III. Составление Таблицы 3
«Формирование этнической карты России. IX-XX вв.»
Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картами.
Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует исторический, этнический материал в хронологической последовательности. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №9. Основная цель работы – соотнесение тех исторических событий, в результате которых этническая картина России пополняется группой новых территорий и этносов. Студент должен хронологически точно соотнести исторический момент (время, отрезок времени) – конкретное событие, послужившее причиной изменения этнического состава (прибывания или убывания) – территорию – этносы, населяющие эту территории. При этом процесс изменения территориального и этнического состава (присоединение или распад) необходимо прослеживать на карте, указывая территорию и её этнический состав. Для каждого этноса или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации.
Исторический период
| Историческое событие или процесс, в ходе которого в состав России вошли новые территории и этносы
| Вошедшие территории
| Вошедшие этносы (с указанием языковой принадлежности)
| Древнерусское государство (IX-XIII вв.)
|
|
|
| Московское государство (XIV-XVII вв.)
|
|
|
| Российская империя (XVIII-XIX вв.)
|
|
|
| СССР (1917-1991 гг.)
|
|
|
| Современная Россия (1991-наст.вр.)
|
|
|
| Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:
Учебники, справочники, энциклопедии, словари
1. Ковалёв Е.М. Гуманитарная география России. – М., 1995
2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000
3. Мастюгина Т.М., Перепёлкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение. Учебное пособие. – М., 1997
4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994
5. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.
6. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
7. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
IV. Составление Таблицы 4
«Хозяйственно-культурные типы и природные зоны в развитии этноса»
Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картой «Природные зоны России».
Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует этногеографичсекий и исторический материал. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №4. Основная цель работы – установить связь между типом природной зоны, в которой расселён этнос/группа этносов, и традиционным хозяйственно-культурным типом. Студент должен свести воедино данные природно-географического, хозяйственного и собственно этнического характера. Для каждого этноса, внесённого в таблицу в качестве примера ХКТ, или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации. Распределение ХКТ и природных зон необходимо показывать по карте. Материалы таблицы ограничены рамками России, частично включают территорию бывшего СССР.
ВНИМАНИЕ! При заполнении таблицы сохраняйте внутреннюю хронологическую последовательность, в которой расположены ХКТ. Количество ХКТ может превышать количество указанных в таблице.
Группы ХКТ
| Хозяйственно-культурный тип
| Природная зона
| Этносы (с указанием языковой принадлежности)
| Присваивающие хозяйственно-культурные типы
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| Ранние производящие хозяйственно-культурные типы
| 1.
|
|
| Развитые производящие хозяйственно-культурные типы
| 1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.
|
|
| 4.
|
|
| 5.
|
|
| Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:
Учебники, справочники, энциклопедии, словари
1. Марков Г.Е. Первобытное общество: Учебное пособие. — М. ,2009.
2. Шиповская Л. П.Человек и его потребности: Учебное пособие. - М.:М, 2008.
3. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002.
4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994
5. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011
6. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
7. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
V. Антропологический
Практикум
Максимальное количество баллов – 10 баллов.Задания формулируются следующим образом:
Задание 1. По предложенному фотоснимку определить расовую принадлежность человека, предварительно описав весь комплекс внешних морфологических признаков (5 баллов)
Задание 2. Дать антропологическую (расовую) характеристику партнёра (5 баллов)
Для подготовки к практикуму необходимо изучить антропологические признаки и расовый состав народов мира по следующим изданиям:
Учебники, справочники, словари
1. Лукьянова И. Е. Антропология: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. - М., 2013.
2. Антропология: Учебное пособие для студентов/ В.М.Харитонов и др. – М., 2004
3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология/ Изд.2-е, исправленное. – М., 1963
1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991
2. Садохин А.П. Этнология. – М., 2000
3. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011
4. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М., 2002
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000
6. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. – М., 1982
7. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
9. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
VI. Анализ и обсуждение
Научно-теоретической статьи
Максимальное количество баллов – 10 баллов. Форма контроля – собеседование. Для изучения и обсуждения предлагается статья: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища// Типология основных элементов традиционной культуры/ Отв. ред. М.В.Крюков, А.И.Кузнецов. – М., 1984 .
В ходе подготовки также используйте следующие издания:
Учебники, справочники, энциклопедии, словари
1. Марков Г.Е. Первобытное общество: Учебное пособие. — М. ,2009.
2. Шиповская Л. П.Человек и его потребности: Учебное пособие. - М.:М, 2008.
3. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002.
4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994
5. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994
6. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003
7. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005
В ходе собеседования студент должен:
· охарактеризовать основные принципы хозяйственно-культурной и историко-этнографической классификации в этнологии (на примере такой формы материально культуры, как жилище),
· выявить общие и специфические стороны этих классификаций, продемонстрировать знание вопроса истории разработки классификаций,
· знать исторические типы хозяйства, уметь объяснять связь типа хозяйства – образа жизни – форм материальной культуры (жилище, хозяйственные постройки).
VII. Реферирование научной статьи –
Написание Реферата
Максимальное количество баллов – 10 баллов (5 баллов – оформление реферата, 5 баллов – содержание).
В рамках данного курса студенту предлагается реферирование одной авторской научной статьи, соответствующей предложенной тематике (выполнение реферата-конспекта). Для анализа выбирается одна статья, опубликованная в журнале «Этнографическое обозрение» (список см. ниже). Вы также можете выбрать статью по предложенной ниже тематике в журналах «Социологические исследования» (Социс), «Вопросы истории» последние 10 лет. В случае научных дискуссий на страницах журнала или общей тематике возможно написание реферата по 2-3 статьям того же направления. Для реферирования может быть выбран один раздел из монографии – если таковая указана в списке литературы. Материалы учебника привлекаются как вспомогательные. Этот вид самостоятельной работы даёт возможность углубить теоретические знания и расширить информационный материал. Внимание акцентируется на сложных теоретических проблемах этнологии и актуальных этнических и этнокультурных процессах в Российской Федерации. Защита выборочных положений реферата может производиться в специальное время или во время экзамена по курсу «Этнология».
Первый этап работы студента над рефератом включает в себя составление конспекта (конспектов) той научно-исследовательской статьи, которая выбрана для реферирования. Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого текста. Запись-конспект позволяет с необходимой полнотой восстановить исходную информацию, и в конечном итоге достигнуть поставленной цели. В зависимости от того, насколько развёрнуто представлена в конспекте главная информация, различают виды конспектов: конспект-план в форме вопросительных или назывных предложений, конспект-схема, имеющий обычно разработанную графическую форму, текстуальный конспект, являющийся подробной цитатно-тезисной фиксацией основного содержания статьи. При выполнении реферата предложенного вида более подходящей формой конспектирования следует считать текстуальный конспект. Обычная последовательность подготовки Вашего конспекта включает следующие этапы:
- вся информация, относящаяся к одной категории, связывается в один блок. Так складываются будущие разделы реферата – введение, основная часть (с её подразделами) и заключение;
- в опоре на ключевые слова и фразы определяются основные темы смысловых частей;
- выделяется информация главная и дополнительная по отношению к теме;
- главная информация формируется в виде тезисов, в дополнение к которой приводятся выбранные факты.
Второй этап работы – непосредственное выполнение реферата по выбранной теме и статье. При реферировании следует обратить внимание на ряд обстоятельств:
- содержание реферата состоит из нескольких разделов, условно обозначаемых как введение, основная часть и заключение;
- во введении необходимо ответить на вопросы: какие задачи ставит автор в статье; какими научными методами пытается их решить; какую методологическую литературу, теоретические исследования, источниковые и иные материалы использует при написании статьи;
- в основной части, подразделяемой на параграфы (в соответствии с задачами статьи), нужно изложить кратко основное содержание работы и пути решения сформулированных автором задач;
- в заключении необходимо ответить на условно сформулированные вопросы: к каким выводам пришёл автор в статье; сумел ли он решить поставленные задачи; какое научное значение имеет статья в изучении указанной проблематики.
При оформлении титульного листа не забывайте указать выбранную Вами тему, а затем выходные данные статьи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|