Цивилизационный подход к периодизации истории
В 20в. стал утверждаться цивилизац-й подход. Осн. понятия цивилизац. в науке:
1. цивилизация понимается как ступень в развитии общ-ва, следующее за дикостью и варварством (Энгельс)
2. цивилизация понимается как уровень развития отдельного этноса или региона
3. цивилизация понимается как стадия упадка и деградации в развитии отдельных культур (Шперглер «Закат Европы). Полагая, что каждая куль-ра – это живой организм, кот. рождается, растет, стареет и умирает, длиться примерно 1500лет. Считается, что цивилизация – это упадок, деградация.
4. цивилизация отождествляется с культурой . Тойнби английский историк, в работе «постижение истории» В основе каждой цивилизации лежит религия.
5. Современная цивилизация
Цивилизация – это единство материи и дух-ой куль-ры в опред-х пространственно-временных границах. При выделении цивилизации главным критерием яв-ся не экон., а духовные, культурологические.
Факторы, влияющие на особенности цивилизации:
1. природные факторы (климат, географическая среда).
2. технико-технологический базис, в связи с кот. выделяют 3 волны:
- до индустриальное
- индустриальная
- постиндустриальная
3. особенности истории
4. особенности менталитетов нородов
Отличие:
Цивилизационный подход ориентируется на выделение особенного и уникального в разных странах и народов.
Недостатки цивилизационного подхода:
1. затрудняет изучение чел-ва как единого целого.
2. трудно выявить закономерности в чел-кой истории.
В нас. время соц. науки используют оба подхода, они взаимно дополняют др. др.
Формационный подход более приемлем для изучения запада, а цивилизационный для востока.
№41 Личность и общество. Их взаимодействие
Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.
Процесс социализации проходит несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость и происходит через так называемых агентов и институты социализации. Агенты – это конкретные люди, которые способны обучать других культурным нормам. К ним относятся родители, родственники, друзья (агенты первичной социализации, они относятся к микроклимату обитания личности), учителя, преподаватели вузов, коллеги, руководители (агенты вторичной организации, относятся к макроклимату). Институтами социализации являются учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это - семья, школа, армия, церковь. Социализация отличается от адаптации – процесса привыкания и приспособления к новым условиям существования. Личность может стать и субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация – это утрата или сознательный отказ от усвоения ценностей, норм поведения, привычного образа жизни, социальных ролей. Ресоциализация представляет собой восстановление утраченных ценностей и социальных норм, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни.
В процессе социализации происходит становление и развитие духовного мира личности, который включает в себя:
1. духовные потребности в познании окружающего мира, самопознании, а также в самовыражении и самопознании;
2. знания о природе, обществе и человеке;
3. убеждения, взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность;
4. вера в истинность своих убеждений;
5. способность к тем или иным видам и формам деятельности;
6. чувства и эмоции – это отношение человека к миру и к самому себе;
7. цели, которые человек ставит перед собой.
Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение – система взглядов человека на мир и свое место в этом мире. Выделяют следующие типы мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт, формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды и представления человека;
3) научное, которое опирается на достижения современной науки;
4) гуманистическое, основанное на представлениях о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Под влиянием мировоззренческих установок и взглядов у человека формируется представление о смысле своей жизни.
Важно отметить, что происходит не одностороннее влияние общества на человека, но есть ещё и обратная связь. Роль личности в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. (Гитлер, Иван Грозный, Колумб, З.Фрейд).
№40 Общественный прогресс и его критерии.
Изменения, движение в обществе принято называть общественным процессом. Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются многие поколения людей. В историческом процессе происходит взаимодействие объекта и субъекта, воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего. Объект общественного процесса – вся историческая действительность, а субъект – его участники (классы, соц.группы, организации людей, индивиды, выдающиеся личности). Самым значимым объектом истории в XIX Л. Карсавин считал всё человечество, а К. Маркс решающую роль отводил народным массам, потому что именно они создают материальные и духовные блага, необходимые для человеческого существования. Часть исследователей решающую роль отводили личности, роль которой в истории значительна и может быть оценена как положительно, так и отрицательно. Особенно велико влияние на общественный процесс выдающейся личности, так, как для нее характерна деятельность, направленная на коренные прогрессивные преобразования. В вопросе о нравственности в науке сложилось два варианта его решения: 1) пессимистический – общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Гесиод (VIII в. до н.э.), например, разделил мир на 5 веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. Золотому веку соответствовала высокая нравственность, а железному - полное падение нравов. Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф.Ницше, О.Шпенглера, К.Поппера. Последний писал, что прогресс – это движение к какой-либо цели и он возможен лишь для отдельного человека, но не для истории. Теории общественного регресса, как правило, разрабатываются в периоды глубоких социальных кризисов. Например, христианская концепция движения общества от райского состояния к грехопадению возникла в период кризиса рабовладельческой Римской империи, а Шпенглер написал свою работу «Закат Европы» под впечатлением последствий Первой мировой войны. 2) оптимистический вариант состоит в признании того, что в истории господствует прогресс – тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под воздействием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс. Маркс, не отрицая прогресса в обществе, указывал на его противоречивый характер, когда в ходе истории возможны ошибки, заблуждения, повороты назад. Результатом противоречивого характера общественного прогресса в XX веке стало появление глобальных проблем. Вместе с тем прогресс общества налицо. Его основными критериями являются:
1. развитие и совершенствование производительных сил;
2. увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества;
3. расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям в соответствии со своими намерениями;
4. способность общества создавать оптимальные условия для жизни своих граждан и т. д.
Выделяют различные механизмы социальных измерений. Это –
Эволюция –это постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю.
Революция –это коренное, скачкообразное преобразование, которое приводит к изменению всех или большинства сторон общественной жизни.
Реформа –это преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы.
Модернизация(с лат. – усовершенствование) – процесс обновления, усовершенствования, придание тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям.
№42 Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Самым простым и в тоже время самым главным элементом общества, является человек. Человек - это понятие родовое, выражающее общие черты, присущие всему человеческому роду. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – homo sapiens. Человек – существо биосоциальное, его основные отличия от животных:
1. человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные используют только естественные орудия (палки, камни);
2. он осуществляет осознанную целенаправленную творческую деятельность, тогда как животное в своем поведении подчинено инстинктам;
3. в процессе деятельности человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные блага и ценности;
4. он обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и речью;
Целенаправленная деятельность осуществляется благодаря наличию у человека богатейшего набора способностей, то есть индивидуальных особенностей, которые позволяют ему успешно заниматься определенного рода деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков – врожденных анатомо-физиологических особенностей нервной системы. Но природа не столько дает способности, сколько они вырабатываются и развиваются в процессе деятельности и тренировки. Мыслитель Сенека отмечал, что «свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Выделяют интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные, инструментальные способности. В свою очередь, их можно разделить на общие, определяющие успех человека в различных видах деятельности (умственные, коммуникативные), а также особенные, которые определяют успех в специфических видах деятельности, для которых необходимы особые задатки (музыкальные, математические, технические и т. д.).
Сочетание различных развитых способностей называется одаренностью, а талант - это выдающиеся способности. Гениальность – высший уровень развития способностей и талантов.
Индивид –это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства.
Индивидуальность –это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека.
Личность –это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта.
С позиции сущностной характеристики, личность –это устойчивая совокупность социально значимых качеств человека, присущих ему как члену общества. Важнейшими из них являются:
1. сознание и самопознание, чем больше развито самосознание, тем больше развита сама личность;
2. способность ориентироваться в обществе, успешно взаимодействовать с другими людьми;
3. личное достоинство, которое определяется в уважении к другим и требовании уважения к себе;
4. наличие убеждений и принципов, готовность отстаивать их;
5. способность нести ответственность за свои поступки и действия;
6. свобода выбора, то есть возможность поступать по собственной воле;
7. самоопределение – сознательное выявление и утверждение собственной личности.
Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|