Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятия 5-6. Грамматические нормы (4ч.)

1. Понятие морфологической нормы, ее свойства.

2. “Слабые места” морфологической нормы:

- трудности в определении рода и образовании форм множественного

числа имен существительных; варианты падежных окончаний;

- употребление полных и кратких форм имен прилагательных, степеней сравнения имен прилагательных;

- склонение количественных числительных;

- употребление видо-временных форм глагола, недостаточные и изобилующие глаголы; синонимия возвратных и невозвратных глаголов; особенности образования некоторых личных форм.

3. Особенности употребления местоимений, глагольных форм и наречий.

4. Актуальное членение предложения. Прямой и обратный порядок слов.

5. Согласование определений и приложений.

6. Однородные члены и их роль в структуре предложения.

7. Варианты форм управления: управление предложное и беспредложное.

8. Устранение ошибок в выборе форм управления.

9. Нормы употребления деепричастных и причастных оборотов.

10. Типичные ошибки в конструировании сложных предложений.

 

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинарскому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000 (или др. издание).

- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

- Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000 (глава IX).

- Федюсюк М.Ю. Русский язык и культура речи / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.М.Михайлова, Н.А.Николина. – М., 2004.

Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1978.

- Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Основы стилистики и культуры речи: Учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: ТетраСистемс, 1999.

- Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.

- Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1989.



Практические задания:

1. Законспектировать статью: Муравьева Н. В. Управлять умеючи // Русская речь. - 1997. - №2. - С. 63-65.

2. Определите род приведенных ниже слов, включите их в предложения.

ГИБДД, МИД, плащ-палатка, шампунь, Осло, рефери, шоу, тюль, Баку, непоседа, вестибюль.

 

3. С какими из приведенных слов можно употребить собирательное числительное двое? Запишите получившиеся словосочетания. Объясните.

Мальчики, учительницы, очки, врачи, волки, волчата, ножницы, гусли, девочки, грабли, министры.

 

4. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

Больной просил сестру принести себе воды. В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь. Я так за тобой соскучился. В прихожей стояло зеркало, а напротив его висела картина. В этом фильме любые актеры играли хорошо. Ихняя команда заняла первое место.

 

5. Образуйте словосочетания с данными предлогами.

а) Согласно (приказ, закон, распоряжение, устав, заявление, договор, соглашение, план);

б) Вопреки (сомнение, предсказание, обещание);

в) Благодаря (забота, уход, случай, внимание).

Темы рефератов:

1. Род названий лиц женского пола по профессии, должности (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1989. - С. 183-185).

2. Склонение некоторых имен и фамилий (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1989. - С. 189-192).

3. Особенности употребления числительных(Колесников Н. П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь, 1997, № 6 - С. 41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С. 128-131).

4. Согласование приложений (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Книга, 1989.- С. 265-267).

 

Занятие 7. Лексические нормы современного русского языка (2 ч.)

1. Словарный состав языка и словарный запас индивида. Активный и пассивный словарный запас.

2. Использование устаревших слов: архаизмов и историзмов.

3. Стилистическая роль неологизмов и окказионализмов.

4. Лексическая сочетаемость. Причины ограничения соединения слов. Контаминация.

5. Речевая недостаточность.

6. Речевая избыточность: тавтология и плеоназмы.

7. Роль слов иноязычного происхождения в системе современного русского языка. Причины заимствований. “Полезные” и “вредные” заимствования.

8. Фразеология и ее особенности.

9. Типичные лексико-семантические ошибки и пути их устранения.

 

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинарскому занятию:

Изучить основную литературу (на выбор):

- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2000 (или др. издание).

- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

- Федюсюк М.Ю. Русский язык и культура речи / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.М.Михайлова, Н.А.Николина. – М., 2004.

 

Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.:ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

- Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988. – С.207-227.

- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. – С. 59-63.

- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.- Гл.1.

- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.:Рольф, Айрис-пресс, 1998.

- Русский язык и культура речи: Учебник / А.И. Дунев, В.А.Ефремов, Е.В.Сергеева, В.Д.Черняк. Под ред. В.Д.Черняк. – СПб: САГА; М.: ФОРУМ, 2004. – С. 92-99, 116-137.

- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

- Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.– С. 65-91.

 

Практические задания:

1. Поспорьте письменно с человеком, который считает, что «как сказал, так и ладно: все равно поймут». Докажите правильность своей позиции.

 

2. Перед вами часто встречающиеся в речи выражения, которые мы не квалифицируем как ошибку. Объясните, почему они приведены как примеры, иллюстрирующие речевую избыточность. Отметьте слово, которое повторяет элемент значения другого слова.

Экологи занимаются проблемами окружающей среды. Ему надоело слоняться без дела. В общем и целом наши дела не так уж плохи. Дашкова лично встречалась с Вольтером. Ганстеры бросили авто и ушли пешком. Смысл этой статьи – обрисовать реальную действительность псковского города. Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом. Завязались связи с Центральным государственным музеем современной истории России. Пришлось теперь начинать сначала. В декабре месяце состоялся суд над шестью обвиняемыми. На вечере выступил автор и исполнитель собственных песен.

 

3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Письменно сделайте стилистическую правку.

Автор специально акцентирует на деталях внимание читателей. Вопрос пойдет о том, как реально помочь этому человеку. Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала. Откровенно говоря, радужных надежд в связи с чемпионатом мира мы не связывали. Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошедшем матче. Певец привлек интерес публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью. С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших. С тех пор его рейтинг практически никогда не уменьшался. На зимней олимпиаде спортсменка снова завоевала победу.

 

4. Определите различия в значении слов.

Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

 

5. Выясните значения устойчивых сочетаний в предложениях. Укажите их стилистическую принадлежность.

Погода несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам - так называемое бабье лето. Если не дашь до пятницы 25 рублей, то без ножа зарежешь. Я им недолго глаза мозолить буду. Это для лодырей школа, для маменькиных сынков. Она хотела бы возразить, однако поняла, что это значило бы только подливать масла в огонь, и смолчала.

Темы рефератов:

1. Речевые ошибки и их предупреждение(Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. - СПб, 1997. - С.56-67; Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб, 1997.- С.135-158).

2. Жаргоны в русском языке (Литература: Особенности употребления жаргонной лексики // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995).- М., 2000 - С.79-87).

3. Все народы меняются словами (Крысин Л.П. Планер, гексаген, имейл // Русская речь. - 2000.- №3.- С.40-42; Крысин Л.П. Русский язык на рубеже веков // Русская речь. - 2000.- №1.- С.28-41; Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-99; Шапошников В.Н. Иностранные слова в современной российской жизни // Русская речь. - 1997.- №3.- С.39-42).

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.