Сделай Сам Свою Работу на 5

Система военно-физического воспитания господствующих классов.





Физическая культура в России с древнейших времен (с VI в.) до в.п. XIX в.

Народные формы ФВ.

Историю развития ФКС в нашей стране можно условно разделить на три этапа: с древнейших времен до 1917 г., развитие ФКС в СССР и развитие ФКС в РФ после 1991 г.

Возникновение ФУ у восточных славян происходило практически также, как и в других регионах мира. Практика ФВ начала складываться у них в VI-IX вв.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Также существовали и специальные формы воспитания, со временем превратившиеся в ритуалы (например, инициации).

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений, приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).

По мере распада родовой общины воспитательные функции переходят к семье.

В VI-IX вв. у восточных славян сформировались четыре социальных слоя: общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Для каждой социальной группы общая направленность воспитания была связана с образом идеального героя. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания. Каждому периоду исторического развития соответствовал свой образ героя-богатыря. Идеальный образ богатыря-воина показывают старинные русские былины и сказки (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никиты Кожемяки, Ивана крестьянского сына и др.). Богатырь предстает не только как физически непобедимая личность, но и как человек в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. По описанию поединков богатырей можно судить об арсенале их воинского мастерства. Они владели приемами и борьбы и рукопашного боя, мастерски использовали холодное оружие, умели стрелять из лука, играть в шахматы. Есть описания установившейся динамики схватки. Сначала соперники сражаются на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок продолжается в рукопашной борцовской схватке.



В своем развитии некоторые народы миновали рабовладельческий период и от первобытно-общинного перешли к феодальному. Что в значительной степени предопределило своеобразный путь развития ФК.



Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье.

К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало мальчика 7-14 лет. Они помогали отцам в выполнении «мужских» видов работ, прежде всего в сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве. Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать и др.

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения и мировоззренческие представления общины. Идеологической основой воспитания на Руси были языческая, а затем христианская религии. Христианство формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводство, образование, социальная жизнь (всякое деяние требовало обязательного церковного благословения). Интересы церкви и государства были практически едиными.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины.



Профессиональные воины в древнерусском раннефеодальном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI-IX вв. Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.

Известный русский историк С.М. Соловьев писал о военно-физических качествах древних славян: «...особенно отличались славяне искусством плавать и скрываться в реках… Вооружение славян состояло из двух малых копий, некоторые имели и щиты, использовали также деревянные луки и маленькие стрелы, намазанные ядом».

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть вpeмeнныx лет». Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой книге (написана она была в начале ХII в.) говорится, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне - жили в лесах, но в свободное от работы время ими «...устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все люди от мала до велика». Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.

Главными же действующими лицами древнеславянских летописей быликнязья. В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.

Первое изображение борцовской схватки датируется 1197 г., когда во Владимире был построен Дмитровский собор. В нем имеется барельеф, изображающий сценку борьбы. Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, уверенно утверждают, что в то время уже существовали такие виды, как борьба «в обхват» и «поясная», в которой былизапрещены броски с помощью ног.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. В результате запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением. В результате такого «смягчения» борьба, с одной стороны, что-то теряла в прикладном боевом отношении, с другой открывала более широкие пути для ее развития в спортивном направлении, для совершенствования уже чисто борцовской техники и тактики.

Традиции кулачного боя существовали на нашей земле издревле. И если письменные свидетельства говорят о существовании у нас кулачного боя в Х в., то имеются и другие сведения - о том, что они были непременной частью древних игрищ. Со временем у западных и южных славян обычай кулачного боя исчез.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на сам»), «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Бой «сам на сам» былблизок к старому английскому боксу на голых кулаках, но отличался от него меньшей жестокостью. Перед тем как начать бой, соперники трижды обнимали и целовали друг друга, демонстрируя отсутствие какой-либо вражды между ними. С падением одного из бойцов бой прекращался, в то время как в английском боксе избиение лежащего продолжалось (оно былозапрещено только в 1743 г.).

Однако самыми любимыми и наиболее широко распространенными на Руси были массовые бои «стенка на стенку».

«Сцеплялка-свалка» - массовый и озорной вид боя, где каждый бился сам за себя и против всех остальных. Он перестал существовать уже очень давно.

Правила кулачных боев формировались долгое время. Первым важным шагом было полное размежевание с палочным боем. Кулачный бой стал исключительно безоружной схваткой. Далее были запрещены удары ногами и использование ног для бросков. Во многих местностях существовали свои особенности в правилах, но со временем они стали едиными для всей России. Одно из правил кулачного боя стало даже пословицей, символизирующей русское благородство в бою: «Лежачего не бьют». Имелось правило, согласно которому боец, обычно тот, кто получил слишком сильный удар, мог присесть на корточки, и его, как лежачего, уже никто не смел трогать. Очень строго соблюдалось правило ведения боя только кулаками, без каких-либо металлических «закладок». Уличенные в этом наказывались беспощадно: их жестоко били не только чужие, но и свои.

Вместе с тем в высших слоях общества утвердилось отрицательное и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пытались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для этого были объективные причины.

За ХIII первую половину XV вв. Русь выдержала более 160 войн. В XVIII в. она воевала 60 лет. Поэтому в физической подготовке преобладала военная направленность, в частности кулачный бой.

Русская православная церковь выступала против народных игрищ и ФУ. С с. XVI в. (1551 г.) церковными законами кулачные бои были запрещены, а в с. XVII в. (1648 г.) они были запрещены и светской властью, когда царь Алексей Михайлович (отец Петра I) под давлением духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав.

Но народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои национальные традиции, игры, упражнения. Целый ряд первых наших боксеров до своего прихода в этот вид спорта уже имел определенный опыт в «стеношном» кулачном бое.

Конные и пешие состязания, единоборства формировали нравственные черты и развивали двигательные качества. Народ особенно ценил смелость и решительность, физическую силу при поднятии тяжестей. Были особые правила рукоборства сидя, стоя и различных видов борьбы. Развлечения были составной частью всех праздников, и те, кто хотели для увеселения участвовать в кулачном бою выбирали между собой «главных», которые должны были явиться в полицию, где их имена записывались и указывались места для боев. И только в этих местах под присмотром «тех сотских, пятидесятских и десятских» могли проводиться бои. Тем самым дворянская монархия в лице Екатерины I, издавшей указ «О кулачных боях» (1726), стремилась к регламентации популярных единоборств. Однако этот указ не был подкреплен соответствующим механизмом контроля и финансирования и на деле не всегда работал.

Елизавета Петровна также пыталась усовершенствовать «регламент» Петра I в Невской флотилии, но, к сожалению, регламентация гребного и парусного спорта, бокса в России не удалась.

Изобретения народных умельцев способствовали ускоренному развитию прикладных, технических видов спорта.

У народов России высоко ценились игры, выявляющие рассудительность и остроту ума, восприимчивость и любознательность, честность и правдивость, уважение к старшим и гостеприимство – «волки и овцы», «гуси-лебеди», «коршун», «котел», «шаровки» и др.

Народные формы физического воспитанияособенно интересны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любовь к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель – подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, т.е. было представлено разнообразие форм и средств физической подготовки. В основе используемых методов обучения военно-физическим упражнениям лежал эмпирический подход – пример, подражание, копирование, опыт.

Казачество как военное сословие в России начало складываться с XIV в., это были вольные люди, работавшие по найму и несшие военную службу в пограничных районах. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны своих границ и в войнах. В XVIII в. оно подчинило казаков, превратив в привилегированное военное сословие. К началу ХХ в. в Российской империи существовало 11 казачьих войск (территорий).

Военно-физическое воспитание казаков (например, в Донском казачьем войске) начиналось с рождения, когда младенцу приносили в дар воинские символы – стрелу, порох, лук, ружье и т.п. Когда у него прорезывались зубы, родители сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен, чтобы их сын стал храбрым казаком. Трехлетние дети уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. Девятнадцатилетних парней (малолеток) записывали в служилые казаки. Войсковой атаман назначал место, куда собирались из 20-30 и более станиц атаманы со стариками и все малолетки на лучших породистых конях, в полном вооружении: с пиками, длинными ружьями, шашками, луками и пр. Там в течение от двух недель до месяца устраивался смотр молодых казаков, в ходе которого проверялась резвость лошадей в скачке, умение на полном скаку стрелять в цель, скакать во весь опор с шашкой или ружьем, подхватывать на полном скаку с земли монету или плеть. Были также испытания в поединках двух казаков на конях в бое плетьми, а также массовые переправы всадников через реку в полном вооружении. Отличившиеся молодые казаки награждались войсковым атаманом уздечками, оружием и т.п., что считалось очень почетным. К вечеру обычно устраивались кулачные бои.

В праздничные дни казаки устраивали соревнования по борьбе, различные виды бега, игры с мячом, в чехарду, в бабки и пр., но особенно популярны были стрельба и скачки. Любимыми занятиями казаков были охота и рыбная ловля.

ФВ девочек и девушек-казачек никто специально не занимался. Необходимую закалку и сноровку они приобретали, работая по хозяйству, а также в играх (в кремешки, в жмурки, в лапту).

Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Часто в этих играх участвовали и девочки.

Т.о., при практически отсутствующих государственных формах ФВ в феодальной России решающую роль в физической подготовке населения играли народные формы. Среди них можно выделить национальные виды борьбы, кулачные бои, военно-физическую подготовку российского казачества, национальные игры и развлечения, связанные с двигательной деятельностью. Содержание народных ФУ было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Практически у всех национальностей, населявших нашу страну, культивировались свои народные виды ФУ, которые не могли уничтожить ни запреты духовенства, ни указы царского правительства.

 

Система военно-физического воспитания господствующих классов.

В I тыс. до н.э. в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье образовались рабовладельческие государства. Военно-физическое воспитание рабовладельцев носило организованный характер и начиналось с раннего возраста. Воспитание поручалось наиболее опытным военачальникам. Археологические находки указывают на то, что в VIII-VI вв. до н.э. в Причерноморье были греческие колонии, там существовали палестры и гимнасии, в которых молодые рабовладельцы получали физическую подготовку и участвовали в состязаниях. После установления связей с Грецией и Римом, армянские и грузинские атлеты принимали участие в некоторых греческих и римских играх.

У рабовладельцев Армении и Грузии система ФВ включала верховую езду, стрельбу из лука, метания (дротика, копья), охоту, бег, гимнастические и акробатические упражнения, борьбу и кулачный бой.

ФВ господствующего класса в Киевском феодальном государстве начиная с X в., по свидетельству летописей, имело организованные формы. Цели и содержание его не отличалось от воспитания феодалов других стран, но в воспитании русских привилегированных классов были элементы народных традиций, игрищ и нередко не воспринимались рыцарские турниры, а использовался так называемый «божий суд» - одиночный бой. В своих завещаниях князья Русской земли предупреждали, чтобы сыновья не въезжали в уделы друг к другу на охоту; мужам-старцам запрещалось определять уровень физической дееспособности на игрищах. Духовенство осуждало народ за страсть к боям. ФК, исключенная из церковных воспитательных обрядов, была лишена основы для легального развития. Поэтому ФК недостаточно использовалась для подготовки воинов-русичей.

В период татаро-монгольского ига (1207-1480) большинство русских городов было завоевано. Свободу сохранили горожане Великого Новгорода и Пскова, но и там, как и по всей Великой Руси было самоуправление в вопросах ФВ. Нередко советы старцев (старост) накануне праздников утверждали программы-смотры физической подготовленности разных категорий мужского населения. Беспрерывная смена князей вносила противоречивые правила и в поединки («божий суд»). Однако такие князья, как Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и многие другие своим личным примером увлекали строго соблюдать правила древнерусских единоборств.

В княжеских и боярских домах появляются специальные лица (дядьки-пестуны) для воспитания и обучения детей. Они выполняли также обязанности распорядителя на «игрушках»-развлечениях и княжеских утехах.

В к. XV в. Москва становится столицей Русского централизованного государства. Впервые против татар сражается казачество. Никоновская летопись (1444) сообщает об успешном походе «лыжной рати» москвичей против татар. При Иване IV неоднократно формировались и специальные отряды с огнестрельным оружием.

Воины-лыжники успешно действовали в Ливонской войне (1558-1583).

В ходе проведения военной реформы (1550) был установлен единый порядок организации военных сил, стали регулярно проводиться военные смотры казаков, ратников, военачальников. На этих смотрах ФУ и игры были составной частью военно-физической подготовки.

Во времена Петра I в быту дворянской знати России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья широко было развито фехтование на эспадронах, саблях, рапирах, мечах, кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; различные виды охоты; верховая езда как среди мужчин, так и среди женщин. Для обучения верховой езде, фехтованию, танцев и гимнастики приглашались иностранные специалисты. Было обучение парусному и гребному делу.

В п.п. XIX в. получили распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, предназначенные для аристократических кругов.

Для занятий и развлечений строились специальные сооружения: манежи, тиры, ипподромы, катальные горы.

Т.о. со в.п. X в. развитие ФК сдерживалось междуусобицей феодалов и продолжительно трудным сосуществованием на Руси языческих обрядов с христианскими. Отсутствие профессионального воспитания, особенно в период «татаро-монгольского ига», негативно влияло и на создание системы ФВ. В условиях религиозного фанатизма и террора опричников также не было возможности совершенствовать и регламентировать (официально составить правила соревнований) российские состязательные ФУ и игры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.