Сделай Сам Свою Работу на 5

Духовная культура средневековой Европы. Христианство. Система образования

В средневековой духовной культуре существовало множество разных субкультур. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном - христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам, сплачивала разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами.
В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:

1. христианство,

2. буддизм,

3. ислам.

Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне Божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на православие, католицизм, протестантизм.



Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в VII в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения".
В XII - XIII вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому университету свидетельствуют о том, что в XV - начале XVI вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держали 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек. В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматика, риторика, диалектика как искусство спора) и квадриума (арифметика, астрономия, музыка, геометрия). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В XII - XIII вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров. Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышением. Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры. Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки находятся в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты - в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С IX в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов: в Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.

Особый период в поздней Средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут.

Гуманисты подвергли критике схоластическое богословие. Они содействовали тому, что границы религиозной мысли расширились и "очистились" от церковного предания. Благодаря использованию античных источников усилилась светская, а иногда и языческая линия в религиозных рассуждениях и художественных произведениях. Гуманисты обличали нравы духовенства, институты католической церкви (монашество и папство). Разница между гуманистической критикой духовенства и самокритикой духовных лиц на церковных соборах в том, что первые критиковали эти институты с точки зрения попрания человеческого достоинства, а вторые - с целью улучшить нравы духовенства. Гуманисты положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Завета. Они поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествленном мире. Они заложили основы новых художественно-стилевых и идейных принципов искусства в разных его видах (литературе, театре, живописи, скульптуре, архитектуре). Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский, Д.Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир и многие другие - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения. Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель XIX в. Ф. Энгельс заметил: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"1.

Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам: этническое обогащение евроазиатского ареала; опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этнотерриториальных сообществ (город, цех, родоплеменные образования и т.п.); детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда; утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаика, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.); итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.