Список рекомендуемых источников и литературы
Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. – В четырех выпусках - М.: Высшая школа, 1982. - Вып. 2. Разд.1. Д. 14, 15.- С. 45 - 66; Разд. 2. Д. I - 48. - С. 68 - 158. Разд. 3. Д. I, 2.
История политических партий / под ред. А. И. Зевелева. - М., 1994. - С. 7 - I I; 88 - 93; II6 - 120, 200.
Источниковедение истории СССР: Учебник / под ред. И. Д. Ковальченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 261 – 287.
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевский, М. Ф. Румянцева. – М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1998. – С. 392 – 407.
Литвак, Б. Г. Очерки источниковедения массовой документации / Б. Г. Литвак. - М., 1979. - Разд. 2. - & 1, 2. - С. 123 - 205.
Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. - М., 1979. - Гл. З. - С 120 - I59.
Шепелев, Л. В. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов государственных учреждений XIX-начала ХХ вв. / Л. В. Шевелев // Источниковедение отечественной истории. 1975. - М., I 976. - С. 248 - 271.
Шепелев, Л. В. Некоторые проблемы источниковедческого и историко-вспомогательного изучения делопроизводственных документов Х1Х - ХХ вв. / Л. В. Шевелев // Вспомогательные исторические дисциплины. 1985. - Вып. XVI. - С. 24 - 51.
Тема 8. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ.
Занятие 10
Цель занятия: ознакомление с методикой анализа статистических источников и методами их обработки, характеристика отдельных комплексов статистических источников.
Изучение комплекса статистических источников следует начинать со знакомства с учебной литературой и соответствующей темы курса лекций, где предложена основа источниковедческого анализа.Необходимоуяснить необходимость разработки программ статистических обследований, определение объектов обследования, методов сбора информации и ее последующей обработки. В инструктивных документах следует также обратить внимание на четкость определения отдельных понятий («крестьянский двор», «рабочее время», «численность рабочих»).
Особо следует выделить вопрос о методах определения существенных признаков при обработке первичных материалов статистических обследований, обратить внимание на критику В.И. Лениным фабрично-заводской и земской статистики, на методы обработки исходных данных.
Опираясь па общие методологические принципы, студент переходит к анализу отдельных статистических комплексов.
При анализе комплекса фабрично-заводской статистики надо всесторонне оценить программно-методические положения анкеты 1895 г. (д.14). Обратите внимание на полноту и достоверность полученной информации в отдельной анкете. Сопоставьте содержание этой информации в публикации (д. 15).
Анализ документов земской статистики следует начинать с оценки В.И. Лениным ее достоинств и недостатков. Покажите специфику основных этапов развития земской статистики, исходя из программ, предметов и методов обследования.
Проведите анализ программ обследования частновладельческих и помещичьих хозяйств. Обратите внимание на круг вопросов по каждой программе, их общие и специфические черты. Анализ поселенных бланков и подворных карточек крестьянских хозяйств (д. 1 - 5) по разным районам позволяет выявить специфику территориальных обследований.
В заключении следует проанализировать два типа итоговых таблиц (д.7, 8), показать их особенности и источниковедческую ценность.
Занятие 10а. Фабрично заводская статистика
Вопросы
I. Ведомости фабрик и заводов как исторический источник.
2. Оценка программно-методологических положений анкеты 1895 г., точности формулирования вопросов.
3. Сопоставимость с точки зрения полноты первичных сведений и данных публикаций (док. 14, 15).
4. Промышленные переписи.
Занятие 10б. Земская статистик
Вопросы
I. Организация Земской статистики, этапы развития, особенности развития отдельных этапов по объектам и методам обследования.
2. Характеристика программно-методологических положений обследования крестьянских и частновладельческих хозяйств. Сравнить документы и оценить информацию.
а) Инструкций (док. б).
б) Программы обследований (док. 1, 2, 9, 10).
в) Подворных карточек (док. 3 - 5).
Провести сравнительный анализ формуляров простых и комбинационных таблиц (док. 7, 8).
Список рекомендуемых источников и литературы
Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории СССР. – В четырех выпусках - М.: Высшая школа, 1982. - Вып. 2. Разд.1. Д. 1 – 8, 14, 15.
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевский, М. Ф. Румянцева. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – С. 438 – 449.
Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма / Отв. ред. И. Д. Ковальченко. - М., 1979. – Гл 1. - & 1 – 4. Гл. 6.
Рыбаков, Ю. Я. Промышленная статистика России XIX в.: Источниковедческое исследование Ю. Я. Рыбаков. – М., 1976. - С. 3 - 15, 66 - 79, 221 - 224.
Бобович, И. М. Земские статистические обследования Петроградской губернии как исторический источник / И. М. Бобович // Вспомогательные исторические дисциплины. 1987. - Вып. XVIII. - С. 163 - 175.
Дополнительная литература:
Плошко, Б. Г. История статистики: Учебное пособие / Б. Г. Плошко, И. И.Елисеева. – М.: Финансы и статистика, 1990. – С. 89 – 136.
Тема 9. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА
Занятие 11.
Цель занятия: раскрыть особенности прессы как источника, выражающего интересы различных социальных групп, овладеть методикой определения идейно-политической направленности изданий.
При обращении к периодической печати как к историческому источнику студент должен представлять ее специфику - типы изданий, взаимосвязь жанров, состав и характер информации. Следует также влияние внутреннего положения в стране на условия развития периодики, и, исходя из этого, определить ее основные этапы.
Важно определить основные идейно-политические направления, существующие в прессе и овладеть методами отнесения конкретного издания к определенному направлению.
Документы сборника для практических занятий позволяют проследить различный подход к освещению одних и тех же событий в различных жанрах (док. 7, 8, 9) и в периодических изданиях разных направлений. Для оперативной ориентации и большей наглядности из изданий, представленных в сборнике, целесообразно предварительно, с помощью энциклопедических словарей и специальных cпpавочников по русской периодической печати, составить таблицу с указанием отнесения каждого издания к определен ному направлению. Поскольку направленность изданий может меняться, информацию в таблице можно указать с учeтом принятой периодизации. Таблица может выглядетьследящим образом:
Название изданий
| Середина
1850-х - 1862 гг.
| 1862 –
1870 гг.
| Конец 1870-х – начало 1880-х гг.
| Начало
1880-х - 1905 г.
| 1905 – 1917 гг.
| Московские ведомости
|
|
|
|
|
| Русские
ведомости
|
|
|
|
|
| Новое
время
|
|
|
|
|
|
В сборник документов включены сообщения газет различного направления по трем темам:
о Морозовской стачке,
осуществление столыпинской аграрной реформы,
развитие монополий.
Каждый студент в процессе подготовки к семинарскому занятию должен выбрать одну из указанных тем, показать характер ее освещения в прессе и определить возможность использования периодики по избранной теме в качестве исторического источника.
Важно также оценить степень достоверности сведений, содержащихся в периодике. Для этого целесообразно сопоставить информацию о Морозовской стачке в периодической печати (док. l - 14, раздел 4, н док. 14 - 21, раздела 2).
Вопросы.
l. Изменение места и роли периодики в общественной жизни. Этапы развития периодики в пореформенной России.
2. Типы периодических изданий, классификационные признаки, газетно-журналь-ные жанры (док. 5, 6, 9).
3. Основные идейно-политические направления периодики второй половины XlX - начала ХХ веков. Методика их определения. Определить идейно-политическую направленность изданий, включенных в сборник документов раздел 4, док. 1 - 52. Составить таблицу.
4. Материалы периодики как отражение социальной политической борьбы внутри российского общества. Сравнительный анализ позиций отдельных изданий по одному вопросу на выбор.
а) о Морозовской стачке (док. 1 - 14),
б) о столыпинской аграрной реформе (док. I5 - 37),
в) о росте монополий (док.39 - 53).
5. Достоверность периодики. Сравнить информацию периодической печати (док. l4, раздел 4) и делопроизводственных документов (док.l4 - 2l, раздел 2).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|