой техники и продукции химического комплекса.
ППЗ «Липецк» занимает площадь 1027 га. Общий планируемый объем бюджетных инвестиций, направляемых на строительство инфраструктуры ОЭЗ, составит 21 млрд руб. (10,3 млрд руб. — из федерального бюджета, 10,7 млрд руб. — из регионального бюджета).
За счет федеральных программ ведутся проектно-изыскательские работы по реконструкции аэропорта г. Липецк, проектируется автодорога «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка», которая даст выход с ОЭЗ на федеральные трассы «Дон» и «Каспий». В ближайшие годы предусматривается строительство объектов социальной инфраструктуры: медицинского центра, детского сада на 150 мест, школы на 300 мест, общежития на 1000 мест. Планируется строительство города-спутника Романово.
Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ППЗ «Липецк» должно составить более 60 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов более 18000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций должен составить 90 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — 1,2 трлн руб.
ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» осуществляет производство испарителей и конденсаторов холодильного оборудования для предприятий торговли, ООО «ЧСЗ-Липецк» производит облегченную стеклянную тару для пищевой и медицинской промышленности, начинают работу первые компании с иностранным участием.
Согласно стратегии развития ППЗ «Липецк», к 2012 г. на территории ОЭЗ запланировано открытие производств около 30 компаний резидентов, что создаст 4000 новых рабочих мест и принесет в экономику региона инвестиций в объеме не менее 27 млрд руб. Объем налоговых отчислений при этом должен составить более 21 млрд руб.
ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ОЭЗ
(этап активного строительства инфраструктуры)
Под технико-внедренческой деятельностью, согласно закону, понимается производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз, топологий и систем.
Производство научно-технической продукции в границах технико-внедренческой особой экономической зоны допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ) располагаются на территории Московской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и находятся на этапе активного строительства объектов инфраструктуры. На 1 января 2010 г. в ТВЗ было зарегистрировано 160 резидентов. Объем инвестиций этих резидентов ТВЗ составил свыше 4 млрд руб., создано 2000 новых рабочих мест, выполнены научно-технические работы на сумму 2,5 млрд руб.
ТВЗ «Зеленоград» (г. Москва)
Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Зеленоград» являются информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии.
ТВЗ «Зеленоград» располагается в Зеленоградском районе г. Москвы на двух участках общей площадью 146 га. Финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (50%) и бюджета г Москвы (50%).
Общие планируемые затраты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Зеленоград» составляют 41 млрд руб. Здесь планируется построить лаборатории, офисы, научно-исследовательские центры общей площадью более 500000 м2.
За счет средств бюджета г. Москвы здесь строятся дороги и транспортные развязки, а за счет средств федерального бюджета ведутся строительно-монтажные работы на внутриплощадоч- ной территории, строительство тепловых и инженерных сетей, объектов таможенной инфраструктуры.
Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Зеленоград» может составить более 150 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов около 12 000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций может составить 18 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — более 100 млрд руб.
На начало 2010 г. на территории ТВЗ «Зеленоград» было зарегистрировано 32 резидента. Объем инвестиций резидентов составил 1,1 млрд руб. Резидентами ОЭЗ создано было 540 новых рабочих мест и выпущено научно-технической продукции на сумму 1,7 млрд руб.
Крупными резидентами, осуществляющими технико- внедренческую деятельность в этой зоне, являются ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр (ЗИТЦ)», ЗАО «Дизайн Центр "Союз"», ООО «НИЦ Приводная Техника» и ЗАО «Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования» и др.
Основные направления деятельности ОАО «ЗИТЦ» связаны с разработкой, созданием и опытным производством отечественной электронной компонентной базы, микроэлектромеханических систем, радиоэлектронной аппаратуры нового поколения, информационно-телекоммуникационных систем. ОАО «ЗИТЦ» на территории первого участка ОЭЗ уже построило и ввело в эксплуатацию инновационно-технологический центр площадью 4200 м2. В настоящее время компания ведет строительство второго производственного здания общей площадью 21300 м2.
ЗАО «Дизайн Центр "Союз"» занимается разработкой операционных усилителей, аналого-цифровых преобразователей, базовых матричных кристаллов. ООО «НИЦ приводная техника» специализируется на проектировании и производстве опытных партий изделий и комплектующих в области промышленной автоматизации и приводной техники.
ЗАО «Научно-исследовательский институт электронного специального технологического оборудования» осуществляет внедрение новейших разработок российских ученых в области лазерной и вакуумной техники для создания нового поколения российских промышленных комплексов. Подобные технологии являются базовыми для машиностроительной, приборостроительной, электронной, авиакосмической, энергетической, оборонной и других отраслей промышленности.
ТВЗ «Дубна» (Московская область)
Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Дубна» являются информационные, ядерно-физические и нанотехнологии.
ТВЗ «Дубна» располагается в г. Дубне Московской области на двух земельных участках общей площадью 188 га. Финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры этой ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (70%), бюджета Московской области (17,7%), бюджета г. Дубны (12,3%.). Общие планируемые затраты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Дубна» составляют 30,6 млрд рублей.
В ТВЗ «Дубна» за счет бюджетных средств построен уникальный Инновационно-технологический центр общей площадью56000 м2. Продолжаются работы по строительству на всей территории ОЭЗ внутренних инженерных сетей, поставке и пуско- наладке инженерно-технологического оборудования, работы по благоустройству и озеленению территории, а также строительству объектов энергетического хозяйства, наружных сетей водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
На территории данной ОЭЗ уже построены и введены в эксплуатацию первые объекты социальной инфраструктуры: общежитие, поликлиника и дворец спорта. Продолжаются работы по строительству лечебно-диагностического центра со стационаром, учебного корпуса, ведется проектирование школы и детского сада.
Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Дубна» может составить более 180 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов около 16000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций должен составить около 30 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — свыше 150 млрд руб.
На начало 2010 г. было зарегистрировано 50 резидентов, объем инвестиций которых составил 414 млн руб. Резидентами создано 450 новых рабочих мест, выпущено научно-технической продукции на сумму 180 млн рублей.
Первыми, начавшими активную деятельность в этой зоне, резидентами стали ЗАО «НАНО КАСКАД» и ООО «Лаборатория информационных технологий — ТРАСТ». ООО «Лаборатория информационных технологий — ТРАСТ» осуществляет деятельность по развитию, внедрению, реализации и сопровождению российского программного продукта в области недропользования, геологического и гидродинамического моделирования, мониторинга разработки месторождений. ЗАО «НАНО КАСКАД» разрабатывает ультрафильтрационные технологии, технику и оборудование на основе трековых мембран для центров эфферентной терапии и служб крови. Данному резиденту оказывает содействие Государственная корпорация «Роснанотех».
ТВЗ «Томск» (Томская область)
Основными направлениями ТВЗ «Томск» являются информационно-коммуникационные и электронные технологии, нано- технологии и биотехнологии, технологии производства новых материалов, медицинские технологии.
ТВЗ «Томск» располагается в г. Томске на двух земельных участках общей площадью 207 га. Финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (74%), бюджета Томской области (22%) и бюджета г. Томска (4%).Общие планируемые затраты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Томск» составляют 23 млрд руб.
В настоящее время на территории этой ОЭЗ за бюджетные средства построен Центр инноваций и технологий площадью 13400 м2, где располагаются несколько десятков инновационных компаний — резидентов ОЭЗ. На прилегающей к ОЭЗ территории ведется работа по созданию жилого района Восточный. В соответствии с разрабатываемым проектом планируется освоить территорию 120 га, на котором будет размещено более 240 000 м2 жилого фонда, в том числе для сотрудников резидентов ОЭЗ.
По прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Томск» может составить более 160 компаний с предполагаемой численностью работающих в ОЭЗ специалистов более 14000 человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составит свыше 20 млрд руб., а объем выпущенной резидентами продукции — более 140 млрд руб.
На начало 2010 г. на территории ТВЗ «Томск» было зарегистрировано 45 резидентов, объем инвестиций которых составил 2 млрд руб. Создано около 800 рабочих мест, а объем выпущенной научно-технической продукции достиг к концу 2009 г. 500 млн руб.
Наиболее активно занимаются технико-внедренческой деятельностью в этой зоне ООО «НИОСТ», ООО «Монсун Мультимедиа (Россия)», ООО «МэйнКонцепт — ДивИкс», ООО «Томсклаб», ООО «Флекс Софт», ООО «Аквазон», ООО «Фотон» и др.
Одним из масштабных и результативных проектов является проект резидента ООО «НИОСТ» (Научно-исследовательская организация «Сибур-Томскнефтехим») — создание технологической базы промышленного производства современных высокоэффективных катализаторов и новых полимерных материалов. Объем инвестиций в реализацию этого проекта уже составил свыше 1 млрд руб. Ряд проектов резидентов ТВЗ «Томск» поддерживаются Государственной корпорацией «Роснанотех».
ТВЗ «Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург)
Основными видами деятельности резидентов ТВЗ «Санкт- Петербург» являются точное и аналитическое приборостроение, медицинская техника, биотехнологии, разработка программных продуктов, электроники, средств связи, новых материалов.
ТВЗ «Санкт-Петербург» располагается в г. Санкт-Петербург на двух земельных участках общей площадью 129 га. Финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета (50%) и бюджета г. Санкт-Петербурга (50%). Общие планируемые затраты на создание объектов инфраструктуры ТВЗ «Санкт-Петербург» составляют 15 млрд руб.
На территории этой зоны в настоящее время идет активное строительство инфраструктуры. Согласно прогнозам, к 2025 г. количество резидентов ТВЗ «Санкт-П
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|