Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль стереотипов в жизни человека





Гендерные отношения

Гендер являет собой определение женщин и мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни.

Гендерный подход отличается тем, что он направлен на женщин и мужчин, а не на женщин в отдельности. Гендерный подход выдвигает на первый план:

  • различия между интересами мужчин и женщин даже в пределах одного домашнего хозяйства, как они взаимодействуют и выражаются;
  • традиции и иерархические представления, которые определяют положение женщин и мужчин в семье, общине и обществе в целом, посредством которых мужчины обычно доминируют над женщинами;
  • различия среди женщин и среди мужчин, основанные на возрасте, благосостоянии, национальной принадлежности и других факторах;
  • направление изменения гендерных ролей и взаимоотношений, происходящего зачастую довольно быстро, как результат социальных, экономических и технологических тенденций.

Гендерное равенство подразумевает равное обладание женщинами и мужчинами социально ценных благ, возможностей, ресурсов и вознаграждений. Гендерное равенство не означает, что мужчины и женщины становятся одинаковыми, а то, что их возможности и жизненные шансы равны.



Гендерный анализ учитывает социальные и экономические различия между женщинами и мужчинами на каждом этапе разработки политики с целью:

  • выявления потенциально различного воздействия политических курсов, программ и законодательства, оказываемого на женщин и мужчин;
  • обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек, при проведении и планировании мер.

Гендерный подход включает в себя рассмотрение как практических, так и гендерных потребностей, таких, как улучшение условий для женщин посредством обеспечения водой и условиями санитарии вблизи дома, а также стратегических гендерных потребностей: улучшение положения женщины в обществе повышением ее информированности о ситуации и способности принимать решения и оказывать воздействие на изменения. Гендерный подход также стремится предотвратить дальнейшее обременение женщин и подчеркивает важность не укрепления и увековечивания автоматически традиционных ролей. Это подразумевает необходимость рассмотрения как мужчин, так и женщин, поскольку мужчинам необходимо изменить их отношение и поведение, чтобы поддержать данный процесс.



Слово «гендер» заимствововал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками. При этом оно всегда было и остаётся многозначным.

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или нечеловеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в билогии.

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности



Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, существуют сообщества с четырьмя и более гендерами. Социальный пол ведьм, например, не совпадал с социальным полом обычных женщин и по социальной роли был более близок к мужскому социальному полу.

Стереотипы
Человек социальное существо. Всю жизнь его окружают другие люди. И поэтому, совершая тот или иной поступок, люди так или иначе оглядываются на общество, надеясь на его поддержку и опасаясь их осуждения, тем самым устанавливая для себя и окружающих рамки.

Рамки являются ничем иным, как стереотипами – то есть устойчивым отношением к какому-либо явлению, сложившимся под влиянием социального мнения и предшествующего опыта.

Таких стереотипов сотни и даже тысячи и каждый по-своему влияет на жизнь человека – как положительно, так и отрицательно.

Целью данной работы является:

· обзор общей информации о том, что такое стереотип и как он характеризуется;

· рассмотрение роли стереотипов, как в обыденной, так и в деловой жизни человека;

· рассмотрение метода избавления от стереотипов.

 

Характеристика и специфика стереотипа

Стереотипы - это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков; привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.

Стереотипы - это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и ярче, у кого-то те же самые грани сглажены и проявляются реже.

Стереотипы - это привычные маршруты так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты - результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности.
Стереотипы разделяют на два типа:

· Отражающие представления людей о самих себе,

· Отражающие представления о других людях, другой социальной группе.
Люди воспринимают многие стереотипы как образцы, которым надо соответствовать. Поэтому такие фиксированные представления оказывают довольно сильное влияние на людей, таким образом, влияя на формирование таких черт характера, которые отражены в заданном стереотипе.
Функции:

· Позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность;

· Ускоряет процесс познания;

· Предоставляет первичное основание для ориентировки в происходящем;

· Облегчают понимание (например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается)
Несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных.
Все стереотипы условно делятся на три большие категории:

· стереотипы реагирования

· стереотипы восприятия и оценки

· стереотипы мышления.

 

Роль стереотипов в жизни человека


Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей.
1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.

Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип — характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали его заметного влияния — 54%, активно сопротивлялись Предлагаемому стереотипу — 10,7%.

Вот какие портретные характеристики были даны молодому человеку, изображенному на фотографии: "Этот зверюга понять Что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед (установка на стереотип "преступник").

"Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с 'травильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит; ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой такой-то схватки, хотя у него и не' военная форма (одет в клетчатую рубашку)" (установка — "герой").

Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе дает мало информации и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.
2. Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

Так, например, у каждого более или менее опытного продавца формируется набор стереотипов покупателей типа "внимательный" — "рассеянный"; "придирчивый"; "вежливый" — "хамоватый" и т.д., что позволяет продавцу, не задумываясь, вести себя соответствующим образом.
3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание, Предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого "Я".
4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает жизнь лучше.
5. Чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем по влияние коллективного опыта.

 

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Сегодня, как правило, к большинству соискателей на достойные вакансии – руководящие и хорошо оплачиваемые должности – неизменно предъявляется такое требование как коммуникабельность. Да и как иначе? Без хороших способностей к эффективному общению нельзя организовать людей, а без слаженной команды не добиться значительных результатов в любом деле.

Согласно определению словаря, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ (от позднелатинского communicabilis – соединимый, сообщающийся): 1) совместимость (способность к совместной работе) разнотипных систем передачи информации; 2) способность к общению, общительность.

Коммуникабельный человек – явление чрезвычайно ценное, он способен создавать огромное количество полезных связей, он в курсе событий, а где новая и достоверная информация – там успех. Коммуникабельность подразумевает двустороннее взаимодействие, т.е. человек не только должен хорошо говорить, но и уметь слушать, слышать и понимать то, что респондент хочет донести. Людей, которые умеют говорить долго и многоречиво – предостаточно, но тех, кто способен еще и адекватно слышать собеседника – единицы.

Ведущие программ и торжеств, ди-джеи, юристы, журналисты, преподаватели, да вобщем-то представители самых разных профессий добиваются значительных успехов только при условии, что они могут находить общий язык с другими людьми. Для того, чтобы быть востребованным, пожалуй, любому специалисту необходимо уметь доходчиво и просто выражать свои мысли. Коммуникабельность – это своего рода талант, но он при упорстве и желании вполне динамично развивается.

Психологическая готовность к общению, активность, развитое лингвистическое мышление, богатый словарный запас и техника речи – на основе этих составляющих замешивается коктейль успешного общения. Набрать телефонный номер, узнать нужную информацию, поговорить с незнакомым человеком, выступить перед той или иной аудиторией, задать вопрос на публичном выступлении – одних эти задачи повергают в стресс, другим даются легко и даже с удовольствием. Важно научиться преодолевать этот дискомфорт, волнение и неуверенность, настраивать себя на положительное отношение к другим людям, и тогда через определенное время общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми будет приятно и просто.

Умение внятно составлять фразы, предложения, речи. Когда мысль четко структурирована и облечена словами, когда слова грамотно склоняются и спрягаются – речь вызывает доверие у собеседника, внимание и понимание. Порой мысль вертится совсем рядом, а выразить ее никак не получается… Если у вас богатый словарный запас – вы легко подберете синонимы, описательные выражения, а точное название вам легко сможет подсказать ваш собеседник.

Правда, необходимо чтобы речь звучала так, что заслушаешься. Неправильная интонация, невзрачный голос, дефекты произношения – все это отвлекает от содержания речи или лишает ее должного внимания. Существует множество упражнений, рассчитанных на постановку голоса, дикции, выразительности интонации… Главное, не пренебрегать ими, и вскоре после занятий заметите явные изменения.

Говорите так, чтобы вас заслушивались. Слушайте так, чтобы собеседник с удовольствием высказывался. И тогда вы прослывете самым коммуникабельным человеком на свете.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.