Сделай Сам Свою Работу на 5

В каком ряду правильно перечислены братья и сестры Зевса?





А. Аид, Персефона, Гера, Рея, Посейдон.

Б. Гестия, Посейдон, Деметра, Аид, Гера.

В. Аид, Деметра, Гера, Гестия, Прометей.

Г. Прометей, Деметра, Гестия, Рея, Посейдон.

Найдите соответствие между именем богини и ее эпитетом.

А. Афродита а) Кинфия
Б. Афина б) Хлоя
В. Деметра в) Паллада
Г. Артемида г) Киприда

Какой подвиг не является подвигом Геракла?

А. Калидонский вепрь.

Б. Авгиевы конюшни.

В. Коровы Гериона.

Г. Яблоки Гесперид.

В каком ответе в правильном порядке перечислены соответствующие функции муз: Полигимния, Эрато, Клио, Евтерпа, Талия.

А. Муза священных гимнов, муза любовной лирики, муза истории, муза лирической поэзии, муза комедии.

Б. Муза священных гимнов, муза любовной лирики, муза трагедии, муза истории, муза астрономии.

В. Муза танца, муза любовной лирики, муза истории, муза лирической поэзии, муза астрономии.

Г. Муза священных гимнов, муза комедии, муза истории, муза лирической поэзии, муза комедии.

Найдите соответствия между матерями и их детьми.

А. Лето а) Музы
Б. Майя б) Аполлон, Артемида
В. Мнемозина в) Дионис
Г. Семела г) Гермес

Какой герой не является участником похода на Трою?



А. Мерион.

Б. Аякс.

В. Эврипил.

Г. Орест.

Какой герой участвовал в Троянской войне не со стороны троянцев?

А. Гектор.

Б. Сарпедон.

В. Полидамант.

Г. Аякс.

10. Жену Приама зовут…

А. Андромаха.

Б. Кассандра.

В. Пенелопа.

Г. Гекуба.

Бог, пожиравший своих детей, олицетворение времени.

А. Прометей.

Б. Бриарей.

В. Крон.

Г. Атлант.

Какая река протекает не в царстве Аида?

А. Стикс.

Б. Лета.

В. Ахелой.

Г. Ахерон.

Волшебный предмет, который защитил Одиссея от волшебницы Кирки.

А. Покрывало Левкотеи.

Б. Чудодейственный корень Гермеса.

В. Шлем Аида, делавший невидимым того, кто его надевал.

Г. Крылатые сандалии Гермеса.

В каком ответе перечислены только те места, в которых побывал Одиссей?

А. Остров Огигия, остров Аретиада, земля киконов, остров лотофагов, земля циклопов, остров лестригонов, остров Эея.

Б. Город Исмар, остров нимфы Калипсо, остров Эола, остров волшебницы Кирки, остров Тринакрия, царство Аида, остров феакийцев.



В. Земля киконов, остров Эола, Кавказ, остров циклопов, земля киммерийцев, остров Огигия, остров лотофагов.

Г. Страна киммерийцев, земля киконов, полуостров Кизик, город Киос, страна Финея, остров феакийцев, остров Огигия

Расставьте в хронологической последовательности следующие события.

А. Лай приказывает убить своего новорожденного сына.

Б. Эдип посылает Креонта в Дельфы спросить Аполлона о причине мора.

В. Эдип получает оракул о своей судьбе в Дельфах.

Г. Эдип женится на Иокасте. У них рождается четверо детей.

В каком ответе перечислены только мифические прорицатели?

А. Триптолем, Амфиарай, Тиресий, Ниоба, Гелен, Кассандра, Калхант.

Б. Мопс, Тиресий, Манто, Ипполита, Кассандра, Икарий, Сибилла.

В. Амфиарай, Тиресий, Манто, Гелен, Кассандра, Калхант, Сибилла.

Г. Сиринга, Ликург, Актеон, Манто, Гелен, Калхант, Сибилла.

Найдите соответствия между именем чудовища и его описанием.

А. Химера а) Чудовище, состоящее из трех животных: льва, козы и дракона
Б. Тифон б) Чудовищный змей, настоящий дракон
В. Пифон в) Наполовину женщина с прекрасным лицом, наполовину – чудовищная пятнистая змея
Г. Ехидна г) Самое большое чудовище на земле, огнедышащий великан со змеевидной нижней частью тела, ослиной головой, огромными крыльями и руками со змеиными головами вместо ладоней

С культовыми праздниками какого бога связаны театральные праздники в древней Греции?

А. Аполлон.

Б. Деметра и ее дочь Кора.

В. Дионис.

Г. Зевс.

Найдите соответствия между греческими и римскими именами богов.

А. Гестия а) Фортуна
Б. Тиха (Тюхэ) б) Виктория
В. Ника в) Парка
Г. Мойра г) Веста

20. Нить Ариадны – это…



А. Название созвездия.

Б. Нить, которую прядет одна из трех мойр.

В. Нить, которая помогла Тесею выйти из лабиринта.

Г. Волшебное украшение богини любви.

Задание 2.

Прочитайте отрывок из поэмы Гесиода. Объясните все мифологические имена. Назовите имена девяти Муз. Каковы функции Муз в целом и каждой из них в отдельности? Имя какого бога заменено звездочками? Изложите подробно миф об этом боге: рождение, функции, атрибуты, эпитеты, основные сюжеты.

С Муз, геликонских богинь, мы песню свою начинаем.

На Геликоне они обитают высоком, священном.

Нежной ногою ступая, обходят они в хороводе

Жертвенник Зевса-царя и фиалково-темный источник.

Нежное тело свое искупавши в течениях Пермесса,

Иль в роднике Иппокрене, иль в водах священных Ольмея,

На геликонской вершине они хоровод заводили,

Дивный для глаза, прелестный, и ноги их в пляске мелькали.

Снявшись оттуда, туманом одевшись густым, непроглядным,

Ночью они приходили и пели чудесные песни,

Славя эгидодержавца Кронида с владычицей Герой,

Города Аргоса мощной царицею златообутой,

Зевса великую дочь, синеокую деву Афину,

И Аполлона-царя с Артемидою стрелолюбивой,

И земледержца, земных колебателя недр ***,

И Афродиту с ресницами гнутыми, также Фемиду,

Златовенчанную Гебу-богиню с прекрасной Дионой,

С ними – Лето, Иапета и хитроразумного Крона,

Эос-Зарю и великого Гелия с светлой Селеной,

Гею-мать с Океаном великим и черною Ночью,

Также и все остальное священное племя бессмертных[1].

Задание 3.Объясните и прокомментируйте мифологические образы в стихотворении Б. Кенжеева «Я запамятовал свою роль, а была она…» Я запамятовал свою роль, а была онатак ясна и затвержена, такблаголепна. Дымок от ладана,в кошельке пятерка, в руке пятак - только света хриплого или алогоя не видел, орехов не грыз сырых,ибо детских жалоб моих достало бына двоих, а то и на четверых. Звякнул день о донышко вдовьей лептою.Отмотав свой срок, зеленым виномопоен, в полудреме черствеющий хлеб пою,метеор, ковыль на ветру дрянном. Славно тени бродят при свете месяца.Что-то щедрое Сущий мне говорит.И в раскрытом небе неслышно светятсязолотые яблоки Гесперид.
  1. Темы для реферата/презентации.

1. Гомеровский вопрос: основные теории и современное состояние.

2. «Илиада» Гомера: особенности сюжета и композиции. Особенности эпического повествования. Эпический идеал человека.

3. «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции. Эволюция типа героя и изображения внутреннего мира человека от «Илиады» к «Одиссее».

4. Поэмы Гесиода «Труды и Дни» и «Теогония». Особенности дидактического эпоса.

5. Греческая элегия (Тиртей, Феогнид и др.).

6. Лирика Архилоха.

7. Творчество Сапфо, Алкея, Анакреонта. Особенности греческой монодийной мелики.

8. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики. Особенности греческой хоровой мелики.

9. Древнегреческая драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности. Устройство и общественное значение театра в Древней Греции.

10. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта. Религиозные воззрения Эсхила.

11. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания. Религиозные воззрения Софокла.

12. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

13. «Поэтика» Аристотеля.

14. Комедии Аристофана («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»): жанровая природа, проблематика, типология героев. Основные черты древнеаттической комедии.

15. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической. Комедии Менандра «Третейский суд» и «Брюзга»: структура действия, специфика конфликта, типология героев, проблематика, диалектика традиции и новаторства.

16. Идиллии Феокрита.

17. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха: жанровые особенности, проблематика, стиль.

18. Творчество Лукиана: жанровые особенности, проблематика, стиль.

19. Общая характеристика греческого романа: особенности сюжета и композиции, тип героя. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

20. Римская театральная культура. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин».

21. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия».

22. Поэма Лукреция «О природе вещей»6 жанровые особенности, проблематика поэтика.

23. Лирика Катулла: жанрово-тематическое своеобразие, особенности поэтики.

24. Творчество Вергилия. «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: гомеровская традиция и национальное своеобразие жанра и проблематики поэмы.

25. Творчество Горация: жанровый состав, особенности проблематики и поэтики.

26. Творчество Овидия. Любовные элегии, «Метаморфозы», «Tristia» и «Послания с Понта»: жанровые особенности, проблематика и поэтика.

27. Творчество Сенеки. «Нравственные письма к Луцилию». Трагедии «Медея», «Эдип».

28. «Сатирикон» Петрония: жанровая специфика, проблематика и поэтика.

29. Творчество Марциала.

30. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.

31. Античная басня. Эзоп. Федр.

32. Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел»: жанровая природа, композиция, проблематика, стиль.

 

  1. Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

2. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.

3. Древнегреческая мифология: основные периоды развития.

4. Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос.

5. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: особенности сюжета и композиции.

6. Проблема характера и психологизма в гомеровском эпосе. Эволюция типа героя от «Илиады» к «Одиссее».

7. Особенности эпического стиля и эпической картины мира в гомеровских поэмах.

8. Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и Дни».

9. Общая характеристика древнегреческой лирики: хронологическая, племенная и территориальная, жанровая классификации; особенности лирического мировосприятия.

10. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.

11. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт).

12. Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

13. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

14. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика.

15. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

16. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта.

17. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя.

18. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания.

19. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

20. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида.

21. Трагедия Еврипида «Ипполит»: кризис нормативного героя, религиозный скептицизм Еврипида-трагика.

22. «Поэтика» Аристотеля: общая характеристика текста и его сохранности, общие проблемы искусства и учение о трагедии.

23. Основные черты древнеаттической комедии. Особенности мировоззрения Аристофана.

24. Комедии Аристофана «Всадники» и «Облака»: жанровая природа, проблематика, типология героев.

25. Комедии Аристофана «Лягушки» и «Лисистрата».

26. Творчество Менандра. Жанровое своеобразие новоаттической комедии в сравнении с древне- и среднеаттической.

27. Комедия Менандра «Третейский суд»: структура действия, специфика конфликта, типология героев.

28. Комедия Менандра «Брюзга»: проблематика, диалектика традиции и новаторства.

29. «Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

30. Творчество Лукиана. «О кончине Перегрина»: жанровая природа, проблематика, поэтика.

31. Литература Древнего Рима: общая характеристика, периодизация.

32. Римская мифология: своеобразие и влияние древнегреческой традиции.

33. Римская театральная культура. Комедиография Плавта.

34. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического.

35. Поэма Лукреция «О природе вещей»: традиции древнегреческой натурфилософии, художественные принципы организации философского содержания.

36. Творчество Катулла: жанрово-тематическое своеобразие лирики, принципы построения «Книги Катулла Веронского».

37. «Бранные» стихотворения Катулла: социокультурные основы лирической картины мира.

38. Поэтика лирики Катулла. Своеобразие любовных стихотворений Катулла.

39. Римское ораторское искусство. Цицерон. «Речи против Катилины, «В защиту поэта Архия».

40. Раннее творчество Вергилия: «Буколики» и «Георгики».

41. «Энеида» Вергилия: диалектика традиции и новаторства, особенности жанра, сюжета, композиции.

42. «Энеида» Вергилия: особенности художественного времени, специфика образа героя.

43. Творчество Горация: жанровый состав, философская и эстетическая проблематика лирики («Carmina», «Ars poetica»).

44. Поэтика жанра оды Горация: метрика, стиль, образность, композиция.

45. Общая характеристика творчества Овидия. «Amores»: своеобразие лирической картины мира, проблематика, поэтика.

46. «Метаморфозы» Овидия: особенности жанра, идея метаморфозы как конструктивный принцип поэтики.

47. «Метаморфозы» Овидия: композиция, сюжетосложение, специфика художественной образности и проблематики.

48. «Tristia» и «Послания с Понта» Овидия: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

49. «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки: своеобразие эпистолярного жанра, особенности этико-философские воззрения Сенеки.

50. Драматургия Сенеки. Трагедии «Медея», «Эдип»: традиции и новаторство.

51. Общая характеристика римской сатиры. Мениппея Сенеки «Отыквление». Творчество Ювенала.

52. Творчество Марциала: жанровое своеобразие, проблематика, поэтика.

53. «Сатирикон» Петрония: проблематика и поэтика.

54. «Сатирикон» Петрония: специфика сатирико-бытового приключенческого романа.

55. Жанровая природа и композиция романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

56. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея: особенности сюжетосложения, аллегорический смысл сюжета и функции «Сказки об Амуре и Психее» в романе.

  1. Список текстов

1. Мифы Древней Греции.

2. Гомер «Илиада», «Одиссея».

3. Гесиод «Труды и дни» (по хрестоматии).

4. Греческая лирика: Тиртей, Феогнид, Архилох. Мелическая поэзия: Сапфо, Анакреонт, Пиндар.

5. Эсхил «Прометей прикованный», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды».

6. Софокл «Антигона», «Эдип-царь».

7. Еврипид «Медея», «Ипполит».

8. Аристотель «Поэтика».

9. Аристофан «Всадники», «Лисистрата», «Облака», «Лягушки».

10. Менандр «Третейский суд», «Брюзга».

11. Плавт «Клад» (или «Горшок»), «Хвастливый воин».

12. Лукреций «О природе вещей».

13. Цицерон «Речи против Катилины», «В защиту поэта Архия».

14. Лирика Катулла.

15. Вергилий «Буколики», «Георгики», «Энеида».

16. Лирика Горация: эподы, сатиры, оды, послания.

17. Овидий «Amores», «Метаморфозы», «Тристии», «Послания с Понта».

18. Луцилий. Ювенал.

19. Эзоп. Федр.

20. Марциал.

21. Лонг «Дафнис и Хлоя».

22. Петроний «Сатирикон».

23. Апулей «Метаморфозы».

24. Сенека «Отыквление» (по хрестоматии), «Медея», «Эдип», «Нравственные письма к Луцилию».

25. Лукиан «О кончине Перегрина», «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых», «Разговоры гетер».

  1. Список критической литературы.

1. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима. СПб., 2001 (или: Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. М., 1990).

Мифы народов мира в двух томах. Т.1. Вступительная статья.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М. 1957.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М. 1975.

2. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.

Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.

Ярхо В.Н. «Одиссея» – фольклорное наследие и творческая индивидуальность // Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского. – М.: «Наука», 2000. – С. 289 – 329.

3. Лосев А.Ф. Гесиод и мифология. Учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина, 1954.

Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод. М.

4. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. М.,1997. (статьи «Древнегреческая хоровая лирика», «Поэзия Пиндара»)

5. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в древнегреческой трагедии. // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975.

Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1978.

Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. (статьи «На рубеже двух эпох» с. 30 – 62; «Эсхил и послеэсхиловская трагедия. Драматический конфликт и композиционная техника» с. 269 – 291 и другие).

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.

Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила. // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

6. Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла. // Вестник древней истории, 1957, № 4.

Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла. // Классическая философия. Л.,1959.

Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла // Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. – С. 77 – 125 (и др. статьи).

7. Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида, Казань, 1978.

Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида. // Вопросы классической филологии. М., 1969, № 2.

Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии // Ярхо В.Н. Трагедии / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие») – М.: Лабиринт, 2000. – С. 170 – 201 (и др. статьи).

8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982.

9. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.

Аристофан. Сборник статей к 240-летию со дня рождения Аристофана / Под. ред. Н.Ф. Дератани. М. 1956.

10. Полонская К.П. Традиционная схема новоаттической комедии у Менандра и Теренция. // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. (О творчестве Менандра). М., 1979.

Ярхо В.Н. Менандр-поэт. / Менандр. Комедии. Фрагменты. М.,1982.

11. Полонская К.П. Некоторые особенности композиции комедии Плавта. // Вопросы классической филологии. М., 1969, № 2.

Полонская К.П. Игра в комедиях Плавта. // Античность и современность. М., 1972.

12. Васильева Т.В. Философия и поэзия Лукреция как выражение единого мироощущения. // Филологические науки, 1969, № 4.

Васильева Т.В. О жанре поэмы Лукреция. // Проблемы античной культуры. Тбилиси, 1975.

13. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.,1976.

14. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1: О поэтах. (статья «Катулл, или изобретатель чувства»)

15. Старостина Н.А. «Буколика» Вергилия. Некоторые особенности жанровой структуры. // Вопросы классической филологии, М., 1973, № 5.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия. // Античность и современность. М., 1972.

Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статья «Вергилий, или поэт будущего»).

16. Каплинский В.Я. Поэтика Горация. М.,1920.

Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статья «Гораций, или золото середины»).

17. Вулих Н.В. Овидий

Вулих Н.В. К вопросу о художественном своеобразии поэмы Овидия «Метаморфозы» // Классическая филология, 1959.

Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1: О поэтах. (статьи «Овидий, или наука доброты», «Овидий в изгнании»).

18. Дуров В. «Муза, идущая по земле» // Римская сатира: Пер. с латинского. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 5 – 30.

19. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1: О поэтах (статьи об Эзопе и Федре).

20. по учебнику.

21. Вступительная статья С. Поляковой в кн. Татий. Лонг. Петроний. Апулей. М. 1969.

Беркова Е. А. Буколический роман Лонга. // Античный роман. М., 1969.

Бахтин М.М. Формы времени и пространства в романе. // Бахтин М.М. Литературно-художественные статьи. М., 1986, или // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М., 1997, или в других изданиях (статьи «Греческий роман», «Идиллический хронотоп в романе»).

22. Вступ. статья С. Поляковой в кн. Татий. Лонг. Петроний. Апулей.

Стрельникова И.П. Сатирико-бытовой роман. Петроний. // Античный роман. М.,1969.

Бахтин М.М. Указ. соч.

23. Вступительная статья С. Поляковой там же.

Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея. //Античный роман. М.,1969.

Бахтин М.М. Указ. соч.

24. Мальчукова Т.Г. Концепция комического у Сенеки. // Проблемы античной культуры. Тбилиси,1975.

Ошеров С.А. Сенека-драматург. // Сенека. Трагедии. М. , 1983.

Ошеров С. А. статья в кн. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

25. Тахо-Годи А.А. Некоторые вопросы эстетики Лукиана. // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.

Галеркина Б.П. Разоблачение мифического героя в «Разговорах» Лукиана. // Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература, 1973, вып.4, № 20.

 

 

  1. Примеры планов ответов.

Героический эпос. Гомер.

Понятие «героический эпос». Общая характеристика героического эпоса.

Гомеровский вопрос. Проблемы, составляющие гомеровский вопрос. Система представлений об авторстве и целостности «Илиады» и «Одиссеи» в античную эпоху (а) классический период; б) эллинистический период) и в эпоху Возрождения и классицизма. Первая строго научная постановка гомеровского вопроса: точка зрения Ф.А. Вольфа («Prolegomena ad Homerum»), его три основных аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм. Основные теории после Вольфа: 1) аналитики («песенная теория», теория «компиляции» (или «малых эпосов»), «теория первоначального ядра» и др.) 2) унитарии. Гомеровский вопрос в России. Современное состояние гомеровского вопроса.

Поэтика «Илиады» и «Одиссеи». Особенности сюжета и композиции. Проблема характера и психологизма гомеровских поэм. Тип героя и его эволюция от «Илиады» к «Одиссее». Особенности эпического стиля гомеровских поэм.

Греческая лирика.

Исторические этапы развития лирики.

Классификация лирики по племенному или территориальному принципу.

Жанровая классификация.

Декламационная лирика. Античное понятие элегии. Тематические разновидности элегии (Тиртей, Солон, Мимнерм, Феогнид). Эпиграмма (Архилох и Симонид Кеосский). Античное понятие ямбической лирики. Мировоззрение и поэтика Архилоха.

Мелика. Происхождение, основные фольклорные жанры, легшие в основу литературной мелики. Понятие хоровой и монодийной мелики.

Монодийная мелика. Сапфо, Алкей, Анакреонт: основные жанры, лирические темы, особенности мировоззрения и поэтики.

Хоровая мелика. Общая характеристика, основные жанры (Алкман, Стесихор, Арион, Ивик, Симонид Кеосский, Вакхилид). Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

Трагедии Эсхила.

Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

Творческий путь Эсхила. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила.

Трилогия «Орестея». Трансформация мифа об Агамемноне у Эсхила. Особенности сюжета и композиции трилогии. Жанровые особенности «Агамемнона», «Хоэфор» и «Евменид». Роль хора в трагедиях. Основной конфликт трагедий. Система персонажей, принципы индивидуализации, особенности изображения эмоциональной и интеллектуальной деятельности человека. Проблематика трилогии.

«Прометей прикованный». Трансформация мифа о Прометее. Особенности сюжета и композиции. Жанровая природа трагедии. Функция хора. Природа конфликта. Система персонажей. Центральный герой: типология героя. Проблематика трагедии.

Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

«Дафнис и Хлоя» Лонга как буколический роман.

Сюжетная схема греческого любовно-авантюрного романа. Ее трансформация в романе «Дафнис и Хлоя». Функции авантюр и их место в романе Лонга. В чем смыл этой трансформации? Другая литературная традиция, используемая Лонгом.

Модель художественного времени греческого любовно-авантюрного романа и романа «Дафнис и Хлоя».

Особенности изображения образов главных героев в греческом любовно-авантюрном романе и романе «Дафнис и Хлоя».

Особенности изображения любовного чувства. Концепция любви в романе.

Функции природы, природного времени в романе «Дафнис и Хлоя». Параллелизм в изображении внутреннего мира главных героев и природного цикла. Концепция природы Лонга.

Религиозные воззрения Лонга и их воплощение в романе. Смысл противопоставления городской и сельской морали, образа жизни в романе.

Язык и стиль романа Лонга.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.