Как исторический источник
Особенности памятников личного характера как исторических источников. Методы и приемы изучения мемуаров. Попытки классификации мемуарной литературы. Особенности и значение фактора субъективности документов личного происхождения.
Специфика дневниковых записей. Методы их источниковедческого анализа. Переписка как исторический источник. Основные разновидности методики анализа эпистолярных материалов.
Мемуары XVIII в. - отражение эпохи. Мемуары И.Я.Желябужского, А.В. Храповицкого, А.Г.Болотова; "Записки'' Екатерины П.
Мемуарные произведения 1-ой половины XIXв. Записки А.Чарторыйского, АЛ.Ермолова, Д. Давыдова. Мемуары декабристов: С.П.Трубецкого, А.Е.Розена, И.И.Горбачевского, Н.И.Лорера, И.Д.Якушкина.
Мемуары революционных демократов: Т.Г.Шевченко; "Былое и думы" А.И.Герцена. Специфика источников. Приемы их изучения.
Эволюция мемуаров в XX столетии. Жанры источников, их происхождение, специфика. Основные принципы источниковедческого изучения источников личного происхождения. Оценка их полноты, достоверности, представительности как источников, отражающих быт, нравы, мировоззрение.
ТЕМА 15. Периодическая печать ХУШ-ХХ вв. как источник по истории
Возникновение и общественно-политические условия развития периодики в России. Типы изданий и принципы классификации органов периодики. Жанровые разновидности материалов периодической печати. Цензура и ее значение. Методические приемы источниковедческого анализа периодики.
Журналы, их типы, виды. Особенности содержания и использования журналов в качестве исторических источников. Газеты: центральные и провинциальные. Научная и отраслевая периодика.
Развитие периодической печати в пореформенной России. Типы изданий. Их внутренняя структура и основные жанры. Характер материалов и приемы его анализа. Листовки как особый вид периодической печати.
Особенности советской периодики. Основные формы, состав и группировка материалов. Источники информации. Приемы и методы анализа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова С.И. Статистические источники по истории периода капитализма: Учебное пособие. - М, 1968.
2. Барг М А. Категории и методы исторической науки. - М.. 1984.
3. Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957.
4. Воронкова С.В. Проблемы источниковедения истории России периода капитализма: Итоги и задачи изучения. - М , 198 5.
5. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М, 1980.
6. Иванов В.В. Методология исторической науки. - М., 1985.
7. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. - Томск,1973.
8. Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы: Сб. статей /Отв. ред. С.О.Шмидт -М., 1969.
9. Источниковедение истории СССР: Учебник / Под ред. И. Д.Ковальченко. -М, 1981.
10. Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в.. Учебное пособие / Под ред. И.А.Федосова. - М, 1970.
11. Источниковедение: Теория. История, Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие/И.е. Данилевский, В.В.Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск.гос.гуманитар.ун-т, 1998.
12. Каштанов СМ., Курсов А.Л. Некоторые вопросы теории источниковедения //Исторический архив.-1962-№4.-С.173-196.
13. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.
14. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX -нач. XXв. - М., 1979.
15. Малоисследованные источники по истории СССР ХIХ-ХХ вв. - М., 1964.
16. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. - М., 1996.
17. Медушевская О.М. Картографические источники 1-ой пол. XIX в.: Учебное пособие по источниковедению истории. - М., 1959.
18. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. - М., 1977.
19. Методика изучения древнейших источников по истории. - М., 1978.
20. Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования. - М., 1986.
21. Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. -Ростов-на-Дону, 1976.
22. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. - М., 1986.
23. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. - М., 1977.
24. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М., 1975.
25. Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализма. Конец ХIХ в. -1917 г. - М., 1968.
26. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968.
27. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.-М., 1962.
28. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. - М., 1983.
29. Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР (советский период) - М., 1976.
30. . Яцунский В.К. О применении статистического метода в исторической науке //Исследования по отечественному источниковедению. - М.; Л., 1964.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Общие рекомендации
Учебным планом по курсу «Источниковедение» для студентов дневного формы обучения предусмотрено проведение семинарских занятий в объеме 34 учебных часов, т.е. 17 занятий в каждой группе (3 группы).
Приступая к теме, целесообразно прорабатывать приведенною в списке учебную литератору. Это тем более необходимо, если в силу определенных причин студент не имеет достаточно четкого представления о теме: отсутствовал на лекции, не усвоил содержания темы во время лекции, или же в связи с сокращением лекционного курса тема в лекциях не излагалось.
После общего ознакомления с темой студент приступает к работе над первоисточниками. Далее студент изучает источники, характеризующие развитие исторических знаний или исторической науки на конкретном этапе, на примере исторических произведении, созданных в рассматриваемую эпоху. Затем студент прорабатывает основную историческую литературу - научные монографии, которые способствуют выработке правильной оценки исторических произведений изучаемой эпохи. Список литераторы к теме составлялся таким образом, чтобы у студента была возможность выбора.
Естественно, что у каждого историка есть свой подход к рассматриваемым проблемам, своя точка зрения на те или иные вопросы, иногда существенно отличающаяся от подходов и точек зрения других исследователей. Это обстоятельство создает условие для проведения на практических занятиях дискуссий, способствующих развитию творческого подхода студентов к источниковедческим проблемам. Преподаватель, ведущий практические занятия, подводит итоги дискуссии, и высказывает свое отношение к дискуссионным вопросам. Участие студента в практических занятиях, уровень подготовки, творческий подход, нестандартность мышления, активность, прилегание, учитываются на зачете.
Естественно, практические занятия по источниковедению, как и другие занятия по историческим дисциплинам, не включают, да и не могут включать всего объема программного материала по данному предмету. Их задача - научить студента работать над материалом, анализировать его, сопоставлять первоисточники с историческими монографиями по изучаемой теме, и, в целом, научить студента размышлять и делать соответствующие выводы.
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКО
ВЕДЕНИЯ
ПЛАН:
1. Предмет и задачи источниковедения:
а/ роль и значение источниковедения в историческом исследовании;
б/ источниковедение в системе специальных исторических дисциплин.
2. Определение исторического источника:
а/ объективное и субъективное в источнике;
б/ ретроспективный характер исторического познания;
в/ понятие источника в свете чтения об информации.
3. Классификация исторических источников:
а/ каковы задачи классификации;
б/ в чем заключается проблема классификации;
в/ охарактеризовать типы, виды, разряды, категории исторических источников;
г/ историческая традиция и исторические остатки - общее и особенное.
4. Основные этапы работы исследователя с источником.
5. Основные методы источниковедения.
ЗАДАНИЕ: Составить описание и графическое изображение исторического источника – вещественного памятника: монеты, часов, оружия, украшения, предмета утвари и т.п.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.
2. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980.
3. Иванов В.В. Методология исторической науки. М., 1985.
4. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973.
5. Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.
6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 106-127, 168-194.
7. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. М., 1987.
8. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.
9. Медушерокая О.М. Источниковедение: теория, история и метод. М., 1996. С. 3-20, 42-64.
10. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.
11. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.
12. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1977.
13. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.
14. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. М., 1983.
15. Янин В.А. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|