Сделай Сам Свою Работу на 5

По курсу «Муниципальное управление»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Руководство по изучению дисциплины

и контрольные задания

Челябинск


 

Одобрено учебно-методической комиссией

факультета экономики и управления

 

Представлены сведения по организации промежуточных контрольных мероприятий, контрольная работа, вопросы для подготовки к экзамену, руководство по выполнению курсового проекта, список рекомендуемой литературы и ссылки на сетевые ресурсы.

Предназначено студентам специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций», обучающимся с применением дистанционных технологий.

 

Составитель М. В. Козина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики

 

 

© ЮУрГУ, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

Установочная информация
Содержание промежуточных и итоговых контрольных мероприятий
Руководство по выполнению курсового проекта
Система оценки знаний студентов
Вопросы для подготовки к экзамену
Список рекомендуемой литературы
Ссылки на сетевые ресурсы


Установочная информация



УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

 

По курсу «Муниципальное управление» вам предстоит сдавать экзамен.

Для получения допуска к сдаче экзамена необходимо в установленные сроки (см. таблицу 1) пройти тестирование и выполнить контрольную работу.

Таблица 1 Тематический план контрольных мероприятий

Контрольное мероприятие Сроки сдачи(заполняется студентом)
Электронное тестирование В течение 60 дней после окончания сессии
Контрольная работа В течение 60 дней после окончания сессии
Курсовой проект В течение 60 дней после окончания сессии
ЭКЗАМЕН (Электронное тестирование)  

В течение межсессионного периода выполняется три контрольных мероприятия: 1) электронное тестирование по материалу всего курса; 2) контрольная работа по материалу всего курса; 3) Курсовой проект.

Контрольные мероприятия носят комплексный характер. Для их выполнения требуется освоение всего материала курса.

Содержание промежуточных и итоговых контрольных мероприятий

Контрольное мероприятие № 1 предполагает тестирование по дисциплине. Каждый студент отвечает на 15 вопросов теста. Конкретный состав вопросов теста для каждого студента определяется автоматически специальной программой.



При выполнении теста необходимо выбрать в каждом вопросе один правильный ответ.

Прежде, чем приступить к выполнению контрольных мероприятий, необходимо внимательно ознакомиться с теоретическим материалом, усвоить базовые положения, определить аналитические взаимосвязи между явлениями.

Контрольное мероприятие № 2

Контрольная работа

Контрольная работа выполняется на материалах любого муниципального образования.

Рекомендуется использовать материалы базы данных «Вся Россия» (www.terrus.ru), а также материалы, опубликованные на сайтах администраций и представительных органов местного самоуправления муниципальных образований и статистические данные.

Контрольная работа состоит из трех заданий. Первое задание включает две задачи, второе и третье - по три задачи. Работа считается зачтенной, если выполнены все задания.

Контрольная работа должна быть представлена в электронном виде как документ Microsoft Word. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman 14. Межстрочный интервал 1,5.

Каждый раздел рекомендуется начинать с отдельного листа. Общий объем работы не регламентируется, так как зависит от глубины анализа ситуаций. Переносы слов нежелательны, а в заголовках –– недопустимы. После заголовка точки не ставятся.

Абзац должен начинаться с красной строки (отступ 1,25). Два соседних абзаца могут отстоять друг от друга на 10 мм, а от абзаца до заголовка и от заголовка до абзаца должно быть расстояние от 12 до
24 пт (в зависимости от уровня заголовка).



Нумерация листов –– в правом нижнем углу.

Работа должна иметь введение и заключение. Во введении дается обоснование актуальности рассматриваемых в контрольной работе вопросов, а в заключении –– общие выводы и рекомендации.

Схемы, рисунки, графики, таблицы должны быть пронумерованы и озаглавлены. Работа может иметь приложения (копии документов –– положения, инструкции; статистический материал), которые также нумеруются.

К работе прилагается список литературы, где сначала перечисляются книги в алфавитном порядке, а затем статьи из периодики также в алфавитном порядке. По тексту следует давать ссылки на источники.

Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен в соответствии с предлагаемым образцом. После титульного листа следуют содержание (с указанием страниц), текст работы, список использованной литературы, приложения.

Контрольная работа представляется электронным письмом. Название письма должно соответствовать названию файла и содержать следующие данные: 1. Группа; 2. ФИО; 3. Дисциплина

Файл с работой должен быть озаглавлен английскими буквами с указанием в предложенной последовательности номер группы и ф.и.о. студента. Например: 242_Ivanov F.A.

Работа отправляется через портал «Электронный ЮУрГУ».

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

 

Контрольная работа

по курсу «Муниципальное управление»

 

Выполнил:

Студент группы __________________

Ф.И.О.__________________________

Проверил:________________­­­_______

 

 

Челябинск

 


Задание 1

В рамках задания 1 необходимо:

3.1. Провести СВОТ-анализ одного из аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления:

1)геополитическое положение муниципального образования;

2)демографическая ситуация;

3)пространственная организация и градостроительное регулирование;

4)природная среда;

5)жилищная сфера;

6) инженерная инфраструктура;

7)транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций;

8)инфраструктуры для бизнеса;

9)социальная сфера;

10)экономический потенциал территории.

СВОТ-анализ –– это исходный момент стратегического исследования. Он может проводиться как индивидуально, так и в группах. Оцениваются сильные (С), слабые (В) стороны мцниципального образования по выбранному аспекту, воз­можности для его развития (О) и существующие угрозы (Т). На 1-м этапе рекомендуется оценить возможности и угрозы, а на 2-м –– сильные и слабые стороны. Результаты анализа на 1-м
и 2-м этапах должны быть взаимоувязаны. Информация заносится в таблицу.

 

СВОТ-анализ ________________________________

наименование аспекта

 

Сильные стороны Недостатки
   
Возможности Угрозы
   

 

По каждому разделу анализа рекомендуется указать не менее 5––7 позиций.

Анализ геополитического фактора предполагает:

1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья;

2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе;

3) оценку близости государственной границы;

4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.

 

Оценка демографической ситуации предполагает:

1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.;

2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья);

3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования;

4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы;

5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.

 

Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает:

1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность;

2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета;

3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов;

4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории;

5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.):

6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство;

7) оценку благоустроенности территории;

8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам;

9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог;

10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.

 

Оценка природной среды включает:

1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата;

2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.);

3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе);

4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов;
5) анализ наличия и уровня квалификации специалистов – экологов, специалистов в области лесного хозяйства, а также в области развития туризма и индустрии отдыха;

6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,

 

Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере,включает:

1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.);

2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) оценку темпов роста жилищного строительства;

4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов,

5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья;

6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов;

7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц;

8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан;

9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства;

10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.

 

Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает:

1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций;

2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии;

3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин;

4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами;

5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений;

6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики;

7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.

 

Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникацийвключает следующие направления:

1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов;

2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта;

3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах;

4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства;

5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»;

6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций;

7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи;

8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее);

9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий.

Оценка развития инфраструктуры для бизнеса:

1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств;

2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм;

3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм;

4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств;

5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала;

6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства;

7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории;

8) оценка степени развития системы социального партнёрства;

9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды;

10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.

 

Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал):

1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих);

2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;

3) наличие системы грантов и стипендиальных программ;

4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж;

5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов;

6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий;

7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению;

8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования;

9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений;

10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.);

11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения;

12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения;

13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня;

14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом;

15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории;

16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки;

17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.

 

Оценка экономического потенциала территориипроводится по направлениям:

1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации));

2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса);

3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка;

4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры;

5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера);

6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»;

7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления;

8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности;

9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора;

10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности;

11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации;

12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты;

13) оценка предпринимательских рисков;

14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ;

15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию.

 

1.2. На основании СВОТ-анализа определить приоритетные направления и задачи по управлению развитием муниципального образования (по выбранному аспекту), а также предложить программы, проекты, инициативы, направленные на их достижение. Результаты представить в форме таблицы.

 

Приоритетные направления Задачи Программы, проекты, инициативы
1. 1.1.  
1.2…  
2. 2.1.  
2.2….  
 

Внимание! Рекомендуется проанализировать опыт других муниципальных образований в решении аналогичных проблем. См. информацию о стратегиях развития муниципальных образований на период до 2020 года, опубликованную на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Задание 2

В рамках задания 2 необходимо:

2.1. Провести анализ и оценку модели муниципального управления, используемой в данном муниципальном образовании;

2.2. Дать анализ организационной структуры управления представительным и исполнительным органами местного самоуправления (тип структуры, ее преимущества и недостатки, соответствие действующей стратегии развития муниципального образования, адаптируемость к измене­ниям среды). Следует дать схемы, иллюстрирующие действующие оргструктуры;

2.3. Представить предложения по совершенствованию модели местного самоуправления, а также оргструктур управления представительным и исполнительным органами.

Внимание! Оргструктуры управления органами местного самоуправления публикуются на официальных сайтах представительного и исполнительного органов местного самоуправления.

 

Задание 3

В рамках задания 3 вам необходимо:

3.1. Провести анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность муниципального образования и написать эссе «Конкурентные преимущества города N в стратегической перспективе по сравнению с другими городами» (для исследуемого муниципального образования). Можно опираться на модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера.

3.2. Определить точки роста муниципального образования.

3.3. Дать предложения по формированию бренда муниципального образования.

Внимание! При выполнении задания 3.1. рекомендуется обратиться к материалам книги: Муниципальное управление: Справочное пособие (+ CD-ROM) /Иванов В.В., Коробова А.Н. — МП М.: ИНФРА-М, 2009. - 718 с. и сайта www.zelao.ru.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.