Руководство муз деятельностью дошкольников
I.Муз воспитание явл одним из важн воспит средств. Чтобы производить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь пед коллектив. И, в то же время направляет и организует процесс муз образования детей в дошк учреждении его руководители – зав и старший воспитатель (методист), у каждого члена пед коллектива в руководстве процессом муз воспитания дошкольников есть свои функции.
Пед состав:
Заведующий:
- созд условия для проведения муз работы: помещение, настроенный инструмент, оборудование помещения (стульчики, столики или подставки для инструментов и пособий, муз инструментарий, пособия и атрибуты, канц товары и др.Заведующий следит за приобретением всего необходимого, а также обеспечением метод литературой.
Старший воспитатель (методист) - посмотреть самостоятельно.
Воспитатели - посмотреть самостоятельно.
Специалисты: муз руководитель, логопед, руководители кружков посмотреть самостоятельно.
Вспомогательный персонал
2.КОМПОНЕНТЫ деятельности руководителей ДОУ:
- создание условий для проведения муз работы,
- перспективное планирование
- знание современных тенденций муз образования дошкольников
- контроль за реализаций задач муз образования детей
- координация действий пед коллектива
Важнейшим компонентом деятельности руководителей ДОУ явлПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ , кот позволяет рационально распределить время в процессе реализации целей и задач муз образования детей, учитывать нов формы и методы работы с детьми, пед коллективом и родителями детей.
На основе учета результатов деятельности образоват учреждения совместно с муз руководителями и воспитателями разрабатывают перспективный план образоват учреждения, в котором наряду с планированием др видов работ фиксируется вся деятельность ДОУ по организации муз образования детей по след направлениям:
1.муз-образоват работа с пед коллективом (семинары, практ занятия, консультации, курсы повышения квалификации);
2.работа с детьми (определение целей и задач муз развития детей в соответствии с используемой программой ДОУ: разнообразные формы организации муз деятельности дошкольников – муз занятия, развлечения, праздники, диагностика развития муз способностей)
3.работа с родителями (консультации (семинары – например – как организовать муз занятия с детьми дома, какие муз инструменты можно использовать в семейном воспитании и др.), открытые и тематич занятия, родительские собрания, беседы и др.).
4.материально-техническое и методическое оснащение учебно-воспитат процесса на предстоящий год – оборудование, ТСО, метод литература, нотная литература, муз-дидакт материал.
На основе перспективного плана составляется календарный план, в котором конкретизируются и уточняются содержание музыкально-воспитательной работы, предусмотр перспективным планом.
!!!Уровень развития муз культуры руководителей ДОУ. Заведующий и старший воспитатель, как правило, не имеют спец муз образования, но от уровеня муз культуры руководителей, от их понимания роли музыки в жизни детей во многом зависит качество организации муз образования детей в дошк образоват учреждении.
Организационный компонент деятельности руководителей ДОУ предполагает ЗНАНИЕ современных тенденций муз образования детей,понимание современного уровня развития теории и методики муз образования дошкольников, умение направить деятельность пед коллектива на выполнение задач и достижение поставленных целей муз образования детей, руководство внедрением в практику работы ДОУ современных технологий муз воспитания (Тютюнникова и др.), организацию развивающей муз среды дошк образоват учреждения, организацию обмена передовым опытом в области муз воспитания дошкольников.
5. важнейшим компонентом деятельности зав и ст воспитателя явл КОНТРОЛЬ за реализацией задач муз образования детей. Что включает в себя «контроль»? какие направления приоритетны?
–РАСПРЕДЕЛИТЕ ПО ЗНАЧИМОСТИ след направления контроля: контроль за ведением соответсв докуметации, посещение и анализ муз занятий, развлечений, праздников: контроль за реализацией программы муз образования детей, за выполнением задач перспективного плана; контроль за выполнением воспитателями и муз руководителей обязанностей, связанных с муз образованием детей, контроль за обеспечением процесса муз образования соответств нотной и методической литературой; оценка целесообразности использования музыки вне занятий; контроль за осуществлением взаимодействия ДОУ и семьи, контроль за созданием развивающ предметно-простанственной муз среды ДОУ.
Контроль как компонент деятельности руководителей дошк учреждения предусматривает их умение выявлять сильные и слабые стороны в деятельности пед коллектива и своевременно оказывать метод помощь (ПРИМЕР – конфликтные ситуации с воспитателями…… неумение организовать подготовку к празднику, распределить обязанности, …). С этой целью руководители ДОУ должны разработать план наблюдений за деятельностью детей, воспитателей и муз руководителей, позволяющие объективно анализировать и оценивать результаты их работы.
Так, например, оценивая деятельность детей, учитываются : проявление интереса к музыке на муз занятиях и в свободное время, уровень развития муз способностей, качество муз знаний, умений и навыков (Пр, 199).
Оценивая деятельность муз руководителя и воспитателей, заведующий и старш воспитатель должны обратить внимание на степень их сотрудничества в решении задач муз образования детей; целесообразность использ-го в работе с детьми муз репертуара, качество муз-исполнительских навыков воспит и муз руководителя, вариативность и эффективность используемых методов муз образования детей, эффективность их применения; умение учитывать возрастные особенности детей, умение использовать разнообразные модели взаимодействия с ребенком в совместном музицировании (ребенок-лидер, взрослый-партнер, взрослый-ведомый), стиль общения с детьми; оптимальность муз-образов нагрузки, уровень професс рефлексии воспитателей и муз руководителя.
КООРДИНАЦИЯ. Согласованность действий пед коллектива во многом зависит от умения руководителей координировать муз-образовательную деятельность в ДОУ. Координация как компонент деятельности руководителей включает умение направлять и регулировать деятельность пед коллектива:
это: осуществление преемственности муз развития ребенка в структуре: ДОУ – семья – учреждения культуры; совершенствование и внедрение лучшего опыта работы по муз воспитанию детей; знание функциональных обязанностей муз руковод и воспитателей, умение оказывать им помощь ; регулирование качества муз образования дошкольников путем внедрения современных программ и технологий муз образования, базирующихся на идеях гуманизации и личностно-ориентированного подхода.
II. Деятельность муз руководителя и воспитателей в решении задач муз образования дошкольников
Муз рук и воспитатель непосредственно взаимодействуют с детьми в процессе организации общения с музыкой.От уровня их компетентности во многом зависит качество муз образования ребенка-дошкольника.
В деятельности муз рук-ля можно выделить 3 основных направления:
- муз рук отвечает за правильную постановку и решение задач муз образования детей;
- в перечень обязанностей муз рук-ля входит оказание метод помощи пед коллективу по организации муз воспитания в ДОУ
- важным направлением деятельности муз рук явл его взаимодействие с родителями детей.
Содержание деятельности муз рук-ля по обозначенным направлениям:
В перечень непосредств обязанностей муз рук-ля входит: формирование основ муз культуры, развитие муз способностей детей в процессе совместной муз деятельности. Муз рук подбирает высокохуд муз репертуар (пособия, дидакт игры…)……проводит групп и индивид занятия, осуществляет подготовку и проведение развлечений, праздников….проводит под муз утреннюю гимнастику, проводит диагностику развития муз способностей детей….
Одной из важнейших задач муз образ в ДОУ явл формирование у детей потребности к музыке, отношение к ней как к важнейшей духовной ценности. Для решения этой задачи муз рук должен сам обладать высокой муз культурой. Большое значение имеют личностные качества – развитый муз вкус, увлеченность музыкой, эрудиция, умение найти подход к ребенку, любовь к детям, артистизм, способность к тв-ву, инициативность, культура общения и др.
В контексте решения задач муз образования детей особое значение приобретают муз-исполнительские умения (какие?...).От качества муз исполнения муз рук-ля зависит уровень сформированности муз восприятия, вкуса, система ценностных ориентаций в музыке.
2.Взаимодействие муз рук-ля с пед коллективом ДОУ включает:
Ознакомление с теоретич основами муз воспитания дошкольников, разъяснение содержания и методов работы с детьми в каждой возрастной группе, обсуждение сценариев праздников и развлечений, изготовление необходим атрибутов , костюмов, декораций, оформление интерьера к праздникам, участие в организации предметно-пространственной муз развивающей среды дошкольного учреждения, оказание метод помощи пед коллективу, участие в пед советах.
ФОРМЫ взаимодействия муз руководителя и пед коллектива включают:
- индивид и групповые консультации (репертуар, групповая и инд работа с детьм, вопросы организации муз уголков в группах, осуществ работа по освоению и развитию муз-исполнительск умений воспитателей (как правило, при подготовке к праздникам, при осуществ косв руководства самостоят муз деятельностью детей в группе);
- практические занятия пед коллектива (разучивание репертуара и др)
- семинары (знакомство с новой метод лит-рой, современными методиками и технологиями музыкального воспитания дошкольников, новыми научными данными в области музыкального развития детей и др.)
- практикумы, включающие наряду с освоением нового теоретич материала (технологиями…) выполнение заданий
- выступление на пед советах с докладами, тематич сообщениями по проблемам муз образования детей
- проведение открытых муз занятий, досугов с последующим их обсуждением.
Поиск новых форм сотрудничества муз рук с пед коллективом явл важным направлением обеспечения качества муз образования дошкольников. Муз рук-ль должен акцентировать внимание на обеспечение преемственности между семьей и ДОУ в подходах к решению задач муз образования детей. С этой целью необходимо знакомить родителей с достижениями детей в области муз развития, репертуаром (по желанию родителей)…
ФОРМЫ взаимодействия с семьей ребенка.
- инд беседы с родителями
- консультации по вопросам организации муз воспитания детей в семье
- выступления на род собраниях
- открытые муз занятия
- конференции по вопросам взаимодействия семьи и дошк учреждения в вопросах муз воспитания дошкольников
- анкетирование, опросы родителей
- занятия-практикумы для родителей
Помощь муз руководителя в организации семейного муз воспитания, включая организацию совместной муз деятельности детей и родителей по типу «муз гостиных», «семейных муз клубов» будет способствовать развитию традиций домашнего музицирования,а также оказывать положит влияние на мотивац сферу муз-образоват деятельности (мотивировать детей к активной муз деятельности?)
ВОСПИТАТЕЛЬ. Успешность и качество реализации программы муз образования детей в ДОУ зависит от уровня професс компетентности и муз кльтуры воспитателей, которые непосредств общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в детском саду.
Перечень обязанностей воспитателя в решении задач муз образования дошк-ов включает: знание программных требований, знание муз репертуара, развитие муз способностей в нерегламентированной муз деятельности (оказание помощи ребенку в организации самостоятельного музицирования в свободное время (осущ косв рук-ва), участие в организации предметно-пространств муз развивающей среды ДОУ, оказание помощи муз рук в проведении занятий, развлечений и праздников.
Для успешного выполнения задач муз образования детей воспитатель должен знать:
Основы теории и методики муз образования дошк-ов, владеть муз-исполнит навыками, уметь оказывать помощь муз рук на муз занятиях…, поддерживать творческие проявления детей в разл видах муз деятельности, обладать развитой муз культурой.
ОБНОВЛЕНИЕ содержания муз-пед процесса в ДОУ на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка во многом обусловлено личностными качествами самого педагога, его стремлением к професс росту, повышению пед мастерства, к творческому поиску новаторских форм и методов взаимодействия с детьми в процессе организации их общения с музыкой.
Какими личностными качествами должен обладать муз руководитель?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|