Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема предмета и объекта психологии





Функции М

Не давая конкретных содержательных знаний, методология между тем выполняет ряд важный функций в научном познании:

1. Катализирующая

Стимулирование научного познания. Осуществляется за счёт проблематизации и критического осмысления существующих в культуре идей, а также формирование творческой личности учёного за счёт расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

2. Интегративная функция

Организация и структурировании научного знания как целого за счёт интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания (общенаучных понятий, категорий, методов, подходов), за счёт выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

3. Эвристическая функция.

Эвристика (искусство нахождения истины) – систем логических приёмов и методических правил теоретического исследования. Она осуществляется за счёт того, что знания методов научного познания различных наук позволяет переносить их от одной науки на решение задач другой науки.

4. Стратегическая функция.

Методология может играть важную роль в выработке стратегии развития науки, оценке перспективности того или иного научного направления. В этом случае методология выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указывать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат. Главное место в этом занимает характеристика методов и способов движения к цели, их соответствие общим требованиям, сложившимся не только в науке, но и в обществе в данный отрезок времени.



5. Мировоззренческая функция.

Состоит в мировоззренческой интерпретации результатов науки с точки зрения той или иной картины мира.

6. Нормативная функция.

Заключается в рефлексии формально-организационной стороны исследовательской деятельности, посторенние предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы по содержанию и форме.

 

Научное знание

Научное познание необходимо, чтобы регулировать человеческую деятельность. Кроме научного существуют и другие формы познания действительности: обыденное, художественное, религиозное. Между научным и житейским знанием есть существенные различия. Рассмотрим их на примере различий научных и житейских психологических знаний. Ю.Б.Гиппенрейтер выделяет 5 таких различий:



  1. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, используя для этого научные понятия.
  2. Житейские знания носят интуитивный характер.
  3. Житейские знания получаются путём практических проб. Научные психологические знания рациональны и осознанны.
  4. Передача житейских психологических знаний ограничена. Научные знания, выражающиеся в понятиях, законах, передаются легче.
  5. Методы получения житейских знаний в основном ограничены наблюдением и размышлением. В научной психологии добавляется эксперимент. С введением в психологию экспериментального метода она оформилась в самостоятельную науку.
  6. Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, не доступным во всём объёме ни одному носителю житейской психологии.

От художественного знания науку отличает то, что она стремится к максимально обезличенному знанию, а для искусства принципиальным является ориентация на уникальную личность творца, его видение мира. Однако эти различия во многих случаях достаточно условны. В науках о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, а наука открывала новые грани для художественного освоения мира.

От религии науку отличает возможность опровержения своих выводов и необходимости их доказывать. Религиозное знание направлено на утверждение и подтверждение религиозных догматов. Но в основе научных представлений лежат некоторые постулаты, принимаемые без доказательств. Учёные иногда отстаивают свои теории, как бесспорно верные. В науках о человеке религиозные искания имеют особое значение и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционно-научный подход. Проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны для крупнейших психологов мира не только в плане их личного существования, но и в построении психологических теорий и психотерапевтических систем. (К-ГЮнг, К.Роджерс, В.Франкл и др).



Т .о., наука выступает как один из видов познания, обладающий своей спецификой. Специфические особенности научного познания:

1. Ориентировано на выявление объективных, не зависящих от конкретного человека законов изменения и развития объектов окружающего мира;

2. Нацелено не только на изучение объектов, включённых в современную практику, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

3. Знания, полученные в ходе научного познания, являются системными и обоснованными.

4. Использует особые методы, с помощью которых изучаются её объекты.

5. Вырабатывает специальный язык, на котором описывают объекты науки.

6. Используется специальная научная аппаратура.

Критерии отличия научного знания от ненаучного:

  1. Истинность научного знания.
  2. Интерсубъективность знания.
  3. Системность и обоснованность научного знания

Научное познание включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический.

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание» следующим образом:

Единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Основные формы научного знания: научный факт, научная проблема, классификация, научная идея, гипотеза, теория, закон

Проблема предмета и объекта психологии

Вопрос об объекте и предмете науки является исходным для её возникновения и развития. До 17-18 века проблема объекта науки не поднималась. Всё сводилось к предмету. Самая первая формулировка объекта в психологии – это человек. Однако, признаётся, что это не совсем точно. Психология изучает и животных. Человек является основным объектом психологии. При этом у каждой отрасли психологии есть вариации в понимании объекта. Ряд исследователей считает, что в качестве объекта психологии должен рассматриваться не человек, а психика. Гриншпун И.Б.: Объектом психологии как науки выступает психика.

Объект фиксируется в названии науки. Наиболее распространённым и ненаучным (по В.Дружинину) является тавтологическое определение психологии как науки о душе. По его мнению, это определение, которого стыдятся. Однако в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. Объектом науки может быть лишь объективно существующая реальность. Психика эмпирически неуловима. Мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и пр. Но это лишь проявления психики. Она ускользает от непосредственного исследования. Доказать её существование как самостоятельной реальности сложно. Дружинин считает, что реальность психики доказывают следующие факты:

1. Психика как особая реальность периодически демонстрирует своё отличие от объективной реальности в неадекватности отражения, иллюзиях, галлюцинациях.

2. Наблюдая за своим поведением, поведением других людей, живых существ, движениями неодушевлённых предметов, человек бессознательно выделяет свою одушевлённость.

3. Обращает на себя внимание разнообразие особенностей и мотивов поведения людей, их характеров, привычек, особенностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах цнс, соматических болезнях, ведущих к изменению состояния сознания.

Другая проблема любой науки – проблема предмета. Вопрос о предмете психологической науки обсуждался длительное время, начиная с Аристотеля. Первые представления о предмете психологии, существовавшей в рамках философии, связаны с понятием «душа». Душа – самое главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, причина жизни. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Материалистически трактовали душу Демокрит, Аристотель. Идеалистически – Платон, Сократ. В 19 в. психология стала исходить из постулата о том, что первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. В качестве предмета психологии стало выступать сознание. Переход к новому пониманию предмета связан с именами Ф.Бэкона, Р.Декарта. Сознание – образ (картина) мира, отражение мира человеком. Сознание – чрезвычайно сложная реальность, включающая образы окружающего мира, образы память, ощущения себя. Возникла проблема явлений, процессов сознания. Ю.Б.Гиппенрейтер: психология отважилась изучать такую сложную реальность. Свойства сознания:

- необыкновенное разнообразие его содержания;

- существование центра и периферии;

- непрерывное движение содержания сознания (поток сознания)

-существование 2-х классов процессов сознания (произвольных и непроизвольных)

- существование объёма сознания.

В качестве основной задачи психологии рассматривалась задача подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На этом пути психология сознания не достигла успехов. К концу 20-х годов 20 века она перестала существовать. Причины:

1. ограниченность узким кругом явлений: содержание и состояние сознания.

2. идея разложения психики на простые элементы признана ложной.

3. ограничен основной метод – интроспекция.

При этом психология сознания описала многие важные свойства и феномены сознания, поставила многие актуальные проблемы.

Следующий крупный этап в развитии психологии – переход к новому предмету психологии, в качестве которого выступило поведение. Поведение – внешнее проявление психической деятельности человека. Это направление в психологии получило название «бихевиоризм». Поведение противопоставлялось сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Причины популярности поведенческого подхода к предмету психологии – здравый смысл и запросы практики. Психология сознания себя дискредитировала, т.к. по мнению представителей поведенческой психологии занималась никому не нужными проблемами. По их мнению, предметом науки может быть то, что доступно внешнему наблюдению. Психология попыталась стать естественной наукой. Это привело к редукционизму. Теории, которые создавались в новой психологии, перестали иметь психологическую специфику.

Но сознанию противостоит не только поведение, но и бессознательные психические процессы. Уже первые результаты изучения бессознательного нанесли смертельный удар психологии сознания. Появилось понятие «психика», включающее сознательную и бессознательную части. В 50-х годах 20 века возникла гуманистическая психология, которая также внесла свою лепту в изменение понимания предмета психологии. Т.о., поиск и уточнение предмета психологии сопровождался драматическими событиями. В ходе их происходит движение к более глубокому пониманию психического, обретение наукой своего подлинного предмета. В настоящее время существуют значительные разночтения в трактовке объекта и предмета психологии.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке сохранилось много слов и выражений, производных от слова «душа»: бездушный, душевный, одушевлённый, задушевный разговор, …. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - это одно и то же. Однако с развитием науки и культуры значения этих понятий стали различаться. Некоторые исследователи предлагают вернуться к понятию «душа», однако понимая его в научном смысле, как потребностно-эмоционально-информационную субстанцию (В.Д.Шадриков).

Проблема предмета имеет центральное значение для психологии. Ограниченное понимание предмета психологии препятствует эффективной разработке ряда важнейших проблем. Для преодоления кризиса психологии необходимо уточнение понимания предмета психологической науки. Предмет науки конструирует предмет исследования.

Функции предмета науки:

- функция конституирования соответствующей научной области (главная)

- функция оперативного стола, который бы позволял реально соотносить результаты исследований, выполненных в различных подходах и научных школах.

Современное понимание предмета психологии нуждается в пересмотре, поскольку не выполняет функции и не позволяет психологии стать фундаментальной научной дисциплиной. По мнению В.Мазилова в настоящее время перспективным для создания новой трактовки предмета психологии являются взгляды К.Г.Юнга.

Понимание психического К.Г.Юнгом:

Все психические процессы совершенно реальны. Психика неосязаема, но непосредственно переживается, её проявления можно наблюдать. Это особый мир со своими законами, структурой и средствами выражения. Душа – не твёрдая и неизменная система, а подвижная и текучая деятельность. Необходимо работать с целостностями, изучать естественно происходящие и целостные психические явления. Юнг относился к психике как к самостоятельному феномену, не соотнося его с физиологическим и биологическим, хотя и признавал, что она зависит от деятельности мозга. В соответствии с такими взглядами психология обретает свой собственный предмет. Он может исследоваться с помощью рациональных методов, отличающихся от традиционных. Юнг трактовал психику как «целокупность всех психических процессов, сознательных и бессознательных».

Основные положения Юнговской «Общей психологии»:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.