Сделай Сам Свою Работу на 5

Важнейшие социальные науки





Познание

Познаниепроцесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

 

        Процесс познания            
Субъект познания   Результат   Объект познания
                   
Познаю­щий чело­век, наде­ленный волей и со­знанием, или кол­лектив   Все об­щество   Знание   Познавае­мый пред­мет, (про­цесс, яв­ление, внутреннее состояние человека)   Весь ок­ружаю­щий мир
                   
                                           

 

Философские взгляды на познание

Агностицизм (гр. agnostos — недоступный познанию) Скептицизм (гр. skeptikos — рассматривающий, критикующий) Оптимизм (лат. optimus — наилучший)
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире

 



Виды познания:
-обыденное,
-социальное,

-научное,

-религи­озное,

-мифологическое,

-художественное.

Виды познания
Чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) Рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления
Формы: -Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. -Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. -Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы: -Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления. -Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. -Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения: -индуктивное – от частного к общему; -дедуктивное – от общего к частному; -получаемое по аналогии

 



Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

 

Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание Рациональное познание
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов • Опора на результаты чувст­венного познания • Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений
Эмоции Чувства
Аффективная форма проявления моральных чувств     Эмоции, но выраженные в соот­ветствующих понятиях (чув­ства любви, ненависти и т. д.)
             
  Мотивационная сторона познания  
       
  Устойчивость интересов и целей субъекта познания  
               

Заблуждениеэто содержание знания субъекта, не со­ответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.



 

Ложьэто сознательное искажение образа объекта.

 

Истина — это:

—соответствие знаний действительности;

— то, что подтверждено опытом;

— некое соглашение, конвенция;

—свойство самосогласованности знаний;

— полезность полученного знания для практики.

 

Истиназнание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина -это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; -знание, которое никогда не может быть опровергнуто Относительная истина -это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; -это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения

 

Критерий истиныэто то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:
-соответствие законам логи­ки;

-соответствие ранее открытым законам той или иной на­уки;

-соответствие фундаментальным законам;

-практика;

-про­стота, экономичность формы;

-парадоксальность идеи.

 

Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование ре­альной действительности, осуществляющаяся в определен­ном социокультурном контексте.

 

Формы практики:

-материальное производство (труд), преобразование природы;

-социальное действие (реформы, ре­волюции, войны и т. д.);

-научный эксперимент

 

Знаниерезультат познания действительности, со­держание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

 

Виды знания

Наименование Сущность
Житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Сводится к констата­ции фактов и их описанию
Научное Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое Овладение вещами, преобразование мира
Художествен­ное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии
Рациональное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
Иррациональ­ное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
Личностное Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

 

Формы знания

Наименование Сущность
Ненаучное Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывает­ся законами, находится в противоречии с существующей картиной мира
Донаучное Прототип, предпосылочная база научного знания
Паранаучное (от гр. рага — возле, мимо, вне, т. е. околона­учное знание) Несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное Сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности

 

Научное познаниеособый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 

Особенности научного познания:

—объективность добываемого знания;

—развитость понятийного аппарата (категориальность);

—рациональность, связанная с непротиворечивостью, до­казательностью и системностью;

—проверяемость;

—высокий уровень обобщения знаний;

—универсальность;

—использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

 

Уровни научного познания:

-эмпирический - выявление объек­тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей (формы: научный факт);

-теоретический - выявление фундаменталь­ных закономерностей, обна­ружение за видимыми прояв­лениями скрытых, внутрен­них связей и отношений (формы: проблема, гипотеза, теория)

Методы научного познания:

а) наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, описание, сравне­ние

б) универсальные методы:

анализ и син­тез, дедукция и индукция, ана­логия, модели­рование, абстрагирование, идеализация

 

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

 

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

 

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям.

 

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

 

Аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

 

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

 

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, иссле­дование) — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Социальные наукиформа духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

 

Важнейшие социальные науки

Наименование Сущность
История Наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества
Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обраба­тывание и гр. logos — уче­ние, слово) Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре
Политология (гр. polity — права гражданства, полити­ческий порядок и logos — учение, слово) Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом
Правоведение Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности
Социология (гр. societas — общество и гр. logos — уче­ние, слово) Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобаль­ных (общество в целом), так и частных
Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость) Наука о наиболее общих зако­нах развития природы, общест­ва и познания
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило) Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности
Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный) Наука о закономерностях эсте­тического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика (гр. ethos — привыч­ка, обычай) Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является мораль

 

Социальное познаниепроцесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

 

Особенности социального познания:

1. Субъект и объект познания совпадают.

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен­ностное знание.

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.