Учебно-воспитательной и опытно-экспериментальной работы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Подготовительный этап
Производственная педагогическая практика для Вас начнется с установочной конференции. Установочная конференция очень важна для оптимальной организации последующей деятельности. На установочной конференции руководители расскажут Вам о целях практики, ее содержании, видах и формах отчетности.
Конечно, важным условием успешной деятельности является хорошее владение теоретическими знаниями. Поэтому при подготовке к установочной конференции Вы должны повторить необходимый теоретический материал, изученный при обучении на ступени бакалавриата, в частности в курсах «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» и др.
Выберите одну из тем и подготовьте сообщение на установочной конференции. Готовьте свой доклад индивидуально или группой – по согласованию с руководителем практики. На конференции внимательно слушайте сообщения своих товарищей – это поможет Вам систематизировать свои знания об особенностях учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Возможные темы выступлений:
§ Компетентностный подход к высшему профессиональному образованию.
§ Документы, регламентирующие содержание образования в высшей школе: рабочие программы дисциплин, модули дисциплин, учебный план вуза.
§ Особенности методов, приемов, средств обучения в высшей школе.
§ Особенности организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете.
§ Современные средства оценивания результатов обучения в высшей школе: тестирование, балльно-рейтинговая система, портфолио и др.
§ Электронные средства обучения в образовательном процессе вуза.
§ Взаимосвязь учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности преподавателя высшей школы.
§ Психологические особенности студенческого возраста.
Приказом ректора назначен руководитель практики _______________________________________________
ФИО полностью
По согласованию с руководителем определите факультет, учебную дисциплину и академическую группу, где Вы будете проходить практику.
Основной этап
Ниже определено примерное содержание работы на каждый день первой недели практики. Исходя из реальных условий, Вы можете вносить коррективы.
1 неделя практики. Ознакомление с особенностями организации
Учебно-воспитательного процесса в университете и на факультете
Задание № 1. Беседа с сотрудниками деканата и руководством выпускающей кафедры
До того как начать практическую деятельность в качестве преподавателя, познакомьтесь с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в университете в целом и на конкретном факультете в частности. Прежде всего, Вы должны встретиться с сотрудниками деканата (заместителями декана по различным направлениям работы), а также с руководством кафедры, являющейся выпускающей для той или иной специальности или направления подготовки.
Целью этой встречи является сбор, систематизация и осмысление информации о факультете, где Вы будете проходить практику.
В результате бесед уясните для себя следующее:
1. Каковы содержание и структура Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по тому направлению подготовки, в рамках которого Вам предстоит проходить практику? Какое место в нем занимает Ваша дисциплина (входит в федеральный или вузовский компонент стандарта)? В состав какого цикла дисциплин входит Ваш предмет?
- общенаучный цикл (базовая или вариативная части);
- профессиональный цикл.
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Каково содержание и структура учебного плана по тому направлению подготовки, в рамках которой Вам предстоит проходить практику? Какое место в нем занимает Ваша дисциплина (курс, семестр, общее количество часов, соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы, форма отчетности)?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Какова структура рабочей учебной программы дисциплины ( РУПД )? Какое место в ней занимают темы, занятия, которые Вам предстоит провести (количество часов, вид учебного занятия, соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов и т.д.)?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
4. Каковы особенности академической группы, в которой Вам предстоит проводить занятия (количество студентов, состав, уровень успеваемости, учебная мотивация, дисциплинированность и т.п.)?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Каков уровень материально-технического обеспечения учебного процесса на факультете и кафедре (возможность проводить занятия с использованием компьютеров, мультимедийной установки; наличие лабораторного оборудования и т.д.)?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
6. Каковы организационные условия осуществления учебно-воспитательного процесса на факультете (расписание, обеспеченность аудиторным фондом и пр.)?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
7. Каково содержание деятельности методического совета (комиссии, семинара) кафедры, а также учебно-методического совета факультета? Какие вопросы рассматриваются? Какие формы работы используются?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
8. Как организована система взаимопосещения учебных занятий преподавателями кафедры и факультета? Какие открытые занятия будут проведены в период Вашей практики? Какие критерии анализа учебных занятий приняты кафедрой?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Задание № 2. Беседа с ведущим преподавателем по Вашей дисциплине
Вы должны получить для себя необходимую информацию о программе, учебниках, пособиях, по которым работает преподаватель, о применяемых им технологиях, методах.
В результате беседы и работы с учебно-методической документацией уясните для себя следующее:
1. Каково основное содержание РУПД? По каким учебникам работает преподаватель?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. На какие особенности содержания дисциплины Вам необходимо будет опираться при выборе методов обучения?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
3. Как преподаватель готовится к учебным занятиям? Ознакомьтесь с планами занятий ведущего преподавателя.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
4. Как осуществляется организация самостоятельной работы студентов по дисциплине? Каково содержание самостоятельной работы? Какие формы и методы ее организации используются? Какие методы стимулирования познавательной самостоятельности и активности студентов используются преподавателем?
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
5. Какова система контроля качества обучения данной дисциплине? Какие формы и методы контроля предпочитает преподаватель? Как осуществляется их оптимальный выбор? Ознакомьтесь с дидактическими материалами, используемыми в процессе контроля (тестовые задания, тексты контрольных работ и т.д.)? Выпишите примеры.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
6. Какая внеаудиторная работа проводится преподавателем по Вашей дисциплине (кружок, клуб, проблемная группа, отделение студенческого научного общества, круглые столы, конференции и т.п.)? Познакомьтесь с планом работы кружка или других внеаудиторных занятий, выпишите понравившиеся Вам формы работы.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Посещение и анализ учебных занятий
1. Посетите учебные занятия в прикрепленной академической группе по Вашей дисциплине, а также по другим дисциплинам.
Цель посещений – знакомство с учебной группой ________________________________________________________
шифр группы
а) Зафиксируйте посещенные занятия в таблице:
Дата
| Дисциплина
(модуль дисциплины)
| Вид
занятия
| Тема
| Ф И О
проводившего занятие
| Подпись
преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б) На основе анализа посещенных занятий, бесед со студентами и преподавателями выделите основные особенности группы в целом и отдельных студентов; составьте характеристику группы, отразив в ней следующие аспекты:
· численный состав группы;
· соотношение числа юношей и девушек;
· активность студентов;
· внимательность студентов;
· дисциплинированность студентов;
· ценностные установки, преобладающие в данной группе? (мотивы учебы, личностный смысл получаемых знаний, удовлетворенность процессом обучения, отношение к будущей профессиональной деятельности и др.);
· способность студентов к профессиональной саморефлексии (готовность к самообразованию и самовоспитанию, адекватная самооценка, такт как способность прогнозировать последствия своих действий, самокритичность и т.д.);
· сформированность учебно-информационных учебных умений (слушать, работать с текстом, наблюдать);
· сформированность учебно-интеллектуальных учебных умений (анализировать, обобщать, делать выводы, применять знания в знакомой и незнакомой ситуации);
· сформированность учебно-организационных учебных умений (планировать деятельность и действовать по плану, оценивать результат);
· сформированность учебно-коммуникативных учебных умений (работать в группе, сотрудничать, дискутировать);
· общекультурный уровень, кругозор;
· уровень знаний и умений по Вашей дисциплине;
· темп деятельности;
· характер взаимоотношений в группе (взаимная поддержка, негативное отношение, равнодушие).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Посетите учебные занятия ведущих преподавателей кафедры.
Цель посещений – знакомство с опытом работы лучших преподавателей факультета.
Зафиксируйте посещенные занятия в таблице:
Дата
| Группа
| Дисциплина
(модуль дисциплины)
| Вид
занятия
| Тема
| Ф И О
проводившего занятие
| Подпись
преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Проанализируйте одно из занятий по следующей схеме:
Тема занятия _________________________________________________________________________________________
Форма занятия________________________________________________________________________________________
ФИО, должность преподавателя_________________________________________________________________________
Параметры анализа
| Результаты наблюдений
(отметьте знаком «+» наличие или
«-» отсутствие параметра)
| Примечание
(Ваше мнение)
| +
| –
|
|
|
|
| Организация занятия
| форма занятия соответствует РУПД
| | | | аудитория подготовлена к занятию (доска, мел, учебные места студентов, наглядные пособия и т.п.)
| | | | оргмомент выполняет функцию сосредоточения внимания студентов
| | | | оргмомент занимает минимально необходимое время
| | | | Целеполагание
| цель занятия доведена до сведения студентов
| | | | цель занятия сформулирована с учетом компетентностного подхода к высшему профессиональному образованию
| | | | поставлены задачи в когнитивной, психомоторной и эмоционально-волевой сферах личности
| | | |
|
|
|
| Содержание занятия
| тема занятия соответствует учебно-тематическому плану РУПД
| | | | содержание занятия логично связано с предыдущими и последующими темами дисциплины
| | | | установлены необходимые взаимосвязи с содержанием других учебных дисциплин
| | | | содержание отобранного учебного материала соответствует уровню развития современной науки
| | | | содержание учебного материала связано с практикой профессиональной деятельности в соответствующей сфере
| | | | содержание учебного материала опирается на личностный социальный опыт студентов
| | | | проведена работа над понятийным аппаратом темы
| | | | содержание аудиторного занятия связано с содержанием самостоятельной работы студентов
| | | | реализован воспитательный потенциал учебного занятия
| | | | Технология проведения занятия
| использованы разнообразные образовательные технологии (в выводах укажите, какие именно)
| | | | использованы аудио-, видео- и мультимедийные материалы
| | | |
|
|
|
| использованы интерактивные методы обучения (в выводах укажите, какие именно)
| | | | оптимально сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения
| | | | Формы организации обучения
| на занятии преобладает фронтальная форма организации работы
| | | | на занятии использована групповая форма организации работы
| | | | на занятии использована индивидуальная форма организации работы студентов
| | | | использована нетрадиционная форма проведения занятий (в выводах укажите, какая именно)
| | | | Контроль
| использована балльно-рейтинговая система оценивания
| | | | использовано тестирование
| | | | использованы разнообразные методы и приемы контроля
| | | | использованы нетрадиционные формы и методы контроля (в выводах укажите, какие именно)
| | | | Педагогическая этика
| преподавателем соблюдены нормы педагогической этики и такта в отношении студентов
| | | |
|
|
|
| Эффективность занятия
| время занятия использовано рационально
| | | | содержание занятия соответствует заявленной цели
| | | | технология проведения занятия соответствует его цели и особенностям содержания учебного материала
| | | | цель, содержание, форма и технология проведения занятия соответствуют особенностям учебной группы
| | | | цель учебного занятия достигнута
| | | |
Общий вывод о посещенном занятии ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4. Планирование учебной работы
Вы ознакомились с рабочей программой по дисциплине. На ее основе и по согласованию с ведущим преподавателем, определите, какие занятия Вы будете проводить в период педагогической практики. Вы должны провести не менее 4 занятий за период практики.
1. Заполните таблицу.
Дата
| Группа
| Дисциплина
(модуль дисциплины)
| Вид
занятия
| Тема
| Число
часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. На основе проведенного Вами анализа содержания учебного материала, особенностей группы, особенностей организационного и материального обеспечения учебно-воспитательного процесса сформулируйте задачи учебно-воспитательной работы в конкретной академической группе в рамках Вашего предмета на период практики.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2 -я и последующие недели практики. Организация и проведение
учебно-воспитательной и опытно-экспериментальной работы
Этот период – основная часть практики. Вы должны провести запланированные учебные занятия и предусмотренные программой практики исследования.
Учебная работа
1. Подготовьте и проведите запланированные учебные занятия. Разработайте комплект дидактических материалов к проводимым Вами занятиям.
Дата
| Группа
| Дисциплина
| Тема
| Число
часов
| Оценка
| Подпись преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. По возможности, посещайте занятия ведущего преподавателя и Ваших коллег-практикантов. Фиксируйте посещенные уроки в таблице:
Дата
| Группа
| Дисциплина
| Тема
| Ф И О
проводившего занятие
| Подпись преподавателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитательная работа
Подготовьте и проведите, как минимум, одно внеаудиторное мероприятие со студентами Вашей группы. Это может быть заседание проблемной группы, заседание студенческого научного общества, собрание клуба, предметная олимпиада, круглый стол и т.п.
Дата: ________________________________________________________________________________________________
Группа: ______________________________________________________________________________________________
Название мероприятия: _________________________________________________________________________________
Форма занятия: ________________________________________________________________________________________
Основное содержание: __________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|