Тема 2. Институциональная и содержательная характеристика группы императивных форм непосредственной демократии
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»
Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Рабочая программа дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления»
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: заочная
Киров
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «магистр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 г. №1763, профиль подготовки: Юрист в органах власти
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от «21» сентября 2015 года, протокол № 2.
Программа утверждена на заседании Ученого совета Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «23» сентября 2015 года, протокол № 2.
Авторы-составители:
Михайлова Марина Васильевна, кандидат философских наук, доцент
© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. .Кутафина (МГЮА), 2015
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления» являются:
формирование у обучаемых теоретических знаний, а также практических умений;
овладение практическими навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа при разработке и реализации правовых норм в рамках непосредственных властеотношений народа России при осуществлении государственной власти и местного самоуправления:
подготовка нормативных правовых актов и составление юридических документов; оказание юридической помощи, консультирование и осуществление организационно-управленческих функций;
осуществление правовой экспертизы;
предупреждение и пресечение правонарушений; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией форм непосредственного народовластия;
защита прав личности, общества и государства; обеспечение законности и правопорядка при реализации форм непосредственного народовластия; проведение научных исследований по правовым проблемам, в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;
раскрытие у обучаемых интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовности к активной профессиональной и социальной деятельностей в сфере народовластия;
формирования у обучаемых адекватного уровня системности профессионального мышления, активной гражданской позиции.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления»:
– в правоохранительной деятельности: обеспечение законности, правопорядка, предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие коррупционных правонарушений;
– в правоприменительной деятельности: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей правовых решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; составление юридических документов;
–в экспертно-консультативной деятельности: осуществление правовой экспертизы документов по запросам органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
В результате освоения дисциплины магистрант должен
· 1) Знать: исторические, теоретические и общеправовые основы прямого народовластия, а также законодательство Российской Федерации в части регулирования правоотношений в сфере осуществления народом принадлежащей ему власти;
· 2) Уметь: правильно толковать и применять правовые нормы (государственной власти и местного самоуправления, акты принятие непосредственно народом), давать квалифицированные юридические заключения (консультации) по вопросам реализации форм непосредственного народовластия;
· 3) Владеть: навыками по решению типовых правовых задач, которые могут возникать перед специалистами, обеспечивающими деятельность органов публичной власти, правозащитниками, представителями политических партий и общественности в сфере реализации форм прямого народовластия, а также навыками по повышению своей профессиональной квалификации.
· В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:ОК-1,ОК-2,ПК-2,ПК-3,ПК-9,ПК-10,ДПК-5.
Общекультурные компетенции:ОК-1, ОК-2.
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
Профессиональные компетенции:ПК-2, ПК-3, ПК-9, ПК-10,ДПК-5.
-способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие изучению дисциплины.
Дисциплина «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления» содержится в вариативной части учебного плана подготовки магистров по направлению "Юриспруденция", в программе"Юрист в органах власти". Является логическим продолжением таких дисциплин магистерской программы, как «Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения», «Правотворческий процесс».
Обучаемые к началу изучения дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления», благодаря предшествующим дисциплинам, обладают необходимыми знаниями и умениями: теоретические основы построения российской государственности и системы властеотношений, основы их правового регулирования; компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
После освоения знаниями дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии в системе государственной власти и местного самоуправления» обучаемые будут готовы к изучению последующих дисциплин программы"Юрист в органах власти": «Президентская власть», «Защита прав и свобод человека и гражданина», «Принцип разделения властей в теории и практике российской государственности», «Территориальная организация государственной власти и местного самоуправления», «Правовой статус выборных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», «Ответственность в системе государственной власти и местного самоуправления и противодействие коррупции».
3. Структура и содержание учебной дисциплины (объем дисциплины 2 з.е.72 час.)
3.1.Тематический план для заочной формы обучения студентов
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2зачетные единицы, 72 час.
2 семестр, лекций – 2 час.; практические – 8 час.; самостоятельная работа – 62 час.
№ п/п
| Наименование занятия
Тематика занятия
| Лекции
| Практические
занятия
| Самостоятельная работа
| 1.
| Историко-теоретические основы учебной дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии».
|
|
|
| 2.
| Непосредственная демократия – конституционная форма народовластия в Российской Федерации.
| |
|
| 3.
| Институт референдума.
|
|
|
| 4.
| Референдумный процесс.
|
|
|
| 5.
| Избирательное право: понятие, принципы, система.
|
|
|
| 6.
| Понятие и виды выборов, избирательных систем.
|
|
|
| 7.
| Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии.
Институт отзыва.
Сход, голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципальных образований.
Регулятивные формы непосредственной демократии.
|
|
|
| 8.
| Консультативные формы непосредственного народовластия.
|
|
|
| | ИТОГО
|
|
|
|
3.2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(ПРОГРАММА КУРСА)
Тема 1. Историко-теоретические основы учебной дисциплины «Выборы и другие формы непосредственной демократии».
Понятие и виды народовластия. Реализация власти народа в демократическом обществе: понятие, типы, классификация. Гражданское общество и народовластие: проблемы соотношения. Непосредственная демократия – конституционная форма народовластия в Российской Федерации. Система форм непосредственной демократии в России. История развития института в России. Классификация форм непосредственного народовластия в России. Соотношение форм непосредственного волеизъявления. Конституционно-правовые принципы народовластия в России. Конституционно-правовые основы народовластия в Российской Федерации. Субъекты процесса осуществления форм народовластия.
Тема 2. Институциональная и содержательная характеристика группы императивных форм непосредственной демократии
Институциональная и содержательная составляющая группы императивных форм непосредственной демократии: их цели, задачи, формы.
Выборы как высшая форма непосредственной демократии. Понятие и виды выборов. История развития института выборов в России. Правовые основы института выборов. Избирательная система как механизм реализации народовластия. Характеристика избирательного процесса.
Референдум как высшая форма непосредственной демократии. Понятие и виды референдумов. История развития института референдумов в России. Правовые основы института референдума. Характеристика референдумного процесса.
Институт отзыв выборного должностного лица и депутата представительного органа. (Понятие, виды, правовые основы, механизм реализации). Институт сходов и голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|