Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационные каналы жизнеспособной системы.





Коммуникации в кооперативных системах.

Введение.

Социальные системы, основанные на принципе самоорганизации, в истории не новы, хотя и не получили повсеместного распространения. В прошлом столетии эти системы были представлены и в СССР (коммуны Макаренко, бригадный подряд в строительстве Серикова, калужский завод турбинных лопаток, описанный в книге Левикова), и в капиталистическом лагере (кооперативы Мондрагон в Испании и SRC в США). Обязательной предпосылкой успешной работы самоорганизующейся системы является качественный обмен информацией внутри этой системы, и чем система больше, тем шире должен быть этот обмен. При этом, как установил Томас Малоун, децентрализованные системы, представляющие собой кооперацию автономных подсистем, требуют низкой стоимости доступа к удаленной информации.

Из этого понятно, почему ни социалистический, ни капиталистический лагерь не породил самоорганизующейся децентрализованной экономики в масштабе страны: не позволял уровень развития технологий. При том уровне технологий обработки информации решение задачи экономической организации выливалось, соответственно, в стихийно-рыночную форму в условиях конкуренции и в административно-плановую форму в условиях кооперации. Каждая форма имела свои преимущества и недостатки: рыночная форма обрабатывала больший объем разнообразия, административно-плановая позволяла использовать экономию на масштабе и оперативно перенаправлять существенные объемы ресурсов, расширяя «пространство для маневра» государства.

Под технологиями я подразумеваю не только технические возможности в виде информационной инфраструктуры и компьютеров (в СССР был такой проект – ОГАС), но прежде всего технологии обработки этой информации – технологии организации систем самоуправления. Научная основа для такой технологии появилась только с развитием кибернетики – науки об управлении. Английский ученый Стаффорд Бир исследовал прикладную сторону кибернетики в области менеджмента организаций, и разработал модель, которая описывает эффективный информационный обмен в самоорганизующейся жизнеспособной системе. Эту модель он назвал моделью жизнеспособной системы (Viable System Model). Сейчас эту модель применяют для диагностики эффективности организационной структуры и коммуникаций в государственных институтах, в коммерческих фирмах, а также для проектирования отношений в самоорганизаующихся сообществах.


Обзор структуры модели жизнеспособной системы (Viable System Model).

Модель рассматривает процесс управления в его кибернетической формулировке: управление как деятельность по целенаправленному снижению разнообразия состояний системы на основе обратной связи. При этом основным законом, регулирующим управление, является закон необходимого разнообразия Эшби: управляющая система должна иметь или быть способной генерировать разнообразие не ниже, чем разнообразие решаемой задачи (в данном случае – управляемой системы).

На основе этого закона Бир построил инвариант системы управления, справедливый для любой жизнеспособной системы. Модель Бира рекурсивна и включает следующий набор подсистем:

Подсистема 1 определяет, чем занимает система. То есть деятельность подсистемы 1 является сутью, содержанием деятельности рассматриваемой системы. Подсистема 1 состоит из автономных элементов системы, каждый из которых сам является жизнеспособной системой. Элементы подсистемы 1 связаны между собой своей деятельностью: результатом деятельности системы 1 является то, что состоит из результатов деятельности каждого элемента. Все остальные подсистемы являются управляющими по отношению к деятельности подсистемы 1, т.е. составляют метасистему.

Уровень автономии элементов подсистемы 1 – максимальный, то есть каждый элемент должен успешно справляться со своей локальной задачей самостоятельно, чтобы не нагружать метасистему лишним разнообразием. Вмешательство метасистемы в деятельность подсистемы 1 осуществляется только в целях сохранения целостности системы и наилучшего достижения ее цели.

Подсистема 2 отвечает за устранение колебаний, возникающих при работе взаимозависимых элементов подсистемы 1. Она обслуживает интересы подсистемы 1 и должна выстраиваться ей на основе консенсуса нужд элементов. По определению эта подсистема обрабатывает очень большие объемы информации. Для устранения колебаний подсистема 2 должна быть в курсе а) текущих показателей деятельности каждого элемента б) плановых показателей деятельности каждого элемента в) плана всей системы. Подсистема должна выявлять потенциальные колебания и передавать информацию о них обратно в подсистему 1 и в подсистему 3.

Подсистема 3 отвечает за достижение синергетического эффекта от работы элементов подсистемы 1 за счет обозрения деятельности всех элементов и управления распределением ресурсов. Подсистема 3 получает данные о работе подсистемы 1 в форме отчета о ее деятельности, но в минимальном объеме, т.к. это командный канал, данные в котором уже прошли фильтр собственной системы управления элементов, и потому обладают низким разнообразием (а зачастую и низкой надежностью). Поэтому подсистема 3 получает информацию от элементов системы 1 через отдельный канал – «аудит» их производственных мощностей. На основании этих данных и данных от подсистемы 2 подсистема 3 распределяет ресурсы и спускает в подсистему директивы в форме правил.

Задачей подсистемы 3 является поддерживать гомеостаз системы и обеспечивать ее высокую производительность; в подсистему 3 входят все общие функции, например, такие, как обмен опытом. Исходя из своего определения, а также закона, что управляющая система должна содержать в себе модель объекта управления, подсистема 3 представляет собой динамическую модель деятельности элементов подсистемы 1.

Подсистема 4 отвечает за развитие и будущее всей системы. В связи с этим она обрабатывает, в основном, данные из внешней среды. Но так как она отвечает за развитие системы, она должна содержать модель ее деятельности – то есть свою собственную модель, а также модель из подсистемы 3, но не для регулирования оперативной деятельности, а для проведения анализа «что-если» и для разработки будущего. Подсистема 4 генерирует огромный объем разнообразия, который должен «взаимно погашаться» разнообразием, порождаемым подсистемой три. Таким образом, подсистема 4 очень плотно взаимодействует с подсистемой 3 через особые каналы, которые позволяют спроектировать будущее компании, согласованное с ее настоящим.

Подсистема 5 является «закрывающей» подсистемой и одновременно элементом системы следующего уровня. Эта подсистема отвечает за самоопределение системы, за поглощение остаточного разнообразия, которое генерируется взаимодействием подсистем 3 и 4, а также за волевую деятельность, потребность в которой инициируется тревожными сигналами с нижних уровней, поступающими через отдельный – алгедонический – канал. Этот канал задействуется, если на нижних уровнях (в подсистеме 1) возникают проблемы, с которыми они не могут справиться сами в приемлемое время, и не дает системе «заснуть».

Информационные каналы жизнеспособной системы.

Пять подсистем связывают пять основных информационных каналов. Эти каналы определяют информацию, которой автономная система должна «делиться» с другими автономными системами и с системой управления («метасистемой») той системы, в которую она входит.

1. Если система является частью большей системы, то она обязательно взаимодействует с другими ее элементами. Чем сильнее кооперация и специализация в рамках этого взаимодействия, тем теснее будут их связи. Если каждая система оптимизирует результат своей локальной деятельности, то между ними неизбежно будут возникать колебания: перегрузка одной системы будет означать недогрузку другой. Яркий пример – это пробки на дорогах, когда все водители принимают сходные решения, не учитывая планы друг друга, ориентируясь только на текущую ситуацию.

 

Чтобы устранить эти колебания, системы должны делиться информацией о своей текущей деятельности, а также о своих ближайших планах. Наилучшим способом является сведение оперативного учета в единую картину. При этом на этой картине должна отражаться не только текущая ситуация, но и планы каждого автономного элемента, чтобы они могли достичь взаимовыгодного согласия. Оптимальным вариантом обмена информацией является единая база, в которой ведут учет все участники, и которая отражает как реальную картину, так и ближайшие планы каждого участника. На этом этапе необходим только учет в натуральных показателях, так как он нужен только для согласования работы и устранения колебаний.

 

Система оперативного учета и планирования нужна, прежде всего, самому управлению автономной системы, так как она позволяет собрать, обобщить, очистить данные и выявить полезные сигналы из шума. Эти данные возвращаются в управление автономной системы, а также уходят на согласование с планами других автономных систем. В результате управление автономной системы видит свое место в общем плане, планы и актуальное состояние сотрудничающих систем, ина основании этой расширенной информации может принимать более эффективные решения, согласующиеся с общей целью системы, в которую она входит.

 

Это – процесс открытого динамического планирования, который происходит постоянно, а не дискретно, как обычно бывает; и он должен охватывать не только рассматриваемый уровень, но и ближайшие «нижний» и «верхний» уровни рекурсии. Например, план работы команды программистов постоянно согласовывается с планом работы каждого участника команды и одновременно с планом выпуска итогового программного продукта.

 

2. Любая система является частью большей системы, будь это отдел, который отчитывается перед департаментом, или отдельная компания, которая отчитывается перед собственниками, или даже целая отрасль, которая отчитывается перед потребителями через рыночные отношения.Автономная система отчитывается перед системой, в которую она входит, о фактических результатах своей деятельности, и на основании этой информации метасистема принимает решение о распределении ресурсов.

 

Отчетность может быть закрытой, т.е. транслироваться напрямую от органа управления автономной системы в метасистему. Этот канал может содержать данные о фактически достигнутых результатах (иначе говоря, безразмерные показатели степени выполнении планов) и об эффективности работы (финансовые показатели). Автономная система всегда заинтересована передавать эти данные «в лучшем виде», так они определяют получаемые ей ресурсы.

 

3. Исходя из ограничений второго канала по передаваемому разнообразию и надежности,данных, поступающих через него, недостаточно для работы метасистемы по оптимальному распределению ресурсов для достижения синергетического эффекта от взаимодействия между автономными системами. Соответственно, метасистема будет на постоянной основе получать данные напрямую от операционных подразделений автономных систем, чтобы быть в курсе реальной картины, через отдельный канал аудита.

 

Аудит позволяет собирать показатели, не имеющие отношения к выполнению работ, а, скорее, оценивающее собственное внутреннее состояние элементов. Это и показатели удовлетворенности сотрудников, используемые технологии и инновации, и качества работы (объем брака). Эти данные собираются отдельными службами (отдел персонала, отдел контроля качества, отдел бизнес-моделирования), после чего обобщаются и поступают в метасистему. Внутри каждого отдела это могут быть, например, кружки качества; для распределенной структуры – периодические семинары по обмену опытом.

 

При демократическом устройстве метасистемы в ее состав обязательно входят руководители (или уполномоченные представители каждой из автономных систем. Они принимают решение, нацеленное на максимизацию общего результата – и потому они напрямую заинтересованы в получении объективной картины через каналы аудита.

 

Обычным препятствием на пути аудита и разделенных знаний является коммерческая тайна и заинтересованность бизнесов и подразделений в сохранении своего ноу-хау в тайне в условиях конкурентной среды. В условиях кооперации, когда результат каждого в большей степени зависит от общего результата, эта проблема снимается: чем больше система делится своими знаниями, тем лучше работают ее партнеры и тем выше общий результат, возвращающийся системе в виде большего объема ресурсов.

 

4. Эти три канала обеспечивают метасистему достаточными данными для поддержания и повышения эффективности текущей деятельности. Однако этой информации недостаточно, чтобы управлять развитием системы. Для того, чтобы успешно выжить в изменяющейся среде, метасистема должна интегрировать управление оперативной деятельностью и моделирование развития.

 

Для этого необходим особый канал тесного взаимодействия оперативного и стратегического управления – «оперативная комната». Это место или протокол общих встреч руководителей автономных систем, руководителей общих служб метасистемы и сотрудников подразделений развития, где они совместно оценивают текущую деятельность системы и моделируют разные сценарии развития. Необходимое разнообразие этого канала так высоко, что он может строиться только на личном общении и совместной работе с применением динамических моделей системы. Это – центр управления системой.

 

5. Наконец, если система функционирует успешно, то все проблемы будут отрабатываться на уровне автономной системы. Однако возникшие проблемы не будут подниматься по второму каналу, и в результате система может их не заметить. Для того, чтобы не дать системе «заснуть», требуется отдельный алгедонический канал.

 

Этот канал отвечает только за передачу информации о нарушениях деятельности, о проблемах, о «болях» системы. Если в системе все хорошо, то по нему транслируется «пустой» сигнал. Когда где-то на нижнем уровне возникает проблема, то возникает тревожный сигнал, который направляется, прежде всего, в систему управления того элемента, где возникла проблема. Если автономная система не может сама справиться с ней за выделенное время, сигнал поднимается по каналу и активирует «волю» метасистемы по вмешательству через командный канал в деятельность автономной системы. Если за приемлемое время эта проблема не устраняется, то сигнал транслируется системе следующего уровня.

 

Таким образом, этот канал имеет только одно измерение, отвечающее за уровень силы сигнала. Это – способ эскалации проблем, который сейчас сознательно не моделируется почти ни одной организацией, потому что необходимость восходящих информационных потоков за пределами командного канала не признается (принцип субординации). Он обычно существует в форме неформальной коммуникации, и чем бюрократизированнее система, тем он хуже работает, вплоть до полной неработоспособности.

 

Наилучшей реализацией такого канала может быть программный анализ индексов производительности и выпуска системы и выявление скачков – признаков нестабильности на основе механизмов статистического прогнозирования.

Итак, протокол информационного обмена в жизнеспособной системе должен содержать сквозной динамический «план», с которым в реальном времени работает каждая система, систему внутреннего аудита деятельности с общей базой знаний, динамическую модель для регулирования гомеостаза системы и моделирования ее поведения, оперативную комнату для постоянного взаимодействия оперативного и стратегического управления и алгедонический канал для поддержания алертности системы (см рис. 1).


Рис. 1. Информационные каналы в модели жизнеспособной системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.