Раздел 2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.
РаБОЧАЯ программа
По дисциплине «БИОЛОГИЯ»
Для специальности «060103 (педиатрия)»
Квалификация - специалист
Форма обучения очная
Кафедра биологии и генетики
Курс 1
Семестры 1,2
Томск
2011г.
Составитель: кандидат биологических наук, доцент
Н.Н.Плотникова
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры биологии и генетики
Протокол № 7 от «29» августа 2011года
Заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор,
_____________________Ильинских Н.Н.«____» ___________ 2011г.
Согласовано:
1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки, зав. отделом______________ (Вишнякова Г.Н.) «____» ___________ 201_ г.
2. Рецензент доктор медицинских наук, профессор___________ Ваизова О.Е.
3. Председатель методической комиссии по специальности
«060103 педиатрия»_____________________ В.Б.Студницкий
Протокол №____ от «____»____________201__ года
1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые для формирования естественнонаучного мировоззрения в практической деятельности врача; развитие на этой основе навыков системного и критического мышления в отношении биологических основ здоровья человека.
Задачи:
- изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем;
- формирование у студентов представления о человеке, как о центральном объекте изучения в медицинской биологии;
- изучение студентами биосоциальной природы человека, его подчиненность общебиологическим законам развития, единства человека со средой обитания;
- изучение студентами представления о современной экосистемы, действия в ней антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания.
овладение практическими навыками (работа с оптическими приборами, анализ наследственности и изменчивости, кариотипов, построение и анализ родословных, диагностика паразитологических препаратов и анализ результатов, приготовление временных препаратов);
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) специалиста
Данная учебная дисциплина входит в раздел С2.Б.5.
Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки – 060103 педиатрия.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения
в цикле гуманитарных дисциплин: латинский язык С1.Б8, биоэтика С1.Б2;
в цикле естественно-научных дисциплин: химия С2.Б3, физики С2.Б1.1.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО код – 060103 педиатрия:
а) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
б) профессиональными(ПК)
-способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий понятийный аппарат (ПК-2);
-способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
-способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-31);
-способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- общие закономерности происхождения и развития жизни, свойства биологических систем, антропогенез и онтогенез человека; знатьосновные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;
- законы генетики и ее значение для медицины; современные методы изучения генетики человека; принципы медико-генетического консультирования; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний у детей и подростков;
- особенности структуры биосферы и экологию, основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;
Уметь:
- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;
- пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом;
- определять митотическую активность тканей;
- объяснять характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков;
- идентифицировать паразитов человека на микро- и макропрепаратах;
- проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
- Схематически изображать хромосомы. Используя эти обозначения, решать задачи на митоз, мейоз, гаметогенез;
- Объяснять причины и возможные механизмы рождения детей с хромосомными болезнями. Иллюстрировать ответ схемами;
- Решать задачи по генетике – на взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом и др. Решать задачи по молекулярной генетике – по редупликации ДНК, биосинтезу белка;
- Составлять родословные, используя стандартные обозначения; анализировать родословные. Составлять и анализировать идеограммы, используя Денверскую систему классификации хромосом;
- Приготовить препараты полового хроматина, определить тельца Барра;
- Решать ситуационные задачи по паразитологии;
Владеть:
- Навыками работы с микроскопом;
- Навыками приготовления временных препаратов;
- Навыками отображения изучаемых объектов на рисунках;
- Навыками определения кариотипов;
- Подходами к решению генетических задач;
- Стандартными обозначениями для составления родословных;
- Денверской системой классификации хромосом для анализа идиограмм;
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, часов.
Трудоемкость
| Количество часов
| 1 семестр
(17недель)
| 2 семестр
(18 недель)
| Всего часов, зачетных единиц
| Общая
| 90 часов
| 126 часов
| 216 часов
| Зачетных единиц
| 2.5
| 3.5
|
| Обязательная аудиторная,
в том числе:
Лекции
Практические занятия
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Подготовка и сдача экзамена
|
|
|
|
5.Cтруктура и содержание дисциплины
Виды учебной работы
№
| Разделы программы
| Семестр
| Количество часов по видам занятий
| Лекции
| Практ. занятия
| Лаб. занятия
| Семинары
| Самостоят. работа
| Всего
| 1.
| Введение. Современные представления о сущности жизни.
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Клеточный и организменный уровни организации живых систем. Размножение. Онтогенез.
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Общая генетика. Генетика человека
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Гомеостаз
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Эволюционное учение.
|
1,2
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем.
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Медицинская паразитология
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
5.2. Тематический план дисциплины
5.2.1. Тематический план лекции на 1семестр
№
| Наименование раздела, тема лекций
| Кол-во часов
| 1.
| Тема 1 «Вводная лекция. Биология в системе медицинских наук. Современные представления о сущности жизни.
|
| 2.
| Тема 2 «Структура и свойства ДНК. Репликация ДНК»
|
| 3.
| Тема 3 «Генетический код и транскрипция»
|
| 4.
| Тема 4 «Трансляция и белки»
|
| 5.
| Тема 5 «Регуляция экспрессии генов»
|
| 6.
| Тема 6 «Структура хромосом и организация ДНК-последовательностей»
|
| 7.
| Тема 7 «Онтогенез. Эмбриональное развитие организма»
|
| 8.
| Тема 8 «Эволюция систем органов»
|
|
5.2.2. Тематический план лекции на 2семестр
№
| Наименование раздела, тема лекций
| Кол-во часов
| 1.
| Тема 1 «Основные понятия и закономерности генетики. Взаимодействие неаллельных генов»
|
| 2.
| Тема 2 «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
|
| 3.
| Тема 3 «Сцепление и картирование генов у эукариот»:
|
| 4.
| Тема 4 «Изменчивость и ее формы»
|
| 5.
| Тема 5 «Мутагенез. Репарация ДНК. Мутагенез и канцерогенез»
|
| 6.
| Тема 6 «Генетика человека. Методы генетики человек»
|
| 7.
| Тема 7 «Медико-генетическое консультирование»
|
| 8.
| Тема 8 «Экология человека»
|
|
5.2.3. Тематический план практических занятий на 1 семестр
№
| Тема занятия
| Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.)
| Кол-во часов
| Аудитор.
| Самостоят.
| 1.
| Оптические приборы и техника микроскопирования
| практическ
|
|
| 2.
| Современные представления о сущности жизни
|
|
|
| 3.
| Медицинская протозоология. Простейшие
| практическ
|
|
| 4.
| Медицинская гельминтология. Трематоды
| практическ
|
|
| 5.
| Медицинская гельминтология. Цестоды
| практическ
|
|
| 6.
| Медицинская гельминтология. Нематоды
| практическ
|
|
| 7.
| Медицинская арахноэнтомология
| практическ
|
|
| 8.
| Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов
| практическ
|
|
|
5.2.4. Тематический план практических занятий на 2 семестр
№
| Тема занятия
| Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.)
| Кол-во часов
| Аудитор.
| Самостоят.
| 1.
| Митоз. Клеточный цикл.
| практическ
|
|
| 2.
| Мейоз. Гаметогенез.
| практическ
|
|
| 3.
| Основные понятия генетики и закономерности, установленные Г.Менделем.
| практическ
|
|
| 4.
| Взаимодействие неаллельных генов. Полигенное наследование.
| практическ
|
|
| 5.
| Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
| практическ
|
|
| 6.
| Сцепление и кроссинговер. Генетические карты.
| практическ
|
|
| 7.
| Закономерности изменчивости.
| практическ
|
|
| 8.
| Генетика человека. Генеалогический, цитогенетический, популяционно-статистический, близнецовый, дерматоглифический методы изучения генетики человека.
| практическ
|
|
| 9.
| Коллоквиум по теме: «Основные закономерности индивидуального развития. Гомеостаз»
| практическ
|
|
| 10.
| Эволюционное учение. Эволюция систем органов
| практическ
|
|
| 11.
| Антропогенез.
| практическ
|
|
|
| Общая экология. Экология человека.
| практическ
|
|
|
.
Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. Биология в системе медицинских наук. Современные представления о сущности жизни.
Предмет биологии. Биология как наука о живой природе планеты, об общих закономерностях жизненных явлений и механизмах жизнедеятельности и развития живых организмов. История и современный этап развития биологии. Биологические науки их задачи, объекты познания. Связь биологии с другими естественными науками. Уровни организации жизни. Особенности проявления биологических закономерностей у человека. Биосоциальная природа человека.
Раздел 2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|