Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ организации приемки товаров в ООО «Гиперглобус»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Организация коммерческой деятельности»

Тема: «Приемка товара по качеству и количеству»

 

 

Выполнил студент

заочного отделения

группа 2К

специальность 380204

коммерция по отраслям

Федоров Роман Юрьевич

Шифр ФКС- 14277

 

Ярославль 2015

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Особенности приемки товаров по качеству и количеству..............................5

1.1 Организация и технология приемки товаров по количеству........................5

1.2 Сроки приемки товара по количеству и качеству........................................12

1.3 Организация приемки товаров по количеству..............................................13

1.4 Организация приемки товаров по качеству..................................................15

2. Анализ организации приемки товаров в ООО «Гиперглобус».....................19

2.1 Краткая характеристика ООО «Гиперглобус».............................................19

2.2 Приемка товаров по количеству....................................................................22

2.3 Приемка товаров по качеству.........................................................................25

3. Направления улучшения технологического процесса в организации.........32

Заключение............................................................................................................38

Список использованных источников...................................................................40

 

 


Введение

 

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Для каждого магазина очень важно следить за торгово-технологическим процессом. Ведь благодаря правильной его организации предприятие может ускорить процесс продажи товаров и, как следствие, увеличить товарооборот. Поэтому актуальным остается изучение всех стадий торгово-технологического процесса, в том числе подготовки товаров к продаже.



Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа на примере конкретного предприятия рассмотреть процесс приемки товаров в ООО «Гиперглобус»и основные направления его улучшения.

Объект исследования – ООО «Гиперглобус».

Предмет исследования – приемка товаров в магазине.

Для достижения цели в работе необходимо:

- рассмотреть технологию приемки товаров в магазине;

- дать характеристику ООО «Гиперглобус»;

- провести анализ организации приемки товаров в ООО «Гиперглобус»;

- пути совершенствования технологического процесса в магазине.

При написании работы использовались следующие методы: анализ и синтез, сравнение, контент-анализ литературы по исследуемой проблеме, а также другие общенаучные методы и приемы исследования.

Занимаются этим вопросом, такие ученые, как И. П. Шейченко, И. М. Фельдман, В. Г. Бурмистров, С. Г. Сиденко, Ш. В. Опельбаум, Ф. Г. Панкратов, В. К. Памбухчиянц, П. Г. Вахрин, Т. К. Серегина, Виноградова С.Н. и др.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшего изучения вопросов, касающихся приемки товаров, а также для улучшения текущей деятельности гипермаркета.

 


1. Особенности приемки товаров по качеству и количеству

1.1 Организация и технология приемки товаров по количеству

 

Приемка товаров по количеству и качеству является одной их важных составных частей складского технологического процесса. Она предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту, качеству и комплектности товаров.

Приемка товаров производится материально ответственными работниками склада (обычно – заведующим складом совместно с товароведом), уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. [1, c.190]

Операции по поступлению и приемке товаров на складе зависят от вида транспортных средств, объема и массы товаров, вида упаковки, мест приемки.

Еще до прибытия товаров на склад должны быть выполнены отдельные подготовительные мероприятия:

определены места разгрузки и хранения товаров;

проверено наличие поддонов;

установлено наличие механизмов по разгрузке;

произведен расчет необходимого количества грузчиков;

подготовлена приемо-сдаточная документация.[2, с.220]

В целях обеспечения сохранности качества поставляемого товара, создания условий для своевременной и правильной его приемки по количеству и качеству продавец обязан:

соблюдать правила упаковки и затаривания товара, маркировки и опломбирования его отдельных мест;

обеспечивать продажу (поставку) товара, разрешенного к реализации и соответствующего по качеству и комплектности требованиям нормативно-технической документации;

указывать в отгрузочных документах точное количество отгруженного товара, его вес, количество мест;

правильно оформить технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и другие документы установленной формы, удостоверяющие качество и комплектность поставляемого товара;

вкладывать в каждое тарное место упаковочный ярлык, кипную карту и другие аналогичные документы, предусмотренные нормативно-технической документацией или договором и свидетельствующие о наименовании и количестве товара, находящегося в данном тарном месте;

направлять покупателю вместе с товаром иные документы, удостоверяющие его количество и качество;

соблюдать действующие на всех видах транспорта правила сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальные правила погрузки, установленные нормативно-технической документацией.[4, с.78]

Если товары поступили в железнодорожных вагонах, то приемка товаров от железной дороги поручается, как правило, агенту или экспедитору склада, которому выдается доверенность на право получения груза. Приемка начинается с оформления документов и расчетов за перевозку, после чего товарный кассир железной дороги выдает экспедитору железнодорожную накладную вместе с сопровождающими груз документами. Железнодорожная накладная по существу служит договором на перевозки между грузоотправителями и железной дорогой.

Приемка прибывших товаров начинается с тщательного осмотра вагонов или контейнеров, проверки маркировки, исправности пломб и четкости оттисков. Проверяется целостность вагонов (контейнеров), исправность стен, крыши, пола, дверных запоров, проволочных закруток и пломб. После этого вагон (контейнер) вскрывается и осматривается изнутри, подсчитывается общее количество тарных мест, определяется масса товара брутто, его внешнее состояние, сличается маркировка с сопроводительными документами.

Товары в исправном вагоне с пломбами поставщика принимаются без представителя железной дороги, о чем делается отметка в железнодорожной накладной.

Контейнеры без повреждений с исправными пломбами также выдаются получателям без проверки груза с аналогичной отметкой в железнодорожной накладной. [2, c.221]

Если склад имеет подъездные железнодорожные пути, то вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуются на близлежащую железнодорожную станцию, а затем подаются на ветку базы.

Контейнеры поступают или непосредственно на склад, или контейнерную площадку железнодорожной станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.[3, c.46]

При неисправности вагона (контейнера), повреждениях пломб, порче товара, несоответствии его сопроводительным документам грузополучатель должен потребовать от органов транспорта перевешивания груза для проверки фактического наличия товара. Несоответствия оформляются коммерческим актом, который заполняется в трех экземплярах на специальных бланках и заверяется штемпелем станции назначения, подписями начальника (заместителя) станции, заведующего грузовым двором, весовщиком и грузополучателем. Коммерческий акт является важнейшим документом, который дает право предъявить претензию железной дороге на возмещение убытков. В том случае, если груз испорчен вследствие неисправности вагона, дополнительно к коммерческому оформляется технический акт.[2, c.221]

Если товары доставлены на склад автомобильным транспортом, то выполняются следующие операции:

проверка целостности пломб;

проверка целостности упаковки;

первичная приемка товаров по количеству;

укладка товаров на поддоны или тележки;

перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения. [3. с. 46]

Разгрузка транспортных средств должна осуществляться при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку товаров.

Приемка товаров по количеству и качеству – одно из действенных средств борьбы против проникновения в торговлю недоброкачественных товаров и является важной составной частью складского технологического процесса, предусматривающей проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов – счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов. Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов определяют путем взвешивания транспортных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу. [3. с. 48]

Приемка товаров по качеству является важнейшей операцией технологического процесса складской переработки грузов. Она проводится с целью выявления качества и комплектности поступивших на склад товаров и соответствия их требованиям государственных стандартов, технических условий, утвержденным образцам (эталонам). [3. с. 51]

Приемка товара по количеству и качеству, как правило, должна производиться непрерывно. При получении больших партий товара и необходимости длительной его проверки либо по иным уважительным причинам покупатель может допустить перерыв в приемке, обеспечив при этом сохранность и недопущение смешения этого товара с другим однородным товаром. [4, c. 80]

Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступивших в исправной таре.[3, с. 49]

Своевременно произведенной приемка считается в том случае, когда проверка количества и качества товаров окончена в условленные сроки.

В случае обнаружения недостачи, несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров, тары или упаковки установленным требования составляется односторонний акт, приемка товаров приостанавливается. Лица, производившие приемку, должны принять меры к обеспечению сохранности поступившего товара.

Если выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана в транспортном или сопроводительном Документе, на трафарете, то покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Для продолжения работы по приемке товара и составления Двустороннего акта необходимо направить извещение поставщику.

Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам – в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре. [1. с. 195]

В случае неявки представителя поставщика или если его вызов не обязателен, приемка товара производится с участием:

представителя другого предприятия, выделенного руководителем этого предприятия;

представителя общественности предприятия-получателя, который назначается руководителем предприятия из числа лиц, утвержденных решением профсоюзного комитета.

С согласия отправителя (изготовителя) приемка товаров может быть произведена односторонне предприятием-получателем. [3, с. 50]

Представители, выделяемые для участия в приемке, обязаны иметь надлежаще оформленное и заверенное печатью юридического лица, в том числе государственного органа, разовое удостоверение за подписью руководителя юридического лица (органа) или его заместителя.

Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии товара. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц, квартал и др.) не допускается.

Для приемки товара в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии товара.[4, с. 82]

Если при приемке с участием одного из названных выше представителей будет выявлена недостача, несоответствие качества и комплектности товаров против данных, указанных в транспортных или сопроводительных документах, то результаты приемки товаров оформляются актом. Он составляется в тот же день, когда недостача выявлена. В случае, когда работа по приемке прерывалась, в акте делается соответствующая запись с указанием вызвавших это причин и условий хранения товаров во время перерыва. [1, с. 197]

После завершения окончательной приемки товаров должен быть составлен акт, в котором указывают: дату и номер, место приемки и составления акта; время начала и окончания приемки; наименование получателя и его адрес; фамилию, имя и отчество лиц, участвующих в приемке, место работы и занимаемые должности; дату и номер доверенности на участие в приемке, а также сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по количеству. В нем следует указать наименование и адрес отправителя (изготовителя), дату и номер телеграфного вызова, дату и номер транспортного документа, счетов-фактур, время доставки груза на склад. Если при поступлении груза был составлен коммерческий акт, то в акте о недостаче товара указывают дату и его номер. Здесь же должны содержаться сведения о том, какой массой или за чьими пломбами отгружены товары; об общей фактической массе и массе, значащейся по документам; о массе каждого места, в котором обнаружена недостача; каким способом определено количество недостающих товаров; указаны точное количество недостающих товаров, их стоимость. Очень важно дать в акте заключение о причинах и месте образования недостачи. [3, с. 50]

Если при приемке одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки товаров, то в акте указываются точные данные об этих излишках. товароснабжение качество приемка хранение

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке. При этом они вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение. За подписание акта, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товаров, несут установленную законом ответственность. Запись о предупреждении об этом участвующих в приемке должна быть сделана перед их подписями.

Не позднее, чем на следующий день после составления акта он утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

В случаях выявления в результате приемки фактов злоупотреблений или хищений товаров руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам МВД или прокуратуры и направить им соответствующие документы. [1, с.200]

Таким образом, приемка товаров по количеству и качеству предотвращает появление на рынке товаров несоответствующего качества, предусматривает проверку выполнения поставщиками договорных обязательств.

 

1.2 Сроки приемки товара по количеству и качеству

 

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты в момент получения их от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. В эти же сроки принимают товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест. [1, с.193]

Товар в исправной закрытой таре по весу (нетто) и количеству товарных единиц в каждом тарном месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару – не позднее 24 ч с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза покупателем со склада продавца. [4, с. 84]

Приемка товара по качеству должна быть проведена в следующие сроки: скоропортящихся товаров – в течение 24 ч.; нескоропортящихся – при одногородней поставке – не позднее 10 дней, а при иногородней – не позднее 20 дней с момента получения товара. [5, с. 73]

В случае обнаружения в ходе приемки товара по количеству и качеству недостачи, ненадлежащего качества товара или его порчи срок приемки прерывается для вызова представителя продавца или незаинтересованного лица и продолжает исчисляться после возобновления приемки. [4. с. 85]

Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности товаров окончена в установленные сроки.

 

1.3 Организация приемки товаров по количеству

 

Место проведения приемки товаров по количеству зависит от способа их доставки. Приемка может производиться:

на складе получателя;

на складе поставщика;

в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта.

На складе получателя приемку товаров производят, если они доставлены поставщиком. В этом случае кроме проверки массы брутто и количества мест получатель может потребовать от поставщика вскрытия тары и проверки массы нетто и количества товарных единиц в каждом месте. Если же товары поступили в поврежденной таре, то получатель обязан провести такую приемку (по массе нетто и количеству товарных единиц) в момент доставки их на склад.

На складе поставщика приемка производится в том случае, если товары вывозятся с этого склада получателем, При этом товары, находящиеся в исправной таре, принимают по массе брутто и количеству тарных мест, а окончательную их приемку производят на складе получателя. Товары, поставляемые без тары, в открытой или поврежденной таре, окончательно принимаются на складе поставщика.

Если товары доставляются и выдаются органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта, то приемка осуществляется с их участием в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе соответствующего органа транспорта. [1, с. 192]

При получении от перевозчика товара, доставленного несколькими транспортными средствами и упакованного в несколько тарных мест, оформленного единым транспортным или сопроводительным документом, покупатель обязан проверить количество поступившего товара в транспортных средствах и тарных местах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность выборочной проверки.

В акте приемки должно указываться количество поступившего товара раздельно по каждому транспортному средству и тарному месту.

При выявлении в ходе приемки товара несоответствия веса (брутто) отдельных мест весу (брутто), указанному в транспортных или сопроводительных документах, покупатель не должен самостоятельно производить вскрытие тары. При правильности веса (брутто), но выявлений недостачи при проверке веса (нетто) или количества товарных единиц в отдельных тарных местах покупатель должен приостановить приемку отдельных тарных мест, сохранить и предъявить представителю продавца, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару вскрытых мест, а также находившийся внутри этих тарных мест товар.

В случае приостановления приемки товара покупатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки и составлении акта представителя продавца, а если товар получен в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, не являющегося продавцом, – представителя изготовителя.

Приемка товара по количеству может быть осуществлена покупателем без участия представителя продавца и в случае наличия согласий продавца на одностороннюю приемку товара покупателем. [4, с. 86]

Приемка товаров по количеству, поступивших в исправной таре, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе получателя. Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами.

 

1.4 Организация приемки товаров по качеству

 

Покупатели, переотправляющие товар в таре первоначального продавца, производят приемку товара по качеству в случаях, предусмотренных законодательством или договором, а также при получении товара в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи либо повреждения товара (течь, бой и др.).

При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям нормативно-технической документации, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество, покупатель приостанавливает дальнейшую приемку товара и составляет акт, в котором указывает количество осмотренного товара и характер выявленного при приемке несоответствия (дефектов). [4, с.87]

На складе необходимо создать такие условия для правильной и своевременной приемки товаров по качеству, при которых обеспечивалась бы сохранность товаров и предотвращалась их порча. Следует своевременно проверять средства испытания и измерения, которыми определяется качество товаров, и следить за их исправностью.

Проведение приемки товаров возлагается на компетентных лиц, уполномоченных на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем. Эти лица должны хорошо знать и соблюдать правила приемки, установленные соответствующими нормативными документами. Систематический контроль над их деятельностью со стороны руководства позволяет предупреждать нарушения правил приемки.

Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т. п.). Если сопроводительные документы или часть из них отсутствуют, то в этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют. [1, с.202]

В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором, для определения качества товаров производится отбор образцов (проб). Отобранные в строгом соответствии с требованиями указанных документов образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.

Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами. В нем должны быть указаны:

время и место составления акта, наименование получателя товаров, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);

наименование изготовителя (отправителя), от которого поступили товары;

номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступили товары, и дата поступления их на склад получателя, а при доставке товаров поставщиком и при отпуске их со склада поставщика – номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сданы товары;

количество мест и масса товаров, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) товаров;

указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном стандартами, техническими условиями или договором, со ссылкой на их номер и дату;

снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные стандартами или техническими условиями;

опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печатью или пломбой (оттиски на пломбах);

другие данные, которые лица, участвующие в отборе проб, найдут необходимым включить в акт для более подробной характеристики образцов (проб). [1, с. 206-207]

О сдаче образцов (проб) товара на проверку, анализ, испытание, оценку делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб).

Отобранные образцы (пробы) товара должны храниться покупателем или продавцом до разрешения спора о качестве товара, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественного товара в следственные органы, органы прокуратуры и суда – до разрешения дела в этих органах. [4, с. 89]

Акты об установлении расхождения в качестве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику.

В претензии указывается наименование оптового предприятия, предъявившего претензию, а также наименование предприятия, к которому предъявляется претензия, их адреса, номер претензии, дата предъявления. В ней должны быть сформулированы обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложение в претензии обстоятельства, а также сумма требований заявителя и расчет этих требований. Претензия должна содержать ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, а также почтовые, платежные реквизиты заявителя претензии. К ней должны быть приложены: акт о недостаче или недоброкачественности товаров, счет-фактура, транспортный документ, акт отбора проб, договор, на основании которого производилась поставка товаров, и другие документы, удостоверяющие недостачу, порчу и некомплектность товара.[3, с.53]

Претензия должна быть подписана руководителем оптового предприятия или его заместителем. Она отправляется заказным письмом или почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Сроки направления претензии получателем товаров, а также порядок и сроки рассмотрения и ответа на нее поставщиком устанавливаются договором. [1, с. 211]

Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии с тем же Положением, что и приемка товаров по количеству. Она состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа; вскрытие тары; проверка качества и комплектности товаров и сверка их соответствия с требованиями стандартов, технических условий или образцов.

 


Анализ организации приемки товаров в ООО «Гиперглобус»

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.