Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
Габидуллин З.Г.
«___»___________ 2013 г.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
На тему « Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа. Антигены»
Методические указания для студентов
Дисциплина иммунология
Специальность: 060101 «лечебное дело» (очно-заочная)
курс 3
Семестр 6
Уфа – 2013г.
Тема «Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа. Антигены»
На основании рабочей программы учебной дисциплины: иммунология, утвержденной «» 2013г
Рецензенты:
1. Проф. Мавзютов А.Р.
2. Проф. Мурзабаева Р. Т.
Автор: проф. Ахтариева А.А.
Утверждение на заседании № кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии от 2013 г.
Тема:«Приобретенный иммунитет. Формы иммунного ответа.Антигены»
1.Актуальность. Приобретенный иммунитет формируется при специфическом взаимодействии клеток иммунной системы с антигеном, в результате чего появляются антитела и лимфоциты, адекватно распознающие данный антиген и нейтрализующие его потенциально вредное воздействие на организм. К формам иммунного реагирования относятся: антителообразования, иммунных фагоцитов, киллерная функция лимфоцитов, аллергия (ГНТ, ГЗТ), иммунологическая память, иммунологическая толерантность. Неадекватный иммунный ответ на различные экологические и внутренние факторы,в том числе на микроорганизмы ведут к ряду серьезных нарушений в деятельности всего организма, что лежит в основе патогенеза многих патологических состояний. Поэтому будущие врачи должны быть знакомы с механизмами формирования иммунитета.
Учебные цели: Изучение специфических механизмов иммунного реагирования на антигены.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- специфические формы иммунного ответа;
-антигены, свойства;
-антигенную структуру микробов.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
.-отличить факторов приобретенного иммунитета;
-классифицировать антигенов по специфичности;
-идентифицировать антигенов по специфичности
3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы
1) Приобретенный иммунитет, виды(активный, пассивный, искусственный, естественный, стерильный, нестерильный, антибактериальный, антитоксический, антивирусный, местный и др.)
2) Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета.
3) Формы иммунного ответа.
4) Антигены, свойства(чужеродность, антигенность, иммуногенность, специфичность и др.)
5) Антигенные детерминанты, их строение. Проявление антигенной специфичности: видовая, групповая, органная, гетероспецифическая.
6) Гантены, свойства, аутоантигены.
7) Антигены человека: ксеноантигены, аутоантигены, изоантигены, аллоантигены, антигенные маркеры клеток человека(СD3-,CD-4, CD8-антигены и др. )
8) Главный комплекс гистосовместимости, антигены гистосовместимости I ,II и III классов.
9) Антигены бактерий; группо-, видо-, типоспецифические; протективные; перекрестнореагирующие антигены, суперантигены. Антигенная мимикрия. Корпускулярные, растворимые, нерастворимые, тимусзависимые и тимуснезависимые антигены.
10) Антигенная структура вирусов.
1. Вид занятия: практическое занятие.
2. Продолжительность: 4 часа.
3. Оснащение: таблицы, телевизор, диагностические сыворотки.
4. Содержание занятия:
7.1Контроль исходного уровня знаний
7.2 Разбор, необходимых для освоения темы занятия.
1. Генетически чужеродное вещество (белок, полисахарид, липопротеид, гликопротеин, липопротеин, нуклеопротеин) с характерными химическими группами, которое может вызывать в организме антителообразование и другие формы иммунного ответа, а также взаимодействовать с антителами и антигенраспознающими рецепторами Т- и В-лимфоцитами.
2. По основным иммунореагентам различают гуморальный иммунный ответ(антителообразования) и клеточный иммунный ответ, иммунореагентами, которого являются фагоциты, Т-хелперы1 и цитотоксические Т-лимфоциты.
3. Антиген главной гистосовместимости (МНС) у человека называются HLA (HUMAN LEUCOCYTE ANTIGENS). Антигены МНС I класса (HLC, HLA-B, HLA-C) имеются у всех клеток организма (кроме эритроцитов,Ю нейронов и ворсинчатого трофобласта).
Антигены МНС II класса (HLA-DR, HLA-PP, HLA-PQ) имеются у иммунокомпетентных клеток (А-, Т- и В-клеток).
Антигены МНС I и II класса участвуют в презентации клетками антиенного пептида Т-лимфоцитам: молекулы МНС I класса представляют пептид CD+8 лимфоцитам (киллерам), а МНС II класса- CH4+ Тн-клеткам (хелперам).
Гены, кодирующие МНС I и II классов, находятся в хромосоме 6. Между ними находятся область МНС III класса с генами, кодирующими белки теплового шока, комплемент и ферменты.
Белки теплового шока, обозначаемые HSP(heat shock proteins), имеют все клетки человека, животных и микробов. Они выступают в качестве регуляторов апостоза, активаторов неспецифического и специфического иммунитета. Это необычные внутриклеточные белки, в норме отсутствуют на поверхности клеток, так и в крови. Появление в крови белков теплового шока- сигнал опасности. Они способны образовывать комплекс с пептидами, служа носителями разнообразных антигенных детерминант. Способность белков теплового шока выступать в роли носителя иммуногенности антигенов используются для создания вакцин против разнообразных микробов и опухолей.
7.3.Демонстрации преподавателя. Методики практических приемов по данной теме.
7.4.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.
1) Составление таблицы «Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета»
2) Составление таблицы «Характеристика антигенов человека»
Антигены
| Характеристика
| 1. Ксеноантигены
|
| 2. Аутоантигены
|
| 3. Аллоантигены
|
| 4. Изоантигены
|
| 5. CD3-антигены
|
| 6. CD4- антигены
|
| 7. CD8-антигены
|
| 8. Антигены МНС I класса
|
| 9. Антигены МНС II класса
|
|
Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний.
Тесты.
1. Ксеноантигены- это антигены:
1) Собственных клеток
2) От неродственного донора
3) От генетически идентичного донора
4) Одного биологического вида.
Ответ:2.
2. CD-антигены- это:
1) Маркеры клеток человека
2) Молекулы поверхности клеток
3) Белки
4) Распознаются антигенами МНС
5) Полисахариды.
Ответ: 1-4.
3. Суперантигены вызывают:
1) Поликлониальную активацию лимфоцитов
2) Антигеноспецифическую активацию лимфоцитов
3) Гиперпродукцию цитокинов
4) Деструкцию тканей
5) Гибель Т- клеток
Ответ: 1-5.
4. Толерогены вызывают
1) Аллергию
2) Аутоиммунные болезни
3) Иммунологическую толерантность
4) Иммунологическую память
Ответ: 3.
5.Главный комплекс гистосовместимости- это:
1) Комплекс генов
2) Гены, находящиеся в хромосоме 6
3) Комплекс белков
4) Кодируют синтез антигенов МНС I класса
5) Кодируют синтез антигенов МНС II класса
Ответ: 2, 4, 5.
6.. Иммунологическая специфичность.
1. Означает способность клеток иммунной системы дифференцировать «свое» и «чужое».
2. Отражает способность избирательно реагировать на антигены.
3. Имеет отношение к понятию « клонирование лимфоцитов»
4. Проявляется на этапе иммуногенеза.
5. Проявляется на этапе реализации иммунного ответа Ответ: 1-5
7.. Возможные источники иантигенов для человека:
1. Микроорганизмы
2. Животные.
3. Растения.
4. Синтетические продукты.
5. Другие люди.
6. Собственные ткани. Ответ: 1-5
8. Факторы, определяющие иммуногенность антигена:
1 Структурная чужеродность
2. Молекулярная масса.
3. Химическая природа.
4. Способ введения.
5. Дозировка.
6. Адъювантное сопровождение. Ответ: 1-6
9. Свойства и функции антигена, связанные с эпитопами (антигенными детерминантами)
1. Иммуногенность.
2. Специфичность.
3. Комплементарность. Клоноспецифическим рецепторам лимфоцитов.
4. Адъювантная активность.
5. Активация антигенпредставляющих клеток. Ответ: 2,3
10 Свойства и функции антигена, связанные с носителем:
1. Специфичность (гуморальный иммунитет)
2. Иммуногенность ( геморальный иммунитет).
3. Иммуногенность ( клеточный иммунитет).
4. Специфичность ( Т-клеточный иммунитет).
5. Адьювантная активность. Ответ: 2-5
11. Причина, по которой гаптены лишены иммуногенности:
1. Отсутствие чужеродности.
2. Отсутствие эпитопа.
3. Отсутствие носителя.
4. Низкая молекулярная масса.
5. Иммунологическая толерантность. Ответ: 3,4
12. Свойства гаптенов:
1. Иммуногенность.
2. Чужеродность.
3. Специфичность.
4. способность связываться с преформированными антителами.
5. Способность выполнять функцию эпитопов. Ответ: 2-5
13. Ситуации, в которых гаптены обретают иммуногенность:
1. Конъюгация с белковым носителем.
2.Конъюгация с эпитопами.
3. Комплексирование с адъювантами.
4. Процессинг в антигенпредставляющих клетках.
5. Презентация молекулами МНС.
14. МНС-фенотип.
1. Определяется полиморфизмом МНС-1.
2. Определяется полиморфизмом МНС-2.
3. Результат коэкспрессии двух гаплотипов. Ответ: 1,2.3.
15. HLA-фенотип.
1. Представлен различными классами молекул.
2. Идентичность близких родственников.
3. представлен аллоантигенами ядросодержащих клеток.
4. Отвечает за тканевую несовместимость.
5. Имеет отношение к регуляции иммунного ответа. Ответ: 1,3-5
16. Физиологические функции МНС:
1. Представление антигенов Т-лимфоцитам.
2. Функциональная кооперация клеток иммунной системы.
3. Представление антигенов В- лимфоцитам.
4. Тканевая несовместимость.
5. Регуляция иммунного ответа. Ответ:1,2,5
17. Положения., справедливые для молекул МНС-1.
1. Присутствуют на всех ядросодержащих клетках.
2 Экспрессированы преимущественно на профессиональных антигенпредставляющих клетках.
3. Представляют антигены CD 8 Т-лимфоцитам.
4. Представляют антигены CD4 Т-лимфоцитам.
5. Участвуют в Т-зависимости регуляции образования антител. Ответ:2,4,5
18. Механизмы и понятия, связанные с МНС-рестрикцией иммунного ответа:
1. Двойное распознование антигенов В-лимфоцитами.
2. Экспрессированы приемущественно на профессиональных антигенпредставляющих клетках.
3. Представляют антигены CD 8 Т-лимфоцитам.
4. Представляют антигены CD4 Т-лимфоцитам
5. Участвуют в Т-зависимости регуляции образования антител. Ответ:2,4,5
19. Механизмы и понятия, связанные с МНС-рестрикцией иммунного ответа:
1. Двойное распознование антигенов В-лимфоцитами.
2. МНС зависимое представление Т-эпитопов.
3. Процессинг антигенов в В-лимфоциты. Ответ:2,5
20. Участие МНС (HLA) в регуляции иммунного ответа определяют следующие факторы и механизмы:
1. Избирательное связывание антигенных пептидов.
2. Регуляция экспрессии МНС (HLA) на антигенпредставляющих клетках
3. Полиморфизм МНС (HLA)
4. МНС – I зависимое представление антигенов CD8 Т-лимфоцитам.
5. МНС – II зависимое представление антигенов CD4 Т-лимфоцитам.
Ответ 1-5
Основная и дополнительная литература.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Земсков, А. М. Клиническая иммунология: учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов ; под ред. А. М. Земскова. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2005. - 319 с.
Земсков, А. М. Клиническая иммунология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А. М. Земсков, В. М. Земсков, А. В. Караулов ; под ред. А. М. Земскова. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 432 с.- Режим доступа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970407752.html
2. Хаитов, Р. М. Иммунология: учебник для вузов с компакт-диском / Р. М. Хаитов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 311 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс] : учебник / Р. М. Хаитов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 320 с. - Режим доступа : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412220.html.
3. Ярилин, А. А. Иммунология [Электронный ресурс] : учебник/ А. А. Ярилин. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 749 с.- Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413197.html
4. Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии [Электронный ресурс] : учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 640 с. - Режим доступа:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419748.html
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Основы клинической иммунологии [Электронный ресурс] / Э. Чепель, М. Хейни, С. Мисбах, Н. Сновден; под ред. Р. Хаитова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970406458.html
2. Иммунология. Практикум. Клеточные, молекулярные и генетические методы исследования [Электронный ресурс] :учебное пособие / Л. В. Ковальчук, Г. А. Игнатьева, Л. В. Ганковская [и др.]. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 176 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413173.html
3. Хаитов, Р. М. Иммунология [Электронный ресурс] : атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418581.html
4. Медуницына, Е. Н. Методы диагностики в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / Е. Н. Медуницына, Р. М. Хаитов, Б. В. Пинегин. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0001.html
5. Клинические синдромы в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс] / О. Г. Елисютина, Е. С. Феденко, С. В. Царёв, С. А. Польнер. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0007.html
6.Вылегжанина, Т. Г. Памятки и рекомендации по аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс]/ Т. Г. Вылегжанина. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0025.html
7. Вакцинопрофилактика в аллергологии и иммунологии [Электронный ресурс]/ Н. Ф. Снегова, Р. Я. Мешкова, М. П. Костинов, О. О. Магаршак. - M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/970409039V0005.html
Подпись автора методической разработки « » 20 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|