Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема (модуль) 5. Философия общества





 

1.1 Цели модуля:

1. продолжить формирование понятия, закономерностей и основных исследовательских программ философии общества и раскрыть место социальной философии в системе философского знания;

2. развитие навыков самостоятельного философского мышления и умений анализировать процессы, события и динамику общества как саморазвивающейся системы;

3. способствовать становлению активной гражданской позиции специалиста, используя ценности духовной культуры и морового опыта человечества.

1.2 Структурная модель процесса обучения (учебно-информационный блок) – 12 часов.

Таблица 1 – Тема «Философия общества»

№ п/п Тема занятия Тип урока Форма урока Количество часов
1. Основные проблемы, предмет и функции философии общества Урок формирования новых знаний Лекция, эвр. Беседа
2. Динамика общества как саморазвивающейся системы Урок углубления знаний Лекция, проблемные вопросы
3. Основные подсистемы общества Урок систематизации знаний Обобщающая лекция, письменный опрос
4. Философские проблемы социальной динамики. Основные Урок углубления знаний. Интерактивный семинар, обсуждение
  исследовательские проблемы в обществознании. Подсистемы общества.   рефератов и презентаций  
5. Специфические черты и подсистемы общества как саморазвивающейся системы. Философия общества. Урок углубления и систематизации знаний Семинар-конференция, составление содержательно-логических схем
6. Современный этап цивилизационного развития общества.   Зачёт, тест итогового контроля или разноуровневые задания
Итого: 12 часов

 



2. Основной текст:

(по кн. Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. Основы философии. Мн., Высшая школа, 2009г. гл. с. )

 

3. Словарь понятий

Общество1) в узком смысле под ним подразумевают или отдельную часть человечества, или конкретный исторический период его развития;

2) в широком значении – это высший уровень организации живой материи.



Социальная система – вся совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Социальное бытие – это процесс философской рефлексии как социальная реальность.

Социальная структура – есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами.

Формация – определённый тип общества, представляющий собой особую ступень его развития. В рамках марксистского подхода это диалектическое взаимодействие базиса и надстройки.

Власть – это реальная способность тез или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личности.

Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства.

Культура – (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) отражает совокупность отношений и объектов (материальных и идеальных), форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнении к природным, знаний и способов описания окружающего мира, выработанных в ходе социальной практики.

 

4. Материалы используемые в процессе обучения:

4.1 Материалы и лекции

Возможен следующий план лекции:

1. Основные проблемы, предмет, функции философии общества и место социальной философии в системе философских знаний.

2. Общество как развивающаяся система. Основные черты общества и типы социальных структур. Динамика общества как саморазвивающейся системы.



3. Основные подсистемы общества: экономика, политика, право, культура

Вопросы к эвристической беседе (уровень представления).

1. В чём специфика социальной философии как раздела философского знания?

2. Что означает общество?

- в узком смысле слова общество?

- в широком смысле слова общество?

3. Перечислите исследовательские программы социальной философии.

4. Какова сущность натуралистической программы в обществознании?

5. В чём смысл культурно-центристской исследовательской программы философии общества?

6. Что означает психологическая и социопсихологическая исследовательская программа социальной философии?

7. Поясните исследовательские программы классического и постклассического марксизма.

8. Определите сущность программы социального действия М.Вебера.

9. Объясните программу социальной реальности Дж. Г. Мида.

10. Поясните программу структурного функционализма Т. Парсонса.

11. Что означает программа коммуникативного действия Ю. Хаберласа.

 

4.2 Проблемные вопросы:

1. В чём особенности предмета социальной философии?

2. Используя аргументы поясните – что общества изучалось и другими разделами философских знаний:

- антология…..?

- гносеология….?

- антропология….?

- аксиология…?

3. На Ваш взгляд, почему исследования общества было приоритетным направлением в философии?

4. Прокомментируйте таблицу:

Таблица 2 – Исследовательские модели анализа общества.

Название модели Представители (сторонники) Сущность
Ценностно-нормативная социальная философия Платон, Аристотель, Ф. Ницше, П. Сорокин, Н.А. Берядев и др. Предпочтение желаемых форм общественного устройства и норм достойного существования в истории, предназначение истории как соответствующей высшей ценности человеческого бытия, а философия как ценностно-ориентированное самосознание различных эпох человеческой истории.
Научно-рефлексивная социальная философия Сен-Симон, И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс, Спенсер и др. Анализ сущности социальной реальности как подсистемы целостного мира на основе категориально-понятийного аппарата социума.

 

5. Что означает общественное, социальное?

6. В чем отличие общества от природы?

7. Верно ли, что в обществе ничего не делается без желаемой цели? Аргументируйте фактами из истории

8. Что означает социальная структура общества?

9. Раскройте социально-этническую подструктуру общества? ( род, племя, народность, нация)

10. Изложите социально-демографическую подструктуру общества. Как эта проблема характерна для современной Беларуси?

11. Объясните социально-пространственную форму организации общества. (внутриземельские, внутригородские, межпоселенческие и т.п.)

12. Что собой представляет социально-классовая подструктура общества?

13. Сформулируйте сущность профессионально-образовательной подструктуры общества.

14. Объясните теорию социальной стратификации.

15. Противоречит ли теория социальной нации учению о классовой структуре общества?

 

4.3 Задания письменного опроса (по выбору студента)=15

1. Вклад Платона в развитие учения об обществе.

2. Взгляды Аристотеля об обществе.

3. Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо о сущности концепции общественного договора.

4. Социал-утописты и их взгляды об идеальном общественном строе.

5. Философские идеи об обществе Гегеля.

6. Философские идеи Огюста Конта о науке об обществе.

7. Идеи позитивизма Герберта Сильесера анализа общественных явлений.

8. Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса о развитии общества.

9. Концепция социального действия М. Вебера.

10. Основные подсистемы общества.

 

4.4 Материалы к интерактивному семинару.

Возможен следующий план семинара:

1. Общество как саморазвивающаяся система.

2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.

а) источники социальной динамики и социальных противоречий;

б) социальная революция и классовая борьба;

в) социальные реформы как альтернатива революции;

г) идея социальной трансформации ХХ века.

3. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.

а) формационный (стадиально-поступательный или линейный) подход социальной истории;

б) цивилизационный подход социальной истории;

в) культурологический подход к анализу истории общества.

4. Современный этап цивилизационного развития.

а) региональный и локальный (национальный) уровни цивилизации;

б) восточная (традиционная) цивилизация;

в) западная (техногенная) цивилизация;

г) глобализация в современном обществе (феномен и противоречие).

На семинаре можно обсудить заранее подготовленные индивидуальные сообщения, рефераты или компьютерные презентации по следующей тематике:

1. Социальный конфликт как один из видов социальных отношений и его формы.

2. Концепция ненасилия в современной философии общества.

3. Социальная структура современного белорусского общества.

4. Философия истории и значение исторического познания.

5. Социальный процесс и его гуманистические параметры.

 

4.5 Материалы к семинару-дискуссии:

Возможен следующий план семинара:

1. Человек в системе социально-экономических отношений.

2. Философия политики.

а) политика и субъекты политики;

б) власть и её феномен;

в) роль личности (лидера) в политике.

3. Философия права.

а) право – это система социальных норм и отношений в государстве;

б) право и политика;

в) государство и гражданское общество;

г) феномен идеологии в политической жизни общества;

д) политика и нравственность в современном обществе.

4. Философия культуры.

а) культура и её основные функции;

б) духовная культура и интеллектуальная деятельность человека;

в) формы духовного освоения реальности (религия, мораль, искусство, техника);

г) технократизм как социально-культурное явление.

 

Тематика индивидуальных сообщений, докладов, рефератов или компьютерных презентаций:

1. Белорусская модель рынка.

2. Этика бизнеса.

3. Политическая система и политические процессы в Республике Беларусь, СНГ, мире.

4. Республика Беларусь – это унитарное, правовое, демократическое и социальное государство.

5. Типология государств.

6. Языки культуры и их многообразие.

7. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства.

8. Философия религии и религиоведение.

9. Философия морали и этики.

10. Философия искусства и специфика её проблем.

11. Философия техники и социальные последствия научно-технического прогресса.

 

4.6 Материалы к практическому занятию.

Возможен вариант 1 час (письменная работа по вариантам)

2 час (зачёт)

 

 

Вариант 1

1. Репродуктивный уровень

Раскройте понятия:

- общество;

- социальная структура;

- формация.

2. Продуктивный уровень

Заполните таблицу:

Таблица 3 – «Государств и его признаки»

Признаки Сущность
Органы государственной власти  
Право и социальные нормы  
Территория  
Народ  

 

3. Творческий уровень

1. В своих работах «Государство» и «Закон» древнегреческий мыслитель Платон рассмотрел варианты «идеального» государства – это есть воплощение справедливости. Оцените эти взгляды и каково Ваше мнение?

2. Используя аргументы раскройте формы социального конфликта как вида социальных отношений за реализацию своих интересов.

3. На примерах Республики Беларусь охарактеризуйте динамику взаимодействия элементов социальной системы.

Вариант 2

1. Репродуктивный уровень

Раскройте понятия:

- социальная система;

- власть;

- социальное бытие.

2. Продуктивный уровень

Заполните таблицу:

Таблица 4 – «Подсистемы общества»

Название подсистемы общества Характеристика
Экономика  
Политика  
Культура  
Право  

 

3 Творческий уровень

1. Древнегреческий мыслитель Платон считал аристократию наилучшей формой правления государством. Так ли это и предложите свои варианты.

2. Используя аргументы, раскройте природу и особенности революций в социальной динамике.

3. Оцените роль общечеловеческих социальных норм и духовных ценностей для развития современной Республики Беларусь.

 

Вариант 3

1. Репродуктивный уровень

Раскройте понятия:

- социальная философия;

- право;

- культура.

2. Продуктивный уровень

Заполните таблицу:

Таблица 4 – «Типы социальных структур общества »

Название позиции Состав
Социально-этническая структура Род, племя
Социально-демографическая структура  
Социально-классовая  
Профессионально-образовательная  

 

3.Творческий уровень

1. Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что человек – «политическое животное». Оцените эту точку зрения и каково Ваше мнение?

2. Используя аргументы раскройте роль реформ в модернизации общества.

3. Оцените особенности развития современного этапа развития Республики Беларусь. Ваши предложения.

 

Литература:

1. Философия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 2.Под общей ред. Я.С. Яскевич. Мн., РИВШ, 2005. с.232-385.

2. о

3. Я.С. Яскевич. Философия (конспект лекций), 2010г. разд. V, с.95-120.

4. Основы социально-гуманитарных наук (учебно-методический комплекс) под общей редакцией Г.И. Бобко, Минск, 2005г., с. 75-115.

5. Э.М. Калицкий, М.В. Ильин, Н.Н. Сикорская. Разработка средств контроля учебной деятельности. Мн., 2005.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.