|
Матвеенко Ю.И., кандидат наук,
доцент (руководитель авторского коллектива); Анохин М.Г., доктор политических наук, профессор; Леванский В.А., кандидат юридических наук; Марков В.Н., кандидат социологических наук, доцент; Рогачев С.В., доктор экономических наук, профессор; Сащенко Н.П., кандидат психологических наук; Шабров О.Ф., доктор политических наук.
Программа предназначена для специалистов государственной службы, занятых аналитической работой, организацией исследования политического процесса, прогнозированием политической ситуации в целях оптимизации принимаемых решений и повышения эффективности управления в целом. Материал апробирован кафедрой политологии и политического управления в различных формах обучения.
Политическая практика России последних лет со всей очевидностью показывает, что этап социального романтизма безвозвратно уходит в историю. Уходит в прошлое время интуитивно предугаданных оптимальных вариантов развития политических событий, политических импровизаций. Отказ государства от монополии на политическую деятельность, становление российской политической жизни как плюралистической и полисубъектной требует новых парадигм и подходов как в области теоретического осмысления политической реальности, так и в сфере ее практического преобразования.[ЕВ1]
Потребность в политической стабильности, механизме государственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям выдвигает на первый план проблему научного анализа и прогнозирования политической ситуации, в которой принимаются и реализуются государственные решения, даже, казалось бы, далекие от политики. Еще более востребуется знание общей методологии и конкретной технологии политического анализа и прогноза в тех случаях, когда объектом непосредственного воздействия становится сам политический процесс.
Государственная служба реализует политику государства в политически ориентированной общественной среде. Это делает адекватный анализ политической ситуации и предвидение ее изменений необходимым условием разработки правильной стратегии и тактики управления и целенаправленного воздействия на политические процессы.
Предлагаемая программа курса рассчитана на подготовку и переподготовку кадров аналитиков, вооруженных знанием методологии и современных методов политического анализа и прогнозирования, соответствующих методик и процедур, принципов организации политического исследования.
Основой настоящего курса является прикладная политология. Его предмет (система методов, процедур и технологий анализа, моделирования, прогнозирования и практического воздействия на политический процесс. Тематика и содержание занятий предусматривает соединение анализа текущего политического процесса с прогностическими возможностями политической науки, с моделированием политических изменений и выработкой соответствующих организационных и политических технологий.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРОГРАММЕ "ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ"
№№ п/п
| Тема
| Вид занятия
| 1.
| Политология как учебная и исследовательская дисциплина. Предмет и методологические основы курса
| Вводная лекция
| I. Методология и общие методы политического анализа
| I. 1.
| Политический анализ: теория, значение, основные методы
| Лекция
| I. 2.
| Эмпирический анализ в политике: специфика, границы использования, проверка теорией
| Лекция
| I. 3.
| Основные парадигмы политического анализа
| Вводное занятие
|
|
| Семинар
| I. 4.
| Нормативно-ценностный и функциональный методы политического анализа
| Практикум
| I. 5.
| Исторический, демографический, географический методы политического анализа. Логический анализ
| Практикум
| I. 6.
| Методология и методика системного анализа политических и правовых систем
| Лекция
| I. 7.
| Системный анализ в политических технологиях: поиск оптимальной модели
| Практикум
| I. 8.
| Политический анализ: соотношение задачи и метода
| Итоговое собеседование (зачет)
| II. Методы прикладного политологического исследования
| II. 1.
| Социологическое исследование в политическом анализе: подходы и методы
| Лекция
| II. 2.
| Анкетный опрос как инструмент диагностики социально-политических настроений
| Практикум
| II. 3.
| Контент-анализ политических документов и прессы
| Практикум
| II. 4.
| Социально-психологические методы исследования политического процесса
| Вводное занятие
|
|
| Практикум
| II. 5.
| Технология компьютерного анализа эмпирической информации. Обзор пакетов программ для формального анализа социально-политической информации
| Лекция-демонстрация
| II. 6.
| Программы статистической обработки информации. Представление возможностей пакета Statisticа для целей политического анализа, работа с пакетом SPSS / PC+
| Лекция-демонстрация
| II. 7.
| Нормальное распределение. Статистические критерии и сравнение гипотез в ходе проведения политического анализа
| Лекция
| II. 8.
| Проверка нормальности распределения в пакете Statisticа. Графические возможности пакета
| Практическое занятие в компьютерном классе
| II. 9.
| Взаимосвязь параметров и корреляция в политическом анализе
| Лекция
| II.10.
| Графическое изображение взаимосвязи параметров и вычисление коэффициентов корреляции
| Практическое занятие в компьютерном классе
| II.11.
| Факторный анализ и возможности его применения в политическом анализе
| Лекция-демонстрация
| II.12.
| Кластерный анализ и его использование в политологическом исследовании
| Лекция-демонстрация
| II.13.
| Дискриминантный анализ. Регрессия и область их применения в политическом анализе.
| Лекция-демонстрация
| II.14.
| Анализ политической ситуации. Политический мониторинг
| Вводное занятие
|
|
| Практикум
| II.15.
| Инструментарий политического аналитика
| Итоговое собеседование (зачет)
| III. Моделирование СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО процесса
| III. 1.
| Введение в теорию и практику применения моделирования в политической сфере
| Лекция
| III. 2.
| Анализ и сравнение политической ориентации методом компьютерного тестирования
| Практическое занятие в компьютерном классе
| III. 3.
| Моделирование социально-политических структур методом распознавания образов
| Практическое занятие в компьютерном классе
| III. 4.
| Прогнозирование вариантов развития политической ситуации методом динамического анализа статистических данных
| Практическое занятие в компьютерном классе
| III. 5.
| Системно-коммуникативное моделирование социально-политической ситуации
| Вводное занятие
|
|
| Лабораторная работа
| III. 6.
| Моделирование личности политического лидера. Психодиагностика личности
| Лекция
| III. 7.
| Психодиагностика когнитивной сферы личности политического лидера (психолингвистика, тесты на интеллект)
| Практическое занятие в компьютерном классе
| III. 8.
| Диагностика психо-мотивационной сферы личности политического лидера (тесты-опросники, проективные техники)
| Практическое занятие в компьютерном классе
| III. 9.
| Корреляционные связи между реальным и желаемым имиджем политического лидера: фокус-группа, фокусированное интервью
| Практическое занятие
| III.10.
| Моделирование как инструмент прогнозирования политического процесса
| Итоговое собеседование
| IV. Политическое прогнозирование
| IV. 1.
| Понятие и специфика политического прогнозирования
| Лекция
| IV. 2.
| Виды политического прогноза
| Лекция
| IV. 3.
| Методы политического прогнозирования и моделирования
| Вводное занятие
|
|
| Семинар
| IV. 4.
| Разработка сценариев политического процесса
| Вводное занятие
|
|
| Практикум
| IV. 5.
| Метод исторической аналогии в политическом прогнозировании. Метод экспертных оценок
| Практикум
| IV. 6.
| Политический риск: методика анализа и оценки
| Лекция
| IV. 7.
| Подготовка и принятие политического решения как результат политического прогнозирования
| Вводное занятие
|
|
| Практикум
| IV.8.
| Современная футурология о будущем цивилизации
| Лекция
| IV. 9.
| Прогнозирование политического процесса и эффективность управления
| Итоговое собеседование
| V. Организация политологического исследования
| V. 1.
| Определение стратегии и планирование политологического исследования
| Лекция
| V. 2.
| Особенности методики и этапов прикладного политологического исследования
| Семинар
| V. 3.
| Составление плана исследования с помощью электронного пакета Time Line
| Практическое занятие в компьютерном классе
| V. 4.
| Политическое консультирование в структуре политического управления и государственной службы
| Лекция
| V. 5.
| Современный информационно-аналитический рынок России
| Лекция-беседа
| V. 6.
| Организация политологического исследования как элемент политического управления
| Итоговое собеседование
| Экзамен
| УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА "ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ"
Тема 1 (вводная): ПОЛИТОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
Политология как методологическая основа учебной программы курса. Прикладная политология в системе политических наук. Политические процессы как объект прикладной политологии.
Предмет курса - методы, процедура и технология анализа, прогнозирования и практического воздействия на политический процесс. Особенности исследования политических процессов и отношений. Применение методов точных наук в политическом анализе и прогнозе. Прикладная интерпретация методов политического анализа и прогнозирования. Соотношение теоретического и прикладного знания в курсе.
Структура и логика учебного курса. Принцип единства исследовательского, прогностического и организационно-технического компонентов в учебном курсе. Методология и методика обучения специалистов в области политического анализа и прогноза.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|