Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Составление Таблицы 3





«Формирование этнической карты России. IX-XX вв.»

Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картами.

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует исторический, этнический материал в хронологической последовательности. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №9. Основная цель работы – соотнесение тех исторических событий, в результате которых этническая картина России пополняется группой новых территорий и этносов. Студент должен хронологически точно соотнести исторический момент (время, отрезок времени) – конкретное событие, послужившее причиной изменения этнического состава (прибывания или убывания) – территорию – этносы, населяющие эту территории. При этом процесс изменения территориального и этнического состава (присоединение или распад) необходимо прослеживать на карте, указывая территорию и её этнический состав. Для каждого этноса или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации.



Исторический период Историческое событие или процесс, в ходе которого в состав России вошли новые территории и этносы Вошедшие территории Вошедшие этносы (с указанием языковой принадлежности)
Древнерусское государство (IX-XIII вв.)      
Московское государство (XIV-XVII вв.)      
Российская империя (XVIII-XIX вв.)      
СССР (1917-1991 гг.)      
Современная Россия (1991-наст.вр.)      

Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

1. Ковалёв Е.М. Гуманитарная география России. – М., 1995

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000

3. Мастюгина Т.М., Перепёлкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение. Учебное пособие. – М., 1997

4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

5. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.



6. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

7. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

 

 

IV. Составление Таблицы 4

«Хозяйственно-культурные типы и природные зоны в развитии этноса»

Максимальное количество баллов – 5 баллов. Таблица используется студентом в процессе подготовки к семинару, а также при ответе на семинаре. Использование таблицы обязательно сопровождается работой с картой «Природные зоны России».

Студентам предлагается составление таблицы, которая концентрирует этногеографичсекий и исторический материал. Содержание тематической таблицы соотносится с темой семинарского занятия №4. Основная цель работы – установить связь между типом природной зоны, в которой расселён этнос/группа этносов, и традиционным хозяйственно-культурным типом. Студент должен свести воедино данные природно-географического, хозяйственного и собственно этнического характера. Для каждого этноса, внесённого в таблицу в качестве примера ХКТ, или группы этносов необходимо установить языковую принадлежность, т.е. продемонстрировать знание этнолингвистической классификации. Распределение ХКТ и природных зон необходимо показывать по карте. Материалы таблицы ограничены рамками России, частично включают территорию бывшего СССР.



ВНИМАНИЕ! При заполнении таблицы сохраняйте внутреннюю хронологическую последовательность, в которой расположены ХКТ. Количество ХКТ может превышать количество указанных в таблице.

Группы ХКТ Хозяйственно-культурный тип Природная зона Этносы (с указанием языковой принадлежности)
Присваивающие хозяйственно-культурные типы 1.    
2.    
3.    
Ранние производящие хозяйственно-культурные типы 1.    
Развитые производящие хозяйственно-культурные типы 1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Для подготовки таблицы используйте следующую литературу:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

1. Марков Г.Е. Первобытное общество: Учебное пособие. — М. ,2009.

2. Шиповская Л. П.Человек и его потребности: Учебное пособие. - М.:М, 2008.

3. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002.

4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

5. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011

6. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

7. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

V. Антропологический

Практикум

Максимальное количество баллов – 10 баллов.Задания формулируются следующим образом:

 

Задание 1. По предложенному фотоснимку определить расовую принадлежность человека, предварительно описав весь комплекс внешних морфологических признаков (5 баллов)

Задание 2. Дать антропологическую (расовую) характеристику партнёра (5 баллов)

 

Для подготовки к практикуму необходимо изучить антропологические признаки и расовый состав народов мира по следующим изданиям:

Учебники, справочники, словари

1. Лукьянова И. Е. Антропология: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Сигиды. - М., 2013.

2. Антропология: Учебное пособие для студентов/ В.М.Харитонов и др. – М., 2004

3. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология/ Изд.2-е, исправленное. – М., 1963

1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991

2. Садохин А.П. Этнология. – М., 2000

3. Садохин А. П. Этнология: Учебное пособие. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011

4. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. – М., 2002

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М., 2000

6. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. – М., 1982

7. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

8. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

9. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

 

VI. Анализ и обсуждение

Научно-теоретической статьи

Максимальное количество баллов – 10 баллов. Форма контроля – собеседование. Для изучения и обсуждения предлагается статья: Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища// Типология основных элементов традиционной культуры/ Отв. ред. М.В.Крюков, А.И.Кузнецов. – М., 1984 .

В ходе подготовки также используйте следующие издания:

Учебники, справочники, энциклопедии, словари

1. Марков Г.Е. Первобытное общество: Учебное пособие. — М. ,2009.

2. Шиповская Л. П.Человек и его потребности: Учебное пособие. - М.:М, 2008.

3. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002.

4. Народы России: Энциклопедия/ Гл.ред. В.А.Тишков. – М., 1994

5. Этнология. Учебник/ Под ред. Г.Е.Маркова и В.В.Пименова. – М., 1994

6. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу. Для студентов исторического факультета/ Авт.-сост. Л.А.Волкова, М.В.Ившина. – Глазов, 2003

7. Этнология. Учебник/ Под ред.Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005

 

В ходе собеседования студент должен:

· охарактеризовать основные принципы хозяйственно-культурной и историко-этнографической классификации в этнологии (на примере такой формы материально культуры, как жилище),

· выявить общие и специфические стороны этих классификаций, продемонстрировать знание вопроса истории разработки классификаций,

· знать исторические типы хозяйства, уметь объяснять связь типа хозяйства – образа жизни – форм материальной культуры (жилище, хозяйственные постройки).

VII. Реферирование научной статьи –

Написание Реферата

Максимальное количество баллов – 10 баллов (5 баллов – оформление реферата, 5 баллов – содержание).

В рамках данного курса студенту предлагается реферирование одной авторской научной статьи, соответствующей предложенной тематике (выполнение реферата-конспекта). Для анализа выбирается одна статья, опубликованная в журнале «Этнографическое обозрение» (список см. ниже). Вы также можете выбрать статью по предложенной ниже тематике в журналах «Социологические исследования» (Социс), «Вопросы истории» последние 10 лет. В случае научных дискуссий на страницах журнала или общей тематике возможно написание реферата по 2-3 статьям того же направления. Для реферирования может быть выбран один раздел из монографии – если таковая указана в списке литературы. Материалы учебника привлекаются как вспомогательные. Этот вид самостоятельной работы даёт возможность углубить теоретические знания и расширить информационный материал. Внимание акцентируется на сложных теоретических проблемах этнологии и актуальных этнических и этнокультурных процессах в Российской Федерации. Защита выборочных положений реферата может производиться в специальное время или во время экзамена по курсу «Этнология».

Первый этап работы студента над рефератом включает в себя составление конспекта (конспектов) той научно-исследовательской статьи, которая выбрана для реферирования. Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого текста. Запись-конспект позволяет с необходимой полнотой восстановить исходную информацию, и в конечном итоге достигнуть поставленной цели. В зависимости от того, насколько развёрнуто представлена в конспекте главная информация, различают виды конспектов: конспект-план в форме вопросительных или назывных предложений, конспект-схема, имеющий обычно разработанную графическую форму, текстуальный конспект, являющийся подробной цитатно-тезисной фиксацией основного содержания статьи. При выполнении реферата предложенного вида более подходящей формой конспектирования следует считать текстуальный конспект. Обычная последовательность подготовки Вашего конспекта включает следующие этапы:

- вся информация, относящаяся к одной категории, связывается в один блок. Так складываются будущие разделы реферата – введение, основная часть (с её подразделами) и заключение;

- в опоре на ключевые слова и фразы определяются основные темы смысловых частей;

- выделяется информация главная и дополнительная по отношению к теме;

- главная информация формируется в виде тезисов, в дополнение к которой приводятся выбранные факты.

Второй этап работы – непосредственное выполнение реферата по выбранной теме и статье. При реферировании следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

- содержание реферата состоит из нескольких разделов, условно обозначаемых как введение, основная часть и заключение;

- во введении необходимо ответить на вопросы: какие задачи ставит автор в статье; какими научными методами пытается их решить; какую методологическую литературу, теоретические исследования, источниковые и иные материалы использует при написании статьи;

- в основной части, подразделяемой на параграфы (в соответствии с задачами статьи), нужно изложить кратко основное содержание работы и пути решения сформулированных автором задач;

- в заключении необходимо ответить на условно сформулированные вопросы: к каким выводам пришёл автор в статье; сумел ли он решить поставленные задачи; какое научное значение имеет статья в изучении указанной проблематики.

При оформлении титульного листа не забывайте указать выбранную Вами тему, а затем выходные данные статьи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.