Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

ГЕОЛОГИЯ

Методические указания и задания

к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Утверждено редакционно-издательскнм советом университета ____________г.

 

Самара 20_____


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Данные методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения и включают в себя 5 разделов:

Раздел 1. Минералы и горные породы.

Раздел 2. Геохронология и движения земной коры.

Раздел 3. Гидрогеология.

Раздел 4. Геологические процессы и явления.

Раздел 5. Инженерно-геологические и гидрогеологические ис­следования.

В соответствии с номером-варианта, студенту необходимо в . каждом задании ответить на один вопрос и, при необходимости, дать рисунок или схему, соответствующие заданию.

Студенты должны выполнять задания «своего» варианта, а именно: студенты, номер зачетной книжки (шифр) которых оканчи­вается на 1, выполняют задания варианта 1, студенты, номер зачет­ной книжки которых оканчивается на 9, - задания варианта 9, сту­денты, номер зачетной книжки которых оканчивается на 0, - зада­ния варианта 10.

В конце каждого раздела приведены ссылки на литературные источники, которые необходимо использовать при выполнении за­даний данного раздела. Список рекомендуемой литературы поме­щен в конце методических указаний.


МИНЕРАЛЫ И ГОРНЫЕ ПОРОДЫ Задание 1.1

Охарактеризуйте породообразующие минералы в соответствии с номером Вашего варианта. Представьте характеристику их свойств в виде таблицы, составленной по форме табл. 1.

1. Кварц, мусковит (слюда).

2. Роговая обманка, ортоклаз.

3. Тальк, кальцит.

4. Гипс, каолинит.

5. Ортоклаз, пирит.

6. Кварц, ангидрит.

7. Микроклин, доломит.

8. Кальцит, лимонит.

9. Биотит (слюда), каолинит.

10. Лабрадор, доломит.

Таблица 1

 

Минерал Класс Химический состав   Генезис Морфологический облик Цвет, цвет черты   Блеск Твердость Излом Прочие свойства Применение в промышленности, строительстве

Задание 1.2

Дайте характеристику указанных ниже горных пород. Их свой­ства представьте в виде таблицы, составленной по форме табл. 2.



  1. Пегматит, гипс, парагнейс.
  2. Гранит, гравий, сланец тальковый.
  3. Сиенит, песок, сланец кровельный.
  4. Диорит, мергель, кварцит.
  5. Габбро, конгломерат, каолин.
  6. Пемза, доломит, мрамор.
  7. Базальт, песчаник кварцевый, серпентинит (змеевик).
  8. Андезит, известняк плотный, кварцит.
  9. Диабаз, известняк ракушечник, яшма.
  10. Базальт, мергель, сланец глинистый

Таблица 2

 

Порода Тип и группа по происхождению Группа по составу, Минералогический состав   Структура   Текстура   Окраска   Устойчивость к выветрива нию и инженерно-геологические характеристики   Строительные характеристики   Применение в мышлен ности строительс тве    

Задание 1.3

Кратко осветите условия образования горной породы согласно общей петрографической классификации (тип, минеральный состав, инженерно-геологические особенности, формы залегания и т.д.).

1. Базальт.

2. Гранит.

3. Мергель.

4. Щебень и галька.

5. Песок.

6. Известняк-ракушечник.

7. Песчаник.

8. Глинистый сланец.

9. Глина.

10. Лёсс.

Задание 1.4

Охарактеризуйте принадлежность горной породы к определен­ному типу грунтов в соответствии с инженерно-геологической классификацией Согласно ГОСТ 25100.1011 (1 - скальные; 2 - полускальные; 3 - нескальные: а) связные, б) несвязные, т.е. сыпучие в сухом состоянии) и ее качество как несущего грунта под сооружения.

1. Песчаник кварцевый.

2. Глина.

3. Песок.

4. Мергель.

5. Известняк хемогенный.

6. Щебень, гравий..

7. Суглинок.

8. Гранит.

9. Гипс.

10. Доломит.

Задание 1.5

Оцените возможность использования указанной горной породы в качестве строительного материала.

1. Глина.

2. Песок.

3. Известняк.

4. Габбро.

5. Вулканическое стекло (обсидиан).

6. Песчаник.

7. Суглинок.

8. Гипс.

9. Гранит.

10. Базальт.

При выполнении заданий данного раздела рекомендуется ис­пользовать следующие источники:


ГЕОХРОНОЛОГИЯ И ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ

Задание 2.1

Ознакомьтесь с геохронологией земной коры и принципами по­строения геохронологической шкалы относительного летоисчисле­ния. Кратко охарактеризуйте одно из следующих стратиграфических подразделений; опишите условия формирования отложений земной коры и дайте их стратиграфические индексы (приложение 1).

1. Архейская эра.

2. Пермский период.

3. Девонский период.

4. Общие особенности палеозойской эры.

5. Юрский период.

6. Меловой период.

7. Общие особенности мезозойской эры.

8. Четвертичный период (современный период).

9. Общие особенности кайнозойской эры.

10. Каменноугольный период.

Задание 2.2

Расположите геологические периоды в хронологическом по­рядке и напишите их условные буквенные обозначения - геологиче- . ские индексы. Между породами какого возраста имеется стратигра­фический перерыв в осадконакоплении? При ответе используйте приложение 1.

1. Пермь, палеоген, триас, неоген.

2. Девон, юра, мел, силур.

3. Мел, палеоген, девон, карбон.

4. Ордовик, силур, юра, кембрий.

5. Пермь, кембрий, триас, ордовик.

6. Юра, девон, мел, карбон.

7. Силур, юра, триас, ордовик.

8. Девон, палеоген, мел, кембрий.

9. Карбон, триас, пермь, неоген.

10. Палеоген, девон, неоген, силур.

Задание 2.3

Кратко изложите представления о движениях земной коры.

  1. Складчатые тектонические движения. Их формы.
  2. Сейсмический явления. Землетрясения. Моретрясения
  3. Понятия гипоцентра, эпицентра. Сейсмические волны: виды, условия распространения.
  4. Принцип сейсмического районирования территорий.
  5. Значение дислокаций для инженерной геологии.
  6. Условия строительства в сейсмических зонах.
  7. Разрывные дислокации. Их формы.
  8. Микрорайонирование территории.
  9. Сейсмические баллы и последствия землетрясений.
  10. Оценка силы землетрясений.

Задание 2.4

Охарактеризуйте одну из форм дислокации горных пород. Не­обходимо дать характеристику дислокации, привести схематиче­ский рисунок и оценить ее влияние на условия строительства раз­личных сооружений.

1. Сброс.

2. Надвиг. Сдвиг.

3. Антиклинальная складка и ее элементы.

4. Горст.

5. Флексура.

6. Взброс.

7. Грабен.

8. Синклинальная складка и ее элементы.

9. Моноклиналь.

10. Ступенчатый сброс.

Задание 2.5

Рассчитать, в соответствии с номером варианта, и заполнить табл. 3.

Таблица 3

 

Номер варианта Период сейсми­ческой волны Т, с Амплитуда ко­лебаний сейсми­ческой волны А, мм Сейсмическое ускорение а, мм/с2 Коэффициент сейсмичности Ks Инерционная сила, S, Т Сила землетря­сения, балл
1,40        
0,70        
1,55        
0,45        
0,85        
0,55        
2,20        
1,75        
0,95        
1,20        

1. Зная период Т и амплитуду А колебаний сейсмической волны (табл. 3), вычислить сейсмическое ускорение а и коэффициент сейсмичности К*:


мм/сек2

где g =9800 мм/с2.

2. Подсчитать сейсмическую инерционную силу S, воздейст­вующую на сооружения при землетрясении. Массу сооружений Р принимают равной 6000 тонн. s = PKS.

3. Используя величину сейсмического ускорения и шкалу Рихтера MSK - 1964 (приложение 2), определить силу землетрясения в баллах.

4. По полученным данным о силе землетрясения в данном рай­оне провести корректировку баллов землетрясения для строитель­ной площадки, сложенной: а) рыхлыми осадочными породами (песками мелкими и пылеватыми плотными и средней плотности маловлажными) с глубиной залегания грунтовых вод 10,0м от поверхности;

5. вмещающими породами грунтовых вод являются глины с показателями консистенции IL ≤ 0,5; при коэффициенте пористости е < 0,9

б) скаль­ными породами (гранитами, гнейсами), невывертрелыми и слабовыветрелыми, перекрытыми маломощным слоем сухого аллювия.


3. ГИДРОГЕОЛОГИЯ________________________

Задание 3.1

Основные понятия гидрогеологии. Опишите одно из следую­щих положений и сделайте рисунки.

  1. Классификация подземных вод по характеру их использования.
  2. Коэффициент фильтрации, его значение и методы опреде­ления.
  3. Подземные воды. Условия формирования подземных вод. Классификация подземных вод по условиям залегания.
  4. Основной закон движения подземных вод. Расход плоского потока подземных вод.
  5. Водные свойства горных пород. Физические свойства воды.
  6. Типы водозаборов. Совершенные и несовершенные колод­цы. Понятие о производительности водозаборов.
  7. Режим подземных вод и производственная деятельность человека.
  8. Запасы подземных вод.
  9. Физическое состояние воды в грунтах (виды воды в грунтах).
  10. Охрана подземных вод.

Задание 3.2

Определить, в соответствии с номером варианта, коэффициент фильтрации массива водоносных песков по результатам откачки из совершенной одиночной скважины. Данные для расчета приведены в табл. 4.

Рас­чет проводить по формуле Дюпюи, откуда нетрудно получить расчетную формулу

Таблица 4

 

Номер варианта Мощность водоносного горизонта Н, м Дебит сква­жины Q, м3/сут Понижение уровня воды в скважине S, м Радиус влия­ния скважи­ны R, м - Радиус сква­жины г, м
 
  0,3
  0,3
  0,2
  0,2
  0,5
  0,3
  0,5
  0,3
  0,2
  0,2

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

Задание 4.1

Внешние процессы Земли. Охарактеризуйте одно из явлений, связанных с процессами, протекающими на поверхности земли.

1. Геологическая деятельность ветра. Дефляция, корразия. Лёссы и их свойства.

2. Подтопление территорий. Защитные мероприятия.

3. Снежные лавины. Причины возникновения, мероприятия по предотвращению их возникновений.

4. Селевые потоки. Борьба с селями.

5. Выветривание горных пород. Сущность процесса и его ви­ды. Меры борьбы с процессами выветривания.

6. Деятельность моря. Разрушительная работа моря. Образова­ние отложений и их характеристика.

7. Криогенные (мерзлотные) процессы.

8. Деятельность поверхностных вод. Образование оврагов. Меры борьбы с оврагами.

9. Абразия морских берегов. Мероприятия по борьбе с морской абразией.

10. Осыпи, обвалы, оползни. Мероприятия по защите склонов от осыпей, обвалов, оползней.

Задание 4.2

Объясните, какие геологические процессы обусловили образо­вание указанных ниже четвертичных отложений. Составьте инже­нерно-геологическую характеристику грунтов, наиболее часто встречающихся среди этих отложений.

1. Элювиальные.

2. Эоловые.

3. Гляциальные (ледниковые).

4. Пролювиальные.

5. Морские.

6. Делювиальные.

7. Аллювиальные (речные).

8. Флювиогляциальные (водно-ледниковые).

9. Болотные.

10. Озерные.

Задание 4.3

Геологические и инженерно-геологические процессы. Охарак­теризуйте одно из следующих положений и сделайте рисунки.

1. Процессы суффозии. Условия их образования. Меры борьбы с явлениями суффозии.

2. Карстовые процессы. Условия образования карста, класси­фикация. Противокарстовая защита.

3. Просадочные явления в грунтах. Оценка лёссовых пород в строительстве. Меры защиты.

4. Плывуны и их разновидности. Причины возникновения. Борьба с плывунами.

5. Абразия на побережье морей и крупных водохранилищ. Ме­тоды инженерной защиты против абразии.

6. Оползни и причины их возникновения. Определение устойчивости скло­нов. Меры борьбы с оползнями.

7. Геологическая деятельность рек. Строение речной долины.

Борьба с эрозией рек.

8. Движение горных пород на склонах. Осыпи, обвалы. Меры

борьбы.

9. Техническая мелиорация грунтов. Методы технической ме­лиорации.

10. Многомерзлотные грунты. Особенности строения (деятельный слой, талики, многолетняя мерзлота). Особенности строительства на многолетнемерзлых грунтах.

ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.