Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации к освоению курса и подготовке к экзамену.





Вопросы к экзамену

1. Сущность искусства и его роль в жизни человека и общества. Литература как вид искусства.

2. Художественный образ. Образ и знак. Семиотика искусства.

3. Автор в искусстве и литературе.

4. Литературные роды их происхождение и специфика. Деление литературы на роды (эпос, лирика, драма). Межродовые и внеродовые формы.

5. Особенности эпоса как литературного рода.

6. Лирика как род литературы. Формы выражения лирического сознания. Понятие “лирический герой”.

7. Драма как род литературы. Специфика действия и конфликта в драме.

8. Понятие о системе жанров. Исторические трансформации жанровых систем.

9. Литературное произведение как единое целое. Единство формы и содержания. Внутренний мир художественного произведения.

10. Сюжет. Фабула. Конфликт. Типы сюжетов.

11. Композиция литературного произведения. Понятие “точка зрения” и его соотнесенность с композицией.

12. Художественное пространство и время. Понятие хронотопа.

13. Вещный мир литературного произведения. Интерьер. Деталь. Своеобразие пейзажа в произведении, его эстетические функции.

14. Образ человека в художественном произведении. Персонаж. Тип. Характер. Система персонажей в литературном произведении.



15. Средства характерологии в литературном произведении: портрет, формы поведения, речь. Психологизм: формы и приемы раскрытия внутреннего мира человека.

16. Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя. Поэтический синтаксис и система тропов, их разновидности и эстетические функции.

17. Специфика стихотворной речи. Понятие о ритме. Рифма и ее роль в поэзии. Виды рифм (концевые и внутренние, богатые и бедные, точные и неточные, мужские, женские, дактилические, гипердактилические). Классические стихотворные размеры в русском стихосложении (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

18. Многообразие систем стихосложения в мировой поэзии (метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая). Связь системы стихосложения с особенностями национального языка.


Структура и содержание курса «Введение в литературоведение»

Методические рекомендации к освоению курса и подготовке к экзамену.



1. Сущность искусства и его роль в жизни человека и общества. Литература как вид искусства.

Наиболее полно этот вопрос представлен в работе В. Е. Хализева «Теория литературы». Философский подход к определению сущности искусства и его роли в жизни человека и общества позволяет сформировать необходимый «фундамент» для дальнейшего освоения азов литературоведческой науки. Данная тема не будет представлен на экзамене в качестве теоретического вопроса, но будет засчитана по итогам Практического задания № 1.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Искусство как особая сфера человеческой культуры. Искусство — вид духовной деятельности человека, предназначенный для эстетического освоения действительности. Концепции происхождения искусства: естественно-научная (Ч. Дарвин), трудовая (Г. Плеханов), «игровая» (Й. Хейзинга). Концепция происхождения искусства из первобытного синкректизма, связь искусства с ритуалом и мифологией. Искусство как синтез познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной деятельности человека. Классификация искусств: искусства изящные и декоративно-прикладные, изобразительные и экспрессивные, пространственные и временные, простые и синтетические.

Литература — искусство слова. Слово как «материал» литературы (средство создания художественных образов) и как объект изображения. Литература и фольклор. Связь ранних форм литературы с фольклором. «Невещественность» слова в литературе. Отсутствие наглядности в словесном изображении. Литература как временное искусство: явления жизни воспроизводятся в ней в развитии. Литература как отражение действительности. Учение Аристотеля о подражательной («миметической») природе литературы. Способность литературы воспроизводить духовный мир человека (чувства, раздумья, переживания).



Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. Глава 1. М., 2002. С. 15—68; 99—108 (об искусстве); С. 111—140 (о литературе)*;
  2. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. Ч. 2. Глава 1. М., 2004. С. 106—124 (о литературе).

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. М., 1968. Т. 1. С. 32—60; 79—96.
  2. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Э. Лессинг. М., 1957.
  3. Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства / Д.С. Лихачев// Контекст. 1985. М., 1986. С. 15—21.
  4. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»/ Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 203—215. Мелетинский Е.М. Статус слова и понятие жанра в фольклоре / Е.М.Мелетинский, С.Ю.Нехлюдов, С.Е.Новик // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 65 — 109.
  5. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. М., 1984. С. 7—20; 286—295.

2. Художественный образ. Образ и знак. Семиотика искусства.

Этот вопрос закономерно вытекает из предыдущего. Безусловно, именно категория образа определяет сущность искусства. И та роль, которую играет художественный образ искусстве и литературе требует его отдельного рассмотрения. Тем более, что от понимания структуры образа, его принципов создания и функционирования в произведении, зависит понимание и самого произведения как единого целого, единства формы и содержания.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Эстетическое и художественное в литературе. Различное толкование понятия «образ» (философское, психологическое, художественное). Знак и образ. Соотношение научного понятия «образ» и художественный образ. Художественный образ как воспроизведение явления жизни, отраженного в сознании художника, осознанного, эстетически и эмоционально оцененного им. Специфика и структура. Реальное впечатление и творческий вымысел. Вымысел и условность, их роль в творчестве. Характерное и типическое (высшая степень характерного) в образе. Эмоциональная окрашенность и гиперболизация. Самодостаточность и завершенность. Типология словесных художественных образов в литературе (например, классификация М.П. Эпштейна). Виды образности: индивидуальный, характерный, типичный, топос и архетип. Соотношение понятий: литературный образ, действующее лицо, персонаж, герой, лирический герой, характер, тип. Прототип и литературный герой. Образ автора-повествователя. Образ читателя.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 22—46;
  2. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. М., 1987. С. 252-257. [в файле страница ]
  3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. М., 1984. С. 454—459.
  4. Хализев В. Е. Теория литературы. Глава 2. М., 2002. С. 112—121;
  5. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. Ч. 2. Глава 3. М., 2004. С. 142—167.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа / Г. Д. Гачев.- М., 1972. Ч. 1.
  2. Палиевский П. Внутренняя структура художественного образа / П. Палиевский // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 1. Образ, метод, характер. М., 1962. С. 72—114.

3. Автор в искусстве и литературе.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Творчество как самовыражение авторской индивидуальности. Значения категории «автор» в современном литературоведении: автор как лицо биографическое и автор-творец, имманентный тексту. Формы выражения авторской позиции в лирике, драме и эпосе. Повествовательные стратегии. Категория «образ автора» в литературном произведении. Автор и повествователь. Тип повествователя, его точка зрения. Повествование как сообщение о событиях и повествование как способ связи речевых компонентов текста. Соотношение физической, идеологической, психологической и ценностной точек зрения повествователя. Речь повествователя, приемы художественной изобразительности. «Чужое слово» в речи повествователя и героев, его функции. Разные подходы к проблеме автора в современном литературоведении. Концепция смерти автора.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 68—81;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. Глава 2. М., 2002. С. 68—99;
  3. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. Ч. 2. Глава 3. М., 2004. С. 242—248.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 7-180. Или по изданию Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 9-226. Электронный ресурс: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html.
  2. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении. 1998. [электронная копия статьи в присланных материалах]

4. Литературные роды их происхождение и специфика. Деление литературы на роды (эпос, лирика, драма). Межродовые и внеродовые формы.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Теория А.Н. Веселовского о происхождении литературных родов.Общая характеристика эпоса, драмы и лирики. Эпос и драма как изобразительные роды, воссоздающие характеры в их целостности. Различие в организации художественной речи: повествование и реплика. Лирика — изобразительно-выразительный род литературы. Предмет типизации в лирике — характерность переживания. Монологический и диалогический способы организации речи. Взаимодействие родов литературы (в том числе: лирическая проза, драма для чтения).

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 331—357;

2. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 68—81;

3. Крупчанова Л. М. Введение в литературоведение. М., 2005. С. 278-293.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель. — М., 2000 (гл. 1—4; 23— 24; 26).
  2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель : в 4 т. — М., 1968. — Т. 1. Лекции по эстетике.
  3. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды [Текст] / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч. : в 13 т. — М., 1953—1959. — Т. 5.

5. Особенности эпоса как литературного рода.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Особенности эпических произведений. Способы повествования: «всеведающий автор», «личный повествователь», рассказчик с его особым кругозором. Возможность смены субъектов повествования, полисубъектные композиции. Образ автора-повествователя. Художественное время и художественное пространство.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 331—357;
  2. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 68—81;
  3. Крупчанова Л. М. Введение в литературоведение. М., 2005. С. 278-293.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи М., 1986. С. 392-427. Или по изданию Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 194-232. . Электронный ресурс:http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/epos.html.

6. Лирика как род литературы. Формы выражения лирического сознания. Понятие “лирический герой”.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Основные особенности лирики. Совмещение объекта и субъекта. Уникальность переживания лирического субъекта и его общечеловеческий смысл. Вечные темы в лирике. Разнообразие типов лирического высказывания. Монологичность речи, «ролевая лирика»; предметное изображение; рассуждение; диалог; обращение к какому-либо неопределенному лицу. Лирика медитативная и суггестивная. «Лирический герой». Соотношение субъективного и объективного содержания в лирике. Экспрессивность лирической речи. Ассоциативные связи.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 331—357;
  2. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 134—161;
  3. Крупчанова Л. М. Введение в литературоведение. М., 2005. С. 278293.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель. — М., 2000 (гл. 1—4; 23— 24; 26).
  2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель : в 4 т. — М., 1968. — Т. 1. Лекции по эстетике.
  3. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды [Текст] / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч. : в 13 т. — М., 1953—1959. — Т. 5.

7. Драма как род литературы. Специфика действия и конфликта в драме.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Особенности драматических произведений. Связь драмы с театром. Изображение действия через действие. Условность действия. Способы сюжетосложения. Функция конфликта в драме (конфликтность — бесконфликтность). Драматический пафос как выражение свойств человеческого духа. Внутреннее и внешнее действие в драме. Театральность речи. Речь персонажа как основная и авторский текст — побочный. Внешняя композиция драмы.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 331—357;
  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 134—161;
  1. Крупчанова Л. М. Введение в литературоведение. М., 2005. С. 278293.

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Аристотель. Поэтика [Текст] / Аристотель. — М., 2000 (гл. 1—4; 23— 24; 26).
  2. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель : в 4 т. — М., 1968. — Т. 1. Лекции по эстетике.
  3. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды [Текст] / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч. : в 13 т. — М., 1953—1959. — Т. 5.

8. Понятие о системе жанров. Исторические трансформации жанровых систем.

Данный вопрос достаточно объемный. Но на экзамене необходимо будет представить не перечисление всех видов, а показать роды в сравнении (выделить основания для сравнения и показать, как они реализуются в том или случае. Например, позиция автора, пространственно-временная организация и т. д.). Но в тоже время быть готовым дать более развернутый ответ об особенностях указанного рода литературы.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Жанр как исторически сложившаяся содержательная форма. Жанровая классификация произведения. Родовая принадлежность произведения: эпические (рассказ, повесть, роман, эпопея, поэма, очерк), драматические (трагедия, комедия, драма, водевиль, комическая опера), лирические (ода, гимн, дифирамб, элегия, послание, эпиграмма, стихотворение, цикл стихотворений) жанры. Надродовой характер жанрового деления. Лиро-эпические жанры (романтическая поэма, баллада, басня).

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 161—170;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 357—383;
  3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. С. 398—426

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра - опыт периодизации / С. Аверинцев // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.
  2. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М., 1957.
  3. Кожинов В. К проблеме литературных родов и жанров / В.Кожинов // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры. М., 1964. Т. 2.
  4. Лейдерман Н.Л. Жанр и проблема художественной целостности / Н.Л.Лейдерман // Проблема жанра в англо-американской литературе (XIX - XX вв.). Свердловск, 1988.С.3—28.
  5. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. Электронный ресурс: http://lib.ru/CULTURE/FREJDENBERG/poetika.txt.

9. Литературное произведение как единое целое. Единство формы и содержания. Внутренний мир художественного произведения.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Литературное произведение как органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Данные категории были намечены еще в античной эстетике, однако остаются дискуссионными. Концепции дихотомического, трехуровневого членения художественного произведения. Опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого. Единство и взаимосвязь художественной формы и содержания: уровень внешней формы (текст), уровень внутренней формы (внутренний мир) концептуальный уровень.

Состав художественной формы как проблема теоретической поэтики. Уровни формы в дихотомической концепции строения произведения. А. Потебня о строении словесно-художественного творения. Понимание формы представителями формальной школы. Понятие художественного приема и его функции. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «структура», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.

Содержание художественного произведения: тематика — явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении. Объективный характер тематики. «Вечные» темы в литературе. Актуальность темы художественного произведения. Тематическая целостность произведения. Проблема — определенный личностью автора угол зрения, выделение наиболее важных для него вопросов в осмыслении явлений и предметов жизни, характеров, избранных для конкретного произведения. Разнообразие художественных проблем: социальные, философские, политические, нравственные и т. п. Идея — главная мысль, выраженная автором и извлекаемая читателями из всей целостной структуры произведения. Выражение в проблематике и идее произведения субъективного авторского начала. Литература как способ самореализации творческой личности. Взаимосвязь и взаимообусловленность темы, проблемы, идеи. Идея — единство всех сторон содержания художественного произведения. Идея и пафос в теории Г.Ф.В. Гегеля и В.Г. Белинского. Виды пафоса: возвышенный, героический, трагический, сатирический, юмористический, романтический, сентиментальный. Сочетание в произведении различных видов пафоса. Не исчерпанность содержания произведения его идеей. Единство трех сторон формы: предметная изобразительность, композиция, речевой строй.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 185—194;
  2. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. С. 180—188;
  3. Крупчанова Л. М. Введение в литературоведение. М., 2005. С. 151—175, 201—233.

Литература, для более глубокого освоения темы:

1. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. Бахтин // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.- С.6-72.

2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. / Г.В.Ф.Гегель. - М., 1968. - Т. 1. С. 8 - 9; 28; 29 - 31; 114 - 124.

3. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения (Из истории проблемы) / Е.Г. Руднева. - М., 1977.

10. Сюжет. Фабула. Конфликт. Типы сюжетов.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Сюжет и фабула: споры вокруг толкования этих понятий. Сюжет как определенная автором последовательность действий и событий, представленных в произведении. Основные функции сюжета: воплощение конфликта, раскрытие характеров, мотивировка их введения в текст произведения, общее построение произведения (конструктивная функция). Типы сюжетов: хроникальный и концентрический, их сочетание; внешнее и внутреннее действие, их сочетание. Композиционные элементы концентрического сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Функции пролога, эпилога, предыстории, последующей истории. Возможность нескольких сюжетных линий в сложном, многоперсонажном произведении. Несколько кульминаций, открытый финал. Повторяемость сюжетов, их изучение. Художественный конфликт и его виды: частный и общий, внешний и внутренний. Конфликт как движущая сила развития сюжета.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. Ч. 2. Глава 3. М., 2004. С. 185—205.
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. Глава 2. М., 2002. С. 249—260;
  3. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М., 2008 г. С. 70—87.

Литература, для более глубокого освоения темы:

1.Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 300—307;

2.Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Кожинов. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964. Кн.2.

3.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969 [Эту книгу я бы особенно рекомендовала]

11. Композиция литературного произведения. Понятие “точка зрения” и его соотнесенность с композицией.

Композиция как «венец формы».. Композиция "внешняя" и "внут­ренняя". Рама и ее состав (заглавие, эпиграф, пролог, эпилог, посвящение). Композиция сюжета и внесюжетных элементов, композиция образной системы, речевая композиция. Понятие "компонент". Виды композиции (кольцевая, открытая, монтажная, зеркальная и др.). Композиционные приемы (повтор, лейтмотив, усиление, противопоставление).Субъектная организация произведения и понятие точки зрения. "Точка зрения" как "положение носителя речи в пространстве" (Б.О. Корман). "Внеш­няя" и "внутренняя" точки зрения. Точка зрения как единица композиции. "Идеологическая", "пространственно-временная", "фразеологическая", "психо­логическая" точки зрения (Б.А. Успенский). Содержательность композиции. Особенности композиции эпических, лирических и драматических произ­ведений.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 297—321;
  2. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. Ч. 2. Глава 3. М., 2004. С. 208—223.
  3. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 322—379;
  4. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М., 2008 г. С. 87—101.

Литература, для более глубокого освоения темы:

1. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М.Жирмунский // Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л., 1975. - С. 433 - 536.

2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М.Лотман. - М.,

3. 1975.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский.- СПб.: Азбука, 2000. - С. 9 -

5. 200.

6. Чернец Л.В. Система персонажей / Л.В.Чернец // Русская словесность.- 1994. - № 1.- С. 54 - 60.

12. Художественное пространство и время. Понятие хронотопа.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Пространственно-временная организация сюжетного действия. Фор­мы пространства (верх - низ, замкнутое - открытое, свое - чужое, точечное - линеарное и др.) и времени (линейное - циклическое, прошедшее - настоящее - будущее, пульсирующее и др.). Хронотоп как взаимосвязь художественного пространства и времени (М. Бахтин). Типы хронотопов (хронотоп встречи, до­роги, провинциального городка, замка, площади).

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Т.1. М., 2004. С. 172—176; 179—185;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 247—249;
  3. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 182—197;

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234407

13. Вещный мир литературного произведения. Интерьер. Деталь. Своеобразие пейзажа в произведении, его эстетические функции.

Это вопрос небольшой, поэтому на экзамене в ответ рекомендуется включить также вопросы пространственной организации внутреннего мира произведения и психологической характеристики персонажа.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Интерьер, пейзаж, вещная деталь, их формы и функции в произведении (изобразительная, характеризующая, психологическая, символическая). Интерьер и пейзаж и драматическая ремарка, реализация в сценической постановке.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 170—217; 264—300;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 236—247;

Литература, для более глубокого освоения темы:

1. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. Очерки русских классиков. М., 1992.

2. Эпштейн М.П. «Природа, мир, тайник Вселенной…» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

14. Образ человека в художественном произведении. Персонаж. Тип. Характер. Система персонажей в литературном произведении.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Персонаж – образ человека в литературных произведениях. Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. «Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация. Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 310—322;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 196—209;

Литература, для более глубокого освоения темы:

1. Мартьянова С.А. Образ человека в литературе: от типа к индивидуальности и личности. Владимир, 1997.

15. Средства характерологии в литературном произведении: портрет, формы поведения, речь. Психологизм: формы и приемы раскрытия внутреннего мира человека.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Портретная характеристика персонажа – описание его наружности. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр. Психологизм как воспроизведение переживаний, мыслей и чувств персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм (указание на характер переживаний посредством портретных характеристик и называния чувств и состояний). Прямой психологизм (собственно психологизм) – воспроизведение процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей. Его развитие в литературе последних веков и особые приемы прямой психологической характеристики: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и др.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей. Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 209—236;

Литература, для более глубокого освоения темы:

1.Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

16. Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя. Поэтический синтаксис и система тропов, их разновидности и эстетические функции.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Язык и речь, их соотношение. Тропы. Письменная и разговорная речь, их взаимодействие. Литературный язык и язык художественной литературы. Художественная речь и народный язык. Мотивированность речи конкретным носителем: речь повествователя, речь персонажа; род и жанр. Включенность в целостную систему всех средств раскрытия содержания (характер, конфликт, сюжет, композиция). Речь автора и речь персонажа, их взаимодействие. Языковые средства создания образа повествователя. Речевая характеристика, ее обусловленность характером персонажа в целом (лексика, пристрастие к какому-либо слову или выражению, манера речи в психологическом отношении). Речевая характеристика — средство типизации персонажа. Основные особенности художественной речи: образность, экспрессивность, иносказательность, ритмичность, диалогичность и монологичность. Лексико-семантические средства поэтической речи: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, вульгаризмы, архаизмы, историзмы, варваризмы, неологизмы. Их формы. Способы образования и функции в художественной речи. Синонимы и антонимы в художественной речи. Иносказательные обороты: перифраз, эвфемизм (вид перифраза), символ, аллегория. Семантико-фразеологические приемы.

Тропы как формы иносказательности. Различия между образностью и иносказательностью. Эпитет, его виды. Отличие эпитета от логического определения. Сравнение: простое, развернутое, отрицательное. Художественные функции сравнений (описательно-изобразительные и эмоционально-выразительные). Основные компоненты сравнения, способы их соединения. Метафора, ее виды (простая, развернутая, реализованная) и функции в художественной речи. Олицетворение. Метонимия и ее разновидности. Синекдоха, ее формы. Ирония как троп. Гипербола и литота. Образысимволы, образы-аллегории. Перифраз.

Поэтический синтаксис — образно-выразительные средства построения фраз и сочетания их друг с другом. Соотношение простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений как одна из характеристик речевого стиля. Фигуры поэтического синтаксиса, их экспрессивность: многосоюзие, бессоюзие, инверсия, умолчание, эллипсис (вид умолчания), усиление (градация) и его разновидности (климакс, антиклимакс), анаколуф, риторические фигуры (обращение, вопрос, восклицание), повторение (анафора, эпифора, стык), параллелизм (его разновидности), антитеза (ее разновидность — оксюморон).

Характеристика поэтической фонетики, понятие эвфонии (звуковой организации художественной речи). Благозвучие, фонетическая стройность речи, не допускающая звуковых совпадений, затрудняющих ее произношение. Звуковые повторы — специальные средства усиления. Аллитерация и ассонанс. Звукоподражание. Слово в контексте литературного произведения. Понятие стиля. Стиль как выражение творческой индивидуальности писателя. Жанрово-родовая мотивировка. Стиль как культурологическая категория. Национальный стиль и стиль «эпохи».

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 2004. С. 389—488;
  2. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2002. С. 260—266;
  3. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М., 2008 г. С. 120—200.
  4. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. С. 180—188;

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
  2. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 119—129; 138—159.

17. Специфика стихотворной речи. Понятие о ритме. Рифма и ее роль в поэзии. Виды рифм (концевые и внутренние, богатые и бедные, точные и неточные, мужские, женские, дактилические, гипердактилические). Классические стихотворные размеры в русском стихосложении (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Ритм и метр. Роль клаузулы в ритмической организации стиха. Цезура. Рифма в поэзии и её роль. Разновидности рифмы. Виды рифмовки. Внутренняя рифма. Возникновение и развитие рифмы. Белый стих. Свободный стих (верлибр). Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Октава. Онегинская строфа. Твердые строфы. Сонет. Венок сонетов. Рондо. Триолет. Хокку. Танка. Астрофические стихи.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М., 2008 г. С. 217—200, 242—252;
  2. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. С. 357—364;

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1995.
  2. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л. 1975.

18. Многообразие систем стихосложения в мировой поэзии (метрическая, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая). Связь системы стихосложения с особенностями национального языка.

Ключевые темы, необходимые для рассмотрения данного вопроса: Стихотворная система — свод основных ритмических законов, актуальных в определенный историко-литературный момент для поэзии, создаваемой на определенном национальном языке. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка: песенные тонические стихи, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение в России, дольник, акцентный стих, верлибр.

Литература для подготовки:

Литература, которой можно воспользоваться для подготовки к экзамену:

  1. Фесенко Э. Я. Теория литературы. М., 2008 г. С. 220—242;
  2. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. М., 1988. С. 364—392;

Литература, для более глубокого освоения темы:

  1. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л. 1975.
  2. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. СПб, 1996.

 

 


* Жирное выделение обозначает источник, который можно взять за основу при подготовке к экзамену. Использование остальной литературы помогает глубже погрузиться в тему и прояснить спорные моменты, так как авторы различных учебных изданий предлагают свой, авторский, взгляд на проблему.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.