Сделай Сам Свою Работу на 5

Объективные и субъективные факторы развития личности. Гармоничное развитие личности: пути и условия осуществления.





По каким критериям судят о мере личностного развития человека? Психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением. Выделяют и критерии личностного развития человека:

— разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, должная требовательность к себе;

— положительная направленность и прочность его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

— чувство собственного достоинства;

— психическая зрелость и юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки (не является личностью психически нездоровый человек, который не может нести ответственности за свое поведение).

Будучи природным существом, человек наделен природными силами, способностями и задатками, которые не могут не оказывать влияния на его формирование. Укажем на четыре положения, в которых проявляется это влияние.

Первое. Для личностного формирования человека важнейшее значе­ние имеет его природная способность к социальному развитию.

Второе.Биологическое сказывается в том, что у человека от приро­ды имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, ко­торые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности:в отдельных видах труда, умственных занятий, искусства.



Третье.Биологически человек обладает весьма большими
возможностями в интеллектуальном развитии и, как показывают исследования, использует свои потенции в этом отношении лишь на 8-10%.

Четвертое.Биологическое (например, физические недостатки, рече­вые дефекты и отсутствие внешнего обаяния) иногда также может серьезно сказываться на развитии человека: делать его замкнутым, раздражительным и т.д.

Основная цельлюбой системы образования - развитиеличности обучаемого, где обучение является основой и средством психическогои в целом личностного развитиячеловека. Существенным явля­ется вопрос о характере соотношения обучения и развития.

При анализе движущих сил психического развития центральной выступает категория противоречия:



- между потребителями человека и внешними обстоятельствами;

- между возрастающими способностями (физическими и духовными) и
старыми формами деятельности;

- между порождаемыми новой деятельностью потребностями и
возможностями их удовлетворения.

Другими словами, движущей силой психического развития человека являются противоречия между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окру­жающей средой.

Какие требования предъявляются к содержанию всестороннего развития личности в современных социально-экономических условиях?

1. В полной мере раскрыть и развить сози­дательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потен­циал, открыть ей широкие горизонты для полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сфере.

2. Существенным требованием к всестороннему и гармоническому
развитию личности является гражданско-патриотическое и национальное
воспитание.Оно включает в себя уважение к государственным символам,
сохранение и развитие духовных богатств, национальных обычаев и
культуры народа, доброжелательное отношение к другим
народам.

Учеб­ная деятельность как деятельность, направленная на самоизмене­ние и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности

Учебная деятельность - направленная деятельность по овладению обобщенными способами учебных действийи саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.



Основные характеристики учебной деятельности:

1. специально направлена на овладение учебным материалом и решение задач;

2. осваиваются общие способы действий и научные понятия (в
сравнении с житейскими);

3. общие способы действия предваряют решение задач;

4. ведет к изменениям в самом субъекте;

5. происходит изменение психических свойств и поведения обучающегося.
Основные компоненты учебной деятельности:

• Мотивация

• Учебные задачи (в определенных ситуациях в различной форме
задании) и учебные действия

• Контроль, переходящий в самоконтроль

• Оценка, переходящая в самооценку.

Мотивация - важнейший компонент учебной деятельности; субъектная характеристика самой деятельности. Мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к свершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира,представленные идеи, чувства и переживания - внешний мотив.

Учебная задача- основная единица УД. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении предметов.Учебная задача является средством достижения учебных целей.

В соответствии с психической деятельностью обучающегося выделяют следующие учебные действия:

1. мыслительные действия

2. перцептивные действия

3. мнемические действия

Каждое из этих действий распадается на более мелкие (в определенных условиях операции). Так, мыслительные действия включают, прежде всего, сравнение, анализ, синтез, обобщение. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию и т.д., мнемические - запечатлевание, структурирование, сохранение информации.

 

 

Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека. Акмеологические основы самосовершенствования лично­сти.

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом). Таким образом, человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Такое развитие, которое определяется содержанием и уровнем психического развития личности на данный момент, может быть названо саморазвитием. Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Это восприятие, определенная переработка и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В человеческом обществе потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении.

Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

 

 

Самообразо­вание и самовоспитание личности. Личностная и социальная зре­лость как критерий эффективности самосовершенствования личнос­ти.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Это восприятие, определенная переработка и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества; интерпретацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность.

Отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия:

- удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей;

- достигает значительного успеха в деятельности, т.к. она служитдля них объектом самовыражения;

- демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;

-открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

-одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в

доминанту жизнедеятельности;

- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

- творческий характер деятельности человека;

- результативность, эффективность формирования личности.

К такому уровню самовоспитания человек должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

Самовоспитание включает:

- развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

- формирование веры в себя;

-формирование умений самовоспитания;

- обеспечение условий для максимального самовыражения,

-создание воспитательной среды, стимулирующей потребности в самосовершенствовании,

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержка и развитие творчества в разнообразных его проявлениях,

-поиск и развитие индивидуальных способностей;

-формирование положительной Я-концепции;

-формирование доминанты самосовершенствования личности;

-формирование умений управления собой, саморегуляции;

- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);

-формирование социальной активности;

-формирование интегративного качества самостоятельности личности,

-подготовка к социальной автономизации;

-обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

-подготовка к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентация.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.