|
Важнейшие социальные науки
Познание
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
|
|
|
| Процесс познания
|
|
|
|
|
|
| Субъект познания
|
| Результат
|
| Объект познания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив
|
| Все общество
|
| Знание
|
| Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека)
|
| Весь окружающий мир
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Философские взгляды на познание
Агностицизм
(гр. agnostos —
недоступный
познанию)
| Скептицизм
(гр. skeptikos — рассматривающий,
критикующий)
| Оптимизм
(лат. optimus —
наилучший)
| Отрицает полностью или частично
возможность познания мира, познание не дает
достоверных сведений о мире
| Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер
| Утверждает принципиальную познаваемость мира,
принципиальную
возможность получения достоверных
знаний о мире
|
Виды познания: -обыденное, -социальное,
-научное,
-религиозное,
-мифологическое,
-художественное.
Виды познания
| Чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)
| Рациональное познание –
присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления
| Формы:
-Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
-Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
-Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
| Формы:
-Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
-Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
-Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:
-индуктивное – от частного к общему;
-дедуктивное – от общего к частному;
-получаемое по аналогии
|
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Особенности чувственного и рационального познания
| Чувственное познание
| Рациональное познание
| • Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
• Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
| • Опора на результаты чувственного познания
• Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
| Эмоции
| | Чувства
| Аффективная форма проявления моральных чувств
|
| Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т. д.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мотивационная сторона познания
|
|
|
|
|
|
| Устойчивость интересов и целей субъекта познания
|
| | | | | | | | | Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Истина — это:
—соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— некое соглашение, конвенция;
—свойство самосогласованности знаний;
— полезность полученного знания для практики.
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Объективная истина —
это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
| Абсолютная истина -это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
-знание, которое никогда не может быть опровергнуто
| Относительная истина
-это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания;
-это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения
|
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: -соответствие законам логики;
-соответствие ранее открытым законам той или иной науки;
-соответствие фундаментальным законам;
-практика;
-простота, экономичность формы;
-парадоксальность идеи.
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
-материальное производство (труд), преобразование природы;
-социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.);
-научный эксперимент
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания
Наименование
| Сущность
| Житейское
| Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Сводится к констатации фактов и их описанию
| Научное
| Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений.
| Практическое
| Овладение вещами, преобразование мира
| Художественное
| Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии
| Рациональное
| Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
| Иррациональное
| Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
| Личностное
| Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
|
Формы знания
Наименование
| Сущность
| Ненаучное
| Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира
| Донаучное
| Прототип, предпосылочная база научного знания
| Паранаучное (от гр. рага — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание)
| Несовместимое с имеющимся научным знанием
| Лженаучное
| Сознательно использующее домыслы и предрассудки
| Антинаучное
| Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности
|
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
—объективность добываемого знания;
—развитость понятийного аппарата (категориальность);
—рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
—проверяемость;
—высокий уровень обобщения знаний;
—универсальность;
—использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
-эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей (формы: научный факт);
-теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений (формы: проблема, гипотеза, теория)
Методы научного познания:
а) наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
б) универсальные методы:
анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Важнейшие социальные науки
Наименование
| Сущность
| История
| Наука, изучающая прошлое человеческого общества
| Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
| Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
| Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение, слово)
| Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
| Правоведение
| Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
| Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)
| Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
| Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)
| Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
| Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило)
| Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
| Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)
| Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
| Этика (гр. ethos — привычка, обычай)
| Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
|
Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания:
1. Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|