Сделай Сам Свою Работу на 5

Правила использования источников в тексте.

1.цитирование. На цитату делается ссылка. Это дословное воспроизведение текста. Выпущенная часть текста ставиться многоточие […]. Если есть сокращение и читатель не может это понять или надо вставить свой текст, то перевод ставится тоже в квадратных скобках. Цитаты должны быть небольшими, и надо указать, что именно так и написано. Вставлять их тогда, когда это крайне необходимо.

2.перессказ, переложение своими словами. Но ссылка делается тоже на источник. Пересказывается тогда, когда нет необходимости в дословном воспроизведении. Важно не искажать смысл текста.

3.таблицы, диаграммы, графики. В том случае, если в работе есть большой цифровой материал. Таблица позволяет делать выводы, обобщения. Легче воспринимается. После табл делается ссылка на источник. После таблицы нужно написать про табл – вывод.

4.комплексное использование-цитирование и переложение одновременно. Используется, когда источник большой. Ссылка делается в таком случае в конце.

5.непрямое использование источника, когда можно не ссылаться. Когда используются какие-то общеизвестные факты.

6.коментарий. объяснение одного источника др. Загоняется в ссылки.

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВР ДО НАЧ 18 ВЕКА.

План:

1.источники древнейшего периода

2.летопись как источник

3.законодательные акты

4.приказное делопроизводство 15-17 вв.

5.лит-ра и публицистика

6.сказания иностранцев как источник

7.агиографические источники.

1. Письменные источники- основным материалом явл-ся труды иносранных авторов, современных.

Самые ранние источники – труды греко-римских авторов (страбон, плини страрший, тация марцелин, птолимей клавдий). В них упоминается о славянах. По стольку, по скольку. Часто фантастические упоминания. Это слухи, рассказы путешественников, купцов. Реже личного наблюдения. Фрагментарно, малодостоверно.

Наиболее полно в ист средневековых авторов (византийских, западно-европ, восточных.)

- Лучше всего сведения указаны у Византийцев: наиболее тесные контакты. Примерное с 6 века появляются хорошие сведения. Прокопий Кисарийский (1 пол 6 в.). Придворный историк, описывал в основном военные столкновения визвнтии с окрестными народами. В его работе есть сведения о славян : осн племенные союзы славян(анты, славины), указывает их сходства, различия. Небольшая, бытовая зарисовка. «Стратигикон», автор неизвестен. Текст отностится к 6-8 вв. Это пособие по военному делу, был популярен из-за этого. Описывались военные качества народов, как сними надо вести в-ну. И про славян там есть: выносливы, храбры, хитры, искусстны, не знают боевого строя, не умеют брать крепости. Патриарх Фотий, 9й век. Автор ряда работ, посвященных ист Византии. Рассказывает о походах руссов на Византию, о крещении части руссов. Особое внимание уделяет религиозным делам. Константин Богрянородный, император 1й половины 10 в. Автор двух кр трудов: об упр империей, о церемониях византийского двора. Написаны для его сыновей. Дает описание соседних народов. В отличае от предыдущих работах, наиболее подробнее. Описывает путь из варяг в греки. Рассказывает о визите княгини Ольги, сообщает о ее крещении. Сочн Льва Диакона 2ая пол 10 в. Придворный историк. «История» - 990 г. Ист Византии. Подробно описан поход князя Святослава на Византию. Подробно. Суще-но увеличивает потери руссов и снижает потери Византии. Описан портрет Святослава. У ост не так подробно: Георгий Амартол(многрешный),был образцовым летописцем. Иоан Малала (болтун), писал все что взбредет в голову.



Это дает нам материал о сист управления у славян, традиции и обычаи, боевые качества, приводаются нек факты о рус истории.

- ЗАПАд-европ источники. В основном это историко-географические описания и хроники. Мало интересовались Русью (за искл Польши и Скандинавии). Иордан Готский, автор истории готов, в своей гетике упоминает о славянах. Он делит нас на три племенных объединения (это утвердилось): анты, венеды, славины. В самом общем виде описывает обычаи славян. 10-11 вв Титмар Мезербургский. Описывает во-ны немцев со славянами (в осн польши). Славяне это варвары. Есть подробное описание г. Киева. В основном описаны торговые места. Лиуд Пранд. Ит, описание похода руссов на Константинопль.

- восточ. В осн персидские и арабские. (- они не имели прямых контактов почти, + негатива нет). Ибн Хордадбех – перс начальник почты в Иране. Географическое сочинение. 9 в. Употрнебляет слово князь, описывает торговые пути славян. Была русская торговая миссия в Багдаде. Считает, что Русь это славяне. Ал Якуби – историк географ. «Книга стран». В осн это ист гос-в ислама. Помимо этого описывает славян – расселение славян и племена. Ибн Фадлан , много путешествовал, торговец, дипломат, шпион. Оставил подробные записки своих путешествиях. Был наблюдательным, внимательным, коммуникабельным. Во вр путешествия волжскую Булгарию, встретился с нашим караваном. В итоге очень подробно описывает религию, традиции, нравы, обычая, внш вид. Был свидетелем погребального обряда. Спор: наши или варяги. Ал Масуди – энциклопедия «промывальня золота».

Ни у одного нет общей картины ист славян.

19\11\11

2. Летопись – хронологическая запись событий. Это осн повествовательный источник.

-летописцы – сокращенная летопись.

-хронографы – ист Руси совмещена с историей православного мира.

-свод –объединение нск летописей в одну.

Сама практика принята из Византии. Появляется с принятием крестьянства. Гл задача летописи – прославить деяния князей и церковных иерархов, показать победу христианской веры над язычеством; показать истоки появления, формирования гос-ва. С 12 в становится гос-ым документом. Это фиксация событий, но они соответствуют опр критериям.

Записи в летописи бывают:

-протокольные – простое сообщение события, больше характерен.

-повествующие – подробное изложение событий.

Каждая летопись начиналась с краткого изложения библейских событий. А потом переходили на ист Руси , типо она продолжает всемирную историю. Многие летописи вкл др летописи.

Первый протограф 1377 года. До этого года не сохранилось, известно только в списках.

Когда начинается летописание не известно никому, по их существованию судат о наличие фрагментах. Наличие летописания в 11 века уже доказано, начальная летопись. Не сох ни одной, но вошли в состав др. Некоторые (Тихомиров, Резнецкий) считают , что летопись была уже в конце 10 века. Много фальклора, былины, сказания. В основном они касаются событий Др Руси, которые произошли до начала летописания.

Повесть временных лет – самая др летопись, дошедшая полностью. Она была образцовую. Но нет протографа. Появилась в начале 12 века, 1110-1113 гг. Автором считается маннах Нестор , киево-печерская лавра. Некоторые историки сомневаются в авторстве. 2я редакция – Сельвестор 1117, 3ья редакция.

Летописание изначально летописание сосредоточено в Киеве, потом это распространялось на кр города, затем в каждом княжестве. После объединения Руси центральным становится московское летописание. Она получала поддержку летописания, за это они должны были доказать преемственность Москвы от Киева.

Наиболее известные: Леврентьевский свод, Троицка летопись, Ипатьевская летопись, московский свод, Никоновская летопись, воскресенская летопись, лицевой свод (самая большая), степенная книга – ряд биографий князей.

К концу 16 века роль лет описи начинает падать, появляются другие источники (канцелярские). В 17 веке появляются региональные летописи: Сибирские : есепавская, строгоновская. Повествуют о походе Ермака.

+ - хронологическое изложение событий.

- - неполный источник, т.к. некоторые события, считающиеся неважными летописец выпускает. , тенденциозны.

3. Акты – любые источники юридического характера:

- публично-правовые – издаются гос-ом и обязательны для всех, законодательные,

-публично-частные – издаются гос-ом , но предназначены для отдельных категорий.

-частно -правовые – заключаются м\у людьми.

Законодательные акты.

Письменное право формируется в 11 веке. Русская правда.

Судные уставные грамоты периода др Руси и раздробленности. Это решения князей по отдельным вопросам. Их дошло немного. Преимущественно они регламентировали отнш м\у князем и подданными. Это кр законодательные документы отдельного княжества. До нас дошли судные грамоты только Пскова и Новгорода (республики).

С формированием единого гос-ва необходимо единое право. Уставы великого князя. Соборное уложение 1649 года.

+ акты фиксируют реальные отнш сложившиеся в общ-ве. Их достоверность выше.

4. Делопроизводство. Это система документирования, необходимая для реализации законов и функционирования гос-ых учреждений. Отличается от актов показывают как оно былы на самом деле. (акты как должно быть). Иначе их называют канцелярскими документами. Как система формируется к к 15-н 16 вв. Появляются тогда, когда появляются первые гос-ые учреждения – приказы.

Для делопроизводства характерен строгий формуляр, сущ-ет особая сист учета и прохождения бумаг.

-грамоты - отдельгный лист, может быть актовым документом и канцелярским.

-столбец, нск листов сшитых по верхним граням (лента)

- книги – сбоку.

Дьяк с приписью, чел который подписывал эти документы.

По назначению :

-нормативные документы - указы царя, думы. Близки к актовым. Инструкции.

- деловая переписка , самый обширный видов делопроизводства. Отписки, доклады. Переписка м\у равными учреждениями – память. Они были адресованы дьякам приказов.

- просительская документация. Челобитная. Составлялись на имя царя. Но разбирали их др.

-военно-административные документы. В основе разрядные книги – распределение служил людей по разным службам.

-родословная книга –боярских икняжеских родов. Боярские книги исписки 12-16 вв. – перечень рангов и персон государева довра. Они составлялись для учета месечниства.

-судебные дела. Распросные речи.

-хозяйственные и финансовые документы: приходо-расходные книги, книги сборов – документация о налогах.

-дипломатическая документация -оформляет внш политическую деятельность. Документы посольского приказа.

-писцовое делопроизводство – вся документация связанная с ситс землевладения. Вкл описание владений, угодий, дворов, податей, категорий земли, населения.

26\11\11

5. Лит-ра и публицистика

Это источник, который выполняет эстетические и моральные вкусы. Для нее передача факта это не главное. Главное это оценка этих событий. Она выражает как индивид, так и общ-ых представлениях о мире. Для не характерно точность и достоверность фактов, допустим вымысел.

Разновидностью лит-ры явл-ся публицистика- лит-ра по злободневным общ-политич вопросам современности. Она тоже написана литературным текстом, в основном обращается к эмоциям. Факты взяты выборочно. Достоверность и объективность для публицистики НЕ характерные явления, она обычно тенденциозна.

Вымысел это не фальсификация – автор додумывает то, что могло бы быть, оно не противоречит тому, что было реально.

Худ лит-ра появляется в Киевской Руси, до нас дошло мало что. Древнейший жанр лит-ры это хожение – описание путешествий. Самое первое – хожение Игумина Даниила в Палестину, 1113. В основном описываются путешествия поломников.

Исторические повести. Имеют множество подразделения. Это рассказ о к-л ист событиях. «Слово о полку Игореве» - самое древнейшее. После татаро-монгольского нашествия появляется множество повестей. Они дошли только потому, что их вкл в состав летописи. Куликовская битва: «Задонщина», 1387, Сафоний; «Сказание о мамаевом побоище», 1 четв 15 века.

Публицистика этого периода за редким искл в основном религиозна. Распространены поучения (слова) – адресована всем верующим. А послания – адресованы конкретному человеку, в виде письма.

«Слово о законе и благодати митрополита Илариона», 1038. Текст его службы. Это памятник официальной идеологии Руси. 1 часть – он разъясняет, что такое закон(вера) и благодать(польза веры). 2 ч – прославление идеального князя (Владимир). Дальше они были в большом кол-ве. Они лучше сохранялись, чаще писались. «Иззорник», «Красноречие древней Руси». В 15 в это борьба против еретиков, объедин земель вокруг москвы.

Светская публицистика: «поучение Владимира Мономаха»: 1 часть – поучение детям, 2 часть – автобиография, 3 часть – послание Олегу Святославичу, своему врагу. Хоть и светская, но цитаты из библ. «Слово Даниила Заточника»(относится к посланию), 12 век, послание новгородскому князю Ярославу Владимировичу. Бессистемное собрание посланий. «Послние Даниила Заточника» - толи версия, толи подражание. Сатира реалий др Руси. -

В 15 веке нлюдается заметный подъем лит-ры и публицистики. Появляется первое светское хожение – «Хожение Афанасия Никитина за три моря».

Развиваются повести. «повесть о царьграде». «Казанская история».

С 16 века резкий взрыв публицистики, преимущ религиозного толака. Связан с расколом церкви. Появляется новая тема – богоизбранности Руси. Оживляется светская публицистика: «письма ивана пересветова» - адресованы Ивану грозному, защищаю идею самодержавия и защиты дворян, против бояр. «переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским». «История о великом князе Московском» Курбского.
«Домострой», Сильвесрт. Свод поучений поведению дом хоз-ва. Произведения Ермолая Еразма: «Государям желающим благо народу». Первая в истории России попытка защиты крестьян.

Смута, 17 век – взрыв публицистики. Удар по мировоззрению. Как религиозная (объясняет время тем, что были совершены тяжкие грехи: убиение царевича Дмитрия, избрание человека, неимеющего права и бывшего убийцем). Светская (главным виновником были люди, точнее государи). «Сказание аврания Апалица».

«Сочиненик Григория Катошихина» - Россия в период Ал Мих. Катошихин –дбяк польсконго приказа. Бежал из России. Поработал на Швецию.

«Житие протопопа Аавакума». Описывает подробно свою жизнь.

Сатирические повести 17 века. – сборник сатир устного характера, появляются в городской среде. Самый распространенный объект высмеивания это суд и судьи, священники, дворяне(«повесть о фаме, ереме»), иностранцы, богатые крестьяне.

6. сказания иностранцев

16-17 вв. до григория Катошихина нет произведений о вн мире Руси. Этот пробел занимает этот вид источников.

+ широкая проблематика

+ не боялись наказания и писали все, что думали.

+почти все ин-цы, которые написали это были высокообразованными людьми.

+ обращали внимание на то, на что не обращали внимание русские.

-очень мало кто знал русский язык, часто не понимали что-то

-бывали тенденциозны, не все.

-не могли перемещаться свободно

Джиром Гарсей, 16 в, посланник лондонской торговой компании, описание внешности государей, Зигизмунд Герберштейн, немец, посол в России при Василии 3, «Записки о Московии». Адам Олеалий, «Путешествие олиария в Россию». Дневник. Мало ошибок.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.