Сделай Сам Свою Работу на 5

Как исторический источник





Особенности памятников личного характера как исторических источников. Методы и приемы изучения мемуаров. Попытки классификации мемуарной литературы. Особенности и значение фактора субъективности документов лич­ного происхождения.

Специфика дневниковых записей. Методы их источниковедческого анализа. Переписка как исторический источник. Основные разновидности методики ана­лиза эпистолярных материалов.

Мемуары XVIII в. - отражение эпохи. Мемуары И.Я.Желябужского, А.В. Храповицкого, А.Г.Болотова; "Записки'' Екатерины П.

Мемуарные произведения 1-ой половины XIXв. Записки А.Чарторыйского, АЛ.Ермолова, Д. Давыдова. Мемуары декабристов: С.П.Трубецкого, А.Е.Розена, И.И.Горбачевского, Н.И.Лорера, И.Д.Якушкина.

Мемуары революционных демократов: Т.Г.Шевченко; "Былое и думы" А.И.Герцена. Специфика источников. Приемы их изучения.

Эволюция мемуаров в XX столетии. Жанры источников, их происхождение, специфика. Основные принципы источниковедческого изучения источников личного происхождения. Оценка их полноты, достоверности, представительно­сти как источников, отражающих быт, нравы, мировоззрение.



 

ТЕМА 15. Периодическая печать ХУШ-ХХ вв. как источник по истории

Возникновение и общественно-политические условия развития периодики в России. Типы изданий и принципы классификации органов периодики. Жан­ровые разновидности материалов периодической печати. Цензура и ее значе­ние. Методические приемы источниковедческого анализа периодики.

Журналы, их типы, виды. Особенности содержания и использования журна­лов в качестве исторических источников. Газеты: центральные и провинциаль­ные. Научная и отраслевая периодика.

Развитие периодической печати в пореформенной России. Типы изданий. Их внутренняя структура и основные жанры. Характер материалов и приемы его анализа. Листовки как особый вид периодической печати.

Особенности советской периодики. Основные формы, состав и группиров­ка материалов. Источники информации. Приемы и методы анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова С.И. Статистические источники по истории периода капитализма: Учебное пособие. - М, 1968.

2. Барг М А. Категории и методы исторической науки. - М.. 1984.



3. Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957.

4. Воронкова С.В. Проблемы источниковедения истории России периода ка­питализма: Итоги и задачи изучения. - М , 198 5.

5. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М, 1980.

6. Иванов В.В. Методология исторической науки. - М., 1985.

7. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. - Томск,1973.

8. Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы: Сб. статей /Отв. ред. С.О.Шмидт -М., 1969.

9. Источниковедение истории СССР: Учебник / Под ред. И. Д.Ковальченко. -М, 1981.

10. Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в.. Учебное пособие / Под ред. И.А.Федосова. - М, 1970.

11. Источниковедение: Теория. История, Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие/И.е. Данилевский, В.В.Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Российск.гос.гуманитар.ун-т, 1998.

12. Каштанов СМ., Курсов А.Л. Некоторые вопросы теории источниковедения //Исторический архив.-1962-№4.-С.173-196.

13. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.

14. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации XIX -нач. XXв. - М., 1979.

15. Малоисследованные источники по истории СССР ХIХ-ХХ вв. - М., 1964.

16. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. - М., 1996.

17. Медушевская О.М. Картографические источники 1-ой пол. XIX в.: Учеб­ное пособие по источниковедению истории. - М., 1959.

18. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. - М., 1977.

19. Методика изучения древнейших источников по истории. - М., 1978.

20. Пронштейн А.П. Вопросы теории и методики исторического исследова­ния. - М., 1986.



21. Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. -Ростов-на-Дону, 1976.

22. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики истори­ческого исследования. - М., 1986.

23. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источ­никами. - М., 1977.

24. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М., 1975.

25. Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР. Период империализ­ма. Конец ХIХ в. -1917 г. - М., 1968.

26. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968.

27. Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.-М., 1962.

28. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии. - М., 1983.

29. Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР (советский пери­од) - М., 1976.

30. . Яцунский В.К. О применении статистического метода в исторической на­уке //Исследования по отечественному источниковедению. - М.; Л., 1964.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

Общие рекомендации

Учебным планом по курсу «Источниковедение» для студентов дневного формы обучения предусмотрено проведение семинарских занятий в объеме 34 учебных часов, т.е. 17 занятий в каждой группе (3 группы).

Приступая к теме, целесообразно прорабатывать приведенною в списке учебную литератору. Это тем более необходимо, если в силу определенных причин студент не имеет достаточно четкого представления о теме: отсутствовал на лекции, не усвоил содержания темы во время лекции, или же в связи с сокращением лекционного курса тема в лекциях не излагалось.

После общего ознакомления с темой студент приступает к работе над первоисточниками. Далее студент изучает источники, характеризующие развитие исторических знаний или исторической на­уки на конкретном этапе, на примере исторических произведении, созданных в рассматриваемую эпоху. Затем студент прорабатывает основную историческую литературу - научные монографии, которые способствуют выработке правильной оценки исторических произведений изучаемой эпохи. Список литераторы к теме составлялся таким образом, чтобы у студента была возможность выбора.

Естественно, что у каждого историка есть свой подход к рассматриваемым проблемам, своя точка зрения на те или иные вопросы, иногда существенно отличающаяся от подходов и точек зрения других исследователей. Это обстоятельство создает условие для проведения на практических занятиях дискуссий, способствующих развитию творческого подхода студентов к источниковедческим проблемам. Преподаватель, ведущий практические занятия, подводит итоги дискуссии, и высказывает свое отношение к дискуссион­ным вопросам. Участие студента в практических занятиях, уровень подготовки, творческий подход, нестандартность мышления, активность, прилегание, учитываются на зачете.

Естественно, практические занятия по источниковедению, как и другие занятия по историческим дисциплинам, не включают, да и не могут включать всего объема программного материала по дан­ному предмету. Их задача - научить студента работать над матери­алом, анализировать его, сопоставлять первоисточники с историче­скими монографиями по изучаемой теме, и, в целом, научить сту­дента размышлять и делать соответствующие выводы.

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема № 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКО

ВЕДЕНИЯ

ПЛАН:

1. Предмет и задачи источниковедения:

а/ роль и значение источниковедения в историческом исследовании;

б/ источниковедение в системе специальных исторических дисциплин.

2. Определение исторического источника:

а/ объективное и субъективное в источнике;

б/ ретроспективный характер исторического познания;

в/ понятие источника в свете чтения об информации.

3. Классификация исторических источников:

а/ каковы задачи классификации;

б/ в чем заключается проблема классификации;

в/ охарактеризовать типы, виды, разряды, категории исторических источников;

г/ историческая традиция и исторические остатки - общее и особен­ное.

4. Основные этапы работы исследователя с источником.

5. Основные методы источниковедения.

ЗАДАНИЕ: Составить описание и графическое изображение историческо­го источника – вещественного памятника: монеты, часов, оружия, украшения, предмета утвари и т.п.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

2. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. М., 1980.

3. Иванов В.В. Методология исторической науки. М., 1985.

4. Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973.

5. Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы. М., 1969.

6. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 106-127, 168-194.

7. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. М., 1987.

8. Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения. М., 1977.

9. Медушерокая О.М. Источниковедение: теория, история и метод. М., 1996. С. 3-20, 42-64.

10. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

11. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

12. Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над исторически­ми источниками. М., 1977.

13. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

14. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа по­нятий и терминологии. М., 1983.

15. Янин В.А. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.