Сделай Сам Свою Работу на 5

как условие преодоление ценностной состязательности.





Развитие ценностного мира индивидов

Выявление в качестве достаточного основания возникновения ценностей переживания человеком динамичной целостности бытия, позволило определить некоторые качества и функции ценностей. Это, в свою очередь, стало основанием для рассмотрения ценностей как структур индивидуального сознания, представляющих собой мыслительные образы (мыслительные формы),фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью (с миром и с самим собой), которая предстаёт для него как значимая сама по себе. Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращения возникающих при этом противоречий.

Фиксируемое ценностью стремление человека отражается через энергийную характеристику ценностей. Направленность этого стремления - через предметную характеристику ценностей. Установленная зависимость предметных характеристик ценностей от характеристик, используемых человеком культурных средств, применяемых им при установлении его отношений с миром, показала, что ценности выражают стремления человека к формам отношений, фиксируемых в его сознании либо на уровне представлений, либо на уровне понятии, либо на уровне категорий. Таким образом, ценности характеризуются через различную степень общности их предметных характеристик. Когда же ценности обозначаются через слова конкретных людей или через слова, описанные в культурных источниках, сохраняемых определенными социальными общностями, необходимо выяснение степени общности этих ценностей, соответствующей тем характеристикам, которые реально выделяются сознанием этих людей.



Различная степень общности личностных ценностей, позволяет сделать вывод о том, что ценности индивидов могут обладать мерой общезначимости.То есть, говоря о ценностях как структуре индивидуального сознания, мы не можем в то же время говорить о них как об индивидуальных ценностях. Ценности индивидов могут быть охарактеризованы и как индивидуально значимые, и как имеющие различную степень общезначимости. Наибольшей степенью общезначимости обладает универсально значимое. Но в любом случае, возникновение как индивидуально значимых, так и общезначимых ценностей, вплоть до универсально значимой, происходит в сознании индивида. Таким образом, более точно говорить о ценностях как о структурах индивидуального сознания, или как о личностных ценностях. В то же время в философии принято выделять общественные ценности, обозначая посредством этого понятия то, что значимо для какой-либо социальной общности, и то, что определяет особенности отношений в ней, и направленность развития этих отношений. Не возникает никаких противоречий, если признать, что в качестве таковых выступают личностные общезначимые ценности членов социальной общности. С другой стороны, социальные общности через воплощение в каких-либо формах культуры сохраняют знания о ценностях, которые, возможно, фактически в какие-то периоды жизни этого общества не являются для него общезначимыми ценностями. Знания о ценностях – это объективизированные ценности, сохранение которых некоторыми людьми еще не является показателем их общезначимости для конкретного социума в целом в конкретный исторический период. Тем не менее, если рассматривать ценностный мир человека как личностную развивающуюся структуру, то становиться понятной необходимость сохранения знаний обо всех общезначимых ценностях. Эти знания могут выполнять функцию разметки, отражающей наиболее значимые для определенных этапов развития ценностного мира человека характеристики ценностей и позволяющей управлять этим развитием.





О высоком уровне развития ценностного мира человека говорит концентрация его внимания на поиске средств разрешения противоречий в основных видах его отношений с действительностью, основанием дифференциации которых служат основные относящиеся стороны культурно-опосредованного отношения: субъект (индивид или социальная общность), культура, и природа. Эта концентрация выражается в осознание человеком необходимости разрешения таких противоречий. Так было осознанны противоречия: между человеком и природой, между различными социальными общностями, между человеком и культурой, между личностью и обществом.

Анализ особенностей противоречий в основных видах отношений позволяет выделить различные основания возникновения противоречий в отношениях между человеком и природой и в остальных видах отношений. Характеристикой человека, определяющей его противоречия с природой, является, прежде всего, его ценности. Противоречия же между социальными общностями, между человеком и культурой, между личностью и обществом с двух сторон определяются ценностями. Это обусловлено тем, что развитие ценностного мира человека не только предполагает существование индивидов и социальных общностей с различными ценностями, но и показывает необходимость разнообразия ценностей. Это разнообразие неминуемо порождаетценностную состязательность, которую мы рассматриваем как возникающее у субъектов (как индивидов, так и социальных общностей) стремление превзойти друг друга с целью доказательства преимущества своей системы ценностей. Необходимость такого доказательства определяется природой ценностей, фиксирующих стремление к самому значимому для человека. Формой поддержания значимости своих ценностей и является ценностная состязательность, образующая противоречия, в основе которых лежит различие ценностных миров индивидов и сообществ. Возникшая между людьми, ценностная состязательность стала определять и характер их отношения с природой. Поэтому, для современного общества преодоление ценностной состязательности стало главной задачей, решение которой принципиально облегчает для людей возможность снятия всех других видов противоречий в отношениях между человеком и действительностью.

Выделение противоречий между основными относящимися сторонами в культурно-опосредованном отношении как наиболее значимых для человека, привело к осознанию, что основной причиной противоречий во внешних отношениях, является внутренняя противоречивость человека. Способом снятия внутренних противоречий стало рассматриваться установление персональной идентичности (Г.В.Ф. Гегель, М. Мамардашвили, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Эриксон, В. Хёсле и др.). Исследования Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. показывают, что установление персональной идентичности – это установление тождества с неравенством себе, сохраняющего открытость человека миру (М. Шелер), его конституциональную нестабильность, трактуемую как его свобода (Х .Ортега-и-Гассет). В то же время, исследования В. Хесле, Э. Эриксона, Е Трубиной и др. говорят, что для установления и поддержания персональной идентичности человеку необходимо переживание целостности своей жизни, её органического единства. С этих позиций установление персональной идентичности представляется какпроцесс самоопределения человека через построение и реализацию его жизненной программы. В качестве таковой может выступать только такая жизненная программа, которая является формой установления персональной идентичности человека с открывающимися ему сторонами собственного Я, которые переживаемые человеком как сущностно необходимые. Как таковые могут восприниматься человеком только такие его качества и свойства, которые необходимы для установления форм его отношений с действительностью, позволяющих избежать или разрешить противоречия в этих отношениях. То есть это те качества и свойства человека, которые фиксируются как необходимые его личностными ценностями. Таким образом, установление персональной идентичности человека происходит через возникновение личностных ценностей и их реализацию. Это положение нашего исследования подтверждается выводами, сделанными в Е. Трубиной. Согласно её исследованиям, во-первых, подтверждением персональной идентичности человека является «связный рассказ личности о том, что она ценит, и чем, следовательно, является», а, во-вторых, согласованность поступков человека с его убеждениями, основанием которых также являются личностные ценности

Установление персональной идентичности происходит через возникновение ценностей, их воплощение человеком в реальных отношениях с действительностью, и их осознание. Так как этапами становления персональной идентичности являются этапы развития ценностного мира человека, то действительное установление человеком тождества неравенству себе происходит не сразу. Только возникновение предельно универсальной ценности означает установление персональной идентичности неравенству себе.

Рассмотрение личностных ценностей как формы установления персональной идентичности человека обращает наше внимание на то, что в возникновении ценностей ведущую роль играют противоречия, порождаемые сознанием человека, т.е. противоречия в его внутренних отношениях. С одной стороны, такие противоречия возникают из различий усвоенных человеком знаний о действительности, идей, подходов, точек зрения, составляющих содержание его сознания. С другой стороны, возникновение этих противоречий, обусловлено сущностными качествами сознания. Переживание человеком этих противоречий, как и переживание противоречий во внешних отношениях, приводит к возникновению личностных ценностей, которое является первым шагом в установлении персональной идентичности, а, значит, и в снятии внутренних противоречий. Воплощение человеком личностных ценностей приводит к снятию соответствующих этим ценностям внутренних и внешних противоречий, что человеком переживается как полное установление персональной идентичности. Таким образом, воплощение человеком личностных ценностей, возникающих из переживания им динамичной целостности бытия, приводит к установлению согласия, как во внутренних, так и во внешних его отношениях с действительностью, т.е. к согласию в его жизненном мире.

Возникновение в сознании человека предельно универсальной ценности, фиксирующей стремление человека к установлению гармоничной формы культурно-опосредованных отношений, означает начало установления персональной идентичности неравенству себе. Воплощение этой ценности делает возможным снятие всех противоречий, как во внутренних, так и во внешних отношениях человека с действительностью. Такого рода ценность становиться основанием согласия жизненных миров разных индивидов, т.е. через неё происходитпреодоление ценностной состязательности. Таким образом, становится очевидным, что преодоление ценностной состязательности возможно только через развитие ценностного мира индивидов, ориентированного на объективно существующую направленность этого развития.

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Гегель: Сочинения. Т. 4. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. – 440с.

2. Мамардашвили М. О призвании и точке присутствия (из курса «Лекций о Марселе Прусте») / Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. – М.: АО Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1994.- 240 с.

3. Невелев А.Б. Структура персональной идентичности: возвышение к единству многообразия / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвузовский сорник научных трудов. – Выпуск 3. – Челябинск: Изд-во «образование», 2003. - С. 3- 22.

4. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: Пер. с исп. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 704 с.

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА _ Книжный клуб; Республика, 2002. – 644 с.

6. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности. - Екатеринбург.: Изд-во УрО РАН, 1995. - 151с.

7. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.: Изд-во “Ad Marginem”, 1997. 451 с.

8. Хесли В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии.- № 10, 1994. – С. 115-129.

9. Шелер М. Положение человека в космосе. Проблемы человека в западной философии. / Пер.- М.: Прогресс, 1988. – С. 31-95

10.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.