Сделай Сам Свою Работу на 5

Статья. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков. 2015





Классификация коммерческих банков

Коммерческие банки можно классифицировать по различным признакам:
1. В зависимости от принадлежности капитала (по форме собственности) выделяют следующие виды коммерческих банков: государственные, акционерные, кооперативные, муниципальные, смешанные и совместные.
В государственном коммерческом банке капитал принадлежит государству.
Акционерные коммерческие банки формируют собственный капитал за счет продажи акций. Они подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Кооперативные (паевые) банки формируют капитал за счет реализации паев.
Муниципальные банки формируются за счет муниципальной (городской) собственности или находятся в управлении города. Основной их задачей является обслуживание потребностей города в банковских услугах.
Смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности.
Совместные банки, или банки с участием иностранного капитала.
2. По объему и разнообразию операций выделяют следующие виды коммерческих банков:
- универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов;
- специализированные, которые ориентируются на проведение одной или двух видов операций и обслуживают специфическую клиентуру (ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк).
3. По срокам выдаваемых кредитов выделяют следующие виды коммерческих банков:
- банки краткосрочного кредитования выдают кредиты на срок до трех лет;
- банки долгосрочного кредитования, например ипотечные, выдают кредиты на срок свыше пяти лет.
4. По хозяйственному признаку в зависимости от отрасли, которую банки обслуживают в первую очередь, выделяют следующие виды коммерческих банков: промышленные, торговые и сельскохозяйственные банки.
5. По надежности выделяют следующие виды коммерческих банков:
- высшая категория надежности;
- средняя категория надежности;
- стабильно работающие банки имеют отдельные недостатки, но достаточно стабильно работают на финансовом рынке;
- банки, имеющие признаки проблемности – эта категория банков наиболее многочисленная.
6. По величине зарегистрированного уставного капитала выделяют:
а) крупные банки – это первые 200 банков по размеру уставного капитала;
б) средние – банки с размером капитала от 5 млн. евро до уровня, соответствующего размеру капитала 201 банка;
в) мелкие – банки с размером капитала до 5 млн. евро.
В настоящее время доля крупных банков составляет 17 % от их общего числа, однако они сосредоточили более 90 % совокупных активов банковской системы РФ и более 80 % всего капитала.
7. По территориальному признаку выделяют следующие виды коммерческих банков: местные, федеральные, республиканские и международные.
8. По наличию филиальной сети различают банки с филиалами и без филиалов.
9. По степени независимости выделяют следующие виды коммерческих банков:
А. Уполномоченные – банки, которым органами управления переданы часть функций и исключительные полномочия в проведении каких-либо операций, обслуживании конкретных клиентов, монополии сегмента рынка. Например, банк «Москва» является уполномоченным банком правительства Москвы; «Газпромбанк» – РАО «Газпром».
Б. Самостоятельные – независимые банки, контрольным пакетом акций которого не располагает ни один из его учредителей (участников).
В. Дочерние банки, зависимые от материнского банка, доля которого в уставном капитале не менее 50 %.
Г. Сателлиты – зависимые от конкретного клиента банки, как правило, обслуживающие только его.





4.



Статья. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков. 2015

В настоящее время важным аспектом функционирования коммерческих банков Российской Федерации является нормативно-правовая база, на которой основана вся банковская система страны.
1. Так, источниками банковского права выступают положения Конституции Российской Федерации. в Конституции Российской Федерации сказано о том, что денежную эмиссию в стране осуществляет Центральный банк Российской Федерации - важнейший банк первого уровня в банковской системе страны.

2. Вторым после Конституции РФ законом, регулирующим деятельность коммерческих банков, является Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» - это основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ..
3. Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» было принято Банком России 26 марта 2004 года и вступило в силу с 1 августа 2004 года. Данное положение заменило инструкцию Банка России от 30 июня 1997 года № 62а «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам».
Основная цель создания положения - методологическая проработка процесса оценки уровня рисков при банковском кредитовании и создания резервов под возможные кредитные потери. Все кредитные организации обязаны руководствоваться данным положением при формировании кредитного портфеля и портфеля резервов на возможные потери. Также кредитные организации могут создавать собственные методики при оценке качества ссуд и формирования резервов по ним. Важно, чтобы собственная методика банка не противоречила нормам положения.
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 - основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.
5. Инструкция Банка России № 139-И «Об обязательных нормативах банков» вступила в силу с 1 января 2013 года. Это новый нормативный документ, который заменил инструкцию № 110-И, отмененную в конце 2012 года.
Основная функция данного документа - установление, порядок расчета, контроля исполнения обязательных нормативов банковской деятельности. Инструкция применяется в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков и вводит числовые значения и методику расчета обязательных нормативов коммерческих банков, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
В частности, в инструкции устанавливаются числовые значения и методика расчета таких обязательных нормативов банков, как:
-достаточность собственных средств (капитала) (Н1);
-мгновенная ликвидность (Н2);
-текущая ликвидность (Н3);
- долгосрочная ликвидность (Н4);
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);
- максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7);
- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1);
- совокупная величина риска по инсайдерам банка (Н10.1);
- использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12).
Отметим, что несоблюдение кредитной организацией указанных нормативов - существенное нарушение порядка ведения банковской деятельности, за которое Банк России традиционно применяет различные виды взысканий, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.
6. Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Федеральный закон «О национальной платежной системе» (НПС) устанавливает правовые и организационные основы НПС и ее субъектов, определяет порядок оказания платежных услуг, в т. ч. проведения переводов электронных денежных средств, и осуществления надзора.
7. Закон о страховании вкладов («О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации») был подписан президентом РФ в конце 2003 года, вступил в силу в 2004 году. Он предусматривает выплату вкладов клиентам банков — физическим лицам при наступлении страхового случая (отзыв у банка лицензии ЦБ на осуществление банковских операций или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка). С момента принятия документа сумма страхового возмещения была увеличена со 100 тыс. до 700 тыс. рублей и по состоянию на 1 декабря 2014 года сумма страхового возмещения увеличена до 1,4 млн. рублей.
8. Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях» был принят Государственной думой 22 декабря 2004 года.
Он устанавливает правовые и организационные основы для объединения и обмена информацией об исполнении заемщиком своих обязательств перед кредитором. Эти сведения позволяют банкам оценивать свои риски при выдаче кредитов. Согласно закону банки должны предоставлять в бюро кредитных историй (БКИ) информацию о своих заемщиках, которые дали на это свое согласие.
9. Закон о потребительском кредитовании был принят Государственной думой 13 декабря 2013 года и вступает в силу 1 июля 2014 года. Документ регулирует отношения, которые возникают в связи с предоставлением физическому лицу кредита (займа), при этом закон не распространяется на кредиты, обеспеченные ипотекой.
Под действие закона попадают банки и небанковские кредитные организации (микрофинансовые организации, кредитные кооперативы).
Копирование материала запрещено www.dagdiplom.ru
10. И, наконец, последний закон, регулирующий деятельность коммерческих банков - Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был принят Государственной думой 18 июня 2010 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года.
Закон устанавливает правовые основы осуществления деятельности микрофинансовых компаний, определяет порядок регулирования деятельности МФО, устанавливает условия выдачи микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций

6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.