Тема 2. Теоретические основы современной археографии
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «Современная археография»
Важное место в системе подготовки бакалавра-историка занимает археографическая подготовка. Археография – специальная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания исторических источников: организацию работы по выявлению и сбору исторических письменных памятников, их исследование в камеральных условиях, разработку методов и способов публикации. В настоящее время археографическая деятельность в нашей стране переживает несомненный подъем, связанный с возросшим интересом к прошлому нашей страны. Познание прошлого может опираться лишь на исторические источники. Внимание общества к истории как всей страны, так и своей “малой родины”, даже к хронике одной семьи придает несомненную общественную значимость труду археографа. Придать источникам общедоступный характер через их качественную публикацию - в этом заключается роль археографа. По словам основоположника современной археографии С.Н.Валка, «историю можно изучать только на основании исторических источников. А сделать доступными широкому кругу историков эти источники можно лишь в том случае, если они будут изданы».
Несмотря на возросший в целом уровень публикаций, сегодня встречаются и такие, которые выполнены на низком научном уровне, не отличаются продуманным отбором документов, точностью воспроизведения текста, грешат ошибками в оформлении научно-справочного аппарата и т.п. Подобные издания затрудняют использование опубликованных источников, отрицательно сказываются на качестве исследований.
Широкое развитие публикации источников в стране требует дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, повышения их специальной археографической подготовки.
Важной задачей дисциплины «Современная археография» является формирование у студентов навыков в области практической - эдиционной археографии. С этой целью в число заданий включена подготовка «образцовой» публикации какого-либо документа (или сборника документов), выполненная студентом самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными требованиями.
В рамках дисциплины специализации решаются и воспитательные задачи. При выполнении заданий студенты сталкиваются с самостоятельной практической работой по выявлению неопубликованных исторических источников. Процесс выявления идет, зачастую, непросто и вынуждает студентов обратиться к семейному архиву, к ведомственным архивам и в другие места, где могут храниться документы, являющиеся историческими источниками. Все это формирует у студента адекватное представление об историческом источнике вообще, о многообразии видов исторических источников, о роли источников в познании прошлого. Обращение к источникам, находящимся в непосредственном окружении, использование их в своей учебной, а подчас и научной, практике, заставляет студентов осознавать свою сопричастность к ходу истории нашей страны, к развитию исторической науки. Они осознают личную необходимость участия в сохранении «исторической памяти», запечатленной в исторических источниках. Это способствует не только решению образовательных задач, но и формированию активной жизненной позиции.
ЦЕЛИ дисциплины «Современная археография»:
- формирование у студентов осознания важности сохранения документальных памятников путем их сбора, изучения и последующей публикации;
- формирование у студентов умения критически оценивать используемую публикацию источников, выявлять ее сильные и слабые стороны;
- формирование у студентов практических навыков в различных сферах археографической деятельности;
- формирование у студентов умений, необходимых для подготовки археографической публикации письменных источников;
- установление междисциплинарных связей между вспомогательной исторической дисциплиной «Современная археография» и другими дисциплинами гуманитарного цикла;
- повышение мотивации образовательной деятельности студентов при овладении специальными знаниями и навыками в свете более глубокого осознания их будущей профессиональной ориентации;
- воспитание у студентов активной жизненной позиции, направленной на сохранение исторических памятников.
Исходя из поставленных целей, определены и ЗАДАЧИдисциплины:
- сформировать у студентов ясное представление о вспомогательной исторической дисциплине «Археография» как области научного знания, объекте и предмете ее исследования;
- дать представление о проблемах развития археографии на современном этапе;
- сформировать у студентов установку на выявление и сбор письменных исторических источников;
- познакомить студентов с существующими публикациями документов с целью их оценки, изучения и выявления позитивных и негативных сторон;
- научить студентов осознанно и полноценно использовать существующие публикации документов как в научной, так и профессиональной деятельности;
- познакомить студентов с нормативными материалами и требованиями к современной археографической публикации; уделить существенное внимание вопросам организации и подготовки самостоятельной публикации документов;
- сформировать умение и практические навыки в подготовке публикации документальных материалов;
2. Место дисциплины «Современная археография» в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Современная археография» входит в вариативную часть профессионального цикла. Содержательно она закладывает основы для самостоятельной археографической и научной деятельности студентов.
Учебная дисциплина непосредственно связана с предшествующими дисциплинами: вспомогательные исторические дисциплины, история России, методика научных исследований, методика изучения древних актов, источниковедение, архивоведение, русский язык и культура речи.
Уровень начальной подготовки: иметь базовые знания по вспомогательным историческим дисциплинам, источниковедению, истории России; архивоведению, владеть письменной и устной речью на русском языке, методикой научных исследований, методиками изучения древних актов.
В свою очередь освоение дисциплины «Современная археография» необходимо как предшествующее для освоения дисциплин: «Обеспечение сохранности, реставрации и консервации документов», «Теория, история и практика ДОУ и архивного дела», успешного проведения учебной и производственной архивной практики, выполнения разнообразных учебных и научных заданий по целому кругу дисциплин, подготовки научных докладов, статей, а также курсовых работ и выпускной бакалаврской работы.
Студент должен обладать следующими компетенциями, необходимыми для изучения дисциплины «Современная археография»:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК‑4);
- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-15);
- владеть базовыми знаниями русского и иностранного языков (ПК-1);
- способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
- владеть базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти (ПК-5);
- владеть знаниями в области всеобщей и отечественной истории, источниковедения (ПК-6);
- способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7);
- владеть основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
- способностью самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
- владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК‑20);
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- общекультурных компетенций:
– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
- способностью осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
- профессиональных компетенций:
- владение принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам (ПК‑19);
- владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы (ПК-20);
- способность выявлять и отбирать документы для различных типов и видов публикаций (ПК-21)
- способностью вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций (ПК-22).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать: современные подходы к археографической деятельности, теорию современной археографии, нормативные документы, регулирующие археографическую деятельность, комплекс действий по подготовке документальной публикации.
2) Уметь: применять современные методические приемы в своей археографической деятельности: оценивать качество существующих документальных публикаций; ставить цели и задачи самостоятельной публикации; отбирать и готовить документы к публикации, структурировать публикацию в зависимости от ее целей и задач; самостоятельно приобретать и использовать в археографической деятельности новые знания и умения, расширять свое научное мировоззрение;
3) Владеть: современными методами подготовки и организации самостоятельной документальной публикации, основными понятиями и терминами, применяемыми в археографии.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Формы отчетности: текущий контроль – практические занятия, рейтинг-контроль; итоговый контроль – экзамен.
Учебная программа дисциплины «Современная археография»
Тема 1. Введение в курс «Современная археография».
Понятие об археографии как научной и учебной дисциплине. Значение археографических публикаций для пропаганды культурного наследия и сохранности документальных памятников. Общественно-культурное и общественно-политическое значение археографии. Археографический фонд как важнейший компонент научного и культурного наследия. Соотношение теории, методики и практики археографии. Археография – молодая научная дисциплина. Проблемы терминологии. Комплексность археографии. Значение археографических знаний, навыков и умений для профессиональной деятельности специалистов – историков, архивистов и документоведов. Место археографии в кругу научных дисциплин. Междисциплинарные связи археографии с источниковедением, текстологией, палеографией, языкознанием, документоведением, делопроизводством, архивоведением, информатикой, книговедением, дипломатикой, краеведением, социологией, психологией и другими дисциплинами. Структура курса, его составные части, их соотношение. Источники и литература (общая, специальная, учебная).
Тема 2. Теоретические основы современной археографии
Археография как область научного знания. Появление термина “археография”, его первоначальное значение и изменение в ходе развития науки. Выделение областей археографической практики: собирание, описание и задание документов. Современная трактовка термина “археография”. Задачи археографии. “Широкое” и “узкое” понимание археографии. Материалы дискуссии по этим проблемам. Полевая, камеральная и эдиционная археография как сферы археографической деятельности.
Документ как объект познания археографии и целого ряда вспомогательных исторических дисциплин. Процесс изучения прошлого и место археографии в процессе исторического познания. Документальная публикация как продукт археографической деятельности и объект изучения археографии. Материалы дискуссии современных ученых вокруг понятия “археографическая публикация”. Признаки “археографической публикации”. Оперативные (функциональные, не археографические) и ретроспективные (археографические).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|