ТЕМА 1: Одическая поэзия М.В.Ломоносова
1. "Разговор с Анакреоном": а) общий принцип построения "Разговора с Анакреоном"; б) сравнение трех этических позиций: Анакреона, Сенеки и Катона и отношение к ним автора; в) авторская программа (решение им вопроса о цели и содержании поэзии).
2. "Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года": а) композиция оды: ведущие слова-темы ("тишина", "науки", "Россия") и логика их сцепления в поэтическом сюжете; противопоставление "тишины" и войны (славы мирной и славы военной) в лирическом сюжете оды; б) автор и адресат в оде; в) поэтико-стилистический строй оды: принципы отбора поэтического слова, построение поэтического образа (монументальность, метафоризм, система аллегорических фигур, картинность); г) проблематика оды.
3. "Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния" как образец научно-философской оды. Соотношение в оде двух миров - вселенной ("натуры") и человека; место человека в системе мироздания.
Тексты:
Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1965.
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л., 1952. Т. 7. 1959. Т. 8
Русская литература ХУШ века, 1700 - 1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.
Литература для конспектирования:
Серман И.З. Автор и тема в оде // Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.
Стенник Ю.В. М.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве// Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9 - 20.
Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова// Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.
ТЕМА 2: Творчество А.П.Сумарокова
1. «Эпистола о стихотворстве» в сравнении с «Поэтическим искусством» Н.Буало: условия поэтического творчества (требования к «творцу»); жанровая номенклатура и ее основания (дифференциальные признаки жанров); полемика с Буало в оценке отдельных авторов.
2. «Синав и Трувор»: оппозиции «разум-страсть», «долг-своеволие», «монарх-тиран» в конфликте трагедии; долг в системе ценностей героев трагедии.
3. «Димитрий Самозванец»: отношение героев к понятиям «истина», «закон», «власть», «вольность», «подданные», «царь»; категории личного и общего в развитии конфликта и поведении героев; проблема «народа и власти» и ее решение.
4. Жанровые особенности трагедии классицизма: тип героя, характер конфликта, композиция, проблематика.
Тексты:
Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957 («Б-ка поэта». Бол.серия)
Русская драматургия XVIII века. М., 1987.
Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.
Литература для конспектирования:
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981; Его же. Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.
Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. М., 1988.
Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. V, VI.
ТЕМА 3: Жанр комедии в творчестве Д.И.Фонвизина
1. Место комедии в системе жанров классицизма (Н.Буало «Поэтическое искусство» и А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве»).
2. Тенденции развития комедийного жанра в русской литературе XVIII века (полемика о комедии, теория В.Лукина).
3. Сравнительный анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль»: принципы типологии героев, расстановка действующих лиц (как взаимодействуют между собой разные группы персонажей); особенности композиции и конфликта (с содержательной и формальной точек зрения); проблематика комедий Фонвизина (тема воспитания, содержание понятий «скот», «душа» и т. д.).
4. Жанровое своеобразие комедий Фонвизина.
Тексты:
«Бригадир», «Недоросль» Д.И.Фонвизина (по любому изданию)
Литература для конспектирования:
Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.
Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.
Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И.Фонвизина // Вестник ЛГУ. 1986. Сер. История, языкознание, литературоведение, вып. 3. С. 32-38.
Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // XVIII века. Л.. 1986. Сб. 15. С. 97-108.
ТЕМА 4: Поэзия Г.Р.Державина
1. «Фелица» как образец «общежительной» оды Державина: а) автор в оде; б) адресат (образ просвещенной государыни) и средства его создания; в) тематика оды; г) стиль.
2. Философские оды Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад»): а) соотношение понятий «жизнь» – «смерть» – «вечность» в поэтическом сюжете; б) решение вопроса о смысле жизни; в) связь с предшествующей поэтической традицией 18 века.
3. Тема поэтического бессмертия в поэзии Державина («Видение мурзы», «Мой истукан», «Памятник», «Храповицкому» (1797г.), «К лире», «Признание», «Лебедь»): а) соотношение мотивов «слава» – «польза» – «истина» – «счастье» – «добродетель» («совесть», «чистая душа») в контексте данных стихотворений; б) тема частной жизни и образ Анакреона в лирике Державина.
Тексты:
Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.
Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В.А.Западова. М., 1983.
Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986.
Литература для конспектирования:
Западов А.В. Поэты 18 века: Литературные очерки. М., 1979.
Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала Х1Х века // Г.Р.Державин. Анакреонтические песни. М., 1987.
Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. 1У («От лирического «я» к поэтической биографии»).
Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.
ТЕМА 5: Русский сентиментализм и повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
1. Внешний и внутренний конфликты в повести. Смысл названия «Бедная Лиза».
2. Культ чувства. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев повести. Приемы раскрытия душевного мира персонажей: переключение внимания с событийной стороны сюжета на его психологическую интерпретацию; роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.
3. Сложность и противоречивость характера Эраста – «героя своего времени».
4. Пространственная организация текста. Психологическая функция пейзажа, природа как действующее лицо повести.
5. Место и функция автора в художественной структуре повести.
Тексты:
Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Любое издание.
Литература для конспектирования:
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 2 // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. М., 1981.
Гоголь Н.В. Карамзин // Гоголь Н.В. Избранные статьи. М., 1980.
Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С. 5 – 32.
Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы 18 века: Метод и жанр. Л., 1985.
Берков П.Н. Державин и Карамзин в истории русской литературы конца 18 – начала 19 века // Русская литература XVIII в.: Исследования сов. Ученых. Хрестоматия. Сост. Л.Л.Короткая. Минск, 1988. С. 208 – 222.
ТЕМА 6: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
1. Значение эпиграфа.
2. Особенности композиции романа.
3. Стилистическое и жанровое своеобразие «Путешествия».
4. Структура образа путешественника: эмоциональная доминанта, черты автобиографичности.
5. Сочетание сентиментальных и классицистических установок в романе.
6. «Продолжение путешествия». «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С.Пушкина.
Тексты:
1. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Любое издинае.
2. А.С.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург» //Пушкин А.С. Собр. соч. в 10т. (или любое другое издание).
Литература для конспектирования:
Лотман Ю.М. Из комменатриев к «Путешествию из Петербурга в Москву» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.2.
«Сочувственник» А.Н.Радищева А.М.Кутузов и его письма к И.П.Тургеневу //Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958 – 1993). СПб, 1997.
Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб, 1994.
[1]По каждому автору указан список его произведений, рекомендованных для обязательного и факультативного прочтения в рамках курса, а также основные издания этих произведений. Тексты, обязательные для прочтения, обозначены (!).
[2] Формулировки вопросов могут меняться в зависимости от содержания и наполнения курса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|