Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПД.Ф.01 Введение в психолого-педагогическую деятельность – 72 часа





Лекция 3. Практическая деятельность психолога.

Дидактические единицы ГОС ВПО в структуре тематического плана по дисциплине

ОПД.Ф.01 Введение в психолого-педагогическую деятельность – 72 часа

Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога.

Ключевые понятия: практическая психология, социальный заказ, клиент, заказчик, пользователь, психологическое просвещение, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование, психологическая диагностика.

Появление практической психологии как одного из направлений психологической науки связывают с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на человека и группы людей.

Социальный заказ на профессию психолога формируется не в науке, а скорее в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

Социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на категорию психически нормальных людей, способных к проявлению ответственности за свою индивидуальность (группами населения, которые являются психически больными, занимаются врачи-психиатры).



Основные понятия:

Клиент –человек, сообщающий психологическую информацию, знание о себе или о других людях. Он указывает свою роль в происхождении этого знания, считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе или других людях) и предоставляющий психологическую информацию. Он не видит своей роли в происхождении этой информации и не считает себя ответственным за ее происхождение.

Особенность работы психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа определить, с кем он имеет дело – с заказчиком или с клиентом.

Пользователь –человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Аспекты деятельности психолога:

§ Научный аспектпредполагает разработку методологических основ деятельности психологической службы образования, а также способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.



§ Прикладной аспектпредполагает составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров.

§ Практический аспектсвязан с решением конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания психологической помощи.

Основные направления деятельности психологической службы в образовании:

§ Актуальное направлениеориентировано на решение конкретных проблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании, отклонениями в поведении школьников и т.д., а также на оказание психологической помощи учителям, учащимся, родителям.

§ Перспективное направление ориентировано на развитие становление индивидуальности каждого субъекта обучения, на формирование психологической готовности к самоопределению.

Основные виды деятельности практического психолога:

§ Психологическое просвещениесвязано с приобщениемвсех субъектовобразовательного процесса (учителей, учащихся, родителей) к психологическим знаниям.

§ Психологическая профилактикасвязана с предупреждением возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся (предупреждение дезадаптации детей в образовательном учреждении, создание благоприятного психологического климата, предупреждение психологической перегрузки и т.д.)



§ Психологическая диагностикасвязана с получением психологической информации о человеке или группе, посредством применения методов научного познания.

§ Психологическая коррекция и работа по развитиюсвязаны с целенаправленным воздействием на те или иные сферы психики клиента, ориентированы на приведение ее показателей в соответствие с возрастными или иными нормами и на дальнейшее их развитие.

§ Психологическое консультированиесвязано с оказанием психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Значение термина "психологическая диагностика"

Сам по себе термин "диагностика" образован от известных греческих корней ("диа" и "гнозис") и буквально рассматривается как "различительное познание". Этот термин активно используется во многих областях науки и общественной практики. В самом общем виде под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров.

История психологической диагностики, возникновение которой относится к концу XIX века, связана с именами Ч.Гальтона, Дж.Кеттела, Г.Эббингаузена, Э.Крепелина, Г.Россолимо, Г.Роршаха. Первые упоминания термина "психодиагностика" встречаются в совместной работе А.Бине и врача Т.Симона "Новые методы для диагностики интеллектуального уровня аномальных", выпущенной в 1905 году во Франции.

Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей).

Место психодиагностики в системе психологического знания.

При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.

В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она: изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям; разрабатывает основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики, изучает и разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.

Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя:

- определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;

- выявление и оценка психологических особенностей личности и группы.

Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы). Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует правильно и надежно.

Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.

Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления - задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, движение познания идет в направлении от реального объекта к идеальному, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских:

- краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, обработку и интерпретацию результатов);

- они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами;

- основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследовательских наоборот - получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).

Психодиагностическое обследование (практическое) - это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

Ситуации, связанные с применением психодиагностики.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизу, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

а) Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).

б) Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).

в) Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.

г) Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.

Кроме вышеперечисленных имеется четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

а) Непсихологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет непсихолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации.

б) Психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости - диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель).

в) Психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации).

г) Непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция в буквальном переводе с латинского означает «изменение, исправление»; развитие - это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему (БСЭ, т.35, с. 600). Для того чтобы осуществлять работу по коррекции или развитию того или иного качества, необходимо провести изучение (диагностику) уровня развития умений, знаний, навыков, особенностей личности, так как диагностика является неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. В его работе она является не самоцелью, а средством, способствующим более эффективной организации работы.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или консультации. Об обучении подробнее будет рассказано в разделе «Преподавательская и культурно-просветительская деятельность». Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении (например, навыка установления контакта с собеседником или умения по бесконфликтному взаимодействию), в учебе (умения по поиску необходимой информации), для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование - это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителем или их группами. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Как правило, педагоги-психологи во время консультации помогают решить такие вопросы, как преодоление затруднений в учебе, общении или поведении ребенка; развитие желания учиться; развитие отношений в детских коллективах; повышение уровня педагогического мастерства учителей; развитие способностей, черт характера, возможностей самоопределения, самоидентичности и личностного развития ребенка; оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии; нормализация отношений в семье и др. По данным И.В. Дубровиной, чаще всего педагог-психолог консультирует: администрацию школ, учителей, родителей (по проблемам обучения и воспитания); учащихся (по проблемам обучения, общения и развития отдельных способностей и особенностей личности); группы учащихся и отдельные классы (по проблемам самовоспитания, профориентации, культуры умственного труда).

Консультирование как особый вид деятельности психолога возникло лишь в 50-е годы XX в. До этого времени оно было частью психотерапии. Кроме психотерапии, оно имеет много общего с обучением. В консультировании педагоги-психологи имеют дело со здоровым человеком и большое внимание уделяют активизации сил и возможностей человека, обратившегося за консультацией. Развитие консультируемого происходит не только путем передачи ему знаний, но больше за счет формирования особых отношений с консультантом, приводящих к самостоятельному развитию клиента.

В консультации выделяют несколько этапов:

1. Установление контакта с консультируемым(и). Как правило, консультации затрагивают важные проблемы, и от того, насколько человек откровенен в их описании, будет зависеть результат работы педагога-психолога. Для того чтобы быть откровенным, ребенок должен полностью доверять специалисту, поэтому установление контакта - один из основных этапов работы. Другая причина, по которой в консультации необходимо установить хороший контакт с ребенком (или взрослым человеком), заключается в том, что эффект работы будет во многом зависеть от активности консультируемого, его готовности решить возникшую проблему и уверенности в возможности такого решения. Для установления контакта важно умение расположить человека (взглядом, подбором слов, тоном голоса, стилем разговора и т. д.).

2. Определение запроса и постановка проблемы. Запрос - это обращение к педагогу-психологу, которое поступает от человека, пришедшего на консультацию. Он не всегда сформулирован в психологических терминах, поэтому специалист уточняет суть запроса и переводит его (по крайней мере для себя) в термины психологические, т. е. ставит проблему.

3. Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы с человеком (о них см. в разделе 3.4 данной главы).

4. Совместная работа по решению проблемы, которая проводится с помощью специальных консультативных методов и приемов.

В консультировании ученик (или взрослый) рассматривается как равный партнер. Он имеет абсолютно равные права в процессе принятия решения. Задача педагога-психолога - помочь другому человеку увидеть свои потенциальные возможности, чему способствует уважение к консультируемому.

Преподавательская и культурно-просветительская деятельность. Преподавательская и просветительская деятельность является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвещение - составная часть коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога.

Многие авторы (например, И.В. Дубровина) отмечают, что учителя обладают недостаточными знаниями по психологии и не умеют использовать их в работе. Это же можно сказать и о родителях. Многие из них, даже интересующиеся психологической литературой, не могут применить имеющиеся теоретические знания в воспитании своего ребенка.

Психологическое просвещение - самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, социальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Для того чтобы приобретение и использование психологических знаний стало потребностью детей, их родителей и учителей, важно, чтобы все формы деятельности педагога-психолога проходили не на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом рассмотрения конкретные случаи или актуальные для аудитории проблемы, т. е. показывали бы возможности использования психологических знаний в реальной жизни и эффективность их применения при решении конкретных проблем. Речь педагога-психолога при обучении не должна изобиловать специальными терминами.

Психологическая профилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья личности.

Психологическая профилактика предполагает:

· Ответственность за соблюдение в учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития личности.

· Своевременное выявление таких особенностей личности, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях

· Предупреждение возможных осложнений.

3 уровня:

  1. Первичная профилактика: работа с людьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие. Забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. 10 из 10.
  2. Вторичная профилактика: направлена на т.н. «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Она подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. 3 из 10 детей. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и пр.
  3. Третичная профилактика: работа с детьми с ярко выраженными учебными или поведенческими. Основная задача – преодоление серьезных трудностей и проблем. 1 из 10.

Основная трудность – непонимание педагогов, ориентированных на явные текущие проблемы.

Рекомендуемая литература:

1. Введение в профессию «психолог». / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. – М., 2004.

2. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. – М., 2003.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 2000.

4. Лидерс А.Г. «Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту». // Журнал практического психолога, 2005, № 4, с. 142-163.

5. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.