Экспертиза потребительских свойств и ее роль в повышении качества промышленной продукции
Экспертиза потребительских свойств изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода — важная область художественно-конструкторской деятельности. Она направлена на повышение качества выпускаемой продукции и является одним из элементов системы управления качеством.
Экспертиза потребительских свойств изделий включает два этапа — анализ потребительских свойств и их оценку.
Анализ потребительских свойств рассматривается как комплексный процесс и проводится на основе рассмотрения изделия в системе «человек — изделие — среда», включения его в совокупность функционально взаимосвязанных предметов, пооперационного рассмотрения всего процесса использования человеком и выявления взаимосвязи функции и формы изделия с учетом прогнозируемого уровня качества. Проводится анализ с целью выявления достоинств и недостатков изделия для последующей оценки уровня качества. Его выполняет группа квалифицированных экспертов.
Анализ может быть полным или комплексным, когда рассматривается вся совокупность потребительских свойств изделия на основе оценки каждого единичного показателя качества, и оперативным, иди экспресс-анализом, когда рассматриваются основные групповые показатели свойств (единичные рассматриваются лишь в необходимых случаях).
На первом этапе изучаются представленное изделие и материалы к нему. Эксперты знакомятся с технической документацией, другой имеющейся информацией и выясняют особенности функционирования изделия и его аналогов в системе «человек — изделие — среда», анализируют условия производства, сбыта и потребления, тенденции развития изделий данного вида и назначения.
На втором этапе выбираются критерии сравнения изделий. Для этого эксперты рассматривают, как функционируют изделия-аналоги в условиях заданной ситуации, какие из них наиболее успешно обеспечивают процесс потребления, устанавливают потребительскую ценность аналогов по эффекту потребления и по основным группам потребительских свойств. Выявив систему ценностной ориентации потребителей и требований к изделиям анализируемого вида, эксперты формируют ценностные меры и шкалы в виде базовых образцов и базовых показателей. Базовые образцы по уровню их потребительской ценности ранжируются на лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие. Базовые ряды могут быть сформированы отдельно для каждой группы потребительских свойств.
Рис. 8.1. Основные этапы анализа потребительских свойств изделия
На третьем этапе экспертами составляется развернутый перечень потребительских свойств и показателей, необходимых для проведения сравнительного анализа. В зависимости от потребностей потребительские свойства и показатели качества товаров подразделяются на группы. Каждой группе свойств соответствует определенная группа показателей качества. Разработка их производится экспертами на основании изучения исходной ситуации и типовой номенклатуры свойств и показателей качества с соответствующим членением по иерархическим уровням. Для отдельных групп изделий некоторые анализируемые свойства в зависимости от их весомости могут быть введены дополнительно, объединены с другими или исключены, т. е. определенным образом перегруппированы. Например, в отдельных случаях экологические показатели и показатели безопасности потребления могут быть включены в группу эргономических, а гигиенические — вынесены в отдельную группу. Для технически сложных изделий возрастает значимость эргономических показателей, для ювелирных — эстетических, для изделий легкой промышленности — фактора морального старения и т. п.
На четвертом этапе выбираются методы проведения анализа каждой группы и конкретных потребительских показателей качества изделий. Они должны соответствовать принятым в головных министерствах и ведомствах. Если принятых методов нет, то они должны заимствоваться для аналогичных изделий, выпускаемых смежными отраслями. Исходя из выбранных методов анализа, устанавливаются средства для испытаний и измерения значений показателей.
На пятом этапе проводится сопоставление потребительской ценности изделия с установленными ценностными и количественными характеристиками базовых показателей отдельно по каждой группе потребительских показателей качества.
Порядок анализа отдельных групп потребительских показателей качества изделий рекомендуется следующий .
Вначале рассматривается группа социальных показателей, затем функциональные и эргономические показатели качества и в конце — эстетические с учетом результатов предшествующего анализа.
При анализе определяется социальная целесообразность выпуска изделий, которая обусловлена общественной потребностью в них, наличием аналогов, нормами потребления и т. д. Учитываются также соответствие изделий их оптимальному ассортименту и классу, объективные требования и ограничения при производстве и потреблении.
Функциональные свойства анализируются на основе тщательного рассмотрения процесса потребления изделия. В первую очередь оценивается основная функция, выполняемая данным изделием, а также дополнительные. Кроме того, выявляются необходимые вспомогательные операции, от которых зависит результат конечного потребления изделия (транспортировка, установка, управление, хранение изделия и т. д.). При анализе функциональных свойств большое значение придается показателям надежности (если они не вынесены в специальную группу), для оценки которых широко применяются методы, разработанные в теории надежности и квалиметрии (научное направление, объединяющее количественные методы оценки качества).
При оценке эргономических свойств устанавливаются соответствие изделия антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим и гигиеническим требованиям, удобство пользования им в процессе потребления, а также показатели безопасности потребления.
Рис. 8.2. Схемы проведения совмещенной оценки эстетического уровня качества промышленных изделий экспертной комиссией
Более подробный анализ группового показателя покажем на примере оценки эстетического уровня качества изделий культурно-бытового назначения, общие принципы, методы и порядок проведения которого разработаны во ВНИИТЭ .
Эстетический уровень качества определяется на основе типового перечня эстетических показателей, который включает три комплексных основных (информационную выразительность, рациональность формы и целостность композиции), один дополнительный и охватывает три уровня рассмотрения — групповой, комплексные и единичные показатели .
Эстетический уровень качества определяется целостной, комплексной или совмещенной оценкой показателей. В первом случае оценка проводится только на уровне группового эстетического показателя и содержит целостное суждение экспертов. Во втором случае оценивается вся совокупность эстетических свойств на уровне комплексных показателей. При совмещенной оценке "сначала проводится целостная оценка, затем комплексная и результаты их объединяются, поэтому она является наиболее полной и точной.
При небольшом числе изделий нескольких видов эстетический уровень качества определяет малая экспертная группа (3—5 экспертов) на уровне целостной или комплексной оценки, при большом число различных видов изделий — экспертная комиссия (7—13 специалистов) на уровне целостной или совмещенной оценки.
Критериями оценки служат сложившиеся эстетические представления, нормы и идеалы, а также базовые образцы изделий, из которых эксперты строят базовый ряд. Последний совмещается со шкалой оценки с интервалом от 1 до 5 баллов и служит мерой эстетической ценности изделий.
Целостная оценка эстетического уровня качества изделий малой экспертной группой проводится в одну или две ступени. В первом случае эксперты оценивают групповой эстетический показатель на основе сравнительного анализа изделия и образцов базового ряда. Если отклонение оценки каждого эксперта не превышает ± 0,5 балла от среднеарифметической, то последняя принимается за итоговую. Если такой согласованности нет, то на второй ступени проводится коллективное обсуждение и корректировка оценок первой ступени. Если же и при этом оценки расходятся, решение выносится на основании голосования.
В случае, если необходимо оценить и отдельные эстетические показатели изделия, проводится комплексная оценка, которая включает составление базового ряда, перечня показателей, определение коэффициентов их весомости, сравнительный анализ, оценку группового взвешенного эстетического показателя и на ее основе итоговую оценку. Если оценки большинства экспертов близки к средней оценке группового взвешенного показателя, последняя принимается за итоговую. Если мнения экспертов расходятся, вопрос выносится на обсуждение и голосование.
Порядок оценки эстетического уровня качества изделий экспертной комиссией показан на рис. 5.6.
Подготовительный этап оценки осуществляет рабочая группа, которая готовит необходимые материалы и ведет обработку результатов.
На основном этапе проводится целостная, на уровне первой ступени, или совмещенная оценка. Если при первой оценке достигается высокая степень согласованности экспертов (коэффициент вариации v<=0,15), то среднее значение ее считается окончательным. В противном случае проводится совмещенная оценка. При этом оценки в баллах даются и для единичных эстетических показателей (третий уровень рассмотрения), на основе которых определяются оценки групповых взвешенных показателей, данные каждым экспертом Пкi. . Затем все эксперты сопоставляют результаты целостной и комплексной оценок и определяют свои окончательные оценки групповых взвешенных эстетических показателей качества Покi.Окончательная оценка экспертов выводится как среднее арифметическое значение Покi. Если при этом согласованность мнений отсутствует, определяется средняя оценка комиссии как среднее арифметическое значение Пкi . Эта оценка обсуждается и принимается открытым голосованием.
В результате сравнительного анализа, который по каждой отдельной группе показателей проводится специалистами-экспертами, достигается его основная цель — определяется уровень потребительской ценности анализируемого изделия, его достоинства и недостатки, т. е. уровень качества в целом. При этом суждения о ценности каждого отдельного свойства изделия подразделяются по следующим градациям: «превосходят», «равноценны», «уступают», «показатель отсутствует».
Рассмотренные методические рекомендации предназначены для использования при аттестации изделий и оценке их потребительских свойств. Они могут применяться при создании методов анализа потребительских свойств новых видов товаров.
Библиографический список
1. Проектирование и моделирование промышленных изделий : учебник для вузов / С.А.Васин [и др.];под ред.:С.А.Васина, А.Ю.Талащука .- М. : Машиностроение-1:Изд-во ТулГУ, 2004 .- 692с. (95 экз.).
2. Дизайн. Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайнерского проектирования. Мастера и теоретики : иллюстрированный словарь-справочник: учеб. пособие / Г.Б.Минервин [и др.];под общ.ред.:Г.Б.Минервина, В.Т.Шимко .- М. : Архитектура-С, 2004 .- 288с. (9 экз.).
2. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория : учеб.пособие / Н.А.Ковешникова .- 2-е изд.,стер. - М. : Омега-Л, 2006 .- 224с. (5 экз.).
2. Васин С. А., Кощелева А.А. Эргономические основы проектирования : учеб.-метод. пособие.- Тула : Изд-во ТулГУ, 2010 .- 96 с. (5 экз.).
3. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды : Учебник для вузов.- М. : Логос, 2001 (14 экз.).
* Понятие «эргономика» появилось в 1857 г., когда польский естествоиспытатель В. Ястшембовский опубликовал работу «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе».
* Под термином «машина» в системе ЧМС понимается совокупность всех технических средств (АСУ, станки, приборы, инструмент и т. д.). используемых человеком в процессе деятельности. Оператор – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметами труда, машиной и внешней средой. Под свойствами человека-оператора понимают антропометрические. психофизиологические, психологические и физиологические характеристики и его возможности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|